Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, В.Н. Прокопьева, с участием представителя народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, обратившегося с ходатайством, С.А. Масляковой, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), исполняющей обязанности заместителя руководителя Департамента нормативно-правового обеспечения З.А. Вершининой, генерального директора акционерного общества "Геолнефтегазснаб" А.В. Штульмана, юриста акционерного общества "Геолнефтегазснаб" Т.В. Сайгановой, гражданки Л.Г. Ткач рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности распоряжения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике от 14 апреля 1993 года N 168, утвердившего "План разгосударствления или приватизации государственного коммерческо-посреднического предприятия "Якутнефтегазснаб", в части, включающей объект жилищного фонда - общежитие в состав приватизируемого имущества предприятия, находившегося в государственной собственности.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемый акт правоприменительной практики органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.Г. Кононова, объяснения представителей сторон: от народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева - С.А. Масляковой, от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) - З.А. Вершининой, выступления других приглашенных на заседание участников процесса, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. 14 апреля 1993 года распоряжением Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике N 168 был утвержден "План разгосударствления или приватизации государственного коммерческо-посреднического предприятия (ГКПП) "Якутнефтегазснаб", которым путем акционирования предусматривалась приватизация имущества ГКПП "Якутнефтегазснаб", включающего объект жилищного фонда - общежитие, находившееся на балансе предприятия. В результате акционирования ГКПП "Якутнефтегазснаб" на основании распоряжения министра юстиции Республики Саха (Якутия) N 81-п от 22 апреля 1993 года было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) "Геолнефтегазснаб" (свидетельство о государственной регистрации N 216). В соответствии с указанным "Планом разгосударствления или приватизации ГКПП "Якутнефтегазснаб" в собственность АОЗТ "Геолнефтегазснаб" было передано имущество предприятия, в том числе общежитие на 216 мест, расположенное по адресу: город Якутск, улица Стадухина, дом 63/1. В 2002 году была осуществлена государственная регистрация права собственности ЗАО "Геолнефтегазснаб" на указанное общежитие (Свидетельство о государственной регистрации: серия 14-АА, N 071960).
По мнению народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, состоявшийся в результате приватизации переход права собственности на указанное общежитие в составе иного имущества ГКПП "Якутнефтегазснаб", находившегося в государственной собственности, привел к невозможности применения норм жилищного законодательства о договоре социального найма и приватизации к отношениям по пользованию жилым помещением в данном общежитии гражданкой Л.Г. Ткач, которой жилое помещение в указанном общежитии было предоставлено в пользование на законных основаниях (ордер от 11 февраля 1983 года N 000554 исполкома Якутского городского Совета народных депутатов), и которая проживала в нем с дочерью А.Н. Осиповой, родившейся 21 июня 1990 года, до перехода права собственности на указанное общежитие к АОЗТ "Геолнефтегазснаб", и проживает в нем до настоящего времени. Заявитель считает, что приватизация указанного общежития привела к нарушению конституционного права на жилище гражданки Л.Г. Ткач и ее дочери А.Н. Осиповой, гарантированного статьей 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Таким образом, народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев оспаривает конституционность правоприменительного акта Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике, утвердившего распоряжением от 14 апреля 1993 года N 168 "План разгосударствления или приватизации ГКПП "Якутнефтегазснаб", в части включающей объект жилищного фонда - общежитие, расположенное по адресу: город Якутск, улица Стадухина, дом 63/1, в состав приватизируемого имущества предприятия, что привело к ограничению субъективного права Л.Г. Ткач и ее дочери А.Н. Осиповой на заключение договора социального найма и, как следствие, на приватизацию жилого помещения в данном общежитии.
Оспариваемое распоряжение Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике от 14 апреля 1993 года N 168 и по содержанию, и по форме не обладает нормативностью и как правоприменительный акт практики органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) содержит индивидуальное предписание о порядке и условиях передачи указанного общежития в собственность АОЗТ "Геолнефтегазсбыт". Исходя из этого, в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 88 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), статьями 86, 96 (часть 3) и 99 (часть 4) Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) принимает решение только по предмету, указанному в ходатайстве, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого правоприменительного акта, так и смысл, придаваемый ему официальным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой деятельности органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
2. Жилищное законодательство и связанная с ним правоприменительная практика, защита прав граждан, обеспечение конституционности отношений по пользованию жилыми помещениями находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76, часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Следовательно, органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах своих конституционных полномочий в соответствии с федеральными законам вправе осуществлять правовое регулирование жилищных отношений, а Конституционному суду Республики Саха (Якутия) принадлежит конституционно-правовая юрисдикция по рассмотрению вопросов конституционности правоприменительных актов органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), применяемых к жилищным отношениям.
