Принят Магаданской областной Думой 21 апреля 2006 г.
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов Севера" на 2006-2010 годы" (далее - Программа) (прилагается).
Статья 2. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Статья 3. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Законом Магаданской области "Об областных программах".
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Магаданской области |
Н.Н. Дудов |
г. Магадан
N 715-ОЗ
"19 "мая 2006 г.
Областная целевая программа
"Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов
Севера" на 2006-2010 годы"
(утв. Законом Магаданской области от 19 мая 2006 г. N 715)
О порядке реализации настоящей программы см. постановление Губернатора Магаданской области от 7 августа 2006 г. N 126-п
Паспорт
областной целевой программы
"Содействие трудовой занятости коренных малочисленных
народов Севера" на 2006-2010 годы"
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов Севера" на 2006-2010 годы |
Основания для разработки Программы |
- распоряжение губернатора Магаданской области от 12 мая 2004 года N 303-р |
Государственный заказчик Программы |
- администрация Магаданской области |
Основной разработчик Программы |
- Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее - СВКНИИ ДВО РАН) |
Основная цель Программы |
- основной целью Программы является обеспечение занятости коренных малочисленных народов Севера для снятия социальной напряженности, роста качества жизни, социальной реабилитации, национально-культурного развития и повышения роли коренных народов в экономических и социальных процессах региона |
Основные задачи Программы |
- развитие материально-технической базы традиционных отраслей хозяйствования: рыболовства, охотничьего и морского зверобойного промыслов и других видов деятельности; развитие производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования; улучшение потребительских качеств и увеличение объема продукции на основе технико-экономического обновления производственной базы отраслей и объектов по переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования; внедрение новых технологий глубокой переработки продукции традиционных отраслей хозяйствования |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования Программы - 42,7 млн. рублей, в том числе за счет средств: областного бюджета - 9,3 млн. рублей; бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - бюджет ВФОЭЗ) - 10,0 млн. рублей; иных внебюджетных источников - 23,4 млн. рублей |
Срок реализации Программы |
- 2006 - 2010 годы |
Исполнитель мероприятий Программы |
- администрация Магаданской области |
Ожидаемые конкретные результаты Программы |
- возрождение традиционного хозяйственного уклада коренных народов путем развития на новой производственно-технологической основе традиционных отраслей хозяйства, повышение потребительских качеств и товарного выхода продукции этих отраслей и наращивание хозяйственно-экономического потенциала территорий их проживания; трудоустройство 65,5 процентов безработных из числа коренных малочисленных народов Севера; снижение социальной напряженности в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера |
Система организации контроля за реализацией Программы |
- контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Законом Магаданской области от 24 ноября 1999 года N 102-ОЗ "Об областных программах" |
1. Обоснование необходимости решения проблемы трудовой занятости коренных
малочисленных народов Севера в Магаданской области
программными методами
1.1. Оценка половозрастного и профессионального состава
трудоспособного населения коренных малочисленных народов Севера с
выделением доли безработных по районам Магаданской области
На территории Магаданской области по состоянию на 01 марта 2005 года проживало 5746 лиц из числа коренных малочисленных народностей Севера (далее также - КМНС, местное население). По данным мониторинга (таблица N 1) население в трудоспособном возрасте составляет 3334 человека (58,0 процентов), моложе трудоспособного - 1628 человек (28,3 процента) и старше трудоспособного возраста - 784 человека (13,6 процента). В возрастном составе отмечается меньшая по сравнению со всем населением области доля населения трудоспособного возраста (на - 5 процентов) за счет повышенной доли лиц моложе трудоспособного возраста (на +9 процентов) и сниженной доли лиц старше трудоспособного возраста (на - 4 процента). Согласно шкалы Э. Россета данная популяция находится в состоянии демографической молодости, так как численность коренного населения старше 60 лет составляет менее 8 процентов (6,6 процента).
Важным следствием особенностей демографической структуры КМНС является увеличенная экономическая нагрузка на население трудоспособного возраста: на 100 человек в трудоспособном возрасте приходится 72 человека вне трудоспособного возраста. Основным элементом экономической нагрузки является содержание детей до 16 лет, составивших в структуре экономической нагрузки 68 процентов. Число лиц старше трудоспособного возраста, приходящееся на одного человека в трудоспособном возрасте, в 2 раза меньше.
Численность экономически активного КМНС области (таблица N 2) равна 2583 человек, из них число занятых в отраслях экономики региона составило 1415 человек (54,8 процента) и безработных - 1168 человек (45,2 процента). В соответствии с особенностями расселения КМНС основной ареал обеспеченных работой людей - это Ольский (353 человека или 24,9 процента), Северо-Эвенский (389 человек или 27,5 процента), Омсукчанский (134 человека или 9,5 процента) районы и город Магадан (366 человек или 25,9 процента), на долю которых пришлось 88 процентов всех работающих местных жителей.
