Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Магаданской городской Думы
от 13 июля 2004 г. N 53-Д
Обращение
Магаданской городской Думы
в Комитет по вопросам местного самоуправления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Магаданская городская Дума просит содействия в разъяснении вопросов, возникших у органов местного самоуправления г. Магадана при реализации положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
Магаданской городской Думой 29 июня 2004 года было принято решение N 49-Д о прекращении полномочий мэра города Магадана Карпенко Н.Б. в связи с его заявлением о сложении своих полномочий (срок полномочий мэра города должен был истечь в мае 2005 года). После принятия отставки мэра города в муниципальном образовании "Город Магадан", в соответствии с Уставом г. Магадана, исполнение полномочий мэра осуществляется первым заместителем мэра, и до мая 2005 года продолжает в полном объеме функционировать представительный орган - Магаданская городская Дума. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 4 закона Магаданской области "О муниципальных выборах в Магаданской области", ст. 47 и 48 Устава г. Магадана дата проведения выборов нового мэра города должна быть назначена городской Думой не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий мэра.
Однако, в настоящее время вступила в силу и действует глава 12 (ст.ст. 83-86) Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. В частности, согласно абзацу третьему части 2 статьи 84 данного федерального закона, при назначении выборов органов местного самоуправления в настоящее время должны быть учтены требования статей 36 и 37 этого федерального закона о порядке избрания (назначения) и полномочиях глав муниципальных образований (глав местных администраций), в соответствии с которыми глава муниципального образования в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию. Совмещение главой муниципального образования функций председателя представительного органа и главы местной администрации Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. не допускается за исключением случаев, когда речь идет о главе муниципального образования поселения с численностью населения менее 1000 человек. Также следует отметить, что, согласно ч. 2 ст. 34 этого же федерального закона, наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.
В муниципальном образовании "Город Магадан" в соответствии с Уставом города (ст. 7) органами местного самоуправления являются представительный - Магаданская городская Дума и исполнительный - мэрия города Магадан. Глава муниципального образования - мэр города Магадана является не органом местного самоуправления, а выборным должностным лицом. При этом он не только возглавляет исполнительный орган местного самоуправления - мэрию города, но и входит в состав представительного органа - городскую Думу по должности, председательствует на ее заседаниях и наделен всеми правами и полномочиями наравне с депутатами городской Думы. То есть, налицо явное противоречие положений городского Устава требованиям Федерального закона N 131-ФЗ.
Поскольку, при назначении выборов нового главы муниципального образования уже должно быть определено, кого нужно будет выбирать: главу муниципального образования - руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления или главу муниципального образования - председателя городской Думы, то для этого предварительно необходимо внести соответствующие изменения в Устав города, касающиеся структуры органов местного самоуправления, как того требует ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. Но ч. 8 этой же статьи Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. гласит, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение (в нашем случае - не ранее 20 мая 2005 года).
Кроме того, следует отметить, что дополнительным фактором, мешающим назначить выборы главы муниципального образования, является неопределенность по статусу и границам муниципального образования "Город Магадан" в свете реализации требований Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г., поскольку на территории муниципального образования расположены поселки городского типа Уптар и Сокол (численность населения пос. Уптар - 1700 человек, пос. Сокол - 6500 человек). На данный момент указанные поселки не являются муниципальными образованиями, и в них не избирались органы местного самоуправления. Они входят в состав муниципального образования "Город Магадан", и управление на их территориях осуществляют поселковые администрации в соответствии с Положениями о них, утвержденных мэром города (ст. 4 Устава г. Магадана). Будет ли муниципальное образование "Город Магадан" являться городским округом в силу абз. 4 ч. 3 ст. 84 указанного закона (тогда возникает вопрос в каких границах, и каков будет статус поселков Уптар и Сокол - сельских населенных пунктов в составе городского округа или поселений в составе муниципального района), или будет преобразовано в муниципальный район, в обоих случаях установление границы муниципального образования и наделение его статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района должно быть произведено органами государственной власти субъекта РФ в срок до 1 января 2005 года. Принятие же областного закона об изменении границы или статуса муниципального образования в период проводящейся избирательной компании (если выборы все-таки назначить) может повлечь возможность признания выборов недействительными.
Безусловно, эти обстоятельства ставят под сомнение возможность назначения выборов главы муниципального образования в установленные городским уставом сроки.
В этой связи возникают следующие вопросы:
1. Могут ли в предусмотренный Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. переходный период назначаться выборы главы муниципального образования "Город Магадан" в случае досрочного прекращения полномочий мэра города в условиях, когда устав муниципального образования не соответствует данному Федеральному закону в части структуры и полномочий органов местного самоуправления?
2. Подразумевается ли абзацем третьим части 2 статьи 84 под истечением срока полномочий также и досрочное прекращение полномочий глав муниципальных образований (глав местных администраций)?
3. Могут ли быть назначены выборы нового главы муниципального образования при неопределенности в границах и статусе муниципального образования в свете требований Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.?
Магаданская городская Дума просит дать разъяснения по возникшей проблеме и прокомментировать, как должен применяться в сложившейся ситуации Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.
Приложение:
1. Устав муниципального образования "Город Магадан";
2. Решение Магаданской городской Думы N 63-Д от 08.04.2003 г. "О схеме управления муниципальным образованием "Город Магадан";
3. Закон Магаданской области от 19.02.1996 г. N 4-ОЗ "О местном самоуправлении в Магаданской области".
<< Назад |
||
Содержание Решение Магаданской городской Думы от 13 июля 2004 г. N 53-Д "Об обращении Магаданской городской Думы в Комитет по вопросам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.