Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 24 октября 2006 г. N 3-53/06
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н. с участием прокурора Рязанской АД. при секретаре Захаровой Е.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 24 октября 2006 года
Дело по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия), ООО "Айс Кэш" и ООО "Золотой дракон" о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия)" от 13.07.2006 года 371-З N 757-III и недействующим, суд
установил
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 13.07.2006 года был принят Закон РС (Я) "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия)" и был опубликован в газете "Якутия" 15.08.2006 году.
ООО "Айс Кэш", и.о. прокурора РС (Я) и ООО "Золотой дракон" обратились в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений Закона РС (Я) ввиду их противоречия федеральному закону.
В судебном заседании прокурор Рязанская А.Д. просит признать недействующими пункт 1, п. 3 в части запрета размещения объектов игорного бизнеса в зданиях и сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждениях, пункты 4 и 5 ч. 2 ст. 3 Закона РС (Я) ввиду противоречия федеральному законодательству.
Представитель по доверенности ООО "Айс Кэш" просит признать недействующими статьи 2 и 3 Закона РС (Я), считая, что данные положения регулируются федеральным законом, что республиканский законодатель ущемил их права.
Представитель по доверенности ООО "Золотой дракон" просит признать недействующим п. 2 ст. 3 Закона РС (Я) по вышеприведенным основанием.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ч. 2 ст. 3 Закона"
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Оконешников В.Ю. с заявлением не согласен и считает, что до настоящего времени не принят федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере игорного бизнеса, поэтому республиканский законодатель вправе был осуществить правовое регулирование в данном виде деятельности. Поэтому просит в удовлетворении отказать.
Выслушав пояснение участников процесса, представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) исследовав представленные письменные доказательства, суд считает требование заявителей подлежащим удовлетворению частично.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) был вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 2 Закона РС (Я) предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании полученной в установленном порядке лицензии на предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, согласовывают с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) размещение объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия).
В целом Закон РС (Я) был принят в целях защиты прав и свобод человека и гражданина и определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Саха (Якутия) порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия).
Указанное в норме Закона РС (Я) согласование размещения уполномоченным органом исполнительной власти РС (Я) означает проверку выполнения установленных законодательством требований к размещению объектов игорного бизнеса на территории РС (Я).
Согласно Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. И в соответствии статьи 3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
При этом следует иметь ввиду, что ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 года "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" не содержит положения о согласовании размещения объектов игорного бизнеса на территории с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта. Поэтому, суд приходит к выводу о том, что субъект вправе осуществить собственное регулирование по данному вопросу. Кроме того, полагаю, что согласование размещения объектов игорного бизнеса с уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством не может рассматриваться как противоречие федеральному закону, поскольку разрешение не носит безусловного характера.
ООО "Айс Кэш" просит признать недействующим ч. 1 ст. 3 Закона РС (Я), где предусмотрено, что объекты игорного бизнеса размещаются в помещениях площадью не менее 100 квадратных метров (казино - не менее 350 квадратных метров), имеющих отдельный вход.
Однако, оспариваемая норма не может быть признана противоречащим федеральному закону, поскольку данная норма носит лишь рекомендательный характер. И каких либо нарушений прав и законных интересов не содержит и не имеет правовых последствий.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РС (Я) запрещается размещение объектов игорного бизнеса в жилых домах, в помещениях органов государственной власти, в помещениях медицинских учреждений, зданиях и сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждениях, а также организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, на рынках, в магазинах, супермаркетах, помещениях бытового обслуживания населения, в зданиях автовокзалов и речных вокзалов, железнодорожных вокзалов, речных портов, аэропортов, в помещениях детских садов и других образовательных учреждениях.
Между тем, республиканская норма противоречит федеральному законодательству по следующим основанием.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также право на свободное использование своих способностей и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (содержание игровых автоматов) с целью получения прибыли в соответствии ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отнесена к лицензируемому виду деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года N 525 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, где в п. 4 запрещено размещение тотализаторов и игорных заведений в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.
Анализируя приведенные нормы федерального закона, прихожу к выводу о том, что существует федеральный закон, который регулирует правоотношения в сфере игорного бизнеса. Который определяет места размещения тотализаторов и игорных заведений. При этом других запретов, кроме как указано в п. 4 Положение не содержит.
Исходя из изложенного следует, что данный вопрос регулируется федеральным законом, что субъект Российской Федерации не наделен правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности.
При таких обстоятельствах, оспариваемая норма Закона РС (Я) противоречит федеральному закону и подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил
Заявление подлежит удовлетворению частично.
Признать ч. 2 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия)" от 13.07.2006 года недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в средствах массовой информации.
В остальной части заявления в удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующая |
М.Н. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2006 г. N 3-53/06
Текст решения официально опубликован не был