3. Согласно статье 102 (части 3-5) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) статус форм собственности, условия и порядок их возникновения и деятельности устанавливаются законодательством. Законом может быть установлено право Республики Саха (Якутия) на определенные виды объектов собственности и хозяйственной деятельности. Перечень объектов собственности Республики Саха (Якутия), не подлежащих разгосударствлению и приватизации, устанавливается законом Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством.
Как отметил Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в постановлении от 7 февраля 2013 года N 1-П "По делу о проверке конституционности "Плана разгосударствления и приватизации на второй квартал 1992 года и пункта 10 Договора купли-продажи имущества арендного (государственного) предприятия "Спецстрой" от 15 мая 1992 года", исходя из многообразия форм и видов собственности, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) предполагает возможность выделения собственности республики по объекту этого права и закрепления в законе специального порядка регулирования правоотношений по их управлению. Введение специального порядка непосредственно обусловлено изменением формы собственности при приватизации имущества, находящегося в собственности республики, и необходимостью регулирования связанных с ним отношений по передаче объектов жилищного фонда.
Возможность установления специального порядка регулирования была подтверждена постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2011 года N 1-П "По делу о проверке конституционности распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 1997 года "О передаче трех общежитий по улице Автодорожная города Якутска акционерному обществу "Домостроительный комбинат", которым Конституционный суд Республики Саха (Якутия) признал, что распространение разгосударствления и приватизации на объекты государственного жилищного фонда связано с установлением порядка их передачи, который по отношению к общему правилу отчуждения объектов права собственности, установленного гражданским законодательством, является специальным.
В то время когда Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике принималось решение о приватизации имущества ГКПП "Якутнефтегазснаб", в том числе указанного общежития, действовала норма пункта 6 статьи 2 Закона РСФСР от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", согласно которой приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в его первоначальной редакции жилой фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, в случае приватизации этих предприятий подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов. В новой редакции от 23 декабря 1992 года настоящего Закона статьей 18 было конкретизировано правовое условие передачи объектов государственного жилого фонда, а именно: "При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья". Данная норма также была закреплена в части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики" граждане имели право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости путем приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе находящихся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственном жилищном фонде). Норма части 3 статьи 19 настоящего Закона не допускала продажи иным лицам заселенных квартир и домов государственного, муниципального и общественного жилищных фондов без согласия проживающих в них совершеннолетних граждан. Кроме того, согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.
Положение статьи 25.1. Закона Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1992 года "О приватизации и приобретении (продаже) государственного и коммунального жилищного фонда в Республике Саха (Якутия)" устанавливало порядок передачи объектов жилищного фонда, принадлежащих государственным предприятиям, которой соответствовал правилам статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в его редакции от 23 декабря 1992 года.
Таким образом, федеральные законодательные акты и законоположения Республики Саха (Якутия) содержали нормы, императивно закрепляющие запрет отчуждения государственного жилого фонда совместно с имущественным комплексом приватизируемых государственных предприятий. Жилищный фонд государственных предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий либо в ведение органов местного самоуправления. Тем самым федеральный и республиканский законодатель исключал возможность передачи жилого фонда в собственность юридических лиц - субъектов частного права.
4. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которое наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяет содержание деятельности органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, и для осуществления которого органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года N 8-П, жилые помещения, входящие в состав перечисленных в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилищных фондов, имеют социальное предназначение; осуществляя регулирование носящих публично-правовой характер отношений по поводу находящихся в собственности муниципальных образований таких необходимых непосредственно для жизнеобеспечения населения объектов недвижимости, их использования и сохранения их целевого назначения, федеральный законодатель тем самым регулирует распределение между разными уровнями публичной власти функций социального государства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П установил, что осуществляя регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт "в" Конституции Российской Федерации) и исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности. В то же время Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности право каждого на жилище (статья 7, статья 40 Конституции Российской Федерации), признаваемое международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2 Конституции Российской Федерации). Данное право, исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
Согласно статье 2 действующей редакции Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Правила применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитиях, принадлежавших государственным предприятиям и переданных в ведение органов местного самоуправления, закреплены в статье 7 действующей редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации": "К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма".
