Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной
подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Магаданской области на 2004 год
(утв. постановлением Губернатора Магаданской области от 24 февраля 2004 г. N 37)
Главной задачей на 2004 год считать:
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - совершенствование функционирования территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС на основе развития автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создания резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов, достаточных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также повышение качества обучения населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций, уровня слаженности действий органов управления РСЧС в целях своевременного и эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами;
в области гражданской обороны - обеспечение повседневной готовности системы гражданской обороны к переводу на условия военного времени на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях при возникновении войн и локальных вооруженных конфликтов, создание и применение группировки сил и средств гражданской обороны для решения задач по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами, а также безусловного выполнения мероприятий по заблаговременной подготовке государства к ведению гражданской обороны;
в области пожарной безопасности - реализацию комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах на основе создания эффективной системы государственного пожарного надзора, совершенствования технологий тушения пожаров в населенных пунктах и на конкретных объектах, создания и внедрения новых систем вооружения и техники, повышения роли и значения системы пожарной безопасности непосредственно на территории Магаданской области.
Основными мероприятиями 2004 года считать комплексную проверку в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности территориальной подсистемы РСЧС Магаданской области, штабную тренировку с КЧСиПБ области по теме: "Работа комиссии по чрезвычайным ситуациям Магаданской области по ликвидации последствий ЧС, вызванной сходом снежной лавины в Хасынском районе".
Главам муниципальных образований - начальникам гражданской обороны, начальникам служб гражданской обороны области, руководителям предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности рекомендовать:
Основные усилия по подготовке сосредоточить на:
- проведении заблаговременной подготовки подчиненных органов управления ГОЧС, сил и средств к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;
- повышении уровня подготовки оперативного и технического персонала, готовности пунктов управления, проведении мероприятий по их реконструкции, совершенствованию их программно-технического оснащения;
- сокращении сроков реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, а также сроков их локализации и ликвидации;
- обеспечении готовности узлов и подразделений связи, органов управления ГОЧС и подразделений ГПС к выполнению задач по связи в различных режимах функционирования сил и средств гражданской обороны и РСЧС, в том числе готовности подвижной (мобильной) составляющей узлов связи пунктов управления;
- обеспечении готовности к использованию по предназначению автоматизированных систем централизованного оповещения, в том числе в ходе реконструкции (создания) автоматизированных систем централизованного оповещения в муниципальных образованиях;
- продолжении работы по сокращению сроков реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и чрезвычайные ситуации, вызванные террористическими актами.
При подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться Организационными указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы.
В области гражданской обороны особое внимание обратить на:
- подготовку органов управления и сил гражданской обороны по вопросам организации планирования мероприятий гражданской обороны;
- подготовку к работе важнейших объектов экономики при переводе гражданской обороны в различные степени готовности;
- проведение комплекса практических мероприятий по инженерной, радиационной, химической, медицинской защите населения, его первичного жизнеобеспечения, а также повышение готовности гражданских организаций гражданской обороны к выполнению задач.
В ходе корректировки планов гражданской обороны особое внимание обратить на вопросы организации взаимодействия с другими министерствами и ведомствами, а также с органами военного командования, поисково-спасательными формированиями.
Ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны представить в соответствии с приказом МЧС России от 25 июня 1996 г. N 427.
В январе-феврале месяцах спланировать мероприятия по совершенствованию законодательной базы в области гражданской обороны в 2004 году. Особое внимание уделить созданию нормативной правовой базы на муниципальном и объектовом уровнях.
Постоянно вести работу по реализации требований Федерального закона "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
В рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. N 620 "О гражданских организациях гражданской обороны" осуществлять постоянный контроль готовности гражданских организаций гражданской обороны. Особое внимание обратить на оснащение гражданских организаций ГО специальной техникой и имуществом.
Продолжать работу по совершенствованию вопросов содержания защитных сооружений гражданской обороны в постоянной готовности к приему укрываемых.
