Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Мэра города Магадана
от 30 января 2007 г. N 105
Концепция
поддержки малого предпринимательства на территории муниципального
образования "Город Магадан" до 2010 года
1. Общие положения
1.1. Концепция поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан" (далее - Концепция) закрепляет единую систему представлений о целях, задачах, направлениях, приоритетах, принципах, методах и механизме реализации муниципальной политики в сфере малого предпринимательства.
1.2. Настоящая Концепция действует в отношении всех субъектов малого предпринимательства, прошедших государственную регистрацию на территории муниципального образования "Город Магадан".
1.3. Муниципальная поддержка малого предпринимательства - это система экономического, правового, социального и организационного обеспечения органами местного самоуправления благоприятной среды для эффективного функционирования и развития малого предпринимательства.
1.4. Основными исполнителями настоящей Концепции являются:
- комитет экономического развития мэрии города Магадана;
- информационно-аналитический отдел аппарата мэрии города Магадана;
- комитет по работе с хозяйствующими субъектами и развитию производственно-потребительской инфраструктуры мэрии города Магадана;
- комитет по финансам мэрии города Магадана;
- Центр занятости населения города Магадана;
- Магаданская торгово-промышленная палата;
- Проект Международной Финансовой Корпорации в городе Магадане;
- Российско-Американский учебный центр бизнеса;
- Магаданское региональное отделение общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".
2. Состояние и проблемы развития малого предпринимательства
2.1. Поддержка малого предпринимательства определена Правительством РФ в качестве одного из ключевых элементов преобразований в экономике России. В обществе осознается значимость малого предпринимательства в воспроизводственных процессах, решении проблем занятости, наполняемости местных бюджетов, насыщении рынка товарами и услугами, сглаживании проблем градообразующих предприятий.
Однако малое предпринимательство сегодня представлено как саморазвивающийся социальный институт, основанный преимущественно на частно-хозяйственной инициативе. По настоящему потенциал государственной и особенно муниципальной поддержки малого предпринимательства еще не задействован.
2.2. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан", этот важнейший сектор экономики до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие муниципального образования ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения.
Анализ положения дел в малом предпринимательстве показывает, что этот сектор экономики имеет значительный потенциал для роста, структурных изменений и самоинвестирования. На 01.01.2006 года на территории города Магадана действовало 956 малых предприятий.
Сложившаяся отраслевая структура практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается более привлекательной для субъектов малого предпринимательства, чем производственная. Наибольшее количество из них занято в торговле (32%), на транспорте и в связи (16%), в промышленности (13%), в строительстве (10%).
Малый бизнес характеризуется небольшой среднесписочной численностью работников, занятых на одном предприятии. В 2005 году на одном малом предприятии в среднем постоянно работало 8 человек, в 2004 году этот показатель составлял 6 человек.
Для малых предприятий также характерно активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, представляющую дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы.
На малых предприятиях постоянно работали 7,8 тыс. человек (17% всех работающих в организациях города), а также 1,9 тыс. человек - на принципах вторичной занятости. По сравнению с 2004 годом число работников, связавших свою деятельность с малым предпринимательством, увеличилось на 9%.
За 2005 год субъектами малого предпринимательства муниципального образования было отгружено продукции, выполнено работ и услуг на 4,3 млрд. рублей или 34% объема предприятий города.
2.3. Поддержка малого предпринимательства может быть средством решения таких первоочередных проблем, как высокий уровень скрытой безработицы; монополизация товарных рынков и слабая насыщенность отечественными товарами; низкая эффективность социальной сферы хозяйства муниципального образования; наполнение доходной части местного бюджета и др.
Этому способствует также и то, что малый бизнес представляет собой:
- малозатратный способ создания новых рабочих мест и инвестирования в развитие производства;
- социально-экономическое явление, затрагивающее интересы значительной части населения муниципального образования;
- среду формирования среднего класса общества;
- рыночный тип хозяйствования, нацеленный на рост эффективности производства, работ, услуг;
- гибкое ведение дел, быстро адаптирующееся к изменениям внешней среды.
2.4. Вместе с тем имеет место ряд неблагоприятных тенденций в функционировании малого бизнеса. В частности:
- в целях ухода от задолженности по платежам в бюджет стала шире использоваться процедура перерегистрации без проведения необходимых действий по ликвидации существующих предприятий-должников;
- негативные последствия для функционирования малого предпринимательства имеют слабость экономической и правовой подготовки предпринимателей, а также недостаток оборотных средств и сложность получения кредитов;
- слабо развиваются малые предприятия производственного профиля.
