В целях совершенствования системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Магаданской области на 2001-2005 годы (далее - Концепция).
2. Управлению здравоохранения администрации области (Г.А.Зайнутдинову), Магаданскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (А.А.Верному), комитету экономики администрации области (И.С.Пеньевской), финансовому управлению администрации области (В.А.Моисеевой), администрации Особой экономической зоны (К.В.Чалову) обеспечить реализацию мероприятий Концепции.
3. Управлению здравоохранения администрации области (Г.А.Зайнутдинову), Магаданскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (А.А.Верному), комитету экономики администрации области (И.С.Пеньевской) ежегодно представлять в администрацию области планы мероприятий по реализации Концепции, на 2001-2002 годы - в срок до 01 ноября 2001 года.
4. Рекомендовать мэру г. Магадана и главам администраций районов области разработать мероприятия по реализации Концепции на 2001-2002 годы.
5. Считать утратившим силу п.1 постановления губернатора области от 06.01.2000 N 1 "О совершенствовании лекарственного обеспечения населения области".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Г.Н.Кузнецову.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор |
В.И. Цветков |
Концепция развития системы лекарственного обеспечения
учреждений здравоохранения и населения Магаданской области на 2001-2005 годы
(утв. постановлением губернатора области от 18 октября 2001 г. N 203)
Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Магаданской области остается одной из самых острых социальных проблем в системе государственных интересов, влияющих на состояние здоровья населения региона, возможность активного участия людей в трудовой деятельности, увеличение продолжительности их жизни и облегчение страданий при болезнях.
Уровень затрат на приобретение медикаментов в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже, чем в развитых странах, которые могут служить в определенной степени показателями верхней границы современных расходов на медикаментозное лечение.
Остается острым вопрос соотношения стоимости медикаментов, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения.
Реальное положение с лекарственным обеспечением населения и учреждений здравоохранения области является тревожным, и без принятия экстренных мер, в том числе государственного протекционизма, государственного регулирования цен, привлечения дополнительных финансовых средств на здравоохранение, а также рационализации их использования, проблему лекарственного обеспечения решить невозможно.
Основными факторами, отрицательно влияющими на лекарственное обеспечение населения, являются:
- несовершенство нормативной базы, регулирующей лекарственное обеспечение;
- недостаточный контроль за рациональным расходованием средств на лекарственное обеспечение со стороны органов государственного и муниципального управления;
- недостаточное финансирование государственной и муниципальной систем здравоохранения;
- рост цен на импортные и отечественные медикаменты;
- нерациональное использование лекарственных средств без оценки показателя стоимость - эффективность.
I. Основные понятия
/------------------------------------------------------------------\
| Аптечные |- организации, осуществляющие розничную |
| учреждения |торговлю лекарственными средствами, |
| |изготовление и отпуск лекарственных |
| |средств в соответствии с установленными |
| |требованиями; к аптечным учреждениям |
| |относятся аптеки, аптеки учреждений |
| |здравоохранения, аптечные пункты, аптечные |
| |киоски, аптечные магазины |
|--------------------+---------------------------------------------|
| Территориальная |- программа государственных гарантий |
| программа |обеспечения населения территории |
| государственных |бесплатной медицинской помощью, которая |
| гарантий |утверждается постановлением губернатора |
| обеспечения |области и определяет виды и объемы |
| граждан бесплатной |медицинской помощи, предоставляемой |
| медицинской |населению региона бесплатно |
| помощью | |
| | |
|--------------------+---------------------------------------------|
| Территориальные |- требования, которые распространяются на |
| стандарты на |основные разделы деятельности аптечных |
| аптечные |учреждений по обеспечению населения и ЛПУ |
| учреждения |лекарственными средствами, изделиями |
| |медицинского назначения с целью |
| |гарантированного обеспечения доступной и |
| |высококачественной лекарственной помощью. |
| |Требования устанавливают состав помещений |
| |аптечных учреждений, оборудование, |
| |необходимое для их открытия и |
| |функционирования, и не распространяются на |
| |специфические особенности основных |