В настоящие время ориентация КМНС на традиционные для них отрасли экономики сохранилась, но в весьма слабом виде. Даже при значительном сокращении почти пятая часть (208 человек) работающего в районах области местного населения имели профессии данных отраслей (оленеводы - 143 человека, охотники - 21 человек и рыбаки - 44 человека). Оленеводы также занимают первое ранговое место в профессиональном составе занятого в экономике коренного населения, и работают они в Северо-Эвенском (94 человека) и Среднеканском (48 человек) районах. По-прежнему значительная часть местных жителей районов (свыше 20 процентов) занята непрофессиональным трудом (разнорабочие, истопники, сторожа, вахтеры, дворники и др.).
Появились и положительные новые тенденции в профессиональном развитии коренного населения региона: расширился перечень лиц, занятых квалифицированным промышленно ориентированным трудом (бульдозеристы, трактористы, водители, маляры, столяры и др.). Но новые рыночные формы труда у КМНС фактически только начинают развиваться: предпринимательской деятельностью был занят 1 человек.
Устойчиво привлекательны для коренного населения районов Магаданской области сферы здравоохранения, образования, культуры, а также правоохранительные органы. Они активно участвуют в муниципальном управлении, в административном управлении предприятиями.
По данным администраций районов уровень общей безработицы КМНС в Магаданской области чрезвычайно высок - 45,2 процента, что превышает критический уровень, который составляет 12 процентов, в 3,8 раза. К социально неблагоприятным районам относятся Ольский, уровень общей безработицы в котором составляет 54,2 процента, что выше критического в 4,5 раза, а также Северо-Эвенский, указанный показатель в котором составляет 47,8 процента, что превышает критический уровень в 4 раза.
Уровень официально зарегистрированной безработицы КМНС составляет 19,9 процента, что в 4,6 раза превышает аналогичный показатель в целом по Магаданской области. Наибольшее число незарегистрированных безработных из числа коренных малочисленных народов Севера отмечено в двух районах области: Ольском - 192 человека и Северо-Эвенском - 150 человек, что составляет соответственно 46 и 42,1 процентов от общего числа безработных. Более благоприятная ситуация сложилась в Тенькинском, Ягоднинском и Среднеканском районах: все не занятые трудовой деятельностью местные жители состоят на учете в органах государственной службы занятости населения (далее также - служба занятости). В целом безработица не носит ярко выраженной этнической окраски, а отражает общую ситуацию с занятостью населения в конкретном районе Магаданской области.
Среди не занятого трудовой деятельностью коренного населения, зарегистрированного в службе занятости, по данным на 01 января 2005 года достаточно высока доля лиц в наиболее активном трудоспособном возрасте (18-29 лет) и составляет 40,4 процента (195 человек) и крайне небольшая доля лиц в предпенсионном возрасте - 1,8 процента (9 человек). Гендерный состав свидетельствует о некотором преимуществе мужского населения (51,8 процента).
По уровню образования состав не занятого трудовой деятельностью коренного населения, зарегистрированного в службе занятости, включает: лиц, не имеющих среднего общего образования в количестве 253 человека, лиц, имеющих среднее общее образование - 151 человек, лиц с высшим образованием - 6 человек.
Таблица N 1
Экономическая нагрузка на трудоспособное население КМНС
по состоянию на 01 марта 2005 г., обработка СВКНИИ ДВО РАН
Показатели |
Город Магадан |
Районы Магаданской области |
Всего |
|||||||
Ольский |
Омсукчанский |
Северо-Эвенский |
Среднеканский |
Сусуманский |
Тенькинский |
Хасынский |
Ягоднинский |
|||
Численность народов Севера (чел.) - всего |
1198 |
1797 |
410 |
1635 |
375 |
12 |
134 |
124 |
61 |
5746 |
в том числе в возрасте: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
моложе трудоспособного |
409 |
441 |
119 |
499 |
84 |
0 |
31 |
28 |
17 |
1628 |
трудоспособном |
647 |
1072 |
244 |
959 |
207 |
9 |
78 |
84 |
34 |
3334 |
старше трудоспособного |
142 |
284 |
47 |
177 |
84 |
3 |
25 |
12 |
10 |
784 |
