Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Магаданской городской Думы
от 25 ноября 2003 г. N 98-Д
Городская целевая межведомственная Программа "Формирование физической
культуры и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников"
на 2004-2008 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- городская целевая межведомственная Программа "Формирование физической культуры и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников" на 2004-2008 годы. |
Заказчик - координатор Программы |
- Управление образования мэрии города Магадана |
Основные разработчики Программы |
- Управление образования, отдел здравоохранения, Комитет по физической культуре, спорту и туризму, Комитет по делам молодежи мэрии города Магадана. |
Исполнители Программы |
- Управление образования, отдел здравоохранения, Комитет по физической культуре, спорту и туризму, Комитет по делам молодежи, Управление социальной защиты населения мэрии города Магадана |
I. Обоснование Программы
Физическая культура является частью культуры общества, одной из сфер деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями физической культуры служат уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, в быту, спортивные достижения и другие.
Здоровье сбережение является условием, одной из задач достижения главной цели - определенного результата в обучении, воспитании, развитии.
Концепция охраны здоровья населения России, одобренная Правительством Российской Федерации в 2000 году, является свидетельством озабоченности на государственном уровне проблемой здоровья населения России и, в первую очередь, здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья детей - важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
Цифры, характеризующие состояние здоровья детей, свидетельствуют о заметной деградации юного поколения за последние несколько лет.
В структуре наблюдаемых нарушений в состоянии здоровья детского населения нашей области преобладают: понижение остроты зрения (15,5 на 100 осмотренных детей), нарушение осанки (8,1), дефекта речи (3,0).
На протяжении последних лет область прочно вошла в число "лидеров" по уровню близорукости детского населения, причем показатели близорукости превышают средний показатель по России в 2-2,5 раза.
Данные мониторинга по оценке физического развития детей, проведенного Управлением образования в 2002 году, свидетельствуют об увеличении детей группы "риска". В комплексе таких нарушений преобладают формы неврозов, невропатии. Особенно высока неврологическая патология у детей в возрасте до 3-х лет, имеет тенденцию к увеличению речевая патология, патология органов дыхания, зрения и костно-мышечная.
Полноценное физическое развитие детей, их здоровье, невозможно без организации рационального питания.
Произошли изменения в структуре питания детей и подростков, отмечается преобладание в рационе питания продуктов низкой пищевой и биологической ценности. Недостаток витаминов, микроэлементов приводит к нарушению обменных процессов, снижению иммунитета.
Особую тревогу вызывает медицинское обслуживание детей в школах. Отсутствие в городе физических лиц - медработников приводит к тому, что в ряде школ практически не осуществляется медицинское наблюдение за состоянием здоровья детей (1 фельдшер - на 3 учреждения!).
Состояние материально-технической и учебно-методической базы, их отставание от современных запросов является сдерживающим фактором развития образования в городе.
Несмотря на значительное сокращение численности учащихся остается высоким процент учащихся, обучающихся в 2 смены - до 30%. В отдельных учреждениях этот процент составляет более 40. Невелико число школ, занимающихся в одну смену: их всего 11 из 27. Плотность учебных занятий в спортзалах не позволяет их использовать в полном объеме для внеклассной работы.
Введение в некоторых школах третьих часов физкультуры за счет вариативной части учебного плана положительно влияет на увеличение двигательной активности учащихся. Однако не для всех школ данная проблема будет разрешима в ближайшие годы.
Необходимо включение третьего урока физкультуры в региональный компонент Базисного учебного плана с непременным наличием его программного обеспечения и финансирования.
Хроническая нехватка как бюджетных, так и внебюджетных средств не дает возможности существенно улучшить материальную базу спортивных залов школ, в полном объеме оснастить их необходимым инвентарем и оборудованием. Износ спортивного оборудования в образовательных учреждениях составляет от 80 до 100%.
