22 апреля, 25 октября 2005 г., 19 декабря 2006 г.
Принят Магаданской областной Думой 25 июня 2003 г.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Магаданской области |
Н.Н. Дудов |
N 373-ОЗ
7 июля 2003 г.
г.Магадан
Законом Магаданской области от 22 апреля 2005 г. N 590-ОЗ в настоящую Программу внесены изменения
Областная целевая программа
содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных
населенных пунктах Магаданской области, на 2003 - 2007 годы
(утв. Законом Магаданской области от 7 июля 2003 г. N 373-ОЗ )
22 апреля 2005 г.
О порядке реализации настоящей программы см. постановление Губернатора Магаданской области от 18 августа 2003 г. N 183
Паспорт
Областной целевой программы содействия в переселении
граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах
Магаданской области, на 2003-2007 годы
Наименование программы |
Областная целевая программа содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение губернатора N 192 от 23.04.2003 |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Магаданской области |
Разработчик Программы |
Комитет экономики администрации Магаданской области |
Исполнители Программы |
Комитет экономики администрации Магаданской области, органы местного самоуправления |
Цель и задачи Программы |
Главная цель - обеспечение максимально эффективной помощи гражданам неперспективных населенных пунктов, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем. Задачи: - содействие в переселении граждан в центральные районы страны; - содействие в переселении граждан в населенные пункты Магаданской области; - совершенствование порядка финансирования мероприятий по переселению граждан; - упразднение бесперспективных населенных пунктов. |
Объем финансирования Программы |
Общая сумма затрат на реализацию Программы - 1416,6 млн. рублей, в том числе на 2003 г. за счет средств: - федерального бюджета - 4,2 млн. руб.; - областного бюджета - 42,1 млн. руб.; - внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны - 2,9 млн. руб.; - местных бюджетов - 22,2 млн. руб.; всего: 71,4 млн. руб. Затраты на реализацию Программы на период с 2004 по 2007 годы - 1345,2 млн. руб. |
Срок реализации Программы |
2003-2007 годы |
Ожидаемый результат |
Улучшение качества жизни населения области, сокращение затрат областного бюджета на содержание населенных пунктов, признанных неперспективными. |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляют: - комитет экономики администрации Магаданской области; - контрольно-счетная палата Магаданской области. |
I. Состояние и обоснование необходимости решения
проблемы программными методами
Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, привел к обострению социальной ситуации на северных территориях.
Особенность Магаданской области как части северных территорий состоит в том, что население и трудовые ресурсы формировались в основном за счет привлечения рабочей силы из других регионов страны.
Результаты структурной перестройки экономики области, изменение идеологии развития региона отрицательно отразились на жизнедеятельности поселенцев и жизнеспособности населенных пунктов.
Сокращение объемов производства в промышленных отраслях и агропромышленном комплексе, других сопутствующих отраслях и инфраструктурных подразделениях привели к тому, что многие градообразующие предприятия закрылись, и, как следствие, жители населенных пунктов остались без работы и не имеют возможности выехать в центральные районы страны на постоянное место жительства.
В связи с этим возникло такое понятие, как "неперспективные населенные пункты", к которым отнесены нижеследующие поселения.
Законом Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ в таблицу 1 внесены изменения
Таблица 1
Перечень населенных пунктов Магаданской области,
которые могут быть отнесены к неперспективным
Данные таблицы 1 показывают, что в области 21 населенный пункт полностью может быть отнесен к неперспективным, 4 - нуждаются в частичном переселении.
Необходимо определить признаки, по которым перечисленные населенные пункты относятся к неперспективным.
Законом Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ в таблицу 2 внесены изменения
Таблица 2
Информация
о производственной и социальной структуре
населенных пунктов, намечаемых к расселению
Данные таблицы 2 показывают, что основным признаком неперспективного населенного пункта является отсутствие градообразующего предприятия, т.е. при наличии разного уровня объектов обслуживающей и социальной инфраструктуры в большинстве населенных пунктов нет производственных предприятий, или они имеются, но мощности их используются не полностью.
Примером этого может служить пос. Кадыкчан, где закрылась шахта "Кадыкчанская"; пос. Кулу, где практически ликвидирован одноименный совхоз.
