Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Магаданской области на 2004-2006 годы" разработана в соответствии с Федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2002 N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", и согласно распоряжению губернатора Магаданской области от 06.10.2003 N 642-Р "О создании рабочей группы".
Необходимость подготовки Программы и последующая ее реализация вызвана неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков на территории Магаданской области.
Постоянно увеличивается число лиц, потребляющих наркотики. По данным органов здравоохранения на учете в областном наркологическом диспансере состоит 465 человек, из которых с диагнозом наркомания - 205.
По экспертной оценке количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, превышает 4000 человек.
Особую озабоченность вызывает распространение наркомании среди молодежи.
Большинство потребителей наркотиков (до 75 процентов) - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания. Впервые в 2002 году зарегистрирован ребенок, употребляющий опий, три ребенка (12 и 13 лет) употребляют коноплю, 12 подростков злоупотребляют различными формами канабиоидов, у 2 подростков сформировано болезненное пристрастие к этому виду наркотика. В 2002 году зарегистрированы 2 случая смерти несовершеннолетних от употребления средств бытовой химии.
Количество лиц, впервые взятых на учет с синдромом зависимости от наркотиков, в 1 полугодии 2003 года увеличилось с 4 до 13 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В группе профилактического наблюдения выявлено 7 несовершеннолетних потребителей наркотических средств, что на 2 подростка больше чем в 1 полугодии 2002 года.
Подростковая заболеваемость, связанная со злоупотреблением наркотических средств, увеличилась в текущем году на 50 процентов и составляет 89 подростков на 100 тысяч подростков (за аналогичный период прошлого года - 60 подростков). Аналогичный показатель по России - 71 подросток.
Рост распространенности наркомании в Магаданской области сопровождается недостаточной ресурсной обеспеченностью наркологической службы и, прежде всего, финансированием. Наркологические учреждения не имеют возможности закупить современное лабораторное оборудование для обнаружения наркотиков, необходимые реактивы и современные лекарства. Отсутствуют средства на издание необходимых специальных и популярных материалов для работников медицинских учреждений и населения области.
Криминогенная обстановка в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории области остается достаточно сложной.
Несмотря на некоторую стабилизацию, по-прежнему высоким остается уровень наркопреступности в регионе. Так, по сравнению с 1999 годом в 7 раз увеличилось количество преступлений, совершенных организованными группами, более чем в 2 раза возросло число преступлений, связанных со сбытом наркотических средств. Более половины из числа выявленных составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. В 2 раза по сравнению с 2000 годом увеличилось количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств.
Происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие героин, опий, синтетические наркотики вытесняют маковую солому и марихуану.
Продолжается поступление наркотиков из легального оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил приобретения, хранения и реализации наркотиков.
Все эти факты дают основания предполагать, что преступные группы и сообщества активизируют деятельность по установлению контроля над процессами производства и распространения наркотических средств.
Сложившееся положение явилось следствием:
- разрушения системы профилактики преступлений;
- наличия недостатков правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;
- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения.
Указанные тенденции сохраняются и в настоящее время, что дает повод прогнозировать развитие криминогенной ситуации на территории области в сфере незаконного оборота наркотиков.
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" не позволила в полной мере решить основные задачи по сокращению распространения наркомании и связанных с ней преступлений, совершенствованию системы лечения лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. В первую очередь это вызвано отсутствием должной финансовой поддержки со стороны государства.
В тоже время в области имеется достаточный потенциал для противостояния дальнейшему развитию данных негативных явлений. В настоящее время созданы реальные предпосылки для активизации и повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Во-первых, в связи с созданием Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в России впервые сформирован специальный орган исполнительной власти, ориентированный на решительную борьбу с наркопреступностью и широкое сотрудничество в этой сфере с аналогичными структурами стран СНГ и ведущих мировых держав. Это даст возможность еще более скоординировать совместную деятельность по борьбе с наркопреступностью и позволит переломить сложившуюся наркоситуацию к лучшему.
Во-вторых, полноценное и конструктивное сотрудничество всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных и политических организаций, прежде всего, в рамках федеральной целевой антинаркотической программы.
В третьих, активная работа государственных органов субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
В целях активизации работы по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и пресечению их незаконного оборота на территории Магаданской области необходимо сосредоточить основные усилия на следующих приоритетных направлениях:
- профилактика наркопреступности, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- конструктивное взаимодействие различных ведомств, учреждений, общественных и религиозных организаций по вопросам предупреждения и пресечения распространения наркотиков и психотропных веществ;
- совершенствование методов лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики;
- противодействие преступным сообществам, действующим в сфере незаконного и легального оборота наркотиков;
- подрыв экономических основ наркопреступности, пресечение легализации доходов, полученных преступным путем;
- своевременное и полное информирование органов государственной власти по проблемам защиты национальной безопасности от угроз, обусловленных организованной наркопреступностью;
- пресечение коррупции в органах исполнительной власти и правоохранительных органах, обеспечивающих соблюдение законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
При этом важнейшей является задача по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, порождаемых наркопреступностью.
Данная Программа разработана в соответствии с критериями формирования областных целевых программ, утвержденных Законом Магаданской области от 24 ноября 1999 года N 102-ОЗ "Об областных целевых программах".
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих министерств, ведомств, общественных организаций, и должна решаться программно-целевыми методами.
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых лечебно-профилактических и медико-реабилитационных учреждений.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений, активизацию работы по профилактике наркомании, укрепление материально-технической базы как лечебно-профилактических учреждений, так и правоохранительных органов, ведущих борьбу с наркоманией и наркопреступностью, прежде всего, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Магаданской области. Вызвано это тем, что в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 306 "Вопросы совершенствования государственного Управления в Российской Федерации" Государственному комитету Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) переданы здания, сооружения, материально-техническая база и иное имущество упраздненных федеральных органов налоговой полиции. Однако, учитывая специфику работы по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, успешное решение задач, стоящих перед органами Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с использованием имеющейся материально-технической базы невозможно.
Выполнение Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.