В силу законоположений статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения, используемые в качестве общежитий, не могут находиться в собственности акционерных обществ и других субъектов гражданского права, не являющихся публичными образованиями, так как специализированный жилищный фонд включает в себя только те помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, гражданке Л.Г. Ткач жилое помещение в общежитии, относившимся к государственному жилищному фонду, было предоставлено в пользование как работнику государственного предприятия. К моменту принятия распоряжения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике N 168 от 14 апреля 1993 года об утверждении "Плана разгосударствления или приватизации ГКПП "Якутнефтегазснаб" гражданка Л.Г. Ткач на законных основаниях фактически проживала в общежитии и тем самым приобрела статус нанимателя специализированного жилого помещения. После перехода права собственности на указанное общежитие к АОЗТ "Геолнефтегазснаб" она стала пользователем жилого помещения наймодателя, который не является ее работодателем. В связи с этим фактический статус жилых помещений в данном общежитии как жилых помещений специализированного жилищного фонда изменился.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 мая 2007 года N 379-О-П установил, что в соответствии со статьей 675 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения, новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма, в том числе если это условия договора найма специализированного жилого помещения. Это означает, что недопустимо произвольное распространение режима коммерческого найма на жилые помещения в зданиях общежитий, которые фактически были ранее заселены на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Право на приватизацию государственного и муниципального имущества, обусловленную переходом к многообразию форм собственности, которые признаются и защищаются в Российской Федерации равным образом (статья 8, часть 2 Конституции Российской Федерации), не относится к числу конституционных; оно регламентируется федеральным законодателем, в данном случае - с учетом особенностей субъекта соответствующих отношений, а также исходя из интересов защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 15, часть 2; статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 апреля 2006 года N 119-О, закрепляя право на приватизацию в федеральном законе, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в постановлении от 7 февраля 2013 года N 1-П "По делу о проверке конституционности "Плана разгосударствления и приватизации на второй квартал 1992 года и пункта 10 Договора купли-продажи имущества арендного (государственного) предприятия "Спецстрой" от 15 мая 1992 года" установил, что изменение правового режима использования жилых помещений, в которых проживают граждане, без их согласия препятствовало реализации их права на жилище, закрепленного в статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
Положение статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. Условия для реализации права на жилище определяются в жилищном законодательстве, которое согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которому относятся Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними акты федерального уровня, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Республика Саха (Якутия) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) обладает всей полнотой государственной власти и самостоятельна в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития. Человек, его права и свободы в Республике Саха (Якутия) являются высшей ценностью. Государство ставит своей основной целью и задачей создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Неприкосновенность жилища охраняется законом (часть 3 статьи 1, статья 2, статья 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Законодательное установление статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности, на недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, жилищных прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу названного законодательного установления граждане, реализуя право на жилище, закрепленное в статье 24 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, вытекающие из этого права, в том числе распоряжаются ими, при этом граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Осуществляя конституционный контроль по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Конституционный суд Республики Саха (Якутия), как это определено в части 3 статьи 4 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", руководствуется Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации. Исходя из этого, в настоящем постановлении приведены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, направленные на обеспечение в судебной практике конституционного истолкования подлежащих применению норм права.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать распоряжение Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике от 14 апреля 1993 года N 168, утвердившего "План разгосударствления или приватизации ГКПП "Якутнефтегазснаб", в части, включающей объект жилищного фонда - общежитие в состав приватизируемого имущества предприятия, находившегося в государственной собственности, не соответствующим статье 24 Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку такое отчуждение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, лишает граждан, вселенных на условиях договора найма специализированного жилого помещения в здании, ранее находившемся в хозяйственном ведении государственного предприятия и использовавшемся в качестве общежития, жилищных прав, которые были у них на момент приватизации указанного предприятия, в том числе права на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений.
2. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
|
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) |
г. Якутск, 29 апреля 2015 года
N 2-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности распоряжения Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике от 14 апреля 1993 года N 168, утвердившего "План разгосударствления или приватизации ГКПП "Якутнефтегазснаб", в части, включающей объект жилищного фонда - общежитие в состав приватизируемого имущества предприятия, находившегося в государственной собственности"
Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами
Текст постановления опубликован в парламентской газете "Ил Тумэн" от 7 мая 2015 г. N 16, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия) от 12 мая 2015 г. N 16, в газете "Саха Сирэ" от 7 июля 2015 г. N 73