Другим признаком неперспективности населенного пункта является низкий уровень занятости населения.
Законом Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ в таблицу 3 внесены изменения
Таблица 3
Анализ занятости населения неперспективных населенных пунктов
Данные таблицы 3 показывают, что занятость населения колеблется от 5,4% до 93,5% и в большинстве населенных пунктов составляет менее 50%.
Вопрос расселения неперспективных поселков является особо важным, поскольку содержание одного пенсионера, инвалида или безработного обходится бюджету северных территорий в 2-3 раза дороже, чем в центральных районах страны.
Кроме того, на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства используется более одной трети расходов областного бюджета, что приводит к дефициту бюджета, и, как следствие, помощь по расселению неперспективных поселков за счет средств областного бюджета оказываться не может.
Правительством принимаются меры по устранению последствий закрытия поселков. Однако механизмы реализации нормативных актов, направленных на вывоз с северных территорий населения, не отвечают реалиям сегодняшнего дня.
Так, реструктуризация угольной промышленности позволяет оказывать государственную поддержку гражданам, занятым в угольной промышленности, тогда как под ее действие не попадают работники, занятые в социальной сфере закрывающихся угольных поселков.
Кроме того, в населенных пунктах, которые можно считать неперспективными, остались группы населения, государственная помощь которым не предусмотрена - это пенсионеры и инвалиды, семьи с детьми.
Законом Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ в таблицу 4 внесены изменения
Таблица 4
Удельный вес социально-незащищенных групп
населения, проживающих в неперспективных населенных пунктах
Данные таблицы 4 отражают удельный вес тех групп населения, которые относятся к наиболее социально незащищенным и которым необходима первоочередная помощь по переселению.
В среднем доля пенсионеров (2639 чел.) составляет 25,9 % от общего числа проживающих (10181 чел.); доля семей с детьми (1459) 32,5 % от общего числа семей (4492).
Неперспективные населенные пункты порождают еще одну проблему - это неэффективное использование бюджетных средств на содержание данных населенных пунктов.
Следующая таблица дает представление об объемах затрат на содержание населенных пунктов.
Законом Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ в таблицу 5 внесены изменения
Таблица 5
Затраты
на содержание неперспективных населенных пунктов
по состоянию на 01.03.2003
Как показывают данные таблицы 5, из общего объема затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства приходится 82,9 %. Возможное перераспределение этих средств на решение проблем населения неперспективных населенных пунктов позволит более эффективно использовать средства областного бюджета.
Одним из путей решения проблемы переселения является реализация Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Однако объем выделяемых федеральных ассигнований на выплату жилищных субсидий недостаточен.
Показательным является следующий пример: при сохранении существующего уровня финансирования для удовлетворения всех желающих получить жилищную субсидию (состоящих на учете) только в Магаданской области понадобиться более 100 лет.
Исходя из вышеизложенной ситуации следует, что необходима целенаправленная помощь законодательной и исполнительной ветвей власти в решении проблем неперспективных населенных пунктов, т.е. принятие областной целевой программы.
II. Основные цели и задачи программы
При наличии проблем неперспективных населенных пунктов необходимо не забывать о существовании долговременных интересов экономики и населения области.
Ресурсы территории и ее потенциал, перспективы развития экономики требуют контроля за рынком труда.
Особого внимания органов местной власти требует внутриобластная миграция, регулирование которой должно вестись в контексте перспектив экономического развития региона.
Решение проблемы неперспективных населенных пунктов имеет параллельные пути: с одной стороны вывоз нетрудоспособного населения в центральные районы страны, с другой - переселение трудоспособного населения в перспективные благоустроенные населенные пункты Магаданской области, что сможет удовлетворить потребности территорий в рабочей силе.
Главные цели Программы:
- и обеспечение максимально эффективной помощи гражданам, проживающим в неперспективных населенных пунктах, не обладающим возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
- формирование эффективного рынка трудовых ресурсов;
- экономия бюджетных средств.
