Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Магаданской городской Думы
от 19 апреля 2001 г. N 48-Д
ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Отчет главы городского самоуправления Н. Б. Карпенко
(июнь 1997 - апрель 2001 гг.)
Почти четыре года назад, при вступлении в должность мэра, мною была выражена искренняя благодарность избирателям Магадана за оказанное доверие возглавить городское самоуправление. Со словами благодарности всем жителям города, их трудовым коллективам и общественным формированиям, депутатам Магаданской городской Думы и коллегам по работе, администрации области и депутатам областной Думы представляется и отчет о деятельности муниципальных органов власти за прошедший период. Без их непосредственного и заинтересованного участия в решении всех вопросов городского значения, критического отношения к положению дел и управлению ими, без их поддержки и помощи в практической работе вряд ли возможно было бы изменить ситуацию, а всякий отчет в таком случае просто потерял бы смысл.
Но даже при самом требовательном взгляде нельзя не заметить, что перемены произошли и что нынешняя обстановка в городе существенно отличается от прежней. Это и обязывает еще раз сказать спасибо всем гражданам нашего города за нелегкий терпеливый труд по реализации совместно выработанного курса социально-экономического развития Магадана и создание перспективных условий для жизни в нашем городе.
Именно такие условия и развитие базы для них предусматривала предложенная четыре года назад программа "Путь города в XXI век". В ее основе лежали меры научного, правового, экономического и социального характера по обеспечению приоритетных направлений развития, выбору оптимальных вариантов и механизмов действия городской экономики и непроизводственных сфер, повышению эффективности управления. Все это подчинялось главной цели - преодолению кризисной ситуации и созданию условий для последовательного повышения жизненного уровня горожан, социальной стабильности и защищенности людей.
Общая ситуация в 1997 году была крайне сложной. В городе было зарегистрировано около двух с половиной тысяч безработных;
среднемесячные доходы на одного жителя составляли 1723 рубля, а задержки в выплате заработной платы только работникам бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства были от 3 до 8 месяцев и суммарно превышали 150 миллионов рублей. Минимальные потребности для обеспечения жизнедеятельности городского хозяйства и бюджетной сферы требовали почти миллиарда рублей, а собственные доходы города в 1997 году составляли лишь 1/3 нужных средств.
Общий финансовый кризис 1998 года еще более усугубил обстановку. На грани банкротства находились многие предприятия перерабатывающей промышленности, хозяйства аграрного сектора, транспорта, строительства. Обстановка в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве вынуждала вводить жесткие режимы экономии ресурсов и ограничивать нужды жителей города, предприятий, учреждений и организаций в подаче тепла, света, воды, потреблении другой продукции и услуг. Все это вызывало недовольство людей, апатию, порождало социальные конфликты.
Этим, очевидно, во многом объясняется затянувшийся тогда процесс формирования представительной власти. Ведь городскую Думу в нынешнем ее составе - 10 депутатов из 14 - удалось избрать с нескольких попыток только к концу 1997 года. Естественно, такое положение затрудняло работу органов местного самоуправления и наша общая задача не допустить подобного положения на предстоящих в мае выборах.
Тем не менее обстановка тогда требовала решительных действий, и при поддержке областной администрации были осуществлены предусмотренные протоколом совещания у губернатора первоочередные мероприятия по выводу градообразующих предприятий и хозяйств из кризиса, решению наиболее острых социальных проблем.
Местное самоуправление - власть не государственная, а хозяйственная. В этом ее изначальный смысл. И действуя в постоянно меняющейся обстановке, городская Дума и мэрия города Магадана с первых же дней вели работу по упорядочению муниципальной собственности, земельных отношений, управлению имуществом, исполнению бюджета. Это составляет финансово-экономическую основу городского самоуправления, без чего хозяйственную политику проводить просто невозможно. За прошедшие почти четыре года ее фундамент существенно окреп и выгодно отличается от исходного не только в стоимостных, но и в натуральных показателях.
Муниципальная собственность в прежних границах Магадана сейчас оценивается почти в пять миллиардов рублей, намного превышая ее стоимость по сравнению с такого рода активом 1997 года. Создание Особой экономической зоны и вхождение в единое муниципальное образование территорий и хозяйств Ольского, Хасынского и Арманского округов, прибавило к этому еще миллиард двести миллионов рублей. Только общая площадь жилого фонда увеличилась на 450 тысяч квадратных метров и превзошла трехмиллионную отметку.
Соответственно растет и отдача от использования муниципальной собственности.
