Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года
(утв. постановлением Администрации Магаданской области
от 13 декабря 2012 г. N 909-па)
1. Общие положения
Демографическая политика Магаданской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в регионе.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, федеральными, областными законами и иными нормативными правовыми актами и определяет цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Магаданской области на период до 2020 года.
2. Современная демографическая ситуация в Магаданской области и тенденции ее развития
На протяжении последних лет на территории Магаданской области сохраняется достаточно сложная демографическая ситуация.
Главной тенденцией демографических процессов является сокращение численности населения. По данным Росстата, на 01 января 2012 года на территории Магаданской области проживало 154,5 тыс. человек. По сравнению с началом 2011 года численность населения сократилась на 2,0 тыс. человек или на 1,3%.
Сокращение населения характерно для всех районов Магаданской области и обусловлено в большей степени миграционным оттоком населения в центральные районы страны.
Магаданская область в силу своего географического положения, неблагоприятных природно-климатических условий, недостаточно развитой социальной и транспортной инфраструктуры не обладает большой привлекательностью для переселенцев из других регионов страны. Приток населения в Магаданскую область в 2011 году (с учетом мигрантов, прибывших на срок 9 месяцев и более) составил 5,8 тыс. человек (в 2010 году - 3,0 тыс. человек). За пределы Магаданской области выехало 7,6 тыс. человек (в 2010 году - 4,9 тыс. человек). Отрицательное сальдо миграции в 2011 году составило 1,8 тыс. человек (в 2010 году - 1,9 тыс. человек).
В результате реализации Концепции демографической политики Магаданской области, принятой в 2007 году, реализации мероприятий областных целевых программ, принятия законодательных и нормативных актов, направленных на достижение целей демографической политики, в области удалось достичь определенного улучшения показателей, характеризующих демографическую ситуацию.
Более рациональное использование всех видов имеющихся в здравоохранении ресурсов способствовало повышению доступности и качеству медицинской помощи для населения Магаданской области. Данные системные изменения отразились и на медико-демографических показателях.
В 2011 году улучшился показатель рождаемости в расчете на 1 000 человек населения с 11,5 до 11,6 промилле. Однако он остается ниже показателей в среднем по Российской Федерации и по ДФО (12,6 и 13,2 соответственно).
Общая смертность на 1 000 человек населения составила 13,0 промилле, что меньше показателей среднероссийского и по ДФО на 0,5 процентного пункта.
Мероприятия подпрограмм областной целевой программы "Развитие здравоохранения Магаданской области" на 2009 - 2012 годы" повлияли на снижение уровня смертности в 2011 году от болезней органов дыхания (на 22,6%); инфекционных болезней (на 29,7%), в том числе от туберкулеза (на 32,6%); от внешних причин (на 9,8%), в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий (на 21,8%).
Наряду с этим отмечен рост смертности на 100 000 человек населения от следующих причин:
- болезней органов кровообращения с 602,2 до 618,6 или на 2,7%;
- болезней органов пищеварения с 80,0 до 81,7 или на 2,1%;
- злокачественных новообразований с 192,3 до 194,8 или на 1,3%.
Учитывая данные показатели запланированы мероприятия по снижению смертности от указанных причин в рамках областных целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы модернизации здравоохранения Магаданской области на 2011 - 2012 годы.
Диспансеризация трудоспособного населения области и проводимые профилактические мероприятия способствовали снижению числа умерших в трудоспособном возрасте на 9,6%.
Мероприятия, направленные на снижение материнской и младенческой смертности, охрану репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, оказание медицинской помощи детям и женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, способствовали решению ряда социально значимых задач по сохранению, восстановлению и укреплению здоровья детей и женщин.
Закуплено оборудование и расходные материалы для аудиологического скрининга в детские стационары и амбулаторно-поликлиническое звено, родовспомогательные учреждения дооснащены современным аудиологическим оборудованием. Внедрен ряд современных стандартов оказания медицинской помощи детям. Продолжается скрининг новорожденных на наличие скрытой генетической патологии. Обследованы все родившиеся дети.