Тренажеры и оборудование устарели и к эксплуатации в ряде школ не пригодны Практически отсутствует база для зимних видов спорта (лыжи, коньки). И, несмотря на то, что за последние 2 года удалось приобрести мячи, лыжи, другой инвентарь, состояние учебной базы для занятий физкультурой, спортом в школах остается неудовлетворительным. Многие спортивные залы школ требуют капитальных ремонтов. Другой проблемой остается их максимальная загруженность, а отсутствие дополнительных ставок педагогов не позволяет организовать работу спортзалов в вечернее время.
Незначительной части дошкольных образовательных учреждений удалось частично обновить и пополнить оснащение педагогического процесса современным оборудованием.
Ревизия состояния спортивных площадок и сооружений, оборудования территорий школ и дошкольных образовательных учреждений показала их неудовлетворительное состояние. Смета расходов для реконструкции или восстановления школьных спортивных залов и территорий огромна и потребует выделения значительных дополнительных средств из бюджета города.
Анализ выполнения Программы "Охрана здоровья детей" за 2001-2002 годы свидетельствует лишь о частичном выполнении предусмотренных на эти годы мероприятий из-за недостаточного ее финансирования.
Проблемы поиска эффективных, здоровье сберегающих технологий остаются актуальными не только для школ и дошкольных образовательных учреждений, но и для органов исполнительной власти и управления.
Одним из основных путей улучшения здоровья детей является создание адекватной современным условиям системы медицинского обслуживания в образовательных учреждениях.
О социальном неблагополучии детей свидетельствует значительный рост заболеваемости детей туберкулезом, высокий уровень заболеваемости венерическими болезнями. Эти явления происходят на фоне роста наркомании, токсикомании, алкоголизма. С увеличением числа лиц, потребляющих наркотики, резко возрос и уровень распространения ВИЧ-инфекций. Одной из причин асоциального поведения детей и подростков является их безнадзорность.
В городе растет число детей, не приступивших к обучению.
Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей.
Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Сокращается оказание услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, спортом.
Организация работы по месту жительства - задача межведомственная, включающая в себя вопросы воспитания и социальной работы с определенными категориями детей, заведомо нездоровых.
Существует много проблем в организации летнего отдыха, труда, оздоровления. Слабая материально-техническая база школ и учреждений дополнительного образования не позволяет организовать полноценный отдых старшеклассников (статистика свидетельствует: городские лагеря за последние 5 лет сильно "помолодели", доля учащихся старше 13 лет в них сократилась до 5% в 2002 году).
Стоимость физкультурных и спортивных услуг постоянно увеличивается и становится недоступной для малообеспеченных семей. Отсутствует устойчивая мотивация и материальная заинтересованность у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта. Недостаточно освещается и пропагандируется в средствах массовой информации спортивный стиль жизни.
Особую тревогу вызывает слабая обеспеченность потребности города в спортивных сооружениях и объектах. В клубах по месту жительства спортивные залы отсутствуют или требуют полного капитального ремонта. Дворовые спортивные площадки в запущенном состоянии или отсутствуют. Особенно тяжелое положение сложилось в отдаленных районах города.
Остро стоит проблема обучения детей плаванию. Услуги плавательного бассейна, единственного на весь город, дорого обходятся бюджету. Требования по выполнению данного норматива в программе по физическому воспитанию в учебных заведениях не выполняются.
Ограничен состав тренеров по различным видам спорта (рукопашному бою, борьбе, теннису), а также женским видам спорта.
Недостаточно объединены и скоординированы усилия в развитии физической культуры и спорта между управлениями, ведомствами и общественными организациями, отсутствует механизм привлечения спортивных общественных организаций к сотрудничеству. Не отработаны механизмы их взаимодействия, не принимаются меры стимулирования и поддержки общественной работы.
Необходимо предусмотреть реализацию комплекса мер, направленных на улучшение организаторско-управленческой деятельности по физической культуре и спорту, создание и развитие благоприятных условий для физического и спортивного совершенствования всех групп населения г. Магадана, особенно способствовать совершенствованию работы по физической культуре с детьми и молодежью, развитию детско-юношеского спорта и туризма.