За счет этого доходные поступления в городской бюджет составили за четыре минувших года 89808 тыс. рублей. Их динамику можно проследить по таблице на примере поступления в городскую казну платы за использование природных ресурсов, арендной платы за землю и средств от сдачи в аренду муниципального имущества.
Поступления, тыс. руб. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Платежи за использование природных ресурсов |
5251 | 12966 | 8456 | 3780 |
Арендная плата за землю | 8 131 | 8510 | 5785 | 8738 |
Плата за аренду муниципального имущества |
3384 | 5908 | 9469 | 9430 |
Всего поступлений | 16766 | 27384 | 23710 | 21948 |
Экономический потенциал возрос и за счет ввода новых мощностей, диверсификации производства, его адаптации к работе в новых условиях. С образованием Особой экономической зоны областной центр стал привлекательным для регистрации здесь хозяйств самого различного профиля.
В настоящее время на территории муниципального образования город Магадан площадью в 96,2 тыс. кв. км действуют около семи тысяч предприятий различных форм собственности, что на 1000 больше, чем в 1997 году. На 13 тысяч человек увеличилось число предпринимателей.
Хотя малый бизнес развернулся в основном в торговой сфере (300 предприятий розничной торговли и 65 общественного питания), значительная часть его производственных структур сконцентрированы в пищевой промышленности, машиностроении, строительстве, металлообработке. В городе зарегистрированы 34 золотодобывающих предприятия. За последние три года с 69-ти до 164-х (рост в 2,4 раза) увеличилось число хозяйств, добывающих и перерабатывающих морепродукты.
Участие мэрии в уставном капитале открытых акционерных обществ "Магаданский ликероводочный завод", "Первая ласточка", Усть-Магаданского рыбозавода, макаронной фабрики, производственно-коммерческой фирмы "Океан", ОАО "Коммерческий банк "Магаданский" и ряда других структур также способствовало укреплению финансово-экономической базы самоуправления. Суммарный уставный капитал в акционерных обществах с участием мэрии составил 25722 тыс. рублей; доля мэрии при этом - 3 408,7 тыс. руб. (13,2 %), доля госимущества Магаданской области в этих АО - 4,2 процента.
Этот потенциал позволил во многом решить важные задачи обеспечения занятости населения, выпуска необходимой продукции, расширения налогооблагаемой базы. За четыре года более двухсот жилых помещений муниципального фонда и приватизированных квартир переведены в нежилые и переоборудованы под магазины, аптеки, предприятия общественного питания, мастерские по ремонту бытовой техники, офисы. Это позволило не только улучшить инфраструктуру города, но и изменить финансовую обстановку, существенно пополнить поступления в городской бюджет. Динамика его доходной части отличается с каждым годом, о чем свидетельствуют приводимые ниже данные.
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |||||
сумма тыс. р. |
% от всего |
сумма тыс. р. |
% от всего |
сумма тыс. р. |
% от всего |
сумма тыс. р. |
% от всего |
|
Собственные доходы |
362125 | 36,5 | 454223 | 75,30 | 578034 | 68,7 | 803333 | 76,5 |
Трансферты | 255287 | 25,7 | 140498 | 23,3 | 87005 | 10,3 | 183159 | 17,4 |
Взаимные расчеты |
325086 | 32,7 | 6103 | 1,0 | 45663 | 5,4 | 35363 | 3,4 |
Ссуды | 50465 | 5,1 | 85399 | 10,4 | 28400 | 2,7 | ||
Субвенции | 46743 | 5,5 | 100 | |||||
Всего | 992963 | 100 | 603091 | 99,6 | 842844 | 100 | 1050555 | 100 |
Таким образом, собственные доходы города за три года увеличились более чем вдвое, и при постоянно сокращающихся поступлениях средств из других источников в позапрошлом году впервые обеспечено профицитное исполнение бюджета.
Но "больше" - не всегда значит "лучше". Поэтому в основу экономического подъема изначально закладывался принцип не только и не столько количественного роста налогооблагаемых структур, сколько повышения их эффективности. Исполнительная власть взяла на себя обязательство найти средства для технического перевооружения действующих и создания новых перерабатывающих производств на предприятиях агропромышленного комплекса. В ее программе была обозначена и суть проводимой в этой сфере политики - договорные отношения на конкурсных началах (муниципальный заказ) между администрацией города и производителями, что при адресных дотациях обеспечивало наиболее рациональное использование средств.
Программное заявление было поддержано целым комплексом мер правового, организационного, технического и финансового характера. Реструктуризация и модернизация предприятий перерабатывающей промышленности, внедрение на них новых технологий и расширение ассортимента, предоставление кредитов и льгот, обеспечение кадровой политики - все это сказалось на конечных результатах.
