Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Организационные формы работы Думы
11. Заседания Думы
Статья 33.
1. Основной формой работы Думы являются ее заседания, которые проводятся не реже одного раза в два месяца для решения вопросов, отнесенных к компетенции Думы.
2. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы. Если на заседании присутствует менее двух третей от установленного числа депутатов Думы, то заседание переносится на другое время, а отсутствующим депутатам в письменном виде (либо телефонограммой) сообщается о месте и времени проведения заседания, которые определяются председателем Думы с учетом времени для доставки указанного сообщения.
3. Если и на повторно созванном заседании в его работе примет участие менее двух третей от установленного числа депутатов Думы, то заседание считается несостоявшимся, повестка дня не рассматривается, а председателям постоянных комиссий Думы поручается выяснение причин неявки депутатов на повторное заседание Думы.
Депутаты, не явившиеся и на повторное заседание без уважительных причин, привлекаются к ответственности за неявку на заседание Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
4. Повестка дня несостоявшегося повторного заседания Думы не может быть внесена на другое заседание Думы в том же виде (без изменений), в котором она была представлена на несостоявшемся повторном заседании.
Статья 34.
1. Заседания Думы носят открытый характер.
2. В случаях, предусмотренных законодательством, Дума вправе принять решение о проведении закрытого заседания. Заявление о проведении закрытого заседания может быть представлено депутатом, постоянной депутатской комиссией, председателем Думы в письменной форме с обязательным указанием вопроса повестки дня и причин, по которым целесообразно рассматривать указанный вопрос в закрытом заседании. Все полученные заявления о проведении закрытого заседания оглашаются председателем Думы и ставятся на голосование: в первую очередь - если вопрос, по которому сделано заявление о рассмотрении его в закрытом заседании, относится к повестке дня заседания, на котором это заявление было сделано; в порядке очередности, установленном настоящим Регламентом - если заявление касается вопроса, который подлежит рассмотрению на следующих заседаниях Думы.
3. Решение о проведении закрытого заседания принимается абсолютным большинством голосов от установленного числа депутатов. Закрытая форма заседаний Думы не отменяет других принципов ее работы. Информация о закрытом заседании Думы может быть опубликована без ограничений и в том же порядке, что и информация об открытом заседании.
Статья 35.
1. Дума созывается на свое первое (организационное) заседание председателем Избирательной комиссии муниципального образования не позднее, чем на двадцать пятый день после официального опубликования итогов выборов об избрании не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Думы нового созыва.
2. Если Дума не созвана на свое первое заседание в порядке, установленном пунктом первым настоящей статьи, депутаты собираются на заседание в здании, в котором осуществляет работу Дума, через четыре недели после официального опубликования итогов выборов.
3. До избрания председателя Думы первое заседание ведет старейший по возрасту депутат.
Статья 36.
Очередные заседания Думы созываются председателем Думы по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Время, место, проект повестки дня очередного заседания определяются и оглашаются председателем Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Статья 37.
1. Дума может быть созвана на внеочередное заседание. Внеочередные заседания Думы могут проводиться по письменному обращению главы муниципального образования или не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы, или контрольного органа муниципального образования. В письменном обращении о созыве Думы на внеочередное заседание указываются причины созыва и вопросы, вносимые на рассмотрение Думы. Обращение о созыве подписывается, соответственно, главой муниципального образования или депутатами, инициирующими созыв внеочередного заседания, руководителем контрольного органа муниципального образования.
2. Внеочередное заседание (место и дата его проведения) назначается, и проект повестки дня определяется председателем Думы в срок не позднее пяти дней после вручения ему письменного обращения о необходимости созыва внеочередного заседания.
3. Внеочередное заседание Думы проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в обращении о его созыве.
12. Порядок посещения заседаний лицами, не являющимися
депутатами Думы
Статья 38.
1. Глава муниципального образования, а также иные должностные лица, уполномоченные законодательством или Уставом, вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Думы и ее рабочих органов без специального разрешения.
2. На открытых заседаниях Думы могут присутствовать жители муниципального образования и аккредитованные при Думе журналисты средств массовой информации.
3. Руководители или заместители руководителей структурных подразделений мэрии муниципального образования при рассмотрении Думой вопросов, относящихся к их ведению, вправе присутствовать на открытых заседаниях без предварительного согласования своего участия с председателем Думы.