Численность народов Севера (%) - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе в возрасте: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моложе трудоспособного |
34,1 |
24,5 |
29,0 |
30,5 |
22,4 |
0,0 |
23,1 |
22,6 |
27,9 |
28,3 |
трудоспособном |
54,0 |
59,7 |
59,5 |
58,7 |
55,2 |
75,0 |
58,2 |
67,7 |
55,7 |
58,0 |
Старше трудоспособного |
11,9 |
15,8 |
11,5 |
10,8 |
22,4 |
25,0 |
18,7 |
9,7 |
16,4 |
13,7 |
Экономическая нагрузка (чел.) - всего |
85,2 |
67,6 |
68,1 |
70,5 |
81,2 |
33,3 |
71,8 |
47,6 |
79,4 |
72,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
детей в возрасте до 16 лет |
63,2 |
41,1 |
48,8 |
52,0 |
40,6 |
0,0 |
39,7 |
33,3 |
50,0 |
48,8 |
лиц пенсионного возраста |
22,0 |
26,5 |
19,3 |
18,5 |
40,6 |
33,3 |
32,1 |
14,3 |
29,4 |
23,5 |
Структура экономической нагрузки (%) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
детей в возрасте до 16 лет |
74,2 |
60,8 |
71,6 |
73,8 |
50,0 |
0,0 |
55,4 |
70,0 |
63,0 |
67,5 |
лиц пенсионного возраста |
25,8 |
39,2 |
28,3 |
26,2 |
50,0 |
100,0 |
44,6 |
30,0 |
37,0 |
32,5 |
Таблица N 2
Экономически активное население коренных малочисленных
народов Севера в Магаданской области по состоянию на 01 марта 2005 г.,
обработка СВКНИИ ДВО РАН
Показатели |
г. Магадан |
Ольский район |
Омсукчанский район |
Северо-Эвенский район |
Среднеканский район |
Сусуманский район |
Тенькинский район |
Хасынский район |
Ягоднинский район |
Всего |
Экономически активное население (чел.) - всего |
582 |
770 |
180 |
745 |
160 |
3 |
62 |
56 |
25 |
2583 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
занятые в экономике |
366 |
353 |
134 |
389 |
92 |
2 |
33 |
27 |
19 |
1415 |
безработные |
216 |
417 |
46 |
356 |
68 |
1 |
29 |
29 |
6 |
1168 |
Численность зарегистрированных безработных (чел.) |
2 |
225 |
17 |
206 |
24 |
1 |
29 |
5 |
6 |
515 |
Численность зарегистрированных безработных, в % к численности общей безработицы |
0,9 |
54,0 |
37,0 |
57,9 |
35,3 |
100,0 |
100,0 |
17,2 |
100,0 |
44,1 |
Уровень общей безработицы (%) |
37,1 |
54,2 |
25,6 |
47,8 |
42,5 |
33,3 |
46,8 |
51,8 |
24,0 |
45,2 |
Уровень зарегистрированной Безработицы (%) |
0,3 |
29,2 |
9,4 |
27,7 |
15,0 |
33,3 |
46,8 |
8,9 |
24,0 |
19,9 |
В целях выявления объективных социально-экономических условий жизнедеятельности КМНС, проживающих на территории Магаданской области, специалистами СВКНИИ ДВО РАН при содействии администрации Магаданской области был проведен социологический опрос в городе Магадане; в поселках Ола, Армань и селах Гадля, Клепка Ольского района; в поселке Сеймчан Среднеканского района; в поселке Омсукчан Омсукчанского района; в поселке Эвенск Северо-Эвенского района. В опросе приняли участие 348 человек, из них 321 - лица в возрасте после 18 лет, 27 - лица в возрасте до 18 лет.
Анализ итогов опроса взрослого населения, средний возраст которого по выборке составил 40,5 лет, показал низкий уровень образования, не характерный в целом для населения Магаданской области. Национальный состав опрошенных характеризуется преобладанием эвенов - 46 процентов, якутов - 13 процентов, коряков -13 процентов, ительменов - 12 процентов, другие национальности - 16 процентов. Анализ продолжительности проживания КМНС в населенных пунктах, где проводился опрос, показал значительное преобладание респондентов, родившихся или проживших более 10 лет в данном населенном пункте, за исключением города Магадана.
На момент проведения опроса были трудоустроены 44 процента респондентов, искали или собирались искать работу - 50 процентов опрошенных. Средний размер заработной платы составил 5593 рублей, средний размер пособия по безработице - 1065 рублей, средний размер прочих социальных выплат - 2170 рублей, средний доход от собственного дела - 2483 рубля, средний доход от различных подработок - 6180 руб.
Данные анкетного опроса позволяют сделать вывод о крайне невысокой привлекательности для самих КМНС традиционных промыслов, а также о невысокой распространенности их в настоящее время. Так склонность к занятию оленеводством выявлена у 20 процентов, рыболовством - у 38 процентов, охотой - у 25 процентов, к сбору дикоросов - у 29 процентов респондентов.
