Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 14 ноября 2006 г. N 3-56/06
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н. с участием прокурора Рязанской А.Д. при секретаре Захаровой Е.М. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 14 ноября 2006 года
Дело по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)" от 30.05.2006 года N 347-З N 709-III недействующим, суд
установил
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 30 мая 2006 года был принят Закон РС (Я) "Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)" и был опубликован в газетном издании "Якутия" 27.07.2006 году.
И.о. прокурора РС (Я) обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений Закона РС (Я) ввиду их противоречия федеральному закону.
В судебном заседании прокурор поддержала свое заявление и пояснила, что в виду не соответствия к федеральному закону оспариваемые пункты подлежат признанию недействующими, просит удовлетворить заявление.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Оконешников В.Ю. и старший референт постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Курбатова Е.В. с заявлением прокурора не согласны. Представлен отзыв на заявление и просят в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав пояснение прокурора, представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению полностью.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) был вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Статьей 1 п. 5 Закона РС (Я) установлено, что инвестиционный проект это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Между тем, ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" не предусматривает разработку проектно-сметной документации в соответствии с законодательством субъектов РФ. Как пояснила представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) проектная часть составляется с учетом стандартов, требований утвержденного федеральным законом. А сметная документация определяет объем государственных вложений и вкладывается в реализации проекта. Объем государственных вложений определяется федеральным законом. Исходя из приведенного следует, что проектно-сметная документация составляется в соответствии федеральным законом, что субъект РФ не вправе по своему усмотрению внести изменения, дополнения в основное понятие инвестиционного проекта.
Поэтому, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
Ст. 3 п. 2 Закона РС (Я) установлено, что иностранному инвестору на территории Республики Саха (Якутия) предоставляется полная и безусловная защита прав и законных интересов, которая обеспечивается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, Законом Республики Саха (Якутия) "Об иностранных инвестициях в Республике Саха (Якутия)" и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Между тем, в соответствии ст. 5 ч. 1 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Анализ данных норм показывает, что под защитой прав и интересов подразумевается гражданские правовые отношения, которые находятся в ведении Российской Федерации и эти отношения регулируются федеральными законами. Поэтому оспариваемая норма подлежит признанию недействующей.
Статьей 4 п. 1 Закона РС (Я) определены правовые основы инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Республики Саха (Якутия). Данное положение противоречит преамбуле ФЗ, в соответствии с которой, правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на всей территории РФ определяются указанным ФЗ. Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что субъект не вправе определять правовые основы инвестиционной деятельности.
Ст. 14 п. 1 Закона РС (Я) установлено, что инвестиционные программы и проекты, реализация которых предполагает в тех или иных формах прямое участие органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и (или) использование государственной поддержки, подлежат обязательной экспертизе, осуществляемой в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия). Данная норма противоречит п. 2 ст. 14 ФЗ согласно которому все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оспариваемые нормы подлежат признанию недействующими как противоречащие федеральному закону.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению полностью.
Признать п. 5 ст. 1; п. 2 ст. 3; п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 N 347-З "Об инвестиционной деятельности в республике Саха (Якутия)" недействующими с момента вступления решения в законную силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. следует читать как "347-З N 709-III"
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутия".
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующая |
М.Н. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2006 г. N 3-56/06
Текст решения официально опубликован не был