Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 14 сентября 2004 г. N 3-62/04
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Данилова А.Р.,
с участием прокурора Стручкова И.В.,
представителя Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я) Егоровой Н.А.,
при секретаре Бурнашевой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
14 сентября 2004 года
дело по заявлению Прокурора РС (Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 7, 8 и 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2001 года З N 313-II "Об административной ответственности за правонарушения в сфере использования нефти и продуктов переработки нефти и газа",
установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральном законодательству и недействующими отдельных положений (статьи 7, 8 и 9) Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2001 года З N 313-II "Об административной ответственности за правонарушения в сфере использования нефти и продуктов переработки нефти и газа".
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания заинтересованная сторона извещена надлежащим образом. Однако не представила сведения о причинах неявки своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн).
В судебном заседании представитель Прокурора РС (Я) - прокурор Стручков И.В. заявление поддержал в полном объеме и полагает необходимым признать оспариваемые положения названного закона недействующими.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я) Егорова Н.А. поддержала заявление Прокурора РС (Я) и суду представила экспертное заключение Управления о противоречии федеральному законодательству отдельных положений (статей 7, 8 и 9) Закона РС (Я) "Об административной ответственности за правонарушения в сфере использования нефти и продуктов переработки нефти и газа".
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статья 7 оспариваемого Закона устанавливает, что средства, полученные от взимания штрафов, налагаемых за административные правонарушения в сфере использования нефти и продуктов переработки нефти и газа, зачисляются в республиканский бюджет, соответствующий местный бюджет (по месту совершения административного правонарушения), Республиканскую государственную нефтеинспекцию при Правительстве Республики Саха (Якутия).
Указанная норма в части, предусматривающей начисление средств от взимания штрафов в республиканский бюджет и Республиканскую государственную нефтеинспекцию при Правительстве РС (Я) противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ и иным законодательными актами РФ.
Статьей 8 оспариваемого Закона установлена административная ответственность за осуществление без специального разрешения (лицензии) деятельности в сфере использования нефти и продуктов переработки нефти и газа и эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения, подлежащей лицензированию.
Статьей 9 оспариваемого Закона установлена административная ответственность за нарушение установленных правил и лицензионных условий содержания и технической эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения.
Указанные нормы закона противоречат федеральному законодательству на том основании, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ установлена административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 ГК РФ перечень отдельных видов деятельности юридических лиц по специальному разрешению (лицензии) определяется федеральным законом.
Эксплуатация нефтегазодобывающих производств, переработка, транспортировка по магистральным трубопроводам, хранение нефти, газа и продуктов их переработки, в том числе эксплуатация взрывоопасных, пожароопасных производственных объектов лицензируются в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 17).
На основании названного Федерального закона Правительством РФ принято постановление от 28 августа 2002 года N 637 "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки нефти, газа и продуктов их переработки.
Лицензированные условия при осуществлении деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов определены Положением "О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года N 595. Согласно пункту названного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудно горючие жидкости, твердые горючие и трудно горючие вещества и материалы.
Правила содержания и технической эксплуатации объектов нефтепродуктообеспечения установлены подзаконными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Так, Правила технической эксплуатации нефтебаз утверждены приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года N 232, Правила технической эксплуатации автозаправочной станции - приказом Минэнерго РФ от 18 августа 2001 года N 229, Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов - приказом Гостехнадзора РФ от 21 декабря 1999 года N 266, Общие правила промышленной безопасности опасных производственных объектов - постановлением Гостехнадзора РФ от 18 октября 2002 года N 61-А.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 18 августа 2001 г. N 229" имеется в виду "от 1 августа 2001 г. N 229"
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (статья 76 Конституции РФ).
Статьей 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 названного Кодекса установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации - относится к ведению Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм Закона РС (Я) "Об административной ответственности за правонарушения в сфере использования нефти и продуктов переработки нефти и газа" показывает, что оспоренные положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и приняты с превышением полномочий, представленных субъекту Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу статей 7, 8 и 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2001 года З N 313-II "Об административной ответственности за правонарушения в сфере использования нефти и продуктов переработки нефти и газа".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газетах "Саха сирэ" и "Якутия".
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий: |
А.Р. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2004 г. N 3-62/04
Текст решения официально опубликован не был