Твердое желание получить новую специальность выявлено у трети опрошенных. Наиболее указываемыми специальностями стали: экономические специальности - 8 процентов; рабочие специальности, связанные с автомеханическим делом - 6 процентов; строительные специальности - 4 процента; специальности, связанные с компьютером - 3 процента; специальности социальной сферы - 3 процента; юриспруденция - 2 процента. В целом среди лиц, указавших на необходимость своего обучения, отсутствует единство мнений по направлениям обучения, а специальности, набравшие наибольшее количество ответов, вызывают интерес менее, чем у каждого десятого опрошенного. На вопрос о необходимости получения новой специальности затруднились ответить 20 процентов респондентов, 37 процентов - ответили отрицательно.
Среди КМНС наиболее востребованы профессии, не требующие высокой квалификации: сторож, разнорабочий, кочегар, слесарь, сантехник, повар, водитель, продавец, тракторист, дворник, механизатор. По названным специальностям хотела бы работать треть опрошенных, тогда как в настоящее время по ним работаю лишь 6 процентов опрошенного населения. Среди респондентов 29 процентов хотели бы организовать свое собственное дело.
Помощь со стороны государства опрошенные видят в повышении зарплаты (35 процентов), направлении на обучение или переподготовку (27 процентов), выплате достаточно крупного денежного пособия по безработице (24 процента), содействии в поиске работы (21 процент), организации собственного дела (8 процентов), снабжении оборудованием, необходимым для работы (6 процентов).
Данные социологического опроса детского населения позволяют сделать следующие выводы:
1) сфере образования и на рынке труда дети КМНС также как и их родители выбирают в основном рабочие специальности и малоквалифицированные профессии. Среди высококвалифицированных специальностей доминируют педагог и врач;
2) при поступлении в учебные заведения почти две трети опрошенных рассчитывают только на себя и не ждут какой-либо помощи со стороны государства;
3) респонденты, весьма слабо ориентированы на занятие традиционными промыслами, что объясняется высокой степенью ассимиляции;
4) большой процент респондентов, которые хотели бы организовать свое дело (44 процента).
1.2. Проблемы развития традиционных видов деятельности коренных
малочисленных народов Севера
Речное и прибрежное рыболовство коренных народов Севера в современной ситуации является одним из наиболее конкурентозависимых видов деятельности. Конкуренция начинается на стадии выделения лимитов и продолжается до стадии переработки и реализации рыбной продукции. В настоящее время в большинстве случаев рыболовецкие предприятия коренных народов довольствуются ролью сдающих сырье по низким ценам. Причины этого кроются в том, что коллективы рыбаков из числа коренных народов не имеют средств производства, позволяющих производить хотя бы начальную переработку уловов, в частности, их заморозку. В результате цена на рыбопродукцию, поступающую в розничную продажу, в десятки раз превышает закупочную цену на выловленную рыбу, что делает рыболовство коренных народов нерентабельным.
К негативным условиям деятельности хозяйствующих субъектов аборигенов, занимающихся рыболовством, можно отнести:
1. Недостаток собственного капитала и отсутствие доступа к дешевым заемным финансовым ресурсам; высокий физический и моральный износ оборудования и технологий;
2. Нехватка квалифицированных специалистов по всем звеньям производственной цепочки, отсутствие менеджеров с необходимым уровнем знаний и опыта управления;
3. Сложность разработки, лицензирования, стандартизации и сертификации видов готовой продукции традиционного природопользования; трудности в получении маркетинговой информации о рынках сбыта, новых технологиях переработки, оборудовании, упаковке;
4. Отсутствие системы специализированной торговли продукцией традиционного природопользования; плохая транспортная доступность предприятий, препятствующая дешевой доставке продукции к потребителю и объединению производственной базы географически разрозненных хозяйств.
Морской зверобойный промысел известен с древнейших времен. Он служил основой образа жизни и самообеспечения народов Севера. В 60-е, 70-е годы двадцатого века коренные народы Севера оказались практически вытеснены из морзверобойного промысла государством, которое было заинтересовано в получении рентабельной продукции: мясе, китовом усе и спермацете, моржовой кости, мехе некоторых морских животных, такие как морские котики, нерпы.
Несмотря на то что государственный морской зверобойный промысел в настоящее время пришел в упадок, для народов Севера морзверь остается важным источником самообеспечения: шкура животных идет на изготовление одежды для оленеводов и рыбаков, предметов быта, а мясо является альтернативным рыбе источником питания. В то же время, традиционный морской зверобойный промысел практически исчез. Ранее он проводился в сентябре-октябре по береговому припаю и с ботов вблизи берега. Сейчас морские животные не подходят так близко к берегу. Это приводит к тому, что из-за отсутствия судов, выделяемые ежегодно лимиты морского зверя не осваиваются. При современной квоте вылова в несколько сотен голов возможна первичная переработка и реализация излишков промысла на внутреннем, и внешнем рынках и постепенный переход к самообеспечению морзверобойного промысла.