| |разделов деятельности аптечных учреждений, |
| |которые регулируются нормативно-правовыми |
| |актами Минздрава России |
|--------------------+---------------------------------------------|
| Территориальный |- стандарт, принятый на уровне одного |
| стандарт, |субъекта Российской Федерации и доступный |
| регулирующий |широкому уровню потребителей |
| потребление | |
| лекарственных | |
| средств населением | |
| области | |
|--------------------+---------------------------------------------|
| Территориальный |- перечень жизненно необходимых и |
| перечень |важнейших лекарственных средств (ЖНВЛ), |
| ЖНВЛ |который разрабатывается на основе |
| |федерального перечня (по ассортименту - не |
| |ниже), утверждаемый ежегодно в рамках |
| |Территориальной программы государственных |
| |гарантий обеспечения граждан бесплатной |
| |медицинской помощью постановлением |
| |губернатора области (территориальный |
| |формулярный список лекарственных средств) |
|--------------------+---------------------------------------------|
| Формулярная |- процесс, в течение которого медицинские |
| система в ЛПУ |работники, входящие в состав Формулярной |
| |комиссии лечебно-профилактического |
| |учреждения (ЛПУ), оценивают и отбирают из |
| |всех имеющихся на рынке страны наиболее |
| |эффективные, безопасные и затратно- |
| |эффективные лекарственные средства |
|--------------------+---------------------------------------------|
| Формулярный список |- особый список лекарственных средств, |
| ЛПУ |носящий ограничительный характер и |
| |позволяющий использовать только те |
| |лекарственные средства, которые входят в |
| |этот список. Разрабатывается для каждого |
| |типа ЛПУ |
\------------------------------------------------------------------/
II. Основание для разработки Концепции
Концепция разрабатывается во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 1202-р, и на основе анализа состояния лекарственного обеспечения населения области.
III. Цели разработки Концепции
Целями разработки Концепции являются охрана и улучшение здоровья населения области путем:
- совершенствования системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения региона в рамках Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью;
- гарантированного обеспечения населения лекарственными, диагностическими и профилактическими средствами в необходимом объеме и ассортименте;
- обеспечения доступности и качества лекарственных средств;
- экономически эффективного и рационального использования лекарственных средств.
IV. Основные задачи разработки Концепции
Основными задачами разработки Концепции являются:
- проведение комплекса программных мероприятий в системе лекарственного обеспечения с участием органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
- обеспечение гарантированного уровня и доступности лекарственного обеспечения населения территории;
- государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- формирование территориальной системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и льготных категорий граждан;
- создание территориального резерва лекарственных средств;
- совершенствование механизмов финансирования лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения области;
- совершенствование системы контроля за использованием финансовых средств, выделяемых на закупку лекарственных средств из областного, муниципальных бюджетов и территориального фонда ОМС;
- разработка и внедрение территориальных стандартов, регулирующих потребление лекарственных средств населением области в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения территории бесплатной медицинской помощью;
- рациональное использование лекарственных средств и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения области;
- обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
- регулирование фармацевтического рынка.
V. Сроки и этапы реализации Концепции
Первый этап (2001-2002 годы) - создание областного базового оптового склада-поставщика, обеспечение качества и безопасности лекарственных средств, создание оперативного территориального резерва лекарственных средств, разработка территориальных стандартов, регулирующих потребление лекарственных средств, государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, совершенствование механизмов финансирования лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения области, совершенствование системы контроля за использованием финансовых средств, выделяемых на закупку лекарственных средств из областного, муниципальных бюджетов и территориального фонда ОМС, и подготовка мероприятий второго этапа.
Второй этап (2003-2005 годы) - дальнейшая реализация и совершенствование основных мероприятий Концепции.