В распоряжении рыбаков и обработчиков морепродуктов сейчас находится около шестидесяти оснащенных судов, холодильные камеры почти на 25 тысяч тонн, новые технологии и оборудование. Коллективы УстьМагаданского рыбозавода, ООО "Магадан-рыба", "Маг-Си Интернейшнл", "Тандем", "Дальрыбфлотпродукт", "Тихоокеанская рыбопромышленная компания" на современной основе выпускают богатый ассортимент пищевой продукции. Ее производство по годам характеризуется следующим образом:
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
2 166 тонн | 34 400 тонн | 32 100 тонн | 28 000 тонн |
Естественно, что с введением аукционной системы продажи квот на добычу морепродуктов изменятся условия, в которых придется работать этим предприятиям. Но мы заинтересованы в их развитии и будем всячески их поддерживать.
Реконструкция и техническое перевооружение Магаданского ликероводочного завода, создание нового предприятия ОАО "Магаданспиртпром" позволили увеличить производство подакцизной продукции в 2000 году в 10 раз.
Производство пива с 34 тыс. дал в 1997 году возросло до 282 тыс. дал в 1999-м и до 367,7 тыс. дал в 2000 году. Четыре года назад безалкогольные напитки в Магадане не производились, а сейчас их выпуск превышает 120 тыс. дал.
Немало было сделано для модернизации и обеспечения устойчивого режима работы гормолзавода, Магаданской макаронной фабрики, городского хлебокомбината. В расчете на каждого жителя города выпечка хлеба и хлебобулочной продукции за три года увеличилась с 23-х килограммов до почти 40.
В городе было обеспечено строительство и уже состоялся пуск собственного спиртзавода. Реализация его продукции обеспечит в дальнейшем поступление в местный бюджет более 200 миллионов рублей ежегодно.
Рост объемов производства сопровождался расширением ассортимента, повышением качества, современными методами расфасовки и оформления пищевой продукции. Свидетельство тому и высокая оценка на российских выставках, и занесение многих ее видов в реестр лучших товаров страны, и признание их вкусовых свойств не только жителями нашего города, но и далеко за его пределами.
Конечно, такое продвижение вперед отличает далеко не всех и даже не большинство основных производителей продукции и услуг в промышленном секторе экономики. Но доля убыточных предприятий постепенно снижается. Если в 1997 году к их общему числу она составляла 55 процентов, а в 1998 - даже 60, то в 1999 - уже 45, а в прошлом - 39 процентов. Это позволяет говорить о том, что общее состояние городской экономики уже вселяет больше надежд на подъем, чем ожиданий нового спада.
Формируя и развивая финансово-экономическую базу самоуправления, его представительная и исполнительная власть даже при весьма ограниченных возможностях изыскивала и находила пути решения первостепенных социальных задач, улучшения условий жизни в городе.
За минувшие четыре года в Магадане введено 20 тысяч кв. метров жилья, в т. ч. 4714 кв. м. (51 дом) индивидуальными застройщиками. За это же время снесено 59 ветхих домов, около тысячи семей улучшили свои жилищные условия.
Комбинат зеленого хозяйства благоустроил более 12 тыс. кв. м. газонов, высадил более 4 тысяч деревьев и свыше 10 тысяч корней кустарников. В городе построен новый сквер, силами ГЭЛУДа отремонтировано 74 тысячи кв. м. улиц и дорог. Разработана и реализуется программа благоустройства дворовых территорий, наружного освещения, выполняется ремонт фасадов, приводятся в порядок зоны и места отдыха.
Но главное, что преследовала местная власть в проведении социальной политики - преодоление сложившейся задолженности по заработной плате, социальным пособиям, обеспечение финансовых и материальных условий для жизни людей.
К концу 1997 года общая задолженность по зарплате работникам 105 предприятий, организаций и учреждений превышала 136 миллиардов рублей. В следующем году, когда каждая тысяча стала уже просто рублем, долг увеличился почти вдвое, и многие получали зарплату с опозданием от трех до восьми месяцев. Сейчас он сократился почти в пять раз, а в бюджетной сфере ликвидирован вообще.
Частичное, а то и полное прекращение финансирования из Центра статей расходов на социальные льготы по федеральным законам привело к тому, что в помощи нуждаются около 32 тысяч одиноких пенсионеров и инвалидов, около 7 тысяч малообеспеченных семей. Разработанная система мер позволила взять многих из них под свою опеку и частично компенсировать льготы за счет средств города и области.
Создание новых институтов социальной защиты, выработка ее порядка и норм потребовали огромной работы от местной власти. Здесь, конечно, не обошлось без ошибок, излишнего формализма, определенных неудобств для населения. И, тем не менее, мы получили возможность решать многие, прежде, казалось бы, неразрешимые проблемы.