Статья 39.
1. Дума вправе потребовать присутствия на заседании должностных лиц местного самоуправления, если это предложение будет принято абсолютным большинством от установленного числа депутатов.
2. Требование о присутствии своевременно (не позднее, чем за три дня до заседания) доводится председателем Думы до сведения приглашенного должностного лица с указанием времени, места проведения заседания, а также вопроса, по которому указанное должностное лицо приглашается на заседание Думы.
Статья 40.
1. Председатель Думы перед открытием заседания сообщает о присутствующих на заседании лицах, не являющихся депутатами Думы.
2. Для лиц, приглашенных на заседание Думы, отводятся отдельные места в зале заседания.
3. Приглашенные и присутствующие на заседании лица не имеют права без разрешения председательствующего вмешиваться в работу Думы (выступать, делать заявления, выражать одобрение или недовольство).
4. Лицо, не являющееся депутатом Думы, в случае нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания по решению председателя Думы после однократного предупреждения.
Статья 41.
1. По решению Думы приглашенным может быть предоставлено слово для выступления в рамках настоящего Регламента.
2. Слово для выступления предоставляется без специального решения Думы должностным лицам местного самоуправления, явившимся на заседание Думы по приглашению.
Статья 42.
Население муниципального образования извещается о работе Думы, о времени и месте ее предстоящих заседаний и о принятых Думой решениях через аккредитованных при Думе журналистов средств массовой информации.
13. Порядок подготовки к проведению заседания Думы
Статья 43.
1. В порядке подготовки заседания Думы председатель Думы проводит работу по формированию проекта повестки дня в соответствии с настоящим Регламентом.
2. Не позднее, чем за 10 дней до заседания председатель Думы извещает депутатов о месте и времени проведения заседания, вопросах проекта повестки дня, вынесенных на рассмотрение Думы.
3. Председатель Думы организует вручение депутатам Думы и главе муниципального образования всех документов по вопросам, предложенным для внесения в проект повестки заседания, и сопутствующих материалов, включая заключения постоянных депутатских комиссий и проекты решений, не позднее, чем за 10 дней до начала заседания Думы.
14. Порядок формирования повестки дня заседания Думы
Статья 44.
Проект повестки дня заседания Думы формируется из:
- проектов решений Думы;
- предложений по организации работы Думы;
- ответов на письменные запросы депутатов;
- обращений граждан, общественных объединений по вопросам компетенции Думы;
- предложений и заключений постоянных депутатских комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению;
- сообщений контрольного органа муниципального образования;
- сообщений информационного характера.
Статья 45.
1. Проекты решений Думы в проект повестки вносят председатель Думы, глава муниципального образования, депутаты, постоянные депутатские комиссии и рабочие группы Думы.
2. Проекты решений Думы о порядке создания муниципальных предприятий и учреждений и участия муниципального образования в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также проекты решений о порядке установления тарифов на работы и услуги муниципальных предприятий и учреждений, по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, его приватизации вносятся главой муниципального образования.
Статья 46.
1. Проекты решений Думы направляются председателю Думы в письменном виде не позднее, чем за две недели до планируемого заседания Думы.
2. Председатель Думы организует регистрацию поступающих проектов и в течение суток направляет их в постоянную депутатскую комиссию, к ведению которой относится предлагаемый к рассмотрению вопрос. Перечень направленных на рассмотрение депутатских комиссий проектов председатель Думы доводит до сведения всех депутатов.
Статья 47.
1. Постоянная депутатская комиссия в течение 7-ми дней готовит и представляет председателю Думы свое заключение о целесообразности включения вопроса в повестку очередного или последующего заседаний и свои предложения по проекту решения Думы. В случае поступления в депутатскую комиссию нескольких проектов решений по одному вопросу комиссия выносит заключение по всем проектам и все их представляет председателю Думы.
2. Проект решения Думы должен иметь заключение соответствующей постоянной депутатской комиссии.
3. В необходимых случаях проект решения Думы должен иметь заключение главы муниципального образования.
Статья 48.
1. При необходимости проекты могут быть направлены председателем Думы или по решению постоянной депутатской ко миссии, к ведению которой относится предлагаемый проект, на экспертизу.
2. О передаче проекта на экспертизу сообщается лицу, предъявившему проект, с указанием причин, по которым проект отправлен на экспертизу.