VI. Исполнители Концепции
Основными исполнителями Концепции являются:
- исполнительные органы государственной власти области:
финансовое управление администрации области
управление здравоохранения администрации области
комитет экономики администрации области
администрация Особой экономической зоны
- Северо-Восточное территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
- Магаданский центр стандартизации, метрологии и сертификации
- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
- органы местного самоуправления
- учреждения здравоохранения и аптечные учреждения различных видов собственности и ведомственного подчинения
- страховые медицинские организации
VII. Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции
В результате реализации Концепции в области:
- повысится доступность лекарственных средств для населения региона;
- будет создана система государственных гарантий лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения области в соответствии с требованиями федеральных и территориальных стандартов, регулирующих потребление лекарственных средств, в т. ч. по бесплатному и льготному отпуску лекарственных средств;
- улучшится качество и безопасность лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений и населения территории;
- повысится эффективность использования государственных средств на всех стадиях обращения лекарственных средств от поставщика до потребителя.
VIII. Система мероприятий по реализации Концепции
1. Обеспечение доступности и ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения для населения области:
- создать областной базовый оптовый склад-поставщик для гарантированного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения учреждений здравоохранения и декретированных групп населения (2001 г.);
- сформировать перечень, объем лекарственных средств и изделий медицинского назначения для поставки в область для государственных нужд (ежеквартально);
- пересмотреть в сторону уменьшения предельную оптовую надбавку для оптовых поставщиков на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (2001 г.);
- проводить регулярный анализ действующего в области механизма ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и пересматривать предельно допустимый уровень цен (по мере экономической необходимости);
- обеспечить финансирование статьи "Медикаменты и перевязочные средства" из средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение, и средств территориального фонда ОМС в соответствии с расчетными нормативами Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Магаданской области бесплатной медицинской помощью (ежегодно);
- активно привлекать средства добровольного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством, и благотворительные средства к финансированию лекарственного обеспечения (2001-2005 годы);
- предоставлять субъектам фармацевтического рынка г. Магадана оперативную информацию о наличии лекарственных средств и изделий медицинского назначения и ценах на них через справочно-информационный центр (2001-2005 годы).
2. Совершенствование лекарственного обеспечения населения области по рецептам врачей на льготной основе или бесплатно:
- сформировать:
формуляры лекарственных средств по группам заболеваний и категориям льготников в каждом учреждении здравоохранения (2002-2003 годы);
территориальный формулярный список лекарственных средств с определением потребности для обеспечения данной группы населения (ежегодно);
- внедрить персонифицированный учет льготных категорий граждан и создать на его основе областной, муниципальный регистры лиц льготных категорий (2002-2003 годы);
- производить расчеты базовых минимальных финансовых нормативов на 1 лицо льготной категории в год и размера стоимости лечения категорий заболеваний, в т.ч. лечения социально значимых заболеваний (ежегодно);
- определить общую финансовую потребность для обеспечения льготных категорий населения медикаментами на территории области, в т.ч. по бюджетам всех уровней и внебюджетным средствам (ежегодно);
- определить постановлением губернатора области перечень государственных и муниципальных аптечных учреждений, имеющих право отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения на льготной основе, с одновременным установлением предельно допустимых торговых надбавок на указанные лекарственные средства и изделия медицинского назначения (2002 г.);
- размещать государственный заказ на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для декретированных групп населения, закупаемых за счет бюджетных средств и средств территориального фонда ОМС на оптовый склад-поставщик (ежегодно).
Финансирование лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей на льготной основе или бесплатно, на территории области производится из средств федерального, областного, муниципального бюджетов и территориального фонда ОМС.
Контроль за расходованием бюджетных средств и средств территориального фонда ОМС на лекарственные средства для льготного отпуска производится управлением здравоохранения администрации области, отделом здравоохранения мэрии г. Магадана, финансовым управлением администрации области и финансовыми отделами муниципальных образований, а также территориальным фондом ОМС и страховыми медицинскими организациями.
