Рассмотрев проект Федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", а также постановление Государственной Думы от 12.04.2000 г. N 263-III-ГД Магаданская областная Дума отмечает следующее:
Проектом Федерального закона предлагается изменить, приостановить либо признать утратившими силу положения действующих Федеральных законов, затрагивающих социальные, экономические и иные существенные права граждан Российской Федерации, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
К этим законам относятся:
1) Прежде всего, статья 4 Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Все основные северные льготы, особенно для бюджетных организаций, по неработающим гражданам, предложенными федеральными нормативными актами фактически отменяются либо должны обеспечиваться в 2000 году за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств работодателей.
Но данные льготы носят прежде всего компенсационный характер, призванные возмещать отрицательные последствия за утраченное здоровье.
Кроме того, перекладывание бремени государственных гарантий на работодателей северных территорий, не имеющих таких финансовых возможностей, нарушает конституционные принципы, согласно которым государственные гарантии обеспечиваются государством.
Северные регионы, как регионы с дискомфортными условиями проживания, оказывающими неблагоприятное воздействие на человека и нуждающиеся в государственной поддержке, - однозначно определены Федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. N 803 в решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, дополнительном выделении государственных ресурсов, направленных на адекватное отражение процессов социального развития, создание равных условий жизни и предотвращение обнищания населения.
За весь период освоения и развития Севера государство лишь однажды приостанавливало (но не отменяло!) часть северных льгот в октябре 1942 года для высвобождения средств на борьбу с фашизмом.
2) Федеральный закон "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". Предложенными федеральными нормативными актами приостанавливаются льготный проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий обучающихся на 2000 год. Данные льготы финансируются только из федерального бюджета, но затрагивают существенную сферу материального состояния студентов и их родителей.
3) Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования". Предложенными федеральными нормативными актами приостанавливается на 2000 год финансирование из федерального бюджета части расходов на питание школьников. Но выплат из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, установленных Федеральным законом, недостаточно. Следовательно, для обеспечения полноценного питания школьников должны быть увеличены бюджетные ассигнования субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, с начала учебного года питание производилось в полном объеме, поэтому при непоступлении федеральных средств все затраты лягут на указанные бюджеты. Это нарушает статью 84 Бюджетного кодекса и статью 38 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ".
4) Проектом предлагается изменить редакцию статьи 22 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", что увеличит нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации по созданию рабочих мест для инвалидов, получивших увечье в период боевых действий в районах вооруженных конфликтов.
5) Проектом Федерального закона предлагается приостановить действие Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области", что негативно скажется на экономической и социальной обстановке в области.
С принятием Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" область получила потенциал, который позволяет надеяться на выход северного региона на уровень самообеспечивающихся территорий.
Российской Федерации в условиях дефицита финансирования по завозу топлива, северных льгот. Уже сегодня доходы от деятельности экономической зоны позволяют решать многие социальные проблемы северян, в том числе по обеспечению рабочих мест, развитию и расширению производства и сферы услуг, привлечению иностранных инвестиций.
С принятием Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" запущены многочисленные хозяйственные механизмы на территории, выданы ссуды, гарантии, приняты местные законодательные акты. Предприятия Магаданской области полгода проработали в условиях действия Федерального закона, в условиях налоговых льгот, заключили хозяйственные договоры с учетом действия положений Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области". Приостановление действия этого Закона, иные вмешательства в действие Федерального закона, которые имеют место, повлечет за собой серию банкротств хозяйственных предприятий, окончательный экономический и социальный крах территории и ее жителей, на ликвидацию последствий которого понадобятся значительные финансовые средства из федерального бюджета.
Магаданская областная Дума отмечает также, что при внесении и рассмотрении в Государственной Думе проекта Федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" нарушена процедура согласования проекта федерального закона с субъектами законодательной инициативы.
Законопроект затрагивает вопросы совместного ведения в части обеспечения государственных гарантий (финансирования) по вопросам социальной защиты населения, установления общих принципов налогообложения и сборов.
Согласно статье 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" такие законопроекты должны направляться субъектам Российской Федерации после их внесения в Госдуму и после принятия в первом чтении, и по таким федеральным законопроектам должен предоставлять срок не менее одного месяца для возможного внесения поправок и предложений. До истечения указанного срока рассмотрение законопроекта не допускается.
Законопроект перед его рассмотрением в первом чтении в Магаданскую Думу не поступал. Постановление Госдумы принято 12 апреля 2000 года, разослано субъектам РФ еще позднее, а срок внесения поправок установлен 28 апреля, то есть менее месяца, что нарушает права субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Магаданская областная Дума постановила:
1. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации исключить из текста проекта Федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год"
пункт 5, 9 статьи 1;
пункт 11, 21, 22 статьи 2.
2. Обратить внимание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на нарушение установленной статьей 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" процедуры согласования проекта Федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" с субъектами законодательной инициативы при его внесении и рассмотрении в Государственной Думе
3. Предложить федеральным органам государственной власти впредь до выравнивания условий труда и жизни лиц, проживающих и работающих на Севере, с условиями, в которых трудятся люди центральных районов страны, за счет проведения комплексной социально-экономической политики государства, позволяющей северным регионам укрепить собственную экономическую базу, наложить мораторий на пересмотр и отмену льгот северянам.
4. Направить настоящее постановление в Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, в комитет по бюджету и налогам, Президенту Российской Федерации, в Совет Государственной Думы, в субъекты Российской Федерации северных регионов, предложить депутатам Государственной Думы от Магаданской области В.А. Буткееву, от объединения "Единства" В.А. Пехтину принять меры по исключению из проекта федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" положений, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
5. Предложить общественным объединениям Магаданской области, имеющим депутатские фракции в Государственной Думе, поддержать настоящее постановление.
Председатель областной Думы |
И.С.Розенблюм |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Магаданской областной Думы от 28 апреля 2000 г. N 425 "О проекте Федерального закона "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год"
Текст постановления официально опубликован не был