Главным направлением деятельности управлений, ведомств мэрии г. Магадана должна быть трансформация образовательных учреждений в учреждения, содействующие сохранению здоровья, с одновременным укреплением их образовательных функций, базирующихся, в первую очередь, на взаимодействии систем и учреждений сфер образования, здравоохранения и культуры.
Задача оздоровления подрастающего поколения должна быть определена в качестве приоритетного направления развития города Магадана.
Точкой отсчета планомерной деятельности по реализации государственной политики в области сохранения здоровья обучающихся и воспитанников должна стать совместная работа Управления образования, образовательных учреждений, отдела здравоохранения, Комитета физической культуры, спорта и туризма, Комитета по делам молодежи и Управления социальной защиты населения мэрии города по реализации данной Программы по укреплению и повышению роли физической культуры в создании условий для развития и сохранения здоровья детей.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Цели:
- реализация государственной политики в сфере охраны, укрепления и формирования здоровья детей;
- комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления детей, подростков и молодежи, направленное на физическое и духовное совершенствование и формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Задачи:
- координация межведомственного взаимодействия в решении задач, направленных на формирование физической культуры и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников;
- укрепление и развитие материально-технической и спортивной базы образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений физической культуры и спорта, клубов по месту жительства;
- осуществление реконструкции, восстановления, строительства спортзалов, игровых и спортивных площадок на территориях образовательных учреждений;
- создание инфраструктуры подростково-молодежных клубов по месту жительства, молодежных досуговых центров, поддержка их инициатив по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению в занятия физической культурой и спортом;
- повышение статуса физического воспитания и развития подрастающего поколения через реализацию различных форм работы в образовательных учреждениях, учреждениях физической культуры и спорта,
- создание в образовательных учреждениях, спортивных школах условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта;
- обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей детей в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом,
- профилактика асоциального поведения подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта;
- обновление содержания, форм и средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе развития методов учебного и тренировочного процессов;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;
- вовлечение максимального числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом;
- совершенствование медицинского и педагогического контроля за организацией физического воспитания и здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;
- организация рационального питания в образовательных учреждениях с учетом разработанных региональных норм.
Сроки реализации Программы:
2004-2008 годы.
III. Ожидаемые результаты
Реализация городской целевой межведомственной Программы "Формирование физической культуры и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников" позволит реализовать задачи государственной политики в сфере укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, воспитания у них здорового жизненного стиля.
Проведение мониторинга физического развития и здоровья воспитанников, обучающихся позволит планировать и проводить дифференцированную работу по развитию физической подготовленности воспитанников и обучающихся.
В результате реализации мероприятий Программы ожидается улучшение психического и физического здоровья, физической подготовленности детей, подростков и молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни.
Внедрение здоровье сберегающих технологий и применение новых форм и методов физкультурно-оздоровительной, коррекционной и спортивной работы позволит привить интерес к занятиям физической культурой подрастающего поколения, увеличить число детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся спортом, что приведет к снижению уровня правонарушений в молодежной среде, уменьшению количества подростков, употребляющих наркотические и алкогольные средства.
Предполагается повысить уровень обеспеченности учреждений физкультурно-оздоровительным, медицинским инвентарем и спортивными сооружениями.
Установление взаимодействия между учреждениями, ведомствами на основе четкого определения сфер компетенции и ответственности позволит комплексно решить задачу охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Выполнение данной Программы даст возможность сформировать общественное мнение э необходимости ведения здорового образа жизни подрастающего поколения, будет обеспечена поддержка стратегических целей Программы общественностью.
Ожидается накопление позитивного опыта работы образовательных учреждений, учреждений физической культуры и спорта, медицинских учреждений, клубов по месту жительства по формированию физической культуры и здорового образа жизни обучающихся и воспитанников.
<< Назад |
||
Содержание Решение Магаданской городской Думы от 25 ноября 2003 г. N 98-Д "О городской целевой межведомственной Программе "Формирование... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.