В период перехода к рынку были практически полностью разрушены механизмы, которые позволяли существовать и развиваться охотничьему хозяйству. Прежде всего это касается плановой системы организации промысла (снабжение оружием, боеприпасами, капканами, продуктами питания, заброска и вывозка охотников и т.п.). Наряду с этим, практически разрушена прежняя система заготовок и сбыта охотничьей продукции. Отмена государственной монополии на пушнину и обязательную ее сдачу государству, в сущности, ликвидировали существовавшую систему закупок и реализации всех видов пушнины. Перестали функционировать пушно-меховые базы, холодильники. В связи с этим состояние охотничьего хозяйства на современном этапе, как в целом, так и в секторе традиционного природопользования, кризисное и выражается в следующем:
- тенденции резкого спада добычи охотничьих ресурсов (заготовок пушнины, мяса и пр.);
- разрушение сложившихся хозяйственных связей;
- потеря рынков сбыта для продуктов охоты;
- возросшие масштабы браконьерства.
Причинами сложившейся ситуации являются:
1. Отсталая, а в некоторых случаях полностью разрушенная материально-техническая база охотничьего хозяйства (отсутствие техники и необходимого количества орудий лова, отсутствие или нехватка оборудования по первичной обработке пушнины, хранению мяса и дичи).
2. Неравномерная промысловая нагрузка на охотничьи угодья. В связи с кратно возросшими транспортными тарифами (особенно на вертолет), охотники не имеют возможности добраться в отдаленные охотничьи угодья. Вместе с этим промысловый пресс в угодьях расположенных рядом с поселками значительно увеличился.
3. Зависимость рентабельности промысла на большинство пушных видов зверей от конъюнктуры международного рынка (в частности от цен на пушных аукционах), а также от цен, которые диктуют перекупщики.
4. Наличие большого числа торговых посредников, которые, не вкладывая средств в развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства, охрану и воспроизводство охотничье-промысловых животных получают огромные прибыли от перепродажи пушнины.
5. Нехватка денежных оборотных средств необходимых для централизованной закупки и обеспечения охотников продуктами питания, боеприпасами, орудиями лова, организации заброски промысловиков в тайгу, закупки пушнины и других продуктов промысла.
6. Недостаток квалифицированных специалистов-охотоведов. После распада крупных охотничье-промысловых хозяйств далеко не все вновь образовавшиеся более мелкие предприятия имеют специалистов-охотоведов.
Использование недревесных продуктов леса (далее - НПЛ) исторически являлось одним из наиболее значимых видов традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Дикоросы использовали в пищу, ими лечились, из них изготавливали предметы одежды и различные украшения. В плановой системе ведения хозяйства, заготавливались десятки видов дикорастущих растений, которые использовались в пищевой, парфюмерной, химической промышленности и медицине. Некоторые из них поставлялись на экспорт и составляли основную часть валютных поступлений целого ряда хозяйств. В период перехода к рыночным отношением старая система организации заготовок и переработки НПЛ была разрушена, а новая не создана. Поэтому, несмотря на явный интерес к этой продукции со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний и потребителей цивилизованный рынок НПЛ пока не сложился.
Традиционные промыслы коренных народов Магаданской области включают изготовление изделий из мягких материалов - кожи, меха и ткани, а также из дерева и кости. Профессионального ремесла у КМНС региона не существовало, народные промыслы носили характер домашнего производства, удовлетворявшего потребности хозяйства в орудиях труда, бытовых предметах, утвари, одежде. К настоящему времени некоторые изделия народных промыслов утратили свое прикладное значение, и в быту уже не востребованы. Следует целенаправленно развивать производство тех предметов, которые находят реальное применение в традиционном хозяйстве. Кроме того, сферой занятости КМНС и источником поступления финансовых средств может стать выпуск качественно новых изделий, с сохранением традиционной технологии и декоративной отделки, которые будут пользоваться спросом у широких слоев населения, а не только в среде коренных народов.
Анализ сложившейся ситуации в области занятости коренных малочисленных народов Севера в Магаданской области показал невозможность решить эту социально значимую проблему в приемлемые сроки рыночными механизмами, что обусловливает необходимость ее решения программными методами и финансирования мероприятий Программы за счет бюджетных средств.
2. Цель и основные задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение занятости КМНС для снятия социальной напряженности, роста качества жизни, социальной реабилитации, национально-культурного развития и повышения роли коренных народов в экономических и социальных процессах региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие материально-технической базы традиционных отраслей хозяйствования: рыболовства, охотничьего и морского зверобойного промыслов и других видов деятельности;
- развитие производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования;
- улучшение потребительских качеств и увеличение объема продукции на основе технико-экономического обновления производственной базы отраслей и объектов по переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования;
- внедрение новых технологий глубокой переработки продукции традиционных отраслей хозяйствования.