Уже боле трех лет в Магадане действуют центры социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, помощи семье и детям, работает социальная столовая, муниципальное предприятие "Тихая обитель". Решением городской Думы установлены льготы для многодетных семей. Для семи тысяч граждан, проживающих в общежитиях, снижена плата за жилье и коммунальные услуги.
В предвыборной программе в 1997 году было заявлено о твердом и последовательном проведении социальной политики на рынке труда и жилья, через программы социальной защиты населения и налоговую реформу. От этого не отступал и в должности главы городского самоуправления. И хотя постоянно меняющаяся общая обстановка в стране во многом затрудняла такие действия, сообща мы все же смогли многое изменить в лучшую сторону.
За последние два года в Магадане на 1000 человек сократилось число безработных. Среднемесячные доходы на каждого жителя города сейчас составляют 2159,5 рублей, что в 1,5 раза превышает показатель 1997 года. На социальную защиту пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан и семей, финансирование питания в школах и детских садах, на поддержку учреждений здравоохранения, образования и культуры из городского бюджета за четыре минувших года было направлено более 800 миллионов рублей. И эти во многом определяющие показатели вселяют осторожный оптимизм.
Осторожный - потому, что в повседневной жизни люди судят о ее уровне не по отчетным цифрам и заверениям властей, а по тому, насколько и как обеспечиваются их необходимые материальные и духовные потребности. И тогда неминуемо берется в расчет, каковы условия проживания, какие услуги и по какой цене предоставляют им сфера обслуживания, как организован и защищен их труд и досуг.
Здесь огромное значение имеет работа коммунального, транспортного комплексов, учреждений здравоохранения, образования, культуры, служб правопорядка и многих других, на которые и возложено решение вопросов городского значения. И как раз их деятельность вызывает и пристальный интерес населения, и справедливые упреки.
Жизнеспособность огромного коммунального комплекса рыночная экономика напрямую увязала с состоянием городского бюджета и доходов горожан, обещая "музыку" тем, кто платит за его услуги. Поэтому в программе действий местной власти решению проблем в коммунальной сфере отводилась и отводится особая роль.
Катастрофическая нехватка собственных средств в бюджете и у населения еще два года назад ставила под угрозу работу всего комплекса и на голодном пайке держала энергетиков, коммунальников, транспортников, всех потребителей их продукции и услуг. Достаточно припомнить осенне-зимние периоды 1997-1998 гг., чтобы понять, на какой критической грани было обеспечение города теплом, водой, светом. Даже более чем двукратное повышение тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг, проведенное в соответствии с требованиями Правительства и учитывающее реальные затраты, уход от безденежных взаимозачетов (их доля в 1997 году составляла 71,7%, в 1998-м - 62,7%, в 1999-м - 44,2%, а в прошлом году взаимозачеты не производились) - даже эти вынужденные административные меры не решали проблемы финансового обеспечения коммунального комплекса.
И предвыборной программой, и принятой впоследствии городской Думой программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе предусматривались иные меры решения проблем. Региональная специфичность, социально-экономические особенности города и его хозяйства нашли свое отражение в этих программах в той мере, в какой они отвечают правам и полномочиям муниципальной власти и интересам населения. В основу здесь закладывался принцип обеспечения максимальной эффективности работы всех структур ЖКХ за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий и объектов, сноса ветхого жилья, экономии ресурсов и снижения затрат на производство продукции и услуг, изменения системы управления.
При поддержке и помощи областной администрации энергетиками был обеспечен ввод линии электропередачи 220 киловольт "Усть-Омчуг - Палатка - Магадан" и первой очереди подстанции "Центральная", введена в работу летняя электробойлерная на Магаданской ТЭЦ. Реконструкция и модернизация теплового хозяйства, переключение нагрузок на более мощные источники тепла позволили ликвидировать маломощные котельные и при значительной экономии топлива обеспечить нормальный режим отопления.
Параллельно с этим решались задачи устойчивого водоснабжения, освещения города. В 1997-2000 гг. муниципальное предприятие "Водоканал" ввело 530 метров новых водопроводных сетей, заменило около трех километров ветхих водопроводных и канализационных труб. Общий объем работы оценивается в 2 млн. 665 тыс. рублей. Обеспечено строительство насосной и водозаборной станций в поселке Сокол, идет ремонт плотины второго водохранилища.
В этот же период МУП "Горсвет" ввел 244 установки наружного освещения, навесил более 23 километров провода. С 1999 года предприятие приступило к разработке диспетчерской связи по лифтам, и уже смонтировало оборудования на 300 тысяч рублей.