Расширяется доступность высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных медицинских Центрах Минздрава России. Всего для оказания медицинской помощи в федеральные ЛПУ направлено 309 детей. Пролечено, в том числе на основе высоких технологий, 195 детей.
Проводится работа по оказанию женщинам высокотехнологичных видов медицинской помощи в федеральных медицинских учреждениях.
Повышается качество и доступность медицинской помощи детям, беременным и роженицам.
В ходе диспансеризации продолжено своевременное выявление и реабилитация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Положительная динамика отмечается по показателю младенческой смертности на 1 тыс. родившихся живыми - с 9,3 в 2010 году до 7,2 в 2011 году, что ниже среднероссийского показателя (7,4) и показателя по Дальневосточному региону (9,1). В то же время с вступлением в силу изменений в медицинские критерии рождения, в январе-июле 2012 года наметилась тенденция роста младенческой смертности до 10,3 промилле.
С 2010 года в Магаданской области не зарегистрировано случаев материнской смертности.
Уровень общей заболеваемости населения в 2011 году составил 1 424,6 случая в расчете на 1 тыс. человек населения, первичной заболеваемости - 758,8 случая, что ниже показателей 2010 года на 4,4% (1 490,0 случая) и на 6,3% (809,8 случая) соответственно.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения области. В 2010 году средняя продолжительность жизни населения Магаданской области составила 64,06 года, в целом по Российской Федерации - 68,67 лет.
Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшается возрастная структура населения, возрастает доля пенсионеров, снижается численность трудоспособного населения, таким образом, происходит постепенное старение населения области.
Население Магаданской области, средний возраст которого в 2011 году, по оценке составил 37,2 года, моложе, чем в целом по России (39,1 года), но старше, чем в целом по Дальневосточному федеральному округу (37,1 года).
Уровень общей безработицы, рассчитанный как отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения, за последние пять лет имеет устойчивую тенденцию к снижению. Данный показатель уменьшился с 7% в 2005 году до 4,5% в 2011 году, а в мае-июле 2012 года составил 3,3%.
Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 4,9% в 2005 году до 2,1% в 2011 году, и в настоящее время составляет 1,2%. Стабилизации ситуации на рынке труда области способствовала положительная динамика большинства социально-экономических показателей, а также реализация программных мероприятий по содействию занятости населения, включая антикризисные мероприятия. Ежегодно в данных мероприятиях участвуют более 10 тыс. человек.
Учитывая, что трудовые ресурсы территории невелики, экономическая эффективность отраслевых целевых программ направлена на решение проблемы их воспроизводства. Квалификация населения не в состоянии удовлетворить потребности новых производств, что диктует необходимость разработки специальных образовательных программ для наиболее перспективной части населения - молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст. Принятие таких программ поможет привлечь население к реализации проектов и остановить миграционный отток молодежи из области.
В 2011 году среднемесячная заработная плата в регионе составила 41 934 рубля и увеличилась в 2,4 раза против 17 747 рублей в 2006 году.
Следует отметить, что в Магаданской области среднемесячная заработная плата выше среднероссийской за счет надбавок за работу в районах Крайнего Севера и северного коэффициента (23 369 рублей - среднемесячная заработная плата по Российской Федерации).
Сохранилась дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности. Наиболее высокооплачиваемый вид экономической деятельности - финансовая деятельность (84 768 рублей), где средняя заработная плата одного работника превысила размер сложившейся средней заработной платы в целом по области в два раза. Наименее оплачиваемые: предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (22 439 рублей), сельское и лесное хозяйство, охотничий промысел (23 634 рубля), где средняя заработная плата одного работника, соответственно, в 1,9 и 1,8 раза ниже, чем в целом по области, и в 3,8 и 3,6 раза ниже, чем в финансовой деятельности.
Прожиточный минимум в IV квартале 2011 года составил 10 249 рублей, для трудоспособного населения - 10 837 рублей, пенсионеров - 8 016 рублей, детей - 10 099 рублей. Во II квартале 2012 года прожиточный минимум составил 10 592 рублей, для трудоспособного населения - 11 188 рублей, пенсионеров - 8 308 рублей, детей - 10 459 рублей.
