Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Запрос о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 7 и 9
правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам,
являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и
проживающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, к
месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года
N 176, в части определения условием получения компенсации расходов на
оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых
пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории
Российской Федерации и обратно предъявление путевки, курсовки (отрывных
талонов к ним) или иного документа, являющегося основанием для пребывания
пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе
или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха
(утв. постановлением Магаданской областной Думы от 24 марта 2006 г. N 320)
Магаданская областная Дума в соответствии пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 статьи 3, статьями 36, 84, 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", предоставляющими органу законодательной власти субъекта Российской Федерации право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (опубликовано в газете "Российская газета", N 70 от 07 апреля 2005 года и в "Собрание законодательства: Российской Федерации" 11 апреля 2005 года N 15, ст. 1340).
Пунктом 7 Правил установлено, что заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Пунктом 9 Правил установлено, что заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
Основанием к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации настоящего обращения в соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации пункты 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176, в части определения условием получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно предъявление путевки, курсовки (отрывных талонов к ним) или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Пункты 7 и 9 Правил интерпретируются и применяются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации как ограничение права неработающих пенсионеров на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Ограничение пунктами 7 и 9 Правил прав неработающих пенсионеров на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно, подтверждается также ответами руководителей и должностных лиц Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (федерального органа, разработавшего Правила) на запросы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Магаданской областной Думы.
Так, в ответе Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова на обращение Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова (письмо от 03.06.2005 N 2479-Пр), а также в аналогичном ответе заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Ю. Левицкой на обращение заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Пехтина (письмо от 17.06.2005 N 2741-Пр) указано, что статья 34 Закона Российской Федерации N 4520-1 "не предусматривает выплаты компенсаций при любом выезде за пределы районов проживания, например, к родственникам".
В письме Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации указано, что в случае если "пенсионер не имеет возможности получить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, он вправе обратиться в судебный орган с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта нахождения в месте отдыха)". Исходя из этого утверждения, пенсионер обязан предоставить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, а не только факт проезда к месту отдыха и обратно.
Позиция заявителя
Магаданская областная Дума считает пункты 7 и 9 Правил в приведенном выше значении противоречащими конституционным правам и свободам человека и гражданина, а именно статьям 19 и 27 Конституции Российской Федерации.
Постановление N 176 принято в целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации N 4520-1), в соответствии с которой компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (далее - пенсионер), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В то же время, пунктами 7 и 9 Правил установлены условия предоставления неработающим пенсионерам компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, которые неправомерно ограничивают возможность
Так, пунктом 7 Правил установлено, что пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства заявление о компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно с одновременным предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Из нормы следует, что если пенсионер не имеет на руках путевки, курсовки и не представил ввиду разного рода обстоятельств письмо-гарантию от юридических и (или) физических лиц о предоставлении услуг по организации отдыха, то он не сможет воспользоваться правом на компенсацию расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно.
Место отдыха является местом пребывания, где гражданин проживает временно. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации N 5242-1) "место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина".
В силу пункта 7 Правил выбор места пребывания (места отдыха) пенсионера ставится в зависимость не от его воли, а от воли третьих лиц, что ограничивает свободу выбора пенсионером места пребывания. Следовательно, норма пункта 7 Правил противоречит части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 9 Правил установлена обязанность пенсионеров, помимо проездных документов, которые действительно являются подтверждением произведенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, дополнительно представлять и иные документы, подтверждающие период пребывания в месте отдыха. Иными словами, пенсионеру необходимо представить документы ("отрывные талоны к путевке, курсовке или иные документы"), подтверждающие не собственно расходы по проезду, а факт регистрации по месту отдыха.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Федеральные органы в рамках полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, должны обеспечивать в полном объеме реализацию государственных гарантий в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами. При этом недопустимо установление в издаваемых указанными органами подзаконных нормативных правовых актах ограничений, которые не предусмотрены в федеральных законах.
Необходимо отметить, что статьей 33 Закона Российской Федерации N 4520-1 для граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета определены условия реализации права на компенсацию расходов по оплате проезда в отпуск и обратно (что является также расходным обязательством Российской Федерации). При этом для работников оплата проезда к месту отдыха и обратно не ставится в зависимость от наличия (периода действия) каких-либо путевок, курсовок и других документов.
Редакция статьи 34 Закона Российской Федерации N 4520-1 в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года предусматривала право неработающих пенсионеров на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации также как и для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, т.е. оплата проезда к месту отдыха и обратно не ставилась в зависимость от наличия (периода действия) каких-либо путевок, курсовок и других документов.
Установление для неработающих пенсионеров условия о необходимости предоставления, помимо проездных документов, иных документов, подтверждающих факт пребывания на отдыхе либо подтверждающих гарантию предоставления пенсионеру отдыха со стороны третьих лиц, ставит неработающих пенсионеров-северян в иные (худшие) условия по сравнению с работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Таким образом, предоставление государственной гарантии по оплате проезда к месту отдыха и обратно поставлено в зависимость от социального статуса гражданина Российской Федерации (работающий гражданин либо неработающий пенсионер), что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.
Это согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года от 10 августа 2005 года. Верховным Судом Российской Федерации указано, что "такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Учитывая изложенное, на основании части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Магаданская областная Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить содержание норм пункта 7 и пункта 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176, в части определения условием получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно предъявление путевки, курсовки (отрывных талонов к ним) или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, на соответствие статьям 19 и 27 Конституции Российской Федерации.
Председатель
Магаданской областной Думы |
А.П.Александров |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Магаданской областной Думы от 24 марта 2006 г. N 320 "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.