Происходящие в сфере предпринимательства процессы в определенной мере носят объективный характер. В ряде случаев ликвидация малых предприятий или усугубление их финансовых проблем являются следствием роста здоровой конкуренции, в ходе которой субъекты, не способные адаптироваться к меняющимся условиям, вынуждены уходить с данного рынка и прекращать соответствующий вид деятельности. На малое предпринимательство оказывают воздействие негативные факторы, вытекающие из системного кризиса всей экономики: низкая покупательская способность населения, неурегулированность отношений собственности, нерешенность проблемы неплатежей, низкая инвестиционная активность.
Недостаточно реализуются и внутренние факторы саморазвития этого сектора. Предприниматели даже со значительным стажем работы зачастую имеют крайне низкий уровень экономических и управленческих знаний, проявляют незнание законодательства, требований контролирующих органов.
2.5. Оценка состояния малого предпринимательства муниципального образования позволила выявить основные проблемы этого сектора экономики. В их числе можно называть:
- незавершенность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан";
- недостаточно благоприятный деловой климат, особенно для производителей товаров, работ и услуг, обусловленный высоким налоговым прессом, невыгодностью пользоваться заемным капиталом;
- неэффективность взаимодействия органов местного самоуправления и малого предпринимательства, проявляющаяся в отсутствии стратегии партнерских отношений.
3. Цели, принципы и приоритеты
3.1. Концепция направлена на улучшение условий жизни и деятельности населения муниципального образования путем обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства. В связи с этим главной целью реализации Концепции является обеспечение дальнейшего развития малого предпринимательства и повышение эффективности его деятельности как одного из необходимых условий экономического социального развития муниципального образования.
3.2. Для достижения главной цели Концепции и усилия органов местного самоуправления будут сосредоточены на:
- повышении эффективности реально работающих субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории муниципального образования;
- росте численности работников, занятых в малом предпринимательстве;
- привлечении малых предприятий и частных предпринимателей в проблемные для муниципального образования сферы и отрасли;
- развитии конкуренции и насыщении товарного рынка продукцией отечественного производства;
- увеличении вклада малого бизнеса в доходную часть местного бюджета;
- активизации участия субъектов малого предпринимательства в выполнении муниципальных заказов, целевых программ, инвестиционных проектов;
- упорядочении проведения проверок деятельности субъектов малого предпринимательства контролирующими органами.
3.3. При разработке мер поддержки малого предпринимательства необходимо придерживаться следующих принципов:
- сотрудничество с органами власти в сфере поддержки малого бизнеса;
- приоритетность интересов и потребностей жителей муниципального образования;
- системность и комплексность;
- уточнение приоритетов при стабильности целей и задач муниципальной поддержки на три года;
- концентрация усилий и ресурсов в проблемных и перспективных сферах;
- обеспечение равенства возможностей развития и участия малых предприятий в решении проблем муниципального образования;
- конкурсность при отборе малых предприятий для выполнения муниципальных заказов, программ;
- гласность поддержки малого предпринимательства.
3.4. Определяющие условия поддержки субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан":
- регистрация на территории муниципального образования "Город Магадан";
- наличие бизнес-плана (обоснования) деятельности;
- своевременное осуществление текущих налоговых платежей в бюджет всех уровней и внебюджетные фонды.
3.5. В интересах преодоления негативных процессов в социально-экономическом развитии муниципального образования приоритеты поддержки малого предпринимательства определяются с учетом:
- первостепенной поддержки местных производителей товаров народного потребления;
- поддержки предпринимательской инициативы в сфере строительства и реконструкции местного жилого фонда;
- быстрого насыщения рынка необходимыми товарами и услугами;
- обеспечения деятельности нужных для муниципального образования служб, которые в настоящее время являются нерентабельными;
- участия в формировании производственной и социальной инфраструктуры муниципального образования;
- развития территориальной производственной интеграции (кооперации) субъектов малого предпринимательства с предприятиями по выпуску конкурентоспособной конечной продукции, имеющей платежеспособный спрос;
- содействия реорганизации, перепрофилирования предприятий-банкротов, не осуществляющих эффективных рыночных преобразований;
- экологической безвредности;
- возможности привлечения иностранных и российских инвестиций в экономику муниципального образования.
4. Основные направления и задачи
4.1. Для достижения указанных целей муниципальная политика поддержки малого предпринимательства будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства на территории муниципального образования;
- развитие механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к кредитно-инвестиционным ресурсам на муниципальном уровне;
- создание равных условий пользования субъектами малого предпринимательства материально-техническими ресурсами муниципального образования;
- содействие формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования;
- формирование благоприятных социальных условий и общественного мнения о деятельности малого предпринимательства на территории муниципального образования;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и предпринимателей.
4.2. Совершенствование нормативной правовой базы поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования осуществляется путем разработки нормативных актов органами местного самоуправления в пределах собственной компетенции.