Уровень бедности снижается (доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума). В 2011 году уровень составил 13,4% (в 2010 году - 13,7%).
В 2011 году в области имели право на меры социальной поддержки 37,2 тыс. человек, что ниже на 7% показателя 2010 года. Их доля в общей численности населения составила 24%.
В Магаданской области осуществляется поддержка и социальная защита ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Более 12 тыс. ветеранов труда, тружеников тыла и реабилитированных лиц получают регулярные меры социальной поддержки. Средний размер выплаты на одного получателя в месяц составляет 1 822 рубля. Для указанных категорий граждан сохранена льгота по зубопротезированию.
За счет средств областного бюджета инвалидам и участникам Великой Отечественной войны предоставляется льгота по освобождению от оплаты части жилищно-коммунальных услуг, ветеранам войны оказывается единовременная денежная помощь.
Система мер социальной поддержки совершенствуется и дополняется. В 2011 году для неработающих ветеранов труда Магаданской области установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде бесплатного зубопротезирования и льготного проезда в междугородном (межмуниципальном), пригородном и городском сообщениях. Право на получение компенсации расходов по оплате проезда и провоза багажа при выезде на постоянное место жительства в центральные районы страны предоставлено получателям социальных пенсий.
Регулярные меры получают более 18 тыс. граждан старшего поколения.
Для малообеспеченных граждан или граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, установлены и реализуются льготы социального характера. В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до прожиточного минимума осуществляется выплата социальной доплаты к пенсии. Численность получателей к концу 2011 года достигла 2,6 тыс. человек, средний размер доплаты составил 2 324 рублей. Существенной поддержкой является оказание адресной материальной помощи. В 2011 году 8,4 тыс. человек получили государственную социальную помощь. Компенсируется стоимость проезда гражданам к месту специализированного лечения и для получения медико-социальной помощи. Начислено и выплачено субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг 3,5 тыс. семей, средний размер субсидии составил 1 786 рублей в месяц.
Жителям Магаданской области, которые ранее имели право на бесплатный проезд в городском, пригородном и междугородном автомобильном транспорте, возмещается разница между экономически обоснованными тарифами и стоимостью месячных социальных проездных билетов или вносимой гражданами платой за проезд по межрайонным внутриобластным маршрутам. Численность граждан, пользующихся льготным проездом, составляет в среднем 3,7 тыс. человек ежемесячно.
Производится выплата денежных пособий молодым специалистам, работающим в областных государственных или муниципальных учреждениях, отдаленных от административного центра Магаданской области.
В Магаданской области реализуется комплекс мер, направленных на материальную поддержку семей с детьми, стимулирование рождаемости. На детей, воспитывающихся в малоимущей семье, выплачиваются ежемесячные пособия и пособия к началу учебного года. Многодетные семьи получают ежемесячные денежные выплаты и компенсацию расходов в размере 30% на оплату коммунальных услуг, им предоставлено право на бесплатное получение земельного участка для ведения индивидуального жилищного или дачного строительства, занятий огородничеством, других целей. Семьям в связи с рождением третьего (или последующего) ребенка выплачивается региональный материнский (семейный) капитал в размере 100,0 тыс. рублей. С 2013 года при рождении третьего и последующих детей семьям будет производиться ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста трех лет.
Для семей, в которых родились одновременно двое и более детей, установлены дополнительные единовременные выплаты при рождении ребенка.
В соответствии с областным законодательством осуществляется материальная поддержка детей-сирот. Принятые на воспитание в семью дети пользуются правом бесплатного проезда к месту отдыха один раз в два года.
Родителям, которые вынуждены оставить работу и ухаживать за ребенком-инвалидом, производится ежемесячная денежная выплата в размере 8 тыс. рублей.
Представителям коренных малочисленных народов Севера выплачивается единовременное пособие в размере 10 тыс. рублей при рождении первого и 15 тыс. рублей при рождении второго или последующего ребенка.