Статья 49.
1. Предложения по организации работы Думы (вопросы организации деятельности постоянных комиссий и рабочих групп, принятие добровольной отставки председателя Думы и т.п.) выносятся на рассмотрение Думы в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом.
2. Ответы на письменные запросы включаются в проект повестки дня ближайшего заседания Думы по мере их поступления в распоряжение председателя Думы.
3. Проекты нормативных правовых актов выносятся на заседание Думы после их предварительного рассмотрения постоянной депутатской комиссией, рабочей группой или при наличии их заключения в порядке, установленном настоящим Регламентом, Положением о депутатских комиссиях и решениями о создании рабочих групп.
Статья 50.
1. Предложения и заключения постоянных депутатских комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению, а также предложения депутатских комиссий, рабочих групп по результатам рассмотрения ими, в порядке контроля, хода выполнения ранее принятых решений Думы, вносятся председателем Думы в проект повестки дня по мере их поступления, но не позднее трех дней до заседания.
2. При установлении очередности рассмотрения вопросов при формировании проекта повестки дня преимущество отдается проектам нормативных правовых актов и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории муниципального образования.
Статья 51.
Проект повестки дня, сформированный в соответствии с положениями настоящего Регламента, выносится председателем для утверждения на заседании Думы.
15. Утверждение повестки дня
Статья 52.
1. В начале каждого заседания Думы, после объявления председательствующим о наличии кворума, обсуждается и утверждается проект повестки дня.
2. Предложения и замечания по предложенному проекту повестки дня излагаются депутатами в выступлениях.
Статья 53.
1. Председатель Думы, постоянная комиссия или группа депутатов (численностью не менее одной трети от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по утверждению проекта повестки дня могут вносить предложения по включению в проект повестки дополнительных вопросов. При этом депутатская группа или председатель Думы обязаны предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в проект повестки дня дополнительно.
2. В случае если на включении дополнительного вопроса в проект повестки дня настаивает не менее одной четверти от числа депутатов, присутствующих на заседании, слово для обоснования предоставляется одному депутату.
3. В случае если включить дополнительный вопрос в проект повестки дня предлагает председатель Думы, то он обосновывает свое предложение в общем порядке выступления. Предложения оглашаются в порядке их поступления. При этом преимущество перед всеми остальными вопросами по включению в проект повестки имеют проекты актуальных нормативных правовых актов муниципального образования, а иные письменные проекты - перед устными предложениями.
Статья 54.
Проект повестки дня заседания Думы утверждается Думой на заседании по представлению председательствующего большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Статья 55.
1. По предложению председателя Думы или одной четверти от числа депутатов, присутствующих на заседании, может быть изменен порядок рассмотрения вопросов в проекте повестки дня: объединены несколько вопросов или сняты определенные вопросы с повестки дня с ограничениями, установленными настоящим Регламентом.
2. При обсуждении порядка работы заседания, возможности включения дополнительных вопросов в проект повестки дня, объединения или исключения из проекта повестки дня определенных вопросов прения ограничиваются выступлениями трех депутатов за принятие соответствующего решения и трех - против его принятия.
3. Вопрос о включении в проект повестки дня поступивших предложений решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Думы.
Статья 56.
1. На заседании Думы, в обязательном порядке, должны быть рассмотрены все вопросы утвержденной повестки дня либо принято решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание или об исключении этих вопросов из повестки. Перенесенные вопросы имеют приоритет при формировании проекта повестки следующего заседания по очередности их рассмотрения.
2. По решению Думы из проекта повестки дня не могут быть окончательно исключены вопросы по проектам правовых актов, внесенным в порядке правотворческой инициативы населением муниципального образования, а также органами и должностными лицами местного самоуправления.
3. Указанные вопросы могут быть оставлены без рассмотрения на заседании Думы, в проект повестки дня которого они были включены, с условием обязательного их рассмотрения на последующих заседаниях Думы. При этом в решении о переносе указанных вопросов указывается причина, по которой вопрос оставлен без рассмотрения, а также дата заседания, на котором его предполагается рассмотреть.
4. Повторное перенесение указанных в настоящей статье вопросов проекта повестки дня возможно только по причине неявки представителей населения, органов местного самоуправления или должностных лиц, по инициативе которых проект правового акта был представлен на рассмотрение Думы.