4.3. Финансовая, кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе оптимизации налогообложения, развития системы кредитования и создания равных инвестиционных условий с участием специализированных финансовых институтов. Для этого предусматривается следующее:
- размещение на конкурсной основе объемов заказов на производство и поставку продукции товаров и услуг для муниципальных нужд с привлечением субъектов малого предпринимательства;
- формирование механизма применения льгот по местным налогам и сборам, предоставлению налогового кредита для субъектов малого предпринимательства.
4.4. Производственно-технологическая поддержка.
Реализация мероприятий по обеспечению производственно-технологической поддержки малых предприятий позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, усиления их роли в развитии производственного потенциала экономики муниципального образования.
Производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства предполагает решение следующих задач:
- совершенствование механизма использования субъектами малого предпринимательства муниципального имущества, в том числе земельных участков, нежилых помещений, наружной рекламы;
- содействие созданию и деятельности специализированных оптовых рынков, выставок и ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, помещений, иного имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- передача в аренду или продажа в собственность субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для муниципального образования виды деятельности, нежилых помещений, относящихся к объектам незавершенного строительства, неэффективно используемых, переводимых из жилого в нежилой фонд, высвобождающихся помещений.
4.5. Содействие формированию инфраструктуры.
Создание и развитие структур поддержки малого предпринимательства, оказывающих различного рода услуги малым предприятиям, финансовую и иную материальную помощи. В этих целях предусматривается следующее:
- функция поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования осуществляется соответствующими структурными подразделениями органов местного самоуправления;
- координация действий структурных подразделений органов местного самоуправления, контролирующих органов, субъектов малого предпринимательства и организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, осуществляется комитет экономического развития мэрии города Магадана;
- содействие формированию и деятельности фонда поддержки малого предпринимательства, который может быть созван в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством;
- содействие по подготовке и повышению квалификации кадров, оказание услуг по финансовому, бухгалтерскому и иному консультированию малых предприятий и предпринимателей.
4.6. Социальные условия предпринимательства.
Основные усилия органов местного самоуправления будут направлены на:
- создание системы информирования предпринимательских структур муниципального образования о муниципальных программах, конкурсах, тендерах, мерах государственной, региональной и районной поддержки малых предприятий;
- формирование, в том числе с участием средств массовой информации, благоприятного общественного мнения в отношении предпринимателей, чья деятельность ведется в соответствии с действующим законодательством и создает материальные блага и услуги, необходимые жителям муниципального образования;
- содействие проведению специальных мероприятий, в том числе конкурсов на лучшего предпринимателя, выставок-ярмарок продукции малых предприятий и др.;
- поддержку деятельности общественных предпринимательских организаций, чья активность направлена на развитие участия малого бизнеса в решении проблем муниципального образования;
- проведение "круглых столов" конференций, семинаров с участием субъектов малого предпринимательства муниципального образования, на которых обсуждаются приоритеты их взаимодействия с органами местного самоуправления.
5. Механизм реализации концепции
Механизм реализации Концепции предназначен для эффективного управления органами местного самоуправления процессом поддержки малого предпринимательства и предусматривает:
5.1. Финансовое обеспечение мероприятий в сфере поддержки малого предпринимательства может осуществляться через местный бюджет, фонд поддержки малого предпринимательства и иные источники. Финансирование из местного бюджета может осуществляться через целевую программу.
5.2. Разработку, утверждение и реализацию целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан".
Целевая программа разрабатывается в соответствии с основными направлениями поддержки малого предпринимательства, указанными в Концепции.
5.3. Осуществление постоянно действующего мониторинга, представляющего собой информационно-аналитическую основу для разработки и реализации программы по поддержке малого предпринимательства и включающего:
- инвентаризацию субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан";
- различные варианты проведения исследования предпринимательской среды;
- анализ и мониторинг проблем развития малого предпринимательства и форм его участия в решении проблем на территории муниципального образования;
- обобщение опыта работы предпринимательских структур в экономике муниципального образования;
- оценку эффективности поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования;
- подготовку статистической информации о развитии малого бизнеса на территории муниципального образования "Город Магадан".
5.4. Информирование населения муниципального образования о ходе реализации Концепции поддержки малого предпринимательства через средства массовой информации.
Проведение Координационным советом по вопросам предпринимательства при мэре "круглых столов" с участием заинтересованных лиц по обсуждению итогов и проблем реализации Концепции поддержки малого предпринимательства.
Проведение работы по созданию городской общедоступной системы информационно-консультационных услуг для малого предпринимательства. Основная задача создания этой системы должна состоять в организационном, техническом и функциональном объединении всех структур, оказывающих поддержку малому предпринимательству на территории нашего города, на базе создания единой информационной сети, построенной по общей идеологии развития, использующей согласованную методологию и программное обеспечение.
Заместитель мэра Города Магадана |
И.В. Бондарь |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра города Магадана от 30 января 2007 г. N 105 "О Концепции поддержки малого предпринимательства на территории... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.