Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышющих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечния, обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает решение задач по сокращению сверхнормативного износа основных фондов, внедрению ресурсосберегающих технологий, разработке и широкому внедрению мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено многими причинами основные из которых: дотационность сферы, неудовлетворительное финансовое положение, высокие затраты, отсутствие экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, неэффективная работа предприятий и др.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, на конец 2004 года тариф на ЖКУ для населения составляет в среднем 83 процента от экономически обоснованного тарифа на ЖКУ, при этом более 25 процентов семей получают субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Хроническое недофинансирование жилищно-коммунального комплекса в течение длительного периода времени привело к тому, что техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 70 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Физический износ жилищного фонда составляет в среднем 40 процентов.
Система планово-предупредительных ремонтов постепенно уступила место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. В жилищной сфере не удается в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования зачастую невозможно добиться полноценных договорных отношений.
Не задействован в полной мере механизм обеспечения контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг значительно выше, чем они могли бы быть. Отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем, как показывает практика регионов, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Необходимо создание условий для притока частных инвестиций, что могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Для решения указанных проблем, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города необходимо использование программно-целевого метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.