Молодым студенческим семьям выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка в размере 20 тыс. рублей и ежемесячное пособие на ребенка родителей-студентов. Компенсируется родительская плата за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Размер компенсации на первого ребенка составляет 30%, на второго - 60%, на третьего и последующих детей - 80% внесенной родительской платы. Численность детей, на которых родители получают компенсацию, в 2011 году составила 9 тыс. человек, около 100% от общей численности детей, посещающих образовательные учреждения.
Для укрепления авторитета и поддержки института семьи учрежден Почетный знак Магаданской области "Материнская слава". Одновременно с вручением награды многодетной матери выплачивается единовременное материальное вознаграждение в размере 75 тыс. рублей. На сегодняшний день Почетного знака удостоены 17 многодетных матерей.
Ежегодно 2,8 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеют возможность оздоровиться в летний период на льготных условиях без взимания с родителей платы за путевку.
В целом, в 2011 году расходы областного бюджета на выплату социальных пособий и компенсаций составили 912 млн. рублей, на реализацию областных целевых программ - около 22 млн. рублей.
Сокращается численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: в 2009 году 25,4 тыс. человек, в 2011 - 20,9 тыс. человек. В 2011 году за предоставлением адресной помощи (государственная социальная помощь, субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг) обратились 5 936 малоимущих семей, что в 1,5 раза меньше, чем в 2009 году (9 158 малоимущих семей).
По состоянию на 01 января 2012 года 10 981 ребенок (37% детского населения) проживает в 7 750 семьях, признанных малоимущими и получающих социальную поддержку, включая получателей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячных пособий на детей. Численность малоимущих семей с детьми за период с 2009 по 2011 год уменьшилась на 7%, при этом количество детей в малоимущих семьях за тот же период увеличилось на 1,8%. Данные свидетельствуют о росте числа многодетных семей в категории малоимущих. В 2012 году 2 820 детей (9,6% от общего количества детей) воспитывается в 849 многодетных семьях (трое и более несовершеннолетних детей).
Численность детей-инвалидов увеличилась за три года на 7% и составила на 01 января 2012 года 487 человек.
В Магаданской области инклюзивное и интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в разных формах.
Для детей с задержкой психического развития, нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных учреждениях функционируют группы компенсирующего вида, для детей со сложной структурой дефекта - группы кратковременного пребывания и группы комбинированного вида.
В общеобразовательных учреждениях области функционируют классы со смешанным контингентом учащихся (интегрированные) и специальные (коррекционные) классы VII и VIII видов.
На базе дошкольного подразделения МОГОУ "СКШ VIII вида N 19" функционирует лингводидактический центр.
Индивидуально на дому по программе общеобразовательной школы обучаются 67 детей-инвалидов школьного возраста, из них получают услуги дистанционного образования 34 ребенка из шести муниципальных образований области в Центре дистанционного обучения детей-инвалидов на базе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 18 г. Магадана".
Наблюдается рост количества детей дошкольного возраста. По состоянию на 01 января 2012 года в Магаданской области количество детей от одного года до семи лет составило 10770 человек, что выше показателя 2011 года на 209 человек (10 561).
В соответствии с областной целевой программой "Обеспечение доступности дошкольного образования в Магаданской области" на 2012 - 2015 годы" реализуется комплекс мер по поддержке традиционной инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений и вариативных форм дошкольного образования, что позволит устранить очередность и расширить сеть дошкольных учреждений Магаданской области.
Особое внимание уделяется в области организации работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактике социального сиротства.
По статистике, в 2011 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области уменьшилась на 5% и составляет 1 346 человек (2010 год - 1 415 человек, 2009 год - 1 593 человека).
Снижается количество опекунских семей: в 2009 году насчитывалось 423 семьи, в которых находились под опекой 494 ребенка; в 2011 году - 363 семьи, в них - 387 опекаемых детей.
Как положительный факт растет число приемных семей: 2009 год - 68 семей, в них - 97 детей; 2010 год - 79 семей, в них - 112 детей; 2011 год - 89 семей, в них - 130 детей.