3. Сроки реализации Программы
Достижение поставленной цели предполагается в течение 5 лет: с 2006 по 2010 год.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий предусматривает меры для повышения занятости КМНС в традиционных и других видах деятельности. Для занятости КМНС в традиционных для них видах деятельности на новом технологическом уровне, позволяющем производить конкурентоспособную продукцию, основными мерами являются создание перерабатывающих предприятий, оснащенных морозильным и холодильным оборудованием, а также мини-цехами по переработке рыбы, морзверя, дикоросов. Кроме того, предполагается приобретение материальных ресурсов для действующих национальных предприятий.
Развитию в Магаданской области рыболовства коренных народов Севера будут способствовать следующие меры:
- создание условий для повышения уровня рентабельности рыболовства коренных малочисленных народов (оказание помощи в приобретении морозильного и холодильного оборудования);
- организация некоммерческих партнерств, предусмотренных законом "О некоммерческих организациях", между хозяйствующими субъектами аборигенов и рыбоперерабатывающими предприятиями Магаданской области;
- организация адресной помощи в приобретении плавсредств, сетеснастного и холодильного оборудования родовым общинам и хозяйствующим субъектам аборигенов при условии гарантированного создания ими дополнительных рабочих мест;
- кредитование рыболовства, что сделает возможным постепенный переход к его самообеспечению;
- развитие глубокой переработки рыбопродукции (оказание помощи в приобретении мини-заводов по производству копченой и консервированной рыбопродукции);
- подготовка специалистов - рыбопереработчиков.
Развитию морского зверобойного промысла в Магаданской области будут способствовать следующие меры:
- возрождение традиционных способов добычи морских млекопитающих, создание бригады морских зверобоев из числа народов Севера;
- оказание помощи в приобретении необходимого оборудования для занятия зверобойным промыслом на основе льготного кредитования;
- приобретение мини-цеха по изготовлению консервов из мяса морских животных;
- создание производства по обработке шкур морских млекопитающих и продукции из них: одежды, обуви, предметов галантереи, обивки мебели;
- разработка системы льгот на региональном уровне для предприятий хозяйствующих субъектов аборигенов, занимающихся зверобойным промыслом.
Развитию охотничьего промысла в Магаданской области будут способствовать следующие меры:
- создание приемлемых условий труда для охотников (помощь при строительстве избушек на промысловых участках, организация базовых зимовий, заготпунктов и факторий);
- целевое приобретение дорогостоящего оборудования конкретным охотничьим предприятиям на конкурсной основе;
- решение вопросов кредитования деятельности (приобретение продуктов, снаряжения и ГСМ перед началом промысла);
- подготовка специалистов-охотоведов;
- широкая реклама продукции охотничьего промысла, с целью доведения информации до возможно большего количества потенциальных покупателей;
- организация сети заготовительных пунктов, приобретающих пушнину по реальным ценам;
- установление прямых связей с российскими предприятиями, занимающимися переработкой продукции охотничьего промысла (пушнина, мясо) до готовых продуктов;
- представление продукции на аукционах напрямую, без посредников;
- развитие современных видов переработки продукции охотничьего промысла на месте для создания дополнительной занятости и в отдаленных поселках;
- развитие охотничьего туризма.
Для возобновления сбора и переработки дикоросов в районах Магаданской области необходимы следующие меры:
- создание условий труда для заготовителей (транспорт, обеспечение тарой, организация временных заготовительных пунктов и перерабатывающих предприятий);
- кредитование заготовительной деятельности;
- развитие современных видов переработки дикоросов на месте;
- разработка новых видов продукции в конкурентоспособной упаковке;
- реклама продукции;
- организация сети магазинов "Дары природы".
Для сохранности собранных дикоросов могут быть использованы различные способы их первичной (сушка, дробление, засолка, заморозка, отжим сока) и вторичной переработки (производство концентрированных соков и напитков, варенья, джемов, сиропов, пищевых консервов из грибов и папоротника). Глубина и конкретный вид переработки зависит от возможных объемов сбора и видов дикоросов по районам области, а также возможности их транспортировки. В Магаданской области отсутствуют оценки ресурсов дикоросов по районам области, однако, пользуясь даже очень приблизительными оценками по запасам съедобных грибов и норматива сбора их в день 40 кг на человека, количество их сборщиков в Магаданской области составляет более 16 тысяч человек. То есть на период сбора дикоросов, этим видом деятельности могут быть заняты все безработные.
Развивать традиционные промыслы коренных народов целесообразно по нескольким направлениям:
- изготовление предметов, необходимых для практического применения в традиционном природопользовании и в традиционном быту (национальная одежда и обувь, утварь и средства передвижения для оленеводов, рыбаков и охотников, инструменты для мастеров);
- изготовление предметов широкого спроса, отмеченных этнической спецификой (тапочки, очешники, головные уборы и др.);
- изготовление декоративных изделий, назначение которых приближается к этнографическим сувенирам (костяная и деревянная скульптура, меховые и кожаные украшения, панно и др.);
- изготовление эксклюзивных экспонатов музейного значения, точно копирующих реальные предметы, существовавшие в культуре коренных народов. Основной проблемой в развитии традиционных промыслов КМНС является отсутствие централизованной системы подготовки кадров из числа КМНС, помещений и оборудования, службы маркетинга, обеспечивающей продвижение изделий народных промыслов на рынок.