Одновременно с развитием материально-технической базы для обеспечения города необходимыми услугами идет реорганизация и собственно коммунального хозяйства. Внедряемая трехуровневая система управления им должна быть завершена через два года, но уже сейчас она привела к положительным сдвигам. С реорганизацией монопольного "Жилтреста", передачей содержания жилья ставшим самостоятельными РЭУ, а общежитий - МУП "Социальное жилье" больше порядка стало в оплате за жилье и коммунальные услуги, изменилось отношение к содержанию дворовых территорий. Оплата коммунальных услуг их непосредственным поставщикам и производителям позволяет избегать многократных налоговых и других отчислений и увеличить поступления предприятиям Водоканала, Теплосети, Магаданской ТЭЦ. За счет установки приборов учета, своевременного ремонта сетей, внедрения новых технологий обеспечивается значительная экономия энергетических ресурсов и средств, удовлетворительный режим водо- и теплоснабжения. А вкупе все проведенные мероприятия обеспечивают существенное снижение бюджетных расходов на содержание и обеспечение топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов. Это подтверждают и приводимые в таблице данные:
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Содержание ЖКХ (в %) | 60,2 | 52,0 | 44,3 | 49,0 |
Расход угля (тыс. тонн) | 326,2 | 284,8 | 254,6 | 277,1 |
Расход жидкого топлива (тыс. тонн) |
29,3 | 27,9 | 21,0 | 29,4 |
Проводимая в стране реформа ЖКХ предусматривает поэтапный переход к стопроцентной оплате населением жилья и услуг. Городской властью многое делается для того, чтобы смягчить общие жесткие требования, исходя из местных условий и материального положения жителей города. Сейчас население оплачивает лишь 57 процентов расчетных затрат, а нынешние тарифы на коммунальные услуги в Магадане в ряде случаев существенно отличаются от действующих в других городах и регионах.
Наша тарифная политика строится на основе концепции, предложенной учеными СВКНИИ и изложенной еще в предвыборной программе в 1997 году. Суть ее в том, что естественные монополии лишаются своего права и возможностей перекладывать свои высокие затраты на жителей города; конечные же потребители при введении системы контроля за расходованием горячей и холодной воды, тепла и новых тарифов обретают стимулы к их экономии. В результате выигрывают все - город, население и даже монополисты - посредники и производители. Это сложный и длительный процесс. Но отступать с этого курса мы не собираемся.
Естественно, что ныне действующие тарифы и тенденция к их повышению в силу объективных причин вызывают беспокойство и недовольство жителей и особенно малообеспеченной их части. К сожалению, пока не удается обеспечить соответствующий баланс между ростом тарифов и денежных доходов населения, но на это направлены усилия власти, всех коммунальных служб. Такое направление мы считаем важным и будем стремиться к справедливому решению проблемы. Но с повышением платы уже введен и действует механизм социальной защиты многих категорий горожан.
С января 1998 года постановлением мэра введена дифференцированная плата за техническое обслуживание жилья с учетом его комфортности и качества. В этом году решением местной власти для семи тысяч человек, проживающих в 67 общежитиях, снижена плата за жилье и коммунальные услуги. Такому шагу предшествовала долгая работа по более эффективному и рациональному использованию всего фонда общежитий.
С момента создания в 1998 году МУП "Социальное жилье" 75 семей из четырех общежитий, признанных непригодными для проживания, переселены в благоустроенные, а 14 - в отдельные и коммунальные квартиры. В 1999-2000 годах из состава общежитий с присвоением статуса жилых домов выведено 17 зданий и более 30 отдельных квартир. Гражданам, проживающим в них, выданы ордера. За счет сокращения численности работников, занятых обслуживанием жилого фонда предприятий, организации аварийно-ремонтной службы и упорядочения расчетов содержание 1 кв. метра общей площади снижено на 41% - с 14 руб. 33 коп. до 10 рублей в месяц.
Система жилищных субсидий - возмещения части затрат за счет городского бюджета - действует в течение всех четырех лет и охватывает более 20 тысяч человек. Решениями местной власти упрощена процедура обращения граждан за такой поддержкой, а оформление необходимых документов в большей части возложено на муниципальные службы. Только в минувшем году на выплату субсидий было выделено более 40 миллионов рублей, что в 15 раз превышает уровень 1998 года.
В счет жилищных субсидий выезжающим из Магадана гражданам ра
<< Назад |
||
Содержание Решение Магаданской городской Думы от 19 апреля 2001 г. N 48-Д "Об отчете главы городского самоуправления Н.Б. Карпенко" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.