Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Основные требования
к разработке плана по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на объектах экономики
Магаданской области
(утв. постановлением Губернатора Магаданской области от 24 мая 2004 г. N 119)
11 декабря 2004 г.
1. Настоящие Основные требования (далее - требования) определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами из расчета максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 100%;
нефтеналивная баржа - 50% ее общей грузоподъемности;
судно для сбора и транспортировки нефтесодержащих вод - 2 танка;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100% объема;
трубопровод при прорыве - 25% максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2% максимального объема прокачки в течение 14 дней;
автозаправочная станция - 100% объема резервуара;
стационарные объекты хранения и реализации нефти и нефтепродуктов (нефтебаза) - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения.
Постановлением Губернатора Магаданской области от 11 декабря 2004 г. N 217 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
3. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов, выделяются чрезвычайные ситуации:
локального значения - разлив до 100 тонн нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах Магаданской области.
В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
4. Планом должны предусматриваться:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по их ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказания медицинской помощи;
л) график проведения операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
н) расчет риска.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта разлива на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрологические и другие условия в месте расположения объекта разлива;
з) возможности имеющихся на объекте разлива сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разлива - заключение договоров);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке отходов нефти и нефтепродуктов;
к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов при разливе на почве.
6. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается организациями, расположенными на территории г. Магадана и Магаданской области, осуществляющими транспортировку, переработку, а также хранение, реализацию нефти и нефтепродуктов согласовывается с Северо-Восточным управлением Госгортехнадзора России, Управлением природных ресурсов и окружающей среды МПР России по Магаданской области, Магаданской специализированной морской инспекцией МПР России и утверждается Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области.
7. План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных, морских акваториях и внутренних водоемах Магаданской области разрабатывается организациями, в ведении которых находятся соответствующие речные, морские и внутренние водоемы, организациями, осуществляющими транспортировку, переработку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов согласовывается с Северо-Восточным управлением Госгортехнадзор России, территориальным управлением ГО и ЧС, Управлением природных ресурсов и окружающей среды МПР России по Магаданской области и Магаданской специализированной морской инспекцией МПР России и утверждается Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области.
8. Количество экземпляров разрабатываемого плана ЛАРН определяет разработчик с учетом того, что по одному экземпляру плана должен находиться у разработчика, согласующих и утверждающей организаций.
9. Излагаемый в плане ЛАРН порядок выполнения работ по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен служить в качестве руководства по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Основываться на существующей системе управления, инженерных расчетах, производственном опыте, природоохранной практике и использоваться должностными лицами всех уровней творчески и инициативно.
10. Ежегодно до 1 февраля проводить корректировку и согласование плана ЛАРН по состоянию на 01 января текущего года. Переработка плана ЛАРН проводить 1 раз в 2 года.
Структура плана по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Раздел 1. Общие положения
В общих положениях указывается, на основании чего разработан план ЛАРН и краткое его содержание, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус и порядок применения в практической деятельности.
Раздел 2. Описание и характеристика объекта и оценка обстановки
при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов
В данном разделе указываются:
местонахождение организации, наибольшая работающая смена;
гидрогеологические, гидрометеорологические и другие особенности района расположения организации (наличие поверхностных водотоков, характеристика почв, особенности рельефа местности);
наличие аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для проведения работ по ЛАРН;
максимальные объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
тип и характеристика продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);
прогнозируемая площадь разлива, направление его движения, длина, ширина и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации, влияние разлива нефти и нефтепродуктов на население, объекты жизнеобеспечения и окружающую природную среду;
самые неблагоприятные гидрометеорологические условия в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
Раздел 3. Мероприятия по предупреждению аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов, проводимые в повседневной деятельности
и при угрозе разлива нефти и нефтепродуктов
В данном разделе отражается комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом экономических, природных, социальных, экологических и других характеристик и особенностей территории объекта, а также его технических характеристик.
Комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов:
выявление возможных источников и причин разливов нефти и нефтепродуктов;
прогнозирование максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов для планирования работ по локализации и ликвидации;
расчет:
потребности сил и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
времени доставки необходимых сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которые в случае разлива в акватории не должно превышать 4-х часов, а при разливе на почве 6-ти часов;
определение:
максимально возможного объема разлившейся нефти и нефтепродуктов и развитие чрезвычайной ситуации;
площади разлива;
года ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
влияния месторасположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории, во внутренние водоемы и на возможность развития соответствующих чрезвычайных ситуаций;
возможности имеющихся на каждом уровне (объектовом, местном, территориальном) сил и средств;
наличия полигонов по перевалке, хранения и переработки нефтяных отходов;
транспортной инфраструктуры в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
порядка взаимного обмена информацией между организациями, территориями и регионами, участниками локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
организация подготовки и поддержания в постоянной готовности аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности;
экспертиза промышленной безопасности, диагностика, испытания, освидетельствование технических устройств;
организация взаимодействия органов управления всех уровней, объектовых аварийных формирований и профессиональных аварийно-спасательных формирований;
организация управления, связи и оповещения, номера телефонов всех должностных лиц и служб;
ведение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
планирование первоочередных действий по локализации разлива нефти и нефтепродуктов при получении сигнала об угрозе или ее разливе;
организация контроля выполнения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на всех уровнях.
разработка порядка передачи информации об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов, ее доведение до руководства, органов управления сил и средств соответствующих уровней и порядка оповещения населения об угрозе разлива нефти и нефтепродуктов (схема);
формирование состава сил и средств, привлекаемых для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
Раздел 4. Организация действий сил и средств при обнаружении
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
В данном разделе в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при обнаружении разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
оповещение органов управления и сил, порядок доведения информации о факте разлива нефти и нефтепродуктов;
оценка объемов разлива нефти и нефтепродуктов, определение границ зоны разлива и его влияния на природные и производственные объекты;
прогнозирование возможных последствий аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;
принятие решения о локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
выдвижение сил и средств в район разлива;
мероприятия по защите населения (при необходимости);
мероприятия по локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
контроль за состоянием окружающей природной среды в районе разлива нефти и нефтепродуктов и обстановкой на аварийном объекте, осуществляющем добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, и на прилегающей к нему территории.
Раздел 5. Организация действия сил и средств при ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
В данном разделе в хронологическом порядке излагаются мероприятия, проводимые органами управления и силами при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов различного значения:
оценка объемов работ по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;
принятие решения на ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов;
выдвижение сил и средств в зону разлива;
распределение сил и специальных технических средств по участкам и объектам работ;
практические действия сил и специальных технических средств по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (варианты сбора нефтепродуктов);
организация управления, связи и оповещения;
обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.
Раздел 6. Обеспечение органов управления сил и средств
В данном разделе отражается комплекс мер по видам обеспечения (инженерное, противопожарное, транспортное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное, медицинское, финансовое, охрана общественного порядка и пр.), осуществляемый в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов.
Определяются порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов и лица, ответственные за всестороннее обеспечение действий органов управления, сил и средств.
Раздел 7. Мероприятия по временному хранению и утилизации
собранной нефти и отработанных расходных материалов
В данном разделе определяются:
лица, ответственные за проведение работ по временному хранению и утилизации собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов, и за чей счет проводятся эти работы;
полигоны (места) временного хранения и утилизации собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов по согласованию с природоохранными органами и противопожарными службами;
способы утилизации нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов, привлекаемые для этих работ специализированные организации, специальные технические средства и технологии;
примерные сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти (нефтепродуктов) и отработанных расходных материалов.
Раздел 8. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и объектов,
загрязненных в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
В данном разделе отражаются:
последовательность работ по реабилитации загрязненных территорий (акваторий) и объектов;
порядок привлечения организаций, имеющих соответствующие лицензии, к проведению работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.
Раздел 9. Мероприятия, проводимые на территориях (акваториях)
и объектах с хроническими загрязнениями нефтью и нефтепродуктами
В данном разделе отражаются работы по ликвидации существующих нефтяных загрязнений проводятся по соответствующим программам, которые проходят государственную экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизу на федеральном или региональном уровне.
Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать:
причину и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
описание и оценка действий виновника загрязнения;
оценку эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, кино-фото документов и других справочных материалов хранится в комиссии Магаданской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в течение 5 лет.
Порядок и периодичность комплексных учений и тренировок
В целях проверки готовности объекта экономики, сил и средств привлекаемых для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, проводить ежегодные комплексные учения и тренировки.
Порядок и периодичность комплексных учений и тренировок определяются Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области, департаментом энергетики и транспорта администрации области и утверждаются председателем КЧС администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.