Статья 57.
1. Об утверждении проекта повестки дня принимается протокольное решение.
2. Изменения утвержденной повестки дня принимаются двумя третями голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
16. Председательствующий на заседании Думы
Статья 58.
1. До избрания председателя Думы в соответствии с настоящим Регламентом обязанности председательствующего на заседании Думы исполняет старейший по возрасту депутат.
2. После избрания председателя Думы последующие заседания Думы ведет председатель Думы, а в его отсутствие - заместитель председателя Думы. Если на заседании Думы отсутствуют и председатель Думы, и его заместитель, Дума вправе назначить временно председательствующего на заседании депутата из своего состава.
3. Назначение временно председательствующего на заседании депутата проводится путем тайного голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
Статья 59.
Председательствующий на заседании Думы:
- объявляет об открытии и закрытии заседания;
- информирует депутатов о составе приглашенных на заседание;
- предоставляет слово для доклада, содоклада и выступлений;
- объявляет о начале и прекращении прений;
- руководит работой заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и утвержденного порядка работы заседания;
- контролирует наличие кворума заседания;
- ставит на голосование проекты решений Думы, предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, объявляет последовательность их постановки на голосование и результаты открытого голосования;
- обеспечивает порядок в зале заседания;
- при необходимости проводит консультации с депутатами, депутатскими группами и постоянными депутатскими комиссиями, организует работу временных согласительных комиссий с целью преодоления разногласий;
- организует работу аппарата Думы на заседании;
- подписывает протоколы заседаний;
- имеет право покинуть председательское место, если не может добиться внимания участников заседания;
- не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов более того времени, которое установлено настоящим Регламентом для других депутатов, прерывать и комментировать выступления депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента.
Статья 60.
1. На период каждого заседания Думы из числа работников аппарата Думы образуется секретариат, который работает под руководством председательствующего и ведет протокол (стенограмму) заседания Думы.
2. При необходимости секретариат ведет запись желающих выступить, регистрирует вопросы, справки, заявления, обращения жителей, поступившие в адрес заседания Думы, и другие материалы и сведения для председательствующего.
3. После окончания заседания полномочия секретариата продлеваются до завершения оформления протокола заседания Думы.
17. Порядок проведения заседания Думы
Статья 61.
1. Утренние заседания Думы начинаются, как правило, в 10 часов и заканчиваются, как правило, в 13 часов. Вечерние заседания начинаются, как правило, в 14 часов и заканчиваются не позднее 18 часов.
2. Перерыв объявляется через каждые 50 минут работы, продолжительностью 10 минут.
3. Изменение указанного в пункте 1 настоящей статьи порядка принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
4. Время для докладов устанавливается до 20-ти минут, содокладов - до 15-ти минут. Выступления в прениях:
- для обсуждения проекта повестки дня - до 5-ти минут,
- для обсуждения докладов и содокладов - до 10-ти минут;
- для постатейного обсуждения проектов решений - до 5-ти минут;
- для внесения депутатского запроса - до 5-ти минут;
- по порядку ведения заседания - до 3-х минут;
- по кандидатурам - до 5-ти минут;
- по процедуре голосования - до 3-х минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок, для ответов на вопросы - до 3-х минут;
- для повторных выступлений - до 3-х минут.
5. С согласия большинства присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время для выступлений.
6. Председательствующий может лишить выступающего слова после однократного напоминания о превышении выступающим отведенного для выступления времени. Повторно слово по обсуждаемому вопросу депутату, лишенному слова при выступлении по этому вопросу, не предоставляется.
7. В начале каждого утреннего заседания или в конце вечернего заседания, как правило, отводится время продолжительностью не более 30-ти минут для выступления депутатов с заявлениями и обращениями. Прения по этим выступлениям не открываются.
8. Дума вправе принять решение об объявлении перерыва для проведения заседаний комиссий. Решение об этом принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
Статья 62.
1. Слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения предоставляется председательствующим вне очереди.
2. Слово по порядку ведения заседания предоставляется в любое время (в том числе и после окончания обсуждения проекта повестки дня, при этом запрещается прерывать докладчика, содокладчика или выступающего в прениях) в следующих случаях:
- для выражения претензии к председательствующему;
- для уточнения формулировки решения, поставленного на голосование.
3. Каждый депутат имеет право на ответ. Слово для ответа предоставляется ему председательствующим в конце заседания, на котором запрашивается это право.
18. Порядок предоставления слова в прениях
Статья 63.
1. После доклада и содоклада депутатам предоставляется возможность задать вопросы докладчикам. При необходимости Дума, большинством голосов от числа присутствующих депутатов, принимает решение о прекращении вопросов и переходе к прениям по докладу или проекту решения.
2. Председательствующий на заседании предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. Для выступления депутату предоставляется трибуна. В необходимых случаях, с согласия Думы, председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого решения.
3. Депутат может выступить в прениях не более 2-х раз по каждому обсуждаемому вопросу. Право на дополнительное выступление может быть предоставлено только отдельным решением Думы. Передача права на выступление другому лицу не допускается.
4. При выступлении депутат обязан соблюдать Регламент, не уклоняться от существа рассматриваемого вопроса, не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов; после второго предупреждения выступающий лишается слова.
5. Лицам, лишенным слова, право для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
19. Прекращение прений
Статья 64.
1. Прекращение прений производится по решению Думы, принимаемому открытым голосованием большинством от общего числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе заявивших о выступлении и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
3. При решении вопроса о прекращении прений депутаты, представляющие постоянную депутатскую комиссию либо группу депутатов в количестве не менее 4-х человек, вправе настаивать на предоставлении слова одному своему представителю. Если такое требование поддержано большинством членов комиссии или не менее чем двумя третями от числа соответствующей группы депутатов, председательствующий предоставляет слово для выступления представителю этой комиссии или группы.
4. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
5. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений включаются в стенограмму заседания.
Статья 65.
В случае, когда вопросы повестки дня заседания полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по Регламенту времени, Дума принимает решение о дне продолжения заседания или о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание, при этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки дня следующего заседания по времени их рассмотрения
20. Процедура открытого голосования
Статья 66.
1. При проведении открытого голосования подсчет голосов на заседании производится председательствующим на заседании.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, а также их формулировки, напоминает, каким количеством голосов должно быть принято данное решение.
3. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него либо воздерживается.
4. После окончательного подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: общее число проголосовавших, число проголосовавших "за" и "против" предложения, число воздержавшихся, принято предложение или отклонено.
21. Процедура тайного голосования
Статья 67.
1. Для проведения тайного голосования, определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием и большинством от присутствующих на заседании счетную комиссию.
2. Решения счетной комиссии утверждаются Думой большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве; при этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечивать обязательное исключение альтернативных вариантов.
3. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются председателем счетной комиссии.
4. Каждому депутату выдается один бюллетень по решаемому вопросу.
5. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов по предъявлению ими депутатского удостоверения и под роспись в получении бюллетеня.
6. Заполнение бюллетеней производится депутатами во время перерыва, специально объявленного в заседании Думы для проведения тайного голосования, путем проставления отметки напротив фамилии кандидата, за которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения - напротив варианта решения; в случае, если голосование осуществляется по единственной кандидатуре или решению - слова "за" либо "против" проставляются возле вариантов предлагаемых решения или кандидатуры.
7. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность, при голосовании по решению - бюллетени, где оставлены два и более вариантов ответа.
8. Результаты тайного голосования отражаются в протоколе счетной комиссии, который подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии Дума принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
22. Процедура поименного голосования
Статья 68.
1. Поименное голосование проводится по решению Думы, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
2. При поименном голосовании в бюллетень вносится формулировка предложения и полный список депутатов Думы. Председательствующий на заседании Думы оглашает предложение и, называя фамилии депутатов, спрашивает, как они голосуют. В бюллетене против фамилии каждого депутата вносятся ответы: "за", "против", "воздержался", "не участвовал в голосовании". Данные бюллетеня оглашаются на заседании, бюллетень заверяется подписью председательствующего и приобщается к протоколу заседания Думы.
23. Протокол и стенограмма заседания Думы
Статья 69.
Протокол заседания Думы составляется на основе стенограммы заседания, подписывается председательствующим на заседании Думы. Обязанности по составлению протоколов, стенограмм, их копированию, хранению возлагаются на аппарат Думы, который обеспечивает хранение протоколов и стенограмм в течение двух лет, после чего передает их в установленном порядке в государственный (муниципальный) архив.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.