Контроль за рациональным назначением лекарственных средств на льготной основе осуществляется управлением здравоохранения администрации области, отделом здравоохранения мэрии г. Магадана, областным бюро аккредитации и вневедомственной экспертизы медицинской деятельности, страховыми медицинским организациями и клинико-экспертными комиссиями лечебно-профилактических учреждений.
3. Создание оперативного территориального резерва лекарственных средств:
- разработать Правила накопления, расходования и восполнения территориального резерва лекарственных средств (2001 г.);
- определять номенклатуру и объем накопления лекарственных средств, для формирования территориального резерва лекарственных средств (ежегодно);
- восполнять резерв лекарственных средств (постоянно).
Оперативный резерв на территории области создается при оптовом складе-поставщике для оказания экстренной медицинской помощи при стационарном и амбулаторном лечении граждан, локализации и ликвидации эпидемий. Финансирование расходов по созданию государственного резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется из средств областного бюджета.
4.Разработка и внедрение региональных стандартов, регулирующих потребление лекарственных средств населением области:
- разработать и внедрить формулярную систему в ЛПУ области (2001-2003 годы);
- разработать и пересмотреть на основе Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств:
территориальный формулярный список лекарственных средств с учетом их взаимозаменяемости, терапевтических (безопасность и эффективность) и экономических (снижение общей стоимости лечения и экономное расходование средств) аспектов (ежегодно);
территориальный формулярный список лекарственных средств, отпускаемых на льготной основе или бесплатно (ежегодно);
территориальный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, обязательный для аптечных учреждений всех форм собственности (ежегодно);
- определять объемы лекарственного обеспечения при оказании гарантированной государством бесплатной амбулаторной, стационарной и скорой медицинской помощи согласно формулярным спискам лекарственных средств (ежегодно);
- разработать протоколы ведения больных по основным социально значимым заболеваниям (2002-2004 годы);
- формировать региональные стандарты потребления лекарственных средств для Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Магаданской области бесплатной медицинской помощью (ежегодно);
- готовить специалистов по клинической фармакологии для ЛПУ области и повышать образовательный уровень медицинских и фармацевтических работников по вопросам организации лекарственного обеспечения (2001-2005 годы);
- разработать и утвердить территориальные стандарты на аптечные учреждения и аптечный склад (2001 г.).
5. Обеспечение государственного контроля на фармацевтическом рынке:
- обеспечить:
координацию взаимодействия государственного контроля за фармацевтической деятельностью и лекарственным обеспечением на территории области между управлением здравоохранения администрации области, территориальным фондом ОМС, комитетом экономики администрации области, отделом лицензирования администрации Особой экономической зоны, Северо-Восточным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Магаданским центром стандартизации, метрологии и сертификации, межрайонным отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства при УВД Магаданской области (по ежегодно утверждаемым планам);
государственный контроль за ценами на лекарственные средства путем проведения мониторинга цен (по ежегодно утверждаемым планам);
контроль за рациональным использованием денежных средств, выделяемых на закупку лекарственных средств из областного, муниципальных бюджетов и средств территориального фонда ОМС, путем проведения плановых проверок и ежеквартального анализа использования указанных средств по статье "Медикаменты и перевязочные средства" (по ежегодно утверждаемым планам);
осуществление контроля за деятельностью аптечных и лечебных учреждений, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ списков Постоянного комитета по контролю наркотиков (по ежегодно утверждаемым планам);
государственный контроль со стороны отдела лицензирования администрации Особой экономической зоны, Северо-Восточного территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Магаданского центра стандартизации, метрологии и сертификации за проведением в областном центре контроля качества и сертификации лекарственных средств обязательной сертификации лекарственных средств, ввозимых на территорию области (по ежегодно утверждаемым планам);
проводить:
комплексные проверки фармацевтической деятельности юридических лиц, осуществляющих обращение лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории области (по ежегодно утверждаемым планам);
экспертизу и лицензирование фармацевтической деятельности аптечных учреждений (2001-2005 годы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.