Для возрождения народных промыслов и использования их для трудовой занятости населения, предлагается создание производственно-учебного Центра культурного наследия в г. Магадане.
Для организации деятельности Центра культурного наследия необходимо следующее:
- ремонт помещений, оборудование трех мастерских: деревообрабатывающая, кожно-меховая, косторезная;
- привлечение преподавателей-мастеров из числа КМНС и специалистов разного профиля;
- набор и подготовка мастеров народных промыслов из коренных жителей глубинки, ориентация их на создание на местах после обучения собственного дела с привлечением аборигенов-односельчан;
- проведение мастер-классов по различным видам традиционных промыслов;
- организация работы маркетинговой службы по реализации продукции.
Для повышения занятости КМНС в нетрадиционных для них отраслях - горной промышленности и предприятиях других отраслей и сфер, организуемых в районах проживания, рекомендуется администрациям районов в Соглашениях с собственниками предприятий (такая форма сотрудничества прописана в лицензионных соглашениях по горным объектам) добиваться при выделении рабочих мест местному населению трудоустройства КМНС, их обучения, а не только приобретения материальных ресурсов, как это практикуется в настоящее время.
Таблица N 3
Мероприятия Программы
Наименование муниципального образования |
Мероприятие |
Срок исполнения (год) |
Источник финансирования |
Стоимость (тыс. руб.) |
1. Город Магадан |
Организация Центра культурного наследия КМНС. Ремонт помещения. Организация мастерских: деревообрабатывающей, косторезной, кожно-меховой. |
2009 |
Внебюджетные источники |
847,5 |
Организация предприятия по сбору и переработке дикоросов (приобретение оборудования, аренда помещения) |
2006 |
Внебюджетные источники |
2700,0 |
|
Приобретение холодильного и морозильного оборудования, оборудования по переработке морзверя, плавсредств, автономного источника энергоснабжения |
2007 |
Внебюджетные источники |
3400,0 |
|
Приобретение музыкального, швейного и мездрильного оборудования |
2008 |
Областной бюджет |
435,0 |
|
Итого: |
|
|
7382,5 |
|
2. Ольский район |
Приобретение плавсредств, автономного источника энергоснабжения, транспорта, сетеснастного оборудования |
2007 |
Областной бюджет |
620,0 |
2008 |
Областной бюджет |
311,5 |
||
Организация предприятия по заготовке дикоросов, рыбы, пушнины (приобретение оборудования, аренда помещения, транспорт) |
2009 |
Внебюджетные источники |
3900,0 |
|
Организация предприятия по заготовке, хранению и переработке рыбы (приобретение холодильного оборудования, аренда помещения, транспорт, сетеснастное снаряжение, плавсредства) |
2009 |
Областной бюджет |
2330,0 |
|
Внебюджетные источники |
2182,0 |
|||
Приобретение охотничьего инвентаря и транспортных средств |
2010 |
Внебюджетные источники |
1433,5 |
|
Итого: |
|
|
10777,0 |
|
3. Хасынский район |
Организация предприятия по сбору и переработке дикоросов (приобретение оборудования, аренда помещения) |
2006 |
Внебюджетные источники |
200,0 |
Приобретение сетеснастного оборудования, автономного источника энергоснабжения |
2007 |
Внебюджетные источники |
2700,0 |
|
Итого: |
|
|
2900,0 |
|
4. Северо-Эвенский район |
Организация предприятия по заготовке, хранению и переработке рыбы (приобретение морозильного и холодильного, перерабатывающего оборудования, плавсредств, сетеснастного оборудования, транспорта; аренда помещения) |
2010 |
Областной бюджет |
2330,5 |
Внебюджетные источники |
3715,5 |
|||
Организация предприятия по заготовке дикоросов (приобретение оборудования, аренда помещения) |
2006 |
Внебюджетные источники |
2100,0 |
|
Организация предприятия по переработке дикоросов (приобретение оборудования, аренда помещения) |
2007 |
Внебюджетные источники |
1000,0 |
|
Мини-цех по переработке мяса морского зверя |
2010 |
Внебюджетные источники |
1555,0 |
|
Итого: |
|
|
10701,0 |
|
5. Среднеканский район |
Организация предприятия по заготовке и переработке дикоросов, рыбы, пушнины (приобретение оборудования, аренда помещения, самоходная баржа, транспорт) |
2008 |
Областной бюджет |
1000,0 |
Внебюджетные источники |
3200,0 |
|||
Итого: |
|
|
4200,0 |
|
6. Тенькинский район |
Организация предприятия по сбору и переработке дикоросов (приобретение оборудования, аренда помещения, транспорт) |
2008 |
Внебюджетные источники |
3900,0 |
Итого: |
|
|
3900,0 |
|
7. Омсукчанский район |
Приобретение транспорта и охотничьего инвентаря |
2008 |
Областной бюджет |
573,5 |
2009 |
Внебюджетные источники |
170,5 |
||
2010 |
Внебюджетные источники |
396,0 |
||
Организация предприятия по заготовке дикоросов, рыбы, пушнины (приобретение оборудования, аренда помещения) |
2007 |
Областной бюджет |
1700,0 |
|
Итого: |
|
|
2840,0 |
|
Всего по Программе: |
|
|
42700,5 |
5. Механизм реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы предлагается осуществлять в следующих формах:
- содействия в создании предприятий по типу факторий;
- приобретение оборудования (снегоходов, лодок, сетей, ружей и пр.) для предприятий хозяйствующих субъектов аборигенов и родовых общин, гарантирующих трудоустройство населения из числа КМНС.