Магаданская область занимает достойное место среди культурных центров и входит в число регионов Российской Федерации, лидирующих по уровню охвата населения работой учреждений культуры и искусства. В регионе один из самых больших библиотечных фондов (в среднем на одну библиотеку приходится 42,4 тыс. экземпляров книг), 50% от общей численности библиотек имеют доступ к Интернету, больше всего библиотек, создающих электронный каталог (16% от общей численности).
Учреждения культуры создают условия для стимулирования населения к творческой самореализации и развитию культурного потенциала региона. Все услуги, предоставляемые культурно - досуговыми учреждениями, доступны для всех категорий населения.
Важной составной частью социально-экономической политики в Магаданской области является развитие физической культуры и спорта, использование возможностей отрасли в оздоровлении населения, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни.
На территории области осуществляются мероприятия областной целевой программы "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области" на 2010 - 2013 годы", финансирование которой из года в год увеличивается.
Основным рычагом привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом является организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, развитие массового физкультурно-спортивного движения.
В 2012 году выкуплен плавательный бассейн и спортивный комплекс в г. Магадане на сумму более 160,0 млн. рублей. Закуплено оборудование и ведутся технологические работы по оснежению горнолыжной трассы.
Принимаемые меры позволили увеличить число лиц, занимающихся физической культурой и спортом, и повысить доступность спортивных сооружений.
Среди девяти регионов ДФО Магаданская область на VI месте по охвату населения спортивными мероприятиями, на V месте по обеспеченности плоскостными сооружениями, на III месте по обеспеченности спортивными залами, на II месте - плавательными бассейнами и на V месте по единовременной пропускной способности спортивных сооружений.
Вместе с тем за 2011 год показатель по численности занимающихся физической культурой и спортом составил 17,9% (показатель в ДФО - 19,5%, в Российской Федерации - 20,6%).
В целях достижения благоприятной демографической ситуации в Магаданской области решаются задачи по обеспечению опережающего роста социально-экономического развития региона. Финансируется строительство объектов инфраструктуры (энергетики и транспорта), налаживаются механизмы частно-государственного партнерства в отношении реализации проектов, направленных на использование минерально-сырьевых ресурсов области, в том числе по освоению Яно-Колымской золоторудной провинции.
Реализация на территории области планируемых инвестиционных проектов в ближайшие годы обострит уже существующую проблему дефицита рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, особенно рабочих профессий.
В связи с этим требуется повысить эффективность принимаемых мер по улучшению демографической ситуации. Для этого необходимо консолидировать усилия органов исполнительной власти Магаданской области по планированию и осуществлению мероприятий в сфере управления демографическими процессами. Безусловно, что принимаемые решения, влияющие на изменение демографической ситуации в регионе, должны быть скоординированы.
Важность изменения современной демографической ситуации Магаданской области определяется и существенными изменениями, произошедшими в геополитическом положении российского Дальнего Востока. Через Дальневосточный экономический район Россия имеет выход к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, который приобретает все больший вес в мировом производстве и мировой торговле.
3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года
Целями демографической политики Магаданской области на период до 2020 года являются создание условий для повышения качества и продолжительности жизни, роста численности населения.
Достижение целей демографической политики Магаданской области зависит от успешного решения ряда задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно- эпидемиологической обстановки в регионе.
В основу демографической политики Магаданской области положены следующие принципы:
- концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
- комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
- своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
- здоровье населения трудоспособных возрастов, для которых особую актуальность представляет профилактика заболеваний и состояний, связанных с комплексным воздействием климатического, экологического и социального стресса (гипертония, заболевания органов дыхания, и т. д.);
- здоровье социально уязвимых групп населения, имеющих четкую территориальную и этническую локализацию, для которых наиболее важны профилактика: инфекционных (туберкулез) и паразитарных заболеваний, отставания детей в физическом и умственном развитии, социальных девиаций (убийства, суициды, несчастные случаи);
- всесторонняя поддержка семей, проживающих на территории области, в том числе семей представителей коренных малочисленных народов севера;
- обеспечение адаптации вынужденных переселенцев;
- координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Магаданской области на период до 2020 года являются:
1. Сокращение уровня смертности населения, прежде всего трудоспособного возраста.
