Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о порядке осуществления государственного регионального
контроля и надзора в сфере природопользования, охраны
окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
на территории Магаданской области
(утв. постановлением Администрации Магаданской области
от 22 февраля 2007 г. N 53-па)
14 декабря 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного регионального контроля и надзора в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством в области:
- охраны окружающей среды (государственного экологического контроля);
- геологического изучения, охраны и рационального использования недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участков недр местного значения, а также участков недр, используемых для строительства подземных сооружений местного значения;
- охраны атмосферного воздуха;
- обращения с отходами производства и потребления;
- использования и охраны водных объектов, расположенных на территории Магаданской области.
1.2. Государственный региональный контроль и надзор в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Магаданской области осуществляет департамент природных ресурсов администрации Магаданской области (далее - Департамент). Функции и задачи Департамента, его структура определены в Положении о департаменте природных ресурсов администрации Магаданской области, утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 25 ноября 2004 г. N 37 "О создании департамента природных ресурсов администрации Магаданской области".
1.3. Департамент осуществляет контрольную деятельность в соответствии с федеральными законами от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и нормативными актами Российской Федерации и Магаданской области, в том числе контрольно-надзорную функцию согласно водному законодательству.
В своей работе Департамент взаимодействует с федеральными территориальными органами исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды, с органами местного самоуправления, правоохранительными органами и общественными организациями.
1.4. Государственному региональному контролю и надзору подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящиеся на территории Магаданской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному федеральному контролю.
1.5. Перечень объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору, утверждается администрацией Магаданской области по согласованию с территориальными органами Федеральных служб по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору.
О перечне объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю см. постановление Администрации Магаданской области от 26 апреля 2007 г. N 140-па
Департамент формирует и ведет Реестр объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, включающий информацию, необходимую для осуществления государственного регионального экологического контроля.
2. Полномочия Департамента по осуществлению государственного
регионального контроля и надзора в сфере природопользования,
охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности (государственный региональный экологический
контроль) на территории Магаданской области
Департамент осуществляет государственный региональный контроль по следующим вопросам:
2.1. В области охраны окружающей среды, за:
- состоянием и эффективностью работы, строительством и вводом в эксплуатацию очистных сооружений сточных вод, в том числе ливневой канализации, стоков с селитебных территорий и производственных площадок, пыле-, газоочистных сооружений на предприятиях и организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности;
- выполнением природоохранных требований при отводе земель, в том числе лесных земель, под все виды хозяйственной деятельности, подлежащих региональному государственному контролю;
- выполнением мероприятий по предотвращению деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель и других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- выполнением мероприятий по улучшению и восстановлению земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности;
- защитой земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, сточными водами, захламления отходами производства и потребления;
- соблюдением режима особо охраняемых природных территорий, природных объектов и объектов культурного наследия, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений регионального значения;
- землями природоохранного, в том числе охранными зонами питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреационного и историко-культурного назначения, других особо ценных земель регионального значения;
- соблюдением утвержденных технологий и требований в области природопользования и охраны окружающей среды;
- выполнением планов природоохранных мероприятий;
- соблюдением требований в части природопользования и охраны окружающей среды при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
- выполнением требований, содержащихся в заключении государственной экологической экспертизы;
- соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному региональному экологическому контролю;
- в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- обеспечением населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Магаданской области и своевременным информированием о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.
Постановлением Администрации Магаданской области от 14 декабря 2007 г. N 429-па в пункт 2.2 настоящего Положения внесены изменения
2.2. В области геологического изучения, использования и охраны недр, за:
- соблюдением пользователями участков недр условий, определенных в лицензии на пользование участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, а также участками недр местного значения;
- ведением работ по геологическому изучению участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, методами и способами, исключающими экономически необоснованные потери, и снижение их качества;
- выполнением требований, содержащихся в заключениях государственной геологической экспертизы общераспространенных полезных ископаемых;
- достоверностью геологической информации, предоставляемой пользователями участков недр, полученной за счет средств областного бюджета;
- соответствием применяемых методик и технологий установленным требованиям, соблюдением стадийности, качества, комплексности и эффективности поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые;
- охраной участков недр, представляющих научную и культурную ценность, соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры регионального значения;
- соблюдением установленных критериев и требований к геолого-экономической оценке месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- соблюдением порядка и условий использования геологической информации о недрах, полученной за счет средств областного бюджета.