Реализация Программы осуществляется в порядке, устанавливаемом губернатором Магаданской области.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования программных мероприятий является областной бюджет и бюджет внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - бюджет ВФОЭЗ), иные внебюджетные источники.
Финансирование Программы предполагается в объеме 42,7 миллиона рублей, в том числе за счет средств:
- областного бюджета - 9,3 миллиона рублей;
- бюджета ВФОЭЗ - 10 миллионов рублей;
- иных внебюджетных источников - 23,4 миллиона рублей.
На реализацию мероприятий Программы в 2006 году необходимо 5 миллионов рублей. Средства в размере 1 миллиона рублей предусмотрены в Законе Магаданской области "О бюджете внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны на 2006 год", средства в размере 4 миллионов рублей планируется привлечь из иных внебюджетных источников.
Объемы финансирования из областного бюджета и внебюджетных источников на последующие годы представлены в таблице N 4.
Таблица N 4
Объемы и источники финансирования Программы (млн. руб.)
Источник финансирования |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего |
Областной бюджет |
2,32 |
2,32 |
2,33 |
2,33 |
9,3 |
Внебюджетные источники |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
28,4 |
Итого по годам: |
9,42 |
9,42 |
9,43 |
9,43 |
37,7 |
Объем ассигнований из областного бюджета и бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условия деятельности Особой экономической зоны подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей указанных источников финансирования на очередной финансовый год.
7. Ожидаемые социально-экономические
результаты реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
- возрождение традиционного хозяйственного уклада коренных народов путем развития на новой производственно-технологической основе традиционных отраслей хозяйства, повышение потребительских качеств и товарного выхода продукции этих отраслей и наращивание хозяйственно-экономического потенциала территорий их проживания;
- трудоустройство 65,5 процентов безработных (таблица N 5), что приведет к уменьшению безработных из числа КМНС в Магаданской области с 45,2 процента до 15,6 процентов;
- снижение социальной напряженности в национальных селах и местах компактного проживания КМНС.
Таблица N 5
Эффективность Программы
Район области |
Численность безработных (чел.) |
Численность трудоустроенных (чел.) |
Доля трудоустроенных (%) |
1. Город Магадан |
216 |
174 |
80,6 |
2. Ольский район |
417 |
255 |
61,2 |
3. Хасынский район |
29 |
26 |
89,7 |
4. Северо-Эвенский район |
356 |
194 |
54,5 |
5. Среднеканский район |
68 |
48 |
70,6 |
6. Тенькинский район |
29 |
25 |
86,2 |
7. Омсукчанский район |
46 |
39 |
84,8 |
Всего: |
1161 |
761 |
65,5 |
8. Сведения о государственном заказчике и исполнителе Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Магаданской области.
Основным разработчиком Программы является Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт ДВО РАН, отдельные разделы Программы разработаны с участием специалистов Северного международного университета.
Исполнителем Программы является администрация Магаданской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Магаданской области от 19 мая 2006 г. N 715-ОЗ "Об областной целевой программе "Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов Севера" на 2006-2010 годы"
Принят Магаданской областной Думой 21 апреля 2006 г.
Подписан Губернатором Магаданской области 19 мая 2006 г.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Магаданская правда" от 23 мая 2006 г. N 55
Законом Магаданской области от 28 декабря 2009 г. N 1223-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Магаданской области от 28 декабря 2009 г. N 1222-ОЗ
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного Закона
Закон Магаданской области от 29 декабря 2008 г. N 1090-ОЗ
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного Закона
Закон Магаданской области от 10 августа 2007 г. N 893-ОЗ
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного Закона