2. Сокращение уровня смертности населения от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий.
3. Сокращение уровня материнской и младенческой смертности.
4. Повышение уровня рождаемости в семьях, в том числе второго ребенка и последующих детей.
5. Повышение доступности оказания медицинской помощи на территории области.
6. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости социально-значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов.
7. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно- нравственных традиций семейных отношений.
8. Создание условий для самореализации и адаптации населения к региональному рынку труда в том числе женщин, инвалидов и других маломобильных групп населения.
9. Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
10. Повышение конкурентоспособности региона.
1. Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего трудоспособного возраста, включает в себя:
- создание комплексной системы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, факторов риска, ранней диагностики, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
- внедрение программ профилактики онкологических заболеваний, а также скрининговых программ раннего выявления данных заболеваний;
- совершенствование программ профилактики и лечения от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
- укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
- создание службы неотложной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи больным;
- развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных.
2. Решение задачи по сокращению уровня смертности населения от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий, включает в себя:
- сокращение уровня смертности за счет реализации мероприятий областного плана профилактических мероприятий по сокращению смертности от дорожно-транспортных происшествий, пожаров, стихийных бедствий и происшествий на воде. А также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов.
3. Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, включает в себя:
- оснащение современным медицинским оборудованием (наркозно-дыхательным, диагностическим, хирургическим, эндоскопическим, УЗИ-оборудованием, системами мониторирования) учреждений здравоохранения области;
- открытие детского хирургического отделения;
- внедрение порядков, стандартов оказания медицинской помощи детям, в том числе стандартов оказания медицинской помощи новорожденным при синдроме дыхательных расстройств;
- отработка режимов ИВЛ для глубоко недоношенных детей, применение щадящих режимов парентерального питания;
- внедрение современных протоколов диагностики и инфузионной терапии новорожденных, страдающих гипоксическими поражениями ЦНС, протоколов ранней диагностики внутриутробного инфицирования плода;
- обеспечение специальными молочными продуктами питания детей второго и третьего года жизни из семей коренных малочисленных народов Севера, малоимущих и многодетных семей;
- обеспечение специальными молочными продуктами питания, содержащими витаминно-минеральные добавки, беременных женщин и кормящих матерей;
- обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, препаратами не содержащими фенилаланин;
- профилактика гемолитической болезни плода и новорожденных у резус-отрицательных женщин;
- проведение скрининга новорожденных на наличие скрытой генетической патологии;
- расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи детям и матерям в федеральных медицинских Центрах Министерства здравоохранения Российской Федерации.
4. Решение задачи по повышению уровня рождаемости за счет рождения в семьях детей, в том числе второго и последующих, включает в себя:
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
а) формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи;
б) предоставление мер социальной поддержки семьям в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе малоимущим семьям, многодетным семьям, семьям студентов, семьям с детьми инвалидами, семьям представителей коренных малочисленных народов Севера;
в) реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью;
г) обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг,
в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
- создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
а) развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
б) реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации;
в) развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.
5. Решение задачи по повышению доступности оказания медицинской помощи на территории Магаданской области включает в себя:
5.1. Введение трехуровневой системы оказания медицинской помощи, которая позволит существенно приблизить медицинскую помощь к жителям.
На первом уровне медицинская помощь будет направлена на постоянное профилактическое обслуживание преимущественно здоровых людей, лиц с хроническими заболеваниями вне стадии обострения, пропаганду здорового образа жизни, диспансерное наблюдение за лицами, относящимися к "группам риска" и хроническими больными, лечение легких заболеваний и функциональных отклонений (нетяжелых обострений хронических заболеваний, краткосрочная госпитализация пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, с целью коррекции неотложного состояния, дополнительного обследования и консультирования в условиях стационара интенсивного лечения, патронаж в режиме "стационара на дому" с целью оказания оздоровительной или реабилитационной помощи.
Уровень первичной медицинской помощи будет включать в себя три этапа:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе специализированная;
2) доврачебная помощь;
3) первая помощь.
На втором уровне оказывается специализированная помощь в межтерриториальных центрах, концентрирующих высококвалифицированных специалистов и современное оборудование.
На третьем уровне специализированная и высокотехнологичная медицинская помощи предоставляется в областных учреждениях здравоохранения, расположенных, в основном, в г. Магадане.
5.2. Повышение доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи для всех групп населения. Для повышения эффективности использования ресурсной базы здравоохранения применять стационарзамещающие виды медицинской помощи: стационар дневного пребывания при больничных учреждениях, дневной стационар и стационар на дому в амбулаторно-поликлинических учреждениях терапевтического, неврологического, педиатрического, гинекологического и других профилей.
До 2020 года увеличение объемов медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах при поликлиниках, а также в стационарах на дому, в амбулаторных учреждениях - открытие стационаров одного дня.
5.3. Укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства, онкологической службы в соответствии с порядками и стандартами оснащения учреждений здравоохранения. Улучшение материально-технической базы большей части учреждений здравоохранения за счет дооснащения их современным диагностическим оборудованием, санитарным автотранспортом.
Реализация программных мероприятий, направленных на оказание медицинской помощи детям и женщинам в период беременности, родов и послеродовой период.
В результате реализации запланированных мероприятий, решение ряда социально значимых задач, направленных на сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и женщин.
Продолжить реконструкцию МОГБУЗ "Детская больница". Внедрить порядок оказания медицинской помощи детям, в том числе порядок оказания медицинской помощи новорожденным.
Начать отработку режимов ИВЛ для глубоко недоношенных детей с применением щадящих режимов парентерального питания.
Применять современные протоколы диагностики и инфузионной терапии новорожденных, страдающих гипоксическими поражениями ЦНС, протоколы ранней диагностики внутриутробного инфицирования плода.
Начать строительство в г. Магадане городского Центра перинатальной патологии, акушерства и гинекологии.
6. Решение задачи по сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, снижению уровня заболеваемости социально- значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшению качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов в том числе:
- профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков (диспансеризация детей первого года жизни; диспансеризация декретированных групп, ежегодная диспансеризация 14-летних детей);
- развитие службы восстановительного и реабилитационного лечения детей, трудоспособного населения, инвалидов;
- возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения и пропаганды здорового образа жизни;
- обеспечение эпидемиологического благополучия населения;
- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства;
- регулирование продажи и потребления алкогольной продукции, внедрение и осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
- профилактику социально значимых заболеваний, предупреждение факторов их развития;
- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, реализация мероприятий, направленных на реабилитацию и социализацию инвалидов;
- снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья.
7. Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:
- оказание консультативной и психологической поддержки семье в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия,
- социальная поддержка и реабилитация семей и детей, подготовка и сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- информационно-просветительская деятельность по формированию в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов;
- реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
- повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
- реализация Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и "Концепции государственной семейной политики в Магаданской области до 2025 года".
8. Решение задачи по созданию условий для самореализации и адаптации к региональному рынку труда женщин, инвалидов и других маломобильных групп населения включает в себя:
- расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
- выявление и устранение проблем, связанных с трудоустройством и профессиональным обучением граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
- создание условий, направленных на социальную интеграцию и адаптацию инвалидов в трудовом обществе;
- содействие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в получении профессии;
- создание условий женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, для своевременного возвращения к трудовой деятельности.
9. Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Магаданскую область;
- привлечение выпускников российских высших учебных заведений в регион;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов на постоянное место жительства в Магаданскую область,
- разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Магаданской области, включая создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, с внедрением федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развитие терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
10. Решение задачи по повышению конкурентоспособности региона включает в себя:
- взаимодействие с федеральным центром по включению в федеральные целевые программы объектов инфраструктуры Магаданской области;
- разработка и внесение на рассмотрение федеральных органов власти предложений по совершению федерального законодательства в части применения комплекса мер, направленных на снижение миграционного оттока за пределы Магаданской области, стимулирующих трудоспособное население к проживанию, трудоустройству и закреплению на территории области;
- создание имиджа Магаданской области, как региона благоприятного для проживания и инвестирования, включая участие в межрегиональных и международных инвестиционных выставках, ярмарках, форумах и других мероприятиях с представлением приоритетных инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории области, с целью поиска потенциальных инвесторов;
- создание условий для развития на территории Магаданской области малого и среднего предпринимательства;
- проведение особой социальной политики, предусматривающей меры по привлечению и закреплению населения в области (установление достойного уровня заработной платы и предоставление дополнительных социальных гарантий).
4. Информационное обеспечение реализации Концепции демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года
Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований, предполагает системную информационно-просветительскую работу по поддержке исполнения мероприятий демографического развития.
Электронные и печатные средства массовой информации области обеспечивают информационную поддержку реализации мероприятий настоящей Концепции, привлечение к обсуждению демографической политики представителей общественности, юстиции, прокуратуры, правоохранительных органов, медицинских работников, психологов, лидеров молодежных общественных организаций, представителей Общественной палаты и других организаций.
5. Механизмы реализации демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года
Реализацию демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года предполагается осуществлять путем:
- исполнения областных целевых программ в полном объеме;
- включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в региональные программы социально- экономического развития;
- учета задач демографической политики при формировании регионального бюджета, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
- методического обеспечения органов местного самоуправления муниципальных образований, направленного на управление демографическими процессами;
- постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
- объединения усилий государственных органов и общественных организаций, направленных на формирование единых подходов к реализации разработанных направлений демографической политики;
- подготовки ежегодного доклада о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности за отчетный период.
6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года
Реализация демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года будет осуществляться поэтапно.
На этапе с 2013 по 2017 год будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития:
- по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов;
- по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен;
- по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработка специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин. Планируется разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности.
На данном этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2017 года.
Реализация данных мероприятий будет способствовать снижению темпов естественной убыли населения и обеспечит сокращение миграционного оттока.
На втором этапе (2017 - 2020 годы) продолжится осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест, с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
Наряду с реализуемыми мерами по повышению качества жизни, залогом улучшения демографической ситуации в регионе станет проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности Магаданской области.
В период до 2020 года планируется осуществить ряд мероприятий, направленных на улучшение транспортной доступности региона и развитие производственной инфраструктуры. Будет продолжено строительство новых и реконструкция действующих объектов жилищного и социально-культурного назначения.
Регион станет более комфортным для проживания, а значит и более привлекательным для переселения и осуществления предпринимательской деятельности.
По итогам реализации мероприятий данного этапа предполагается к 2020 году:
- увеличение коэффициента рождаемости на территории области (на 1 тыс. населения) в 2013 году - 11,7; в 2014 году - 11,8; в 2015 году - 12,0; в 2016 году - 12,3;
- доведение показатель суммарного коэффициента рождаемости до уровня среднероссийского показателя;
- снижение общей смертности населения (человек на 1000 населения) в 2013 году - 13,0; в 2014 году - 12,9; в 2015 году - 12,8; в 2016 году - 12,7;
- увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни населения - в 2013 году - 64,0; в 2014 году - 64,2; в 2015 году - 64,4; в 2016 году-64,6;
- снижение уровня младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) в 2013 году - 9,5; в 2014 году - 9,5; в 2015 году - 9,4; в 2016 году -9,4;
- увеличение объемов привлечения на постоянное место жительства в Магаданскую область соотечественников, проживающих за рубежом в 2014 году - 15 семей, в 2015 году - 30 семей и в 2020 году до 300 семей;
- укомплектованность участковой службы первичного звена врачами до - в 2013 году - 81,0%; в 2014 году - 81,3%; в 2015 году - 81,9%; в 2016 году-82,1%;
- доля врачей, имеющих квалификационные категории - в 2013 году - 68,0%; в 2014 году - 71,0%; в 2015 году - 71,5%; в 2016 году - 76,1%.
7. Источники финансирования мероприятий Концепции демографической политики Магаданской области на период с 2013 до 2020 года
Для решения задач Концепции демографической политики Магаданской области на период до 2020 года предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.