2.3. В области охраны атмосферного воздуха, за:
- соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него, подлежащих региональному государственному контролю;
- выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- осуществлением мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;
- выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
- проведением инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- внедрением малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- осуществлением мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлением мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- осуществлением учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;
- наличием предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением установленных правил их эксплуатации;
- обеспечением своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
- выполнением предписаний государственных инспекторов органа государственной власти Магаданской области по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
- проведением и эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях;
- введением ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соответствием новых технологий, техники, материалов, веществ и иной продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха;
- наличием выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;
- наличием выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов;
- соблюдением иных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха, подлежащих региональному государственному контролю.
2.4. В области обращения с отходами производства и потребления, за:
- исполнением законов и иных нормативных правовых актов Магаданской области, регулирующих отношения в области обращения с отходами;
- деятельностью объектов хозяйственной и иной деятельности в области обращения с отходами, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами;
- соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
- выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- достоверностью предоставляемой информации в части обращения с отходами и отчетности об отходах;
- отсутствием нарушений законодательства в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному контролю, принятием мер по устранению выявленных нарушений.
2.5. В области использования и охраны водных объектов, подлежащих государственному региональному контролю и надзору, за:
- соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации собственниками водных объектов и водопользователями при использовании и охране водных объектов и их водосборных площадей;
- соблюдением установленного водным законодательством Российской Федерации порядка заключения договоров водопользования и принятия решений о предоставлении в пользование водных объектов;
- соблюдением условий использования водных объектов;
- соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации о возможности использования водных объектов, в случаях, когда не требуется заключения договора водопользования или принятие решения о предоставлении водных объектов в пользование;
- соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации о прекращении права пользования водными объектами;
- разработкой и реализацией схем комплексного использования и охраны водных объектов;
- соблюдением установленного водным законодательством Российской Федерации порядка резервирования источников питьевого водоснабжения;
- соблюдением нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
- соблюдением собственниками водных объектов и водопользователями обязанностей, установленных водным законодательством Российской Федерации, при использовании водных объектов;
- соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации в случаях приостановления или ограничения водопользования в отношении водных объектов Магаданской области;
- осуществлением мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов; соблюдением правил использования водных ресурсов водохранилищ и правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ, являющихся водными объектами;
- соблюдением специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
- реализацией программ Магаданской области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Магаданской области;
- соблюдением установленного порядка использования водных объектов, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- эксплуатацией всех видов транспорта, применяемого при использовании и охране водных объектов, в части соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации по предотвращению их загрязнения и засорения;
- соблюдением правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
- соблюдением установленного режима особо охраняемых водных объектов;
- наличием утвержденной в установленном порядке проектной документации и соответствием ей строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов отраслей экономики и иной деятельности, связанной с использованием и охраной водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
- соблюдением установленных требований при объявлении водных объектов или их частей зонами экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- соблюдением нормативных показателей и требований, исключающих загрязнение водных объектов сбросами сточных вод и отходов с очистных сооружений, устройств и от других источников;
- осуществлением мероприятий по охране водных объектов на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся в пределах акваторий водных объектов, а также наличием средств сбора, приема и очистки бытовых и нефтесодержащих вод на судах и в портах;
- соблюдением иных требований водного законодательства Российской Федерации.
3. Права, обязанности и ответственность государственных
инспекторов Магаданской области, осуществляющих контроль и
надзор в сфере природопользования, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности (государственный
региональный экологический контроль) на территории
Магаданской области
При осуществлении государственного регионального экологического контроля и надзора в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Магаданской области в пределах установленной федеральным законодательством компетенции, уполномоченные должностные лица имеют право:
3.1. Посещать в целях проверки объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для осуществления контрольных мероприятий.
3.2. Запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти области и субъектов хозяйственной деятельности Магаданской области информацию по вопросам, касающимся осуществления государственного контроля в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
3.3. Проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области природопользования и охраны окружающей среды, а также выполнение планов мероприятий по рациональному использованию, охране природных ресурсов и окружающей среды.