Исходя из поставленных целей и выбранных приоритетов, сформулированы следующие основные задачи Программы:
- содействие в переселении граждан в центральные районы страны;
- содействие в переселении граждан в населенные пункты Магаданской области;
- разработка механизма финансирования мероприятий Программы;
- совершенствование порядка финансирования мероприятий по переселению граждан;
- упразднение бесперспективных населенных пунктов.
III. Этапы и сроки реализации программы
В состав Программы включены мероприятия, реализация которых намечена на период с 2003 по 2007годы.
Данную Программу можно считать первым этапом реализации политики администрации области в формировании рынка трудовых ресурсов и рациональной структуры населения.
IV. Обоснование затрат на переселение
Для определения масштабов Программы необходимо иметь представление о возможных затратах, связанных с переселением граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах.
Исходя из целей и задач Программы органами местного самоуправления были определены затраты на переселение граждан по двум направлениям: на приобретение жилья и транспортные расходы по переезду в новые места жительства.
В соответствии с таблицей 6 общая потребность в ассигнованиях на переселение составляет сумму 1416622,4 тыс. руб., в том числе на приобретение жилья 1272046,7 тыс. руб. (89,9%), транспортные расходы 144575,7 тыс. руб. (10,1%); в среднем на год соответственно 254409,3 тыс. руб. и 28915,1 тыс. руб.
Законом Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ в таблицу 6 внесены изменения
Таблица 6
Затраты по переселению граждан, проживающих в неперспективных населенных
пунктах Магаданской области
Законом Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ в таблицу 7 внесены изменения
В таблице 7 приведено соотношение затрат на переселение с затратами на содержание населенного пункта.
Таблица 7
Анализ соотношения затрат
V. Ресурсное обеспечение программы
Стоимость Программы 1416,6 млн. руб., из них: 23,7 млн. руб. (1,7%) планируется профинансировать за счет средств федерального бюджета, 595,2 млн. руб. (42,0%) за счет средств бюджетов муниципальных образований, 445,8 млн. руб. (31,5%) за счет средств областного бюджета и 351,9 млн. руб. (24,8%) за счет средств внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны.
Вся основная нагрузка по переселению ложится на областной бюджет, бюджеты муниципальных образований и внебюджетный фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны.
Таблица 8
Объемы финансирования Программы
млн.руб.
Источники финансирования |
Всего |
в т.ч. по годам: |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||
Федеральный бюджет * |
23,7 |
4,2 |
4,5 |
4,8 |
5,0 |
5,2 |
Бюджеты муниципальных образований |
595,2 |
22,2 |
120 |
135 |
155 |
163 |
Областной бюджет |
445,8 |
42,1 |
105,5 |
98,2 |
70,9 |
129,1 |
Внебюджетный фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны |
351,9 |
2,9 |
60 |
30 |
259 |
- |
Всего: |
1416,6 |
71,4 |
290 |
268 |
489,9 |
297,3 |
Объемы финансирования Программы будут ежегодно корректироваться в соответствии с реальными возможностями бюджетов всех уровней.
Возможность реализации предлагаемой стратегии финансирования должна быть обеспечена за счет аккумуляции и перераспределения средств на содержание жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов.
В частности, на 2003 год определены следующие источники и объемы финансирования:
федеральный бюджет* |
4,2 млн. руб. |
областной бюджет |
42,1 млн. руб. |
бюджеты муниципальных образований |
22,2 млн. руб. |
внебюджетный фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны |
2,91 млн. руб. |
всего: |
71,4 млн. руб. |
Примечание:
опредполагается использовать средства федерального бюджета, поступающие на выплату жилищных субсидий по программе "Жилище", подпрограмме "Финансирование реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в части, приходящейся на граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах, зарегистрированных в очереди на получение субсидий.
Потребность в финансировании на период с 2004 по 2007 годы составляет 1345,2 млн. руб.
VI. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации
программных мероприятий
Главным результатом реализации Программы должно стать сокращение неэффективных бюджетных затрат в неперспективных населенных пунктах, переселение граждан области в более благоприятные природно-климатические условия; формирование эффективной структуры народонаселения.