В течение года не допускать случаев необоснованного и преждевременного списания защитных сооружений ГО. По каждому сооружению, подлежащему списанию, организовать работу комиссий органов управлений по делам ГО и ЧС с привлечением других специалистов по проверке обоснованности списания с учета, выработке предложений по продлению сроков их службы. При оформлении документов на списание строго руководствоваться "Инструкцией о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений ГО". Обеспечить содержание и эксплуатацию защитных сооружений и сохранность имущества ГО на приватизированных предприятиях.
В течение 2004 года завершить работу по заключению договоров о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, выполнения мероприятий ГО с объектами экономики, продолжающими работу в военное время.
Обеспечить готовность эвакоорганов к выполнению задач проведения эвакомероприятий в установленное планами время и в установленном объеме.
В течение 2004 года продолжить работу по распределению загородной зоны и получению (обновлению) ордеров.
В ходе учений и тренировок приводить в готовность эвакоорганы с практической отработкой задач по предназначению, в том числе при экстренной эвакуации населения из опасных зон при ведении военных действий.
Продолжить организацию работ по созданию и содержанию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны, для чего рассмотреть вопросы финансирования этих мероприятий в бюджетах муниципальных образований на 2004-2005 годы.
Совершенствовать систему выдачи средств индивидуальной защиты всем категориям населения при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности. В ходе проведения учений и проверок развертывать пункты выдачи средств индивидуальной защиты с практической выдачей противогазов на руки работающему персоналу объектов экономики и организаций, а также населению, проживающему вблизи потенциально опасных объектов. Особое внимание уделить на выделение транспортных средств для вывоза СИЗ на пункты выдачи.
Задачи по подготовке гражданских организаций
гражданской обороны и служб гражданской обороны
Основной задачей на 2004 год по подготовке территориальных и объектовых служб гражданской обороны и гражданских организаций (формирований) гражданской обороны определить приобретение их руководителями и специалистами твердых знаний и практических навыков по проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны, аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В 2004 году продолжить работу по созданию, укомплектованию и оснащению служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 620 "О гражданских организациях гражданской обороны" и от 18 ноября 1999 г. N 1266 "О федеральных службах гражданской обороны", а также Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенными в действие директивой МЧС России от 03 апреля 2000 г. N 33-860-14.
Основными формами подготовки указанной категории считать проведение тактико-специальных, комплексных учений, тренировок с отработкой практических вопросов по тематике гражданской обороны в соответствии с утвержденными примерными программами обучения.
Подготовку служб гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований проводить в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также Организационными указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы и утвержденными примерными программами обучения.
Подготовку руководителей служб и гражданских организаций гражданской обороны осуществлять в учебно-методическом центре Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, обращая особое внимание на выработку умений и навыков по поддержанию в готовности подчиненных гражданских организаций гражданской обороны к действиям по предназначению, организации выполнения задач и управлению ими в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций и очагов поражения, вызванных применением средств массового уничтожения при ведении военных действий.
Личный состав гражданских организаций гражданской обороны по вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим готовить непосредственно по месту работы в соответствии с утвержденными примерными программами обучения, а также в ходе учений и тренировок по вопросам гражданской обороны.
Для повышения эффективности обучения учебные группы комплектовать преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых, с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группах не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий учебные группы делить на подгруппы численностью 12 - 13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр, контрольно-тренировочных занятий деление групп на подгруппы осуществлять в соответствии со штатной структурой соответствующих органов управления служб и формирований гражданской обороны и замыслом используемой формы обучения.
Начальники служб гражданской обороны муниципальных образований и организаций, а также руководители гражданских организаций гражданской обороны по специальной подготовке могут готовиться методом сборов, которые организуются и проводятся соответствующими вышестоящими начальниками служб гражданской обороны. Для каждого такого сбора необходимо разрабатывать специальные программы в объеме 36 учебных часов. Занятия в ходе сборов проводить на учебно-материальной базе учебно-методического центра или непосредственно в организациях по профилю деятельности службы (при условии наличия подготовленной учебно-материальной базы в организации).
При подготовке служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Повысить требования к знанию личным составом правил, норм и инструкций по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, его практическим навыкам, физическим и морально-волевым качествам.
Проверять готовность служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по гражданской обороне, а также в ходе проверок состояния и готовности гражданской обороны.
Ежегодно уточнять наличие, состав, укомплектованность и оснащенность гражданских организаций гражданской обороны по состоянию на 01 января текущего года. Уточненные данные представлять в составе ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны в соответствии с табелем срочных донесений МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 25 июня 1996 г. N 427.
Разработать и утвердить планы обеспечения мероприятий гражданской обороны территориальных служб гражданской обороны.
Совершенствовать вопросы организации и обеспечения взаимодействия гражданских организаций гражданской обороны, служб гражданской обороны с органами военного командования, поисково-спасательными и пожарно-спасательными формированиями МЧС России при планировании совместного выполнения задач гражданской обороны.
Основными задачами по оперативной подготовке на 2004 год считать:
- повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время и выполнению задач по предназначению;
- выполнение комплекса мероприятий, направленных на достижение слаженности в работе служб ГО области, служб ГО муниципальных образований, органов управления РСЧС, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС в сложных условиях обстановки в угрожаемый период, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время;
- приобретение, совершенствование знаний, практических навыков и умений командно-руководящего состава ГО и РСЧС в вопросах предупреждения, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, закрепление практических навыков в выполнении функциональных обязанностей.
Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2004 году считать:
штабную тренировку Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по отработке вопросов координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации с привлечением в установленном порядке органов управления и сил заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Камчатской области (по взаимодействию);
участие во Всероссийском совещании с начальниками гражданской обороны - главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителями федеральных органов исполнительной власти по проблемам гражданской обороны;
учебно-методические сборы в Дальневосточном региональном центре по подведению итогов деятельности территориальных и функциональной подсистем РСЧС субъектов региона, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2004 году и постановке задач на 2005 год;
учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности территориальной и функциональной подсистемы РСЧС Магаданской области, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2004 году и постановке задач на 2005 год.
При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2004 году руководствоваться Методическими рекомендациями по подготовке и проведению командно-штабных учений в системе МЧС России (изд. 2002 г.).
Главными целями проводимых мероприятий определить совершенствование знаний, умений и навыков руководителей и специалистов гражданской обороны, личного состава гражданских организаций (формирований) гражданской обороны по выполнению задач по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проверку реальности планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других планирующих документов.
Подготовку органов управления ГО и РСЧС проводить с целью поддержания в постоянной готовности к руководству силами территориальной подсистемы РСЧС и ГО, их всестороннему обеспечению при выполнении задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Основными целями мероприятий оперативной подготовки считать:
совершенствование практических навыков в принятии решений и планировании действий сил и средств;
достижение согласованности в работе органов управления, сил и средств различных уровней при решении задач снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера;
проверку реальности планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
исследование проблемных вопросов ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При проведении мероприятий подготовки органов управления представлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач.
Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов.
Контроль выполнения мероприятий по оперативной подготовке осуществлять через оперативное управление Главного управления по делам ГОЧС области.
В Главное управление по делам ГОЧС области представлять:
предложения командно-штабных и специальных учений, проводимых в службах ГО области и в органах управления ГО и РСЧС муниципальных образований с пояснительной запиской за две недели до их проведения;
отчеты по итогам проведения командно-штабных и специальных учений не позднее 15 дней после их окончания.
При планировании подготовки органов управления исходить из следующих требований:
а) командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток в органах исполнительной власти области - 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения и штабные тренировки в организациях проводить 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
К проведению командно-штабных учений в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления в установленном порядке привлекать оперативные группы Главного управления по делам ГОЧС области, органов военного командования и органов внутренних дел Российской Федерации, а также территориальные и объектовые формирования гражданской обороны;
б) тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов со службами и формированиями гражданской обороны организаций - 1 раз в 3 года, а с формированиями гражданской обороны повышенной готовности - 1 раз в год;
в) комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводить, исходя из периодичности: в муниципальных образованиях и организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне и имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек, - 1 раз в 3 года, в других организациях - тренировки продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года;
г) тренировки по тематике гражданской обороны проводить в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования 1 раз в год.
Тематику командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, командно-штабных (штабных) тренировок определять с учетом вида и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых на соответствующей территории. Предусматривать комплексные темы учений с детальной отработкой на первом этапе - вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а на последующих этапах - вопросов перевода гражданской обороны с мирного на военное положение и ведения гражданской обороны. Кроме того, при определении тематики учений и тренировок предусматривать по согласованию в установленном порядке с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отработку вопросов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на соответствующих территориях.
Спланировать перед началом характерных для Магаданской области кризисных ситуаций (весенний паводок, лесоторфяные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и т.д.) проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальные подсистемы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации.
Вопросы защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей в мирное и военное время, а также вопросы по ликвидации последствий террористических актов отрабатывать во взаимодействии с другими органами управления РСЧС и гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
При проведении учений, тренировок и учебных сборов особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке вопросов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, а также крупных промышленных предприятиях.
Учения организовывать и проводить по принципу "Старший начальник обучает своих подчиненных".
При организации оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации совершенствование оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации считать приоритетным направлением в повседневной деятельности каждого органа управления ГО и РСЧС области и муниципальных образований.
С целью устранения недостатков по вопросам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, имевших место в 2003 году, приведения вопросов организации оперативного реагирования в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в январе спланировать и провести подготовку оперативных групп органов управления ГО и РСЧС всех уровней к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Уточнить документы оперативных групп, их оснащение и оборудование. До 30 января имеющиеся недостатки устранить.
Задачи по подготовке единых дежурно-диспетчерских служб,
единых служб спасения
Обеспечить в муниципальных образованиях в 2004 году дальнейшее создание и развитие правовой основы деятельности и готовности единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) к приему информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и доведению ее до соответствующих аварийно-спасательных формирований областной подсистемы и звеньев РСЧС, обеспечивающих оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации в соответствии с Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. N 428 и Планом создания в 2003-2004 г.г. на территориях субъектов Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб ("единых служб спасения") на базе телефонного номера "01", утвержденного приказом МЧС России от 02 декабря 2003 г. N 553.
Во взаимодействии с ВНИИ ГОЧС и ФГУ ВНИИ ПО вести разработку технических проектов ЕДДС и ОСОДУ области и муниципальных образований, добиться повышения оперативности и эффективности реагирования на пожары и другие чрезвычайные ситуации с учетом перехода на единый телефонный номер "01".
Подготовку и обучение специалистов ЕДДС осуществлять на базе учебно-методического центра Главного управления по делам ГОЧС области, учебных пунктов ГПС.
Продолжать работу по развитию ЕДДС путем:
внедрения типовых проектных решений создания и оснащения ЕДДС - "01";
внедрения специального программного обеспечения (СПО) ЕДДС - "01" по поддержке принятия решений на ликвидацию различных видов чрезвычайных ситуаций;
развития автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;
оснащения современными техническими системами управления, средствами связи, оповещения, сбора и обмена информацией;
совершенствования нормативной правовой базы ЕДДС - "01", разработки (корректировки) алгоритмов работы, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС;
совершенствования алгоритмов взаимодействия диспетчерских служб, систем учета сведений о работе ЕДДС - "01" по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и аварийно-спасательными формированиями, реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и происшествия.
Не допустить снижения уровня оперативного реагирования (сбора, обработки информации) на возникающие пожары при изменении статуса телефона "01".
Вести переучивание оперативно-диспетчерского персонала ЕДДС с учетом их функционирования на базе телефонного номера "01" по новым программам обучения.
Продолжить разработку нормативно-правовых, распорядительных и методических документов, инструкций, положений о ЕДДС, справочных материалов и алгоритмов работы дежурно-диспетчерских служб в различных режимах функционирования местных звеньев РСЧС.
Ежемесячно анализировать состояние дел по созданию, внедрению и эксплуатации ЕДДС, подготовке их персонала.
Организация связи и оповещения
С целью обеспечения постоянной готовности узлов и подразделений связи органов управления ГО и РСЧС области и муниципальных образований к выполнению задач по переводу ГО на военное время и организации совместных действий с узлами и подразделениями связи Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти организовать и выполнить следующие мероприятия:
провести корректировку планов связи и оповещения органов управления ГО и РСЧС всех уровней в соответствии с задачами и требованиями ДНГО от 27 мая 1997 г. N 001, постановлением губернатора области от 11 июля 2003 г. N 160 " О создании и поддержании в постоянной готовности к использованию технических систем управления и объектов гражданской обороны";
предусмотреть развертывание и усиление мобильной составляющей системы связи на основных направлениях, оперативной замены вышедших из строя элементов системы связи;
организовать изучение руководящих документов по вопросам использования систем оповещения по предназначению;
уточнить схемы оповещения и порядок оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом обратить особое внимание на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения, в том числе с использованием подвижных средств оповещения организаций;
обеспечить устойчивой связью оперативные группы (штабы по ликвидации последствий ЧС) в звене: оперативная группа на месте возникновения ЧС - КЧС. Обеспечить возможность докладов по обстановке с места возникновения ЧС, из любого района области, председателю КЧС и ПБ области через ОДС Главного управления по делам ГОЧС области.
Продолжить работу по развитию территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения на базе аппаратуры П - 166.
В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения", продолжить работу по созданию локальных и объединенных систем оповещения компактно расположенных объектов.
В 2004 году закончить резервирование каждого узла связи органов управления ГО и территориальной подсистемы РСЧС по энергоснабжению, иметь собственные аварийные источники электропитания.
При организации деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основными задачами считать:
- повышение уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- нормативно-правовое регулирование деятельности областной, городской и районных подсистем РСЧС в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организацию и методическое руководство планированием и проведением в органах управления ГО и территориальных подсистем РСЧС мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом конкретных условий;
- разработку целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; реализацию основных требований программ страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организацию накопления и контроля резервов финансовых и материальных ресурсов, исходя из расходной и доходной части бюджета согласно Закону Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
При организации предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций природного техногенного и биолого-социального характера основным направлением работы органов управления ГО и территориальной подсистемы РСЧС по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в 2004 году считать совершенствование системы мониторинга обстановки и прогнозирование ЧС, планирование и проведение конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
С учетом долгосрочного прогноза, заблаговременно, продолжать создавать резервы материально-технических ресурсов, своевременно провести теоретические и практические мероприятия по подготовке органов управления, формирований РСЧС и населения, занятого в сферах производства и обслуживания, совмещая практические мероприятия объектового и местного уровней с проведением учений и комплексных проверок.
В каждом муниципальном образовании спланировать и провести не менее двух специальных тренировок по циклическим чрезвычайным ситуациям. Особое внимание обратить на предотвращение лесных пожаров, уменьшение ущерба от паводков и наводнений.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации и проведении соответствующих практических мероприятий по ликвидации ее последствий, проводить анализ действий органов управления и всех задействованных сил с определением основных направлений дальнейшего совершенствования их подготовки.
На заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям спланировать мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
При прогнозировании и возникновении чрезвычайных ситуаций на территории:
знать реальное положение дел на объектах энергетики и ЖКХ, организовать целенаправленный, систематический контроль подготовки и функционирования объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период с участием надзорных органов;
спланировать и определить меры оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
до 01 апреля 2004 года провести ревизию гидротехнических сооружений. В актах отразить состояние их готовности к паводку и рекомендации по снижению риска их разрушения;
по всем гидротехническим сооружениям, содержащимся в неудовлетворительном состоянии, представляющим угрозу населению и территориям, добиться принятия необходимых мер по их ремонту и восстановлению;
разработать и иметь в органах управления ГО и территориальных подсистем РСЧС варианты развития возможной обстановки и действий по спасению населения из зон возможного затопления (подтопления) и его первоочередному жизнеобеспечению;
к началу паводкового периода иметь подробные данные о наличии и состоянии подрывных команд на промышленных предприятиях;
спланировать места их сосредоточения и объемы взрывчатых веществ, предполагаемых к использованию на ликвидацию ледовых заторов;
проверить достаточность наблюдательных постов служб гидро- и метеонаблюдения, их расстановку на угрожающих участках, обеспеченность их связью. При необходимости организовать подготовку и развертывание временных постов наблюдения за развитием паводка;
до наступления пожароопасного периода проверить пожарную безопасность населенных пунктов, расположенных в лесной зоне, дачных поселков, индивидуальных хозяйств, летних пастбищ сельскохозяйственных животных. Деятельность органов управления направить на внедрение в жизнь принципа вложения денег не в тушение пожаров, а в их недопущение.
Со второго квартала 2004 года осуществлять контроль своевременного выполнения планов завоза материально-технических средств, топливно-энергетических ресурсов и продовольствия в районы области. Главному управлению по делам ГОЧС области организовать работу по сбору достоверной информации о ходе "северного завоза", данные иметь по каждому населенному пункту и по основным видам завозимых материально-технических средств.
Корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводить 2 раза в год (до 01 марта и 01 сентября).
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и смягчения их последствий продолжать совершенствование защиты населения и территорий на основе перспективного планирования с учетом анализа имевших место чрезвычайных ситуаций, районирования территории по факторам риска и прогноза возможных чрезвычайных ситуаций заблаговременно, с учетом потенциальной опасности объектов экономики, проводить комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по снижению риска возникновения ЧС.
В 2004 году продолжить работу по декларированию безопасности промышленных объектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1995 г. N 675, страхованию производств, связанных с повышенным риском производства, и лицензированию их деятельности. Работу организовать и проводить совместно с территориальными органами Госгортехнадзора, Минтопэнерго России и Минприроды России.
В первом квартале 2004 года спланировать мероприятия контроля разработки и представления на экспертизу деклараций безопасности. Особое внимание обратить на декларирование гидротехнических сооружений, для чего во втором квартале организовать проверку объектов, подлежащих декларированию согласно перечню Минприроды России, согласованного с МЧС России 22 февраля 1999 г. N 33-544-9.
Паспорта безопасности административно-территориальных единиц привести в строгое соответствие с требованиями ГОСТа Р. 22.2.03-97.
Продолжить работу по разработке и принятию программ страховой защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В 2004 году продолжить работу по совершенствованию приемов и способов эвакуации. В течение года спланировать проверки готовности эвакоорганов по их готовности к действиям.
Систематизировать банк данных потенциально опасных объектов экономики с обязательным составлением прогноза возможного развития обстановки и различных вариантов действий в зависимости от характера и масштаба возможной чрезвычайной ситуации.
Совершенствование нормативно-правовой деятельности в области
предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций,
защиты населения и территорий
Основной задачей считать обеспечение плановой работы по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
В январе месяце провести планирование мероприятий по разработке и принятию всех рекомендованных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендованных МЧС России на муниципальном уровне.
Организация и проведение инженерно-технических мероприятий
в области защиты населения и территорий
В целях повышения готовности по вопросам инженерного обеспечения особое внимание обратить на:
подготовку к работе важнейших объектов экономики при переводе гражданской обороны в различные степени готовности;
проведение организационных и инженерно-технических мероприятий по дублированию производства продукции и по повышению устойчивости функционирования экономики.
Для систематизации работы в области защиты населения и территорий внедрить в практику неделю проведения предупредительных мероприятий и совершенствования всесторонней защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени (последняя неделя месяца).
В эту неделю планировать и проводить:
корректировку и уточнение планов инженерного обеспечения действий сил и мероприятий гражданской обороны;
проведение проверок по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий.
Результаты проведения "недели предупредительных мероприятий и совершенствования всесторонней защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени" представлять в Главное управление по делам ГОЧС области.
Руководителям органов местного самоуправления разработать планы обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны. Копии планов обслуживания и ремонта на 2004 год и анализ выполнения планов обслуживания и ремонта ЗС ГО за прошедший год представить в Главное управление по делам ГОЧС области 30 марта 2004 года.
В соответствии с требованиями приказа МЧС России от 05 апреля 1996 г. N 255 "О сохранении фонда средств коллективной защиты" организовать и провести в течение года смотры-конкурсы на лучшее содержание и эксплуатацию средств коллективной защиты, копию распоряжения по итогам проведения конкурса представить в Главное управление по делам ГОЧС области к 01 декабря 2004 года.
Задачи по организации и проведению мероприятий
радиационной и химической защиты в области защиты территорий и
населения мирного и военного времени
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" совершенствовать систему защиты населения и территорий от современных средств поражения в военное время, а также от возможных последствий аварий на ХОО, на транспорте при перевозке сильнодействующих ядовитых, взрыво- и пожароопасных веществ в мирное время.
В ходе проведения плановых и внезапных проверок проводить уточнение банка данных химически опасных объектов экономики, с обязательным составлением прогноза возможного развития обстановки и различных вариантов действий в зависимости от характера и масштаба возможной чрезвычайной ситуации. Проверять на объектах выполнение требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ст. ст. 9, 10), наличие и обеспеченность созданных аварийно-спасательных формирований (служб) и обслуживающего персонала средствами индивидуальной защиты, а также наличие локальных систем оповещения. Применять решительные меры к объектам экономики, грубо нарушающим требования федерального закона.
Совершенствовать систему выдачи средств индивидуальной защиты всем категориям населения при планомерном переводе гражданской обороны с мирного на военное время. В ходе проведения учений и проверок проверять реальность отработки планов обеспечения и выдачи СИЗ, выделение транспортных средств, погрузочно-разгрузочных команд для вывоза СИЗ на пункты выдачи.
Осуществлять развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты с практической выдачей противогазов на руки работающему персоналу объектов экономики и организаций, а также населению, проживающему вблизи потенциально опасных объектов. Проверять готовность объектов коммунально-бытового назначения, предназначенных для проведения санитарной и специальной обработки (санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания транспорта и одежды), наличие запасов дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих веществ.
Задачи по организации и проведению мероприятий
медико-биологической защиты в области защиты территорий и
населения мирного и военного времени
Основные усилия по вопросам медико-биологической защиты населения и территорий сосредоточить на подготовке сил медицинской службы ГО (МСГО) к работе по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возможных на подведомственной территории в мирное время, и к проведению медицинских мероприятий гражданской обороны в военное время.
Особое внимание обратить на подготовку медицинских формирований к выполнению возложенных на них задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями на потенциально опасных объектах экономики, и ликвидации последствий террористических актов.
Своевременно уточнять и корректировать планы медицинской защиты медицинских служб гражданской обороны, а также создаваемых медицинских формирований, обратив при этом внимание на вопросы организации взаимодействия с медицинскими службами ДВО Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, ведомственными поисково-спасательными формированиями и пожарно-спасательными подразделениями МЧС России.
Не допускать снижения уровня готовности подразделений МСГО, диспетчерских смен служб медицины катастроф.
Обеспечить готовность пунктов управления МСГО к действиям по предназначению, и в первую очередь их подвижной (мобильной) составляющей, совершенствовать их оснащение и возможность использования в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Задачи по организации и проведению мероприятий
противопожарной защиты в области защиты территорий и
населения мирного и военного времени
Организовать своевременную подготовку организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, к пожароопасному сезону.
С этой целью в I квартале 2004 года:
провести уточнение номеров телефонов дежурных и диспетчерских служб организаций и учреждений по взаимному обмену информацией об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
до 01 марта т.г. определить состав сил и средств, привлекаемых для выполнения работ по предупреждению и ликвидации лесных пожаров, организовать и провести мероприятия по обеспечению их готовности к действиям;
до 10 марта разработать прогноз возможной пожарной обстановки на предстоящий сезон. На основе прогноза возможного развития пожарной обстановки откорректировать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и торфяными пожарами.
В течение пожароопасного сезона организовать проведение противопожарной пропаганды, регулярно освещать в печати, по радио и телевидению вопросы о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах.
Организовать контроль за проведением контролируемых отжигов (сельскохозяйственных палов) весной и осенью акционерными обществами, кооперативами и иными владельцами земли с различными формами собственности.
Главному управлению по делам ГОЧС области определить порядок сбора, обработки и представления информации о ходе выполнения мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду и действиях при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Организовать подготовку оперативных групп из числа личного состава пожарно-спасательных подразделений МЧС к работе в пожароопасный период совместно с силами УПР по Магаданской области. С этой целью определить порядок дежурства оперативных дежурных смен и групп сил и средств Магаданской территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых к ликвидации лесных пожаров, организовать ежедневную работу по оценке и анализу пожарной обстановки.
Организация деятельности системы мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основные усилия сосредоточить на информационной-аналитической поддержке принятия управленческих решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организационном и научно-методическом совершенствовании деятельности системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами территориальных систем мониторинга и прогнозирования ЧС считать:
сбор, обработку, анализ информации о состоянии природных, техногенных, биолого-социальных источников ЧС и своевременное ее представление в органы управления ГО и РСЧС области;
определение перечня потенциальных источников ЧС и условий их возникновения, количественных и качественных характеристик поражающих факторов источников ЧС, прогнозов возникновения ЧС;
обеспечение лабораторного контроля состояния окружающей среды;
прогнозирование места, времени, параметров источников ЧС, сценариев развития и последствий ЧС;
участие в разработке предложений, направленных на проведение превентивных мероприятий по снижению риска возникновения ЧС и смягчению их последствий, формирование финансово-экономического механизма предупредительных мероприятий.
Научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных
на снижение риска возникновения ЧС и смягчение их последствий
С целью снижения риска возникновения ЧС природного и техногенного характера и смягчения их последствий основные усилия научно-технической деятельности сосредоточить на:
изучении и обобщении практического опыта функционирования подсистем РСЧС, решения задач гражданской обороны и обеспечения противопожарной безопасности с целью повышения эффективности защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проведении исследований в ходе командно-штабных учений, тренировок;
обеспечении методического сопровождения и координации целевой программы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, целевых программ в области пожарной безопасности, ликвидации разливов нефтепродуктов, усилении своего влияния в этой области;
организации взаимодействия с научными учреждениями Дальневосточного отделения Российской академии наук, других ведомств в вопросах планирования и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий;
продолжении создания и совершенствования автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС России (АИУС) на территории области.
Организация работы со средствами массовой информации
Информационно-пропагандистскую работу направить на доведение до населения места и роли гражданской обороны, РСЧС в системе национальной безопасности страны.
В этих целях продолжать тесное сотрудничество с телерадиокомпаниями, редакциями печатных изданий, использовать возможности других государственных и общественных организаций.
Основные усилия направить на расширение информационного обеспечения действий сил территориальной подсистемы РСЧС при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также хода и результатов проводимых в регионе учений и тренировок.
В целях наращивания работы информационных каналов органов управления по делам ГОЧС, по которым средства массовой информации должны получать объективную и достоверную информацию, организовать:
информирование представителей СМИ о проводимой политике МЧС России, о проводимых мероприятиях и задачах подразделений Главного управления по делам ГОЧС области и территориальных подсистем РСЧС на территории области по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
информирование об оперативной обстановке на территории области аккредитированных СМИ;
не реже одного раза в месяц проводить пресс конференции, брифинги, рабочие встречи с представителями СМИ.
Работу по видеодокументированию аварийно-спасательных мероприятий относить к числу приоритетных, для чего начальникам органов управлений по делам ГОЧС, начальникам поисково-спасательных формирований при организации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в ходе проведения плановых оперативных мероприятий (КШУ, КШТ), в ходе проведения соревнований поисково-спасательных, аварийно-спасательных команд и соревнований по пожарно-прикладному спорту проводить фото- и видеосъемку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.