3.4. Проверять выполнение требований, указанных в заключениях государственной экологической и геологической экспертиз, и вносить предложения по их проведению.
3.5. Давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и (или) Магаданской области в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
3.6. Привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Постановлением Администрации Магаданской области от 14 декабря 2007 г. N 429-па пункт 3.7 настоящего Положения изложен в новой редакции
3.7. Обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
3.8. В установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
3.9. Информировать руководителей государственных органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, о нарушении должностными лицами законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
3.10. Передавать материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и (или) Магаданской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности.
3.11. Составлять по результатам проверок акты и (или) протоколы о нарушениях законодательства Российской Федерации и (или) Магаданской области и протоколы об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды с обязательным ознакомлением с ними нарушителей законодательства.
3.12. Предъявлять юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным, иски в защиту государственных и общественных интересов о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства Российской Федерации и (или) Магаданской области в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
3.13. Беспошлинно представлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного объектам природопользования и окружающей среде в результате нарушения законодательства Российской Федерации и (или) Магаданской области в сфере природопользования и (или) охраны окружающей среды.
3.14. Привлекать научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения аналитических, лабораторных и метрологических работ, выдачи заключений, в том числе при чрезвычайных и аварийных ситуациях.
3.15. Проверять работу очистных сооружений и иных обезвреживающих устройств, средств контроля.
3.16. Проверять соблюдение требований, норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов.
3.17. Проверять выполнение областных программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
3.18. Проверять соблюдение утвержденных проектов, имеющих положительное заключение государственной экологической экспертизы, технологических, технических и иных решений, предусмотренных проектной документацией.
3.19. Проверять соблюдение требований и условий лицензий и иных разрешений, вносить в соответствующий лицензионный орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении требований и условий лицензий (разрешений).
3.20. Осуществлять отбор проб и измерения в рамках государственного регионального экологического контроля.
3.21. Определять размеры вреда, причиненного природной среде в результате нарушений природоохранных требований и антропогенного воздействия на природные объекты (ресурсы).
3.22. Вносить в установленном порядке предложения о приведении законов и иных нормативных правовых актов Магаданской области и органов местного самоуправления в соответствие с федеральным законодательством в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
3.23. Участвовать в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное влияние на природную среду.
3.24. Осуществлять иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и Магаданской области.
Государственные инспекторы при осуществлении государственного регионального экологического контроля обязаны:
3.25. Соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Магаданской области при проведении проверок, предотвращении и пресечении правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
3.26. Принимать меры по предотвращению и устранению нарушений в области природопользования и охраны окружающей среды и их негативных последствий, а также привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение природоохранных требований.
3.27. Разъяснять нарушителям законодательства в части природопользования и охраны окружающей среды их права и обязанности.
3.28. Своевременно информировать органы исполнительной власти Магаданской области, органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды, требующих оповещения (предупреждения) населения или принятия соответствующих мер в пределах их компетенции.
3.29. Предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Государственные инспекторы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Магаданской области несут ответственность за ненадлежащее принятие (непринятие) мер в пределах своей компетенции к нарушителям законодательства в части природопользования и охраны окружающей среды Российской Федерации, за объективность и достоверность материалов проводимых проверок.
4. Организация и осуществление государственного регионального
контроля и надзора в сфере природопользования и охраны
окружающей среды, обеспечения экологической безопасности на
территории Магаданской области
Государственный региональный экологический контроль осуществляется в форме плановых (целевых и комплексных) и внеплановых проверок.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановые проверки могут осуществляться не более чем один раз в два года, исключая отношения, связанные с проведением лицензионного контроля, контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внеплановые проверки осуществляются в целях контроля исполнения предписаний об устранения выявленных нарушений и в иных установленных законодательством случаях.
Контрольные проверки объектов хозяйственной и иной деятельности осуществляются государственными инспекторами непосредственно, а также с привлечением в установленном порядке специалистов и экспертов иных уполномоченных органов исполнительной власти Магаданской области, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций.
Постановлением Администрации Магаданской области от 14 декабря 2007 г. N 429-па в раздел 5. настоящего Положения внесены изменения
5. Порядок организации и осуществления контрольн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.