VII. Механизм реализации программы
Государственный заказчик Программы - администрация Магаданской области - ежегодно:
- в соответствии с условиями реализации Программы уточняет перечень населенных пунктов, подлежащих переселению. Перечень данных населенных пунктов утверждается законом Магаданской области;
- готовит порядок использования средств, направляемых на расселение неперспективных поселков.
Исполнители Программы:
Комитет экономики администрации области:
- определяет объемы финансирования, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям;
- определяет конкретные источники финансирования мероприятий Программы;
- составляет бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета для представления в установленном порядке заказчикам федеральных целевых программ, областного бюджета и бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны;
- распределяет средства на переселение в соответствии с методикой, предусмотренной Программой;
- рассматривает и согласовывает порядки реализации средств, выделяемых на содействие переселению, подготовленные органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления:
- проводят перепись граждан, нуждающихся в содействии при переселении в неперспективных поселках;
- формируют списки граждан по категориям, которые в дальнейшем представляют в комитет экономики администрации области;
- готовят порядок использования средств, который представляют в комитет экономики для рассмотрения и согласования;
- используют средства, направляемые на содействие в расселении неперспективных поселков;
- представляют в комитет экономики отчеты об использовании средств.
Контролирующие органы Программы:
Комитет экономики администрации области:
- осуществляет контроль за целевым использованием средств, направляемых на содействие в расселении неперспективных населенных пунктов, на основании ежемесячных отчетов, предоставляемых органами местного самоуправления.
Контрольно-счетная палата:
- осуществляет контроль за целевым использованием средств, направляемых на содействие в расселении неперспективных населенных пунктов по итогам финансового года.
Основным ограничивающим фактором реализации Программы является ограниченность бюджетных средств. Реальные возможности областного бюджета и бюджетов муниципальных образований предполагают выработку критериев, по которым ежегодно будут определяться те населенные пункты, которые подлежат расселению на ближайший период в пределах средств, утверждаемых на исполнение Программы. В условиях недостаточности ресурсного обеспечения Программы, в целях рационального использования бюджетных средств наиболее важным представляется определение критериев, по которым неперспективные поселки будут отнесены к подлежащим к первоочередному расселению. Такими критериями являются:
1) затраты бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы;
2) удельный вес работающего населения;
3) удельный вес социально-незащищенного населения (пенсионеров, безработных, детей).
Применять для определения поселков, подлежащих первоочередному расселению, каждый такой критерий в отдельности представляется неправильным, так как ранжирование критериев в любом случае будет субъективным. Поэтому предлагается использовать интегральный показатель, учитывающий все эти факторы в равной степени. Для стимулирования финансирования Программы местными органами власти необходимо в состав интегрального показателя ввести учет коэффициента участия бюджета муниципального образования.
См. формулу в редакторе Paint
Для обеспечения равных условий для всех муниципальных образований он будет рассчитываться как отношение собственных средств района, затраченных на расселение, ко всем расходам бюджета муниципального образования за предшествующий период.
Использование формализованного подхода исключает субъективность в определении перечня населенных пунктов, подлежащих переселению на очередной расчетный год. Таким образом, ежегодно будут определяться населенные пункты, подлежащие первоочередному расселению, и запланированные на переселение средства будут распределяться между муниципальными образованиями и утверждаться на основе ранжирования.
Очередность предоставления денежных компенсаций и их размер по категориям граждан будут установлены постановлением губернатора.
Экономия затрат по содержанию переселенных населенных пунктов должна направляться на следующий год на переселение, что становится дополнительным источником финансирования Программы. Экономия рассчитывается как произведение затрат на содержание населенного пункта в базовый период (2003 год) на дефляторы по ЖКХ Минэкономразвития по годам реализации Программы и расходам по социальной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Магаданской области от 7 июля 2003 г. N 373-ОЗ "О программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы"
Принят Магаданской областной Думой 25 июня 2003 г.
Подписан Губернатором Магаданской области 7 июля 2003 г.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Магаданская правда" от 16 июля 2003 г., N 80
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Магаданской области от 2 мая 2007 г. N 846-ОЗ
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного Закона
Закон Магаданской области от 19 декабря 2006 г. N 780-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Магаданской области от 25 октября 2005 г. N 622-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Магаданской области от 22 апреля 2005 г. N 590-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона