В целях обеспечения жителей Магаданской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области" администрация Магаданской области постановлет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора области Карпенко Н.Б.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. губернатора Магаданской области |
Н. Карпенко |
Областная целевая программа
"Стимулирование развития жилищного строительства в
Магаданской области" на 2011-2015 годы" (в перспективе до 2020 года)"
(утв. постановлением Администрации Магаданской
области от 2 декабря 2010 г. N 693-па)
Паспорт
областной целевой программы "Стимулирование развития
жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы"
(в перспективе до 2020 года)"
Наименование программы |
областная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы" (в перспективе до 2020 года)" (далее - Программа) |
|||||||
Основания для разработки Программы |
- перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 01 июля 2009 года, утвержденный 24 июля 2009 г. N Пр-1890; - постановление администрации Магаданской области от 02 декабря 2010 г. N 693-па "О разработке областной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)" |
|||||||
Государственный заказчик Программы |
администрация Магаданской области |
|||||||
Разработчик Программы |
управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области |
|||||||
Исполнители Программы |
департамент строительства администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области, департамент цен и тарифов администрации Магаданской области, департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области, департамент здравоохранения администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, управление по делам молодежи администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
|||||||
Цель Программы |
обеспечение жителей Магаданской области доступными жилыми помещениями путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья |
|||||||
Задачи Программы |
- стимулирование строительства жилых помещений в Магаданской области; - стимулирование платежеспособного спроса населения Магаданской области; - формирование приоритетов ежегодного роста жилищного строительства в Магаданской области; - создание условий, обеспечивающих строительство жилых помещений, доступных для приобретения в собственность или предоставляемых по найму (преимущественно в сегменте эконом-класса) для всех жителей Магаданской области, независимо от уровня их доходов; - развитие инженерной инфраструктуры; - формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий; - формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов и "строительных сберегательных касс" (далее - "стройсберкасса"); - выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилых помещений и улучшении жилищных условий; - развитие промышленности строительных материалов; - снижение административных барьеров в строительстве; - обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства; - дальнейшая реализация кадровой политики в строительной отрасли |
|||||||
Ожидаемые конкретные результаты Программы |
- улучшение жилищных условий, в том числе с использованием мер государственной поддержки около 7,8 тыс. семей; - ликвидация аварийного жилищного фонда, сложившегося по состоянию на 01 января 2007 года в объеме 50,0 тыс. кв. метров; - увеличение показателя обеспеченности жилым помещением 1 жителя области не менее чем до 28,4 кв. метров; - увеличение ввода малоэтажного жилищного строительства, в том числе индивидуального (ИЖС); - привлечение инвестиций в сферу малоэтажного индивидуального жилищного строительства из различных источников; - создание фонда жилых помещений социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса, в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда; обеспечение ввода жилых помещений*: 2011 год - 18,0 тыс.кв. метров 2012 год - 19,0 тыс. кв. метров 2013 год - 25,0 тыс. кв. метров 2014 год - 30,0 тыс. кв. метров 2015 год - 32,0 тыс. кв. метров 2016-2020 годы - 170000 тыс. кв. метров (34 тыс.кв. метров/год); - развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов в Магаданской области; - системное развитие отдельных территорий муниципальных образований области под комплексную жилую застройку; - снижение административных барьеров и сокращение сроков строительства объектов; увеличение доли обеспечения строительного комплекса основными строительными материалами, производимыми на территории области; - обеспечение ежегодного прироста доли семей, имеющих возможность приобрести жилое помещение, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с увеличением значения данного показателя к 2015 году до 21,0 %; - обеспечение возможности более широкому числу населения приобретать жилые помещения по стандартному ипотечному кредиту; - обеспечение ежегодного прироста доходов бюджетов всех уровней, а также валового регионального продукта, полученных благодаря приросту объемов ввода жилых помещений |
|||||||
Объем и источники финансирования Программы |
Потребность в финансовых средствах реализацию Программы составляет: |
|||||||
Всего |
2011 - 2015 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
На 2016- 2020 |
|
11569,079 |
4110,679 |
709986 |
679,524 |
661,635 |
1031,170 |
1028,364 |
7458,400 |
|
в том числе: областной бюджет* | ||||||||
2660,888 |
945,456 |
163,297 |
203357 |
152,176 |
237,169 |
236,524 |
1715,432 |
|
внебюджетные источники* | ||||||||
8908,191 |
3165,223 |
546,689 |
475,667 |
509,459 |
794,001 |
791,840 |
5742968 |
|
| ||||||||
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года) |
|||||||
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области" |
|||||||
Индикаторы Программы |
- уровень обеспеченности населения жилыми помещениями - до 28,4 кв. метров на 1 человека; - коэффициент доступности жилых помещений - 3,5 года; - строительство жилых помещений не менее 0,2 кв. метров на каждого жителя Магаданской области в год*; - увеличение доли малоэтажного жилищного строительства в общем объеме вводимых жилых помещений до 30%, в том числе ИЖС до 15%; - увеличение доли жилых помещений, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, в общем объеме ввода жилых помещений до 25%; - количество утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов Магаданской области, генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений Магаданской области должно достичь 78; - сокращение числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 6 процентов в год*; - доля семей, имеющих возможность приобрести жилое помещение, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и заемных средств (в %): 2010 год-19,1 % 2011 год-19,5% 2012 год-19,9% 2013 год-20,3 % 2014 год-20,7% 2015 год-21,0% |
* целевой показатель может изменяться в зависимости от состояния финансово-банковской сферы.
1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета
Магаданская область образована в 1953 году и входит в состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО). Вся территория области относится к районам Крайнего Севера и характеризуется суровым климатом, годовым перепадом температур в 100°С: летом + 40°, зимой - 60°С, географической отдаленностью от развитых промышленных центров страны.
Общая площадь территории Магаданской области немногим более 462 тыс. кв. километров (по площади - 5 место в ДФО, 9 место по России) или 2,7% территории России.
По состоянию на 01 января 2009 года в области проживает 163,0 тыс. человек, из них 155,3 тыс. человек (95%) - городские жители, 7,7 тыс. человек (5%) - сельские. В городе Магадане сосредоточено более 65% населения области. Плотность населения в среднем по области составляет 0,36 человека на 1 кв. километр, что почти в 3 раза меньше, чем по ДФО в целом. Естественная убыль населения в 2000-2008 годах составила 0,3-0,5 тыс. человек в год.
По инерционному сценарию Стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, утвержденной Законом Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241-ОЗ, предположительная численность населения в 2030 году составит 127,5 тыс. человек, что на 21,8% меньше чем в 2009 году.
По целевому или инновационному сценарию численность населения на конец 2025 года составит 158,1 тыс. человек. В период 2010-2014 годов сальдо миграции будет снижаться, начиная с 2015 года, будет иметь положительное значение.
Причиной сохраняющейся тенденции сокращения населения является миграционный отток, вызываемый утратой привлекательности жизни в области. Решение вопроса в повышении привлекательности региона видится через активную государственную поддержку всех направлений экономики области, установление достойного уровня заработной платы, предоставление дополнительных социальных гарантий.
Наибольшие возможности для дальнейшего развития Магаданской области связаны с созданием условий долгосрочного комплексного освоения недр территории, диверсификацией производства, созданием новых добывающих и перерабатывающих производств на базе месторождений меди, молибдена, строительных материалов, бурых углей, нефти, газа, повышением эффективности использования водных биологических ресурсов, интеграцией транспортной и энергетической системы области в глобальную сеть.
Одной из приоритетных задач развития Магаданской области является повышение качества жизни населения. В рамках данного направления улучшение обеспеченности жилыми помещениями населения занимает одно из основных мест.
Комплексное планирование территориального развития Магаданской области направлено на обеспечение устойчивого развития территорий, на создание полноценной среды жизнедеятельности для населения области и в своей основе базируется на прогнозах развития экономики региона и России в целом.
Характер социально-экономических преобразований в Магаданской области, как и в России в целом, недостаточный объем жилищного строительства, нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий, высокая стоимость жилых помещений по сравнению с доходами граждан обуславливают необходимость принятия мер для разрешения обозначенных проблем программно-целевым методом.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области (Магаданстат) на конец 2009 года стоит на учете 4440,5 тыс.кв. метров жилых помещений. Всего на 2008 год обеспеченность жилыми помещениями составляет 27,7 кв. метров на одного человека. Удельный вес аварийных жилых помещений составляет 1,1%. (49,8 тыс. кв. метров).
Наибольшую долю аварийного фонда составляет малоэтажные (до 3-х этажей) жилые дома, являющиеся муниципальной собственностью. Как правило, доля собственных (приватизированных) жилых помещений в аварийном жилфонде невелика.
Основная часть жилищного фонда в области (59,4%) была построена в период с 1971 по 1995 годы, 33,3% - в период с 1946 по 1970 годы. Физический износ до 30% имеют 35,8% зданий, от 31% до 65% - 45,5% зданий.
Физическое выбытие жилых помещений в основном обусловлено сносом жилых домов, непригодных для проживания. Движение жилищного фонда характеризуется показателями прибытия площади жилых помещений (новое строительство, реконструкция, достройка) и в то же время выбытием жилых помещений в тех же объемах (снос жилых домов по аварийности).
На поддержание жилищного фонда в нормальном состоянии требуются значительные финансовые средства, их недостаток ведет к обветшанию и ускоренному фактическому износу.
Для этих целей на территории Магаданской области успешно реализуется областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Магаданской области" на 2008-2011 годы", утвержденная постановлением администрации Магаданской области от 27 декабря 2007 г. N 441-па.
Реализация указанной Программы рассчитана на период 2008-2011 годов.
Основной задачей Программы является - переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом.
В настоящую Программу включено расселение 166 жилых домов общей площадью 74,44 тыс. кв. метров, в которых проживают 2128 человек.
Одним из важных направлений в ликвидации аварийного жилищного фонда на территории Магаданской области является участие муниципальных образований области в реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемых за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
На территории Магаданской области в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в 2010 году осуществляется реализация областной адресной программы "Переселение граждан Магаданской области из аварийного жилищного фонда в 2010 году с привлечением средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 19 апреля 2010 г. N 190-па.
Также постановлением администрации Магаданской области от 23 апреля 2009 г. N 180-па утверждена областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2012 годы". Составными частями указанной программы являются подпрограммы: "Обеспечение жильем молодых семей на 2009- 2012 годы", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2012 годы", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009-2012 годы", "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Магаданской области на 2009-2012 годы", мероприятия по оказанию содействия гражданам, выезжающим из Магаданской области, в рамках исполнения федеральных и региональных нормативных правовых актов, регламентирующих процесс переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выполнение обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Основной целью ОЦП "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2009-2012 годы" является комплексное решение проблем жилищной политики в Магаданской области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей Магаданской области.
Настоящая областная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)" (далее - Программа), исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса, наличия и строительства жилых помещений в Магаданской области, призвана в рамках основных направлений государственной жилищной политики обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере до 2015 года, а также в перспективе до 2020 года. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и областные целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.
1.1.Строительство жилых помещений экономкласса
Показатели по вводу жилых помещений в Магаданской области за период с 2004 года по 2009 год демонстрируют ежегодный устойчивый прирост ввода жилых помещений.
Сравнительные показатели по вводу жилых помещений в Магаданской области за период с 2004 год по 2010 год
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 (план) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади) |
3802 |
8997 |
13827 |
14769 |
15016 |
15646 |
15700 (17000) |
Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения (кв. метров общей площади) |
21,5 |
52,0 |
81,3 |
85,7 |
90,6 |
96,9 |
97,5 |
Число построенных жилых помещений (м/кв.ж.д) (ед.) |
30 |
84 |
190 |
272 |
260 |
273 |
304 +25 ижс |
Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов (тыс. рублей) |
10,5 |
36,0 |
36,9 |
37,7 |
39,9 |
45,6 |
45,8 |
В 2009 году ввод жилых помещений составил 15,646 тыс. кв. метров, из них:
- многоквартирные жилые дома общей жилой площадью 11,8 тыс. кв. метров - за счет бюджетных средств;
- индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС) общей жилой площадью 3,825 тыс. кв. метров - за счет собственных и заемных средств населения. Причем показатели ИЖС на 40% больше, чем в 2008 году.
Тем не менее, задача увеличения объема жилищного строительства в Магаданской области является одной из сложных.
По градостроительным условиям поселений Магаданской области предусматриваются 4 основных типа жилищного строительства:
- городская - высокоплотная застройка в 4-9 этажей (каркасно- монолитное и крупнопанельное домостроение) с минимальным придомовым участком;
- городская - высокоплотная застройка - точечные 5-ти этажные жилые дома - достройка объектов жилья незавершенных строительством или реконструкция жилья;
- пригородная - удаленные микрорайоны с жилыми 2-х этажными домами на 8-16 квартир (каркасно-панельное деревянное домостроение) с участком до 0,15 га;
- индивидуальная застройка - районы малоэтажной застройки - жилой дом (коттедж) на 1-2 квартиры (каркасно-панельное деревянное домостроение) с участком до 0,30-0,40 и более га.
Основная часть застройки во всех поселениях области, в том числе областном центре города Магадана и районных центрах, ведется по адресам сноса аварийного жилых домов, ликвидированных аварийных объектов соцкультбыта, на свободных территориях, предусмотренных генпланами под жилую застройку. В основном объекты, предусматриваемые к строительству, не имеют выделенных инфраструктурных проектов (ТВК и ЛЭП), так как подключение к наружным сетям предусмотрено только до дворовых колодцев и подстанций.
Администрации Магаданской области от федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС) направлялись перечни находящихся в федеральной собственности земельных участков, использование которых возможно для размещения объектов, предназначенных для строительства жилых домов, а также для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства на территории Магаданской области в период 2010-2020 годов. В настоящее время на территории области наличие земельных участков, пригодных для строительства жилья, размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства удовлетворяет спрос.
В настоящее время и на период до 2015 года дополнительное привлечение находящихся в федеральной собственности земельных участков, а, следовательно, подписание соглашения с Фондом РЖС нецелесообразно.
Тем не менее, в перспективе, при активном освоении месторождений области и экономическом росте области администрация Магаданской области будет готова рассмотреть вопрос подписания Соглашения на взаимовыгодных условиях с Фондом РЖС в части дополнительного привлечения находящихся в федеральной собственности земельных участков в целях жилищного строительства или размещения объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства.
Основная задача в Магаданской области в жилищном строительстве и производстве строительных материалов - это сохранение, оптимизация существующего жилищного фонда, строительство новых жилых помещений по адресам сноса аварийных жилых домов, реконструкция и достройка объектов незавершенных строительством (от 1992 года), а также оптимизация с применением новых энергоэффективных технологий существующих производств строительных конструкций и материалов жилищного строительства.
Решению проблемы жилой застройки в области способствует наличие во всех муниципальных образованиях Магаданской области документов территориального планирования (генеральных планов), правил землепользования и застройки, а также схем территориального планирования районов области. Градостроительной документацией определены земельные участки под строительство, как многоквартирных жилых домов, так и малоэтажного жилищного строительства, а также промзоны под размещение производств строительных материалов и изделий, месторождения по добыче сырья для стройиндустрии области.
Кроме того, разработан проект обновления схемы территориального планирования Магаданской области", где рассмотрено перспективное освоение крупных месторождений драгоценных металлов, что повлечет за собой строительство жилых помещений экономкласса.
Всего в течение 2005-2009 годов разработано и утверждено 79 проектов новой градостроительной документации.
На все разработки израсходовано всего - 50,5 млн. рублей, из них:
- областной бюджет - 36,3 млн. рублей;
- местный бюджет - 11,3 млн. рублей;
- внебюджетный фонд бюджета ОЭЗ - 3,0 млн. рублей.
Важным фактором, сдерживающим развитие жилищного строительства, является отсутствие проектов планировки новых микрорайонов и кварталов комплексной малоэтажной и многоэтажной застройки поселений области на основе новой градостроительной документации, и, как следствие, отсутствие проектов по инженерной подготовке этих территорий. В связи с чем, на современном этапе необходимо реализовывать мероприятия, направленные на разработку проектов планировки и создание условий для комплексного развития территорий, обеспечение земельных участков коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Следует отметить, что в Магаданской области в настоящее время невозможна реализация государственно-частного партнерства (ГЧП) в части строительства коммунальной и транспортной инфраструктуры, объектов соцкультбыта и крупных инвестиционных проектов жилой застройки с выделенными инфраструктурными проектами, так как срок возврата инвестиций в данные проекты, в силу специфики экономики области, составляет как минимум до 10 лет, и являются для инвестора невыгодными.
Однако в ближайшей перспективе администрация области рассматривает возможность реализации механизма ГЧП в части строительства по указанным направлениям.
После завершения процедуры формирования земельных участков, предназначенных для малоэтажного жилищного строительства (в том числе ИЖС), инвесторы планируют организовать застройку земельных участков при следующих социальных гарантиях со стороны администрации Магаданской области, органов местного самоуправления, генерального подрядчика:
1) бесплатное подключение к инженерным коммуникациям;
2) обеспечение автодорогами;
3) строительство объектов социальной сферы;
4) транспортное обслуживание населения.
1.2. Ипотечное жилищное кредитование
С момента создания системы классического ипотечного жилищного кредитования в Магаданской области успешно выполнены задачи, поставленные ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АИЖК) и администрацией Магаданской области, а именно:
1) создана инфраструктура участников рынка ипотеки. Организована совместная работа всех организаций, задействованных в процессе: банков, страховых и оценочных компаний, риэлтерских агентств;
2) обеспечен приток инвестиционных ресурсов в сферу ипотеки. Запущена система рефинансирования ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилых помещений;
3) обеспечена доступность ипотечных кредитов. С 2005 года осуществляется выдача ипотечных кредитов;
4) с 2007 года успешно отработан механизм по выдаче и рефинансированию ипотечных кредитов, предоставленных в рамках областной целевой программы "Дом для молодой семьи" на 2006-2008 годы", утвержденной Законом Магаданской области от 18 февраля 2006 г. N 685-03. Реализация данного направления продолжена в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2012 годы" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье жителям Магаданской области" на 2009-2012 годы";
5) с 2009 года используются средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту, привлеченному для приобретения жилья.
Подпрограмма "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Магаданской области" на 2009-2012 годы" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2009-2012 годы" реализуется во всех муниципальных образованиях области.
Динамика показателей
кредитования населения Магаданской области на приобретение жилых помещений
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
За 9 месяцев 2010 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Общее число выданных кредитов на приобретение жилых помещений: |
|
|
|
|
|
|
всего, |
12 |
325 |
644 |
718 |
217 |
325 |
в том числе ипотечных |
12 |
234 |
531 |
598 |
164 |
263 |
2. Объем выданных кредитов на приобретение жилых помещений - всего, млн. рублей, |
4,2 |
178,2 |
500,9 |
796,8 |
193,0 |
325,0 |
в том числе ипотечных (млн. рублей) |
4,2 |
113,6 |
442,9 |
724,6 |
166,3 |
283,1 |
3. Средний размер одного выданного кредита - всего (тыс. рублей), |
350,0 |
548,3 |
777,8 |
1109,7 |
889,4 |
1000,0 |
в том числе ипотечного (тыс. рублей) |
350,0 |
485,5 |
834,0 |
1211,7 |
1014,0 |
1076,4 |
Данные таблицы показывают, что до 2009 года в области наблюдался рост объемов жилищного кредитования, включая ипотечное, который достиг своего пика в 2008 году, когда в области было выдано наибольшее число кредитов - 598 ипотечных кредитов на сумму 724,6 тыс. рублей.
В 2010 году в области наблюдается оживление на рынке жилищного кредитования - за 9 месяцев число выданных кредитов на приобретение жилых помещений, включая ипотечные, превысило показатели 2009 года.
Большое значение придается информации о количестве заемщиков, обратившихся в кредитное учреждение по вопросу реструктуризации задолженности по кредитам. За 9 месяцев 2010 года в регионе таких заемщиков не было.
На территории области ранее было аккредитовано в качестве регионального оператора АИЖК открытое акционерное общество "Магаданская ипотечная компания", однако, в настоящее время компания прекратила свою деятельность, а функции регионального оператора АИЖК в настоящий момент выполняет Магаданский филиал банка "Возрождение" (ОАО).
Однако в Магаданской области система ипотечного жилищного кредитования не получила планируемой степени развития и фактически в условиях мирового финансового кризиса не развивается, жилые помещения в рамках мероприятий областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2009-2012 годы" реализуется только на вторичном рынке, новые жилые дома за счет средств ипотечных кредитов не строятся.
Проблемами ипотечного кредитования в регионе являются:
- высокие ставки за пользование кредитом - на 01 октября 2010 года диапазон ставок за пользование ипотечным кредитом составлял от 11,75 до 22,0 %;
- увеличение стоимости приобретаемых жилых помещений, как на первичном, так и на вторичном рынке, что отражается на размере запрашиваемого кредита - если в 2005 году средний заемщик получал кредит в размере 350,0 тыс. рублей, то в 2010 году - уже 1076,4 тыс. рублей;
- недоступность кредитов для основной части населения, желающих улучшить свои жилищные условия, как следствие, первых двух проблем, так и недостаточных денежных доходов. При определении платежеспособности заемщиков банки предъявляют требования к минимальному совокупному доходу семьи, по наблюдаемым банкам он составил в среднем 34,8 тыс. рублей (диапазон 15,0 - 50,0 тыс. рублей). По данным 2009 года доля семей с указанным доходом составляет 11,3%;
- нестабильность финансового рынка и сокращение ипотечного рынка вследствие мирового финансового кризиса;
- особенности рынка недвижимости Магаданской области.
На сегодняшний день в регионе по направлению развития классической ипотеки работают 7 кредитных организаций. По оперативным данным на 01 октября 2010 года ими выдано 263 ипотечных кредита на сумму 283,1 млн. рублей.
В рамках реализации мер развития ипотечного жилищного кредитования предполагается осуществление мероприятий, направленных на поддержку граждан в части предоставления средств областного и местных бюджетов на оплату первоначального взноса при приобретении жилых помещений, что, с одной стороны, позволяет уменьшить объем выплачиваемых гражданином средств за пользование кредитными средствами, с другой стороны, администрация Магаданской области не берет на себя долгосрочные обязательства по уплате части процентной ставки за пользование кредитными средствами.
На территории Магаданской области осуществляются программы и мероприятия, условиями реализации которых является предоставление средств областного бюджета (государственная поддержка) на оплату первоначального взноса на приобретение жилья.
1.3. Государственная поддержка отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством и законодательством Магаданской области
Стабильный спрос на жилые помещения должен быть обеспечен механизмами, ориентированными на привлечение доступных финансовых ресурсов для приобретения жилых помещений населением, в качестве которых помимо собственных средств граждан предусматриваются кредитные ресурсы и средства, предоставленные в виде различных форм государственной поддержки.
В Магаданской области государственная поддержка граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, вынужденных переселенцев, отдельных категорий ветеранов и инвалидов, молодых семей, жителей аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках реализации федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Магаданской области.
Наибольший объем обязательств существует перед гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На 01 января 2010 года в списки на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений включено 11113 семей или 23948 человек.
По состоянию на 01 октября 2010 года в Магаданской области за счет средств федерального бюджета обеспечены жилыми помещениями все 12 участников Великой Отечественной войны, учтенные органами местного самоуправления после 01 марта 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По состоянию на 01 января 2010 года департаментом социальной поддержки населения Магаданской области учтено 6 инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. За счет субвенций федерального бюджета за 9 месяцев 2010 года обеспечено жильем 5 инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 2 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 г. N 519-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Магаданской области" реабилитированные лица и члены их семей, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 декабря 2007 года, обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в порядке, установленном администрацией Магаданской области. Реабилитированные лица и члены их семей, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, вставшие на учет с 01 декабря 2007 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из общего числа граждан, учтенных департаментом социальной поддержки населения Магаданской области, по состоянию на 01 октября 2010 года, только один гражданин данной категории не обеспечен жилым помещением.
1.4. Установление требований к энергоэффективности многоквартирных жилых домов, строящихся на территории Магаданской области
Преобладающий характер рельефа территории Магаданской области - горный ландшафт (горы и плоскогорья с высотами от 500 до 2500 метров). Климат области формируется в условиях сравнительно высоких широт и резких контрастов суши и Охотского моря.
Исходя из таких климатических условий, отопительный период на территории области начинается в первой декаде сентября и заканчивается во второй декаде июня. Длительность его в среднем составляет 285 суток.
Основными особенностями энергосистемы Магаданской области являются:
- изолированность, отсутствие технологических связей с ЕЭС России;
- избыточная по установленной мощности генерация;
- в систему централизованного электроснабжения из-за отсутствия электрических сетей не входят населенные пункты Северо-Эвенского района, поселки Талая, Атка Хасынского района, Мадаун Тенькинского района, села Тахтоямск, Ямск Ольского района, В. Балыгычан Омсукчанского района Магаданской области.
Энергетическая система Магаданской области изолирована и не имеет технологических связей с единой энергосистемой России, но, несмотря на это, тесным образом связана с развитием минерально-сырьевой базы региона. Обеспечение опережающих темпов экономического развития и решение задачи по увеличению валового регионального продукта приведут к значительному росту энергопотребления в регионе.
Исторически в Магаданской области сложилась моносырьевая структура экономики, ориентированная на добычу полезных ископаемых. При этом возможности дальнейшего развития горнодобывающей отрасли зависят от уровня развития других отраслей экономики: энергетики, транспорта, связи, строительства. Одновременно положение дел в горнодобывающей отрасли определяет состояние развития смежных отраслей.
Исходя из планируемого увеличения добычи полезных ископаемых, приоритетом в развитии энергетической системы является электроснабжение горнорудных предприятий области. Поэтому ключевыми инфраструктурными проектами являются: возведение на реке Колыма Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 570 мВт и высоковольтных линий электропередач для обеспечения электроэнергией потребителей горнодобывающей отрасли.
В энергозатратном отношении наиболее значимым проектом на территории области является освоение в Тенькинском районе Наталкинского месторождения драгоценных металлов с заявленной мощностью 265 мВт. Кроме этого генерация Усть-Среднеканской ГЭС позволит обеспечить электроэнергией горнодобывающие и перерабатывающие предприятия на месторождениях Омсукчанского и Среднеканского районов. Для этих целей предполагается строительство линий электропередач и соответствующей энергетической инфраструктуры.
В систему централизованного электроснабжения из-за географического расположения не входят: все населенные пункты Северо- Эвенского района, поселки Талая, Атка Хасынского района, Мадаун Тенькинского района, села Тахтоямск, Ямск Ольского района. Снабжение электроэнергией осуществляется от дизельных электростанциях общей мощностью 18 мВт, где используется дизельное топливо с ежегодной потребностью в 7,0 тыс. тонн.
Потенциально крупным потребителем электроэнергии является жилищно-коммунальное хозяйство. В настоящее время отрасль является дотационной, низкорентабельной, но при внедрении определенного набора политических, технических, организационно-правовых мероприятий может стать экономически привлекательной.
Реализация мероприятий по развитию энергетической инфраструктуры в долгосрочной перспективе позволит:
- повысить надежность энергоснабжения региона;
- повысить эффективность производства и транспортировки электрической энергии;
- снизить тарифы на коммунальные услуги;
- создать условия для экономического роста Магаданской области. В населенных пунктах области, не имеющих централизованного энергообеспечения и вырабатывающих электрическую энергию на собственных дизельных электростанциях, целесообразно внедрять новые нетрадиционные источники энергии. Использование, например, ветроэнергетических комплексов позволит решить проблему энергообеспечения труднодоступных населенных пунктов, сократить потребление дорогостоящего дизельного топлива, а значит и расходы высокодотационных бюджетов.
Во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением администрации Магаданской области от 20 октября 2010 г. N 609-па утверждена областная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области" на 2010-2013 годы", цель которой является формирование экономической и управленческой политики энергосбережения и разработка на ее основе системы производственных, организационных, финансовых механизмов и мероприятий, практическая реализация которых приведет к повышению энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в системе жилищно-коммунального хозяйства области, сокращению финансовых затрат на обеспечение энергоснабжения объектов коммунальной энергетики, оптимизации энергопотребления и внедрение энергосберегающих мероприятий для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления в сопоставимых условиях в течение 3 лет не менее, чем на 9% от объема фактически потребленных ими в 2009 году энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее, чем на 3% в организациях и учреждениях, финансируемых из областного бюджета.
Ожидаемыми конечными результатами социально-экономической реализации ОЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области" на 2010-2013 годы" является снижение потребления энергетических ресурсов в организациях и учреждениях, финансируемых из областного бюджета, в сопоставимых условиях не менее, чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее, чем на 3%.
Общий объем финансирования Программы
ОЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области" на 2010-2013 годы"
(тыс. рублей)
Источники финансирования |
Всего |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем финансирования, |
596010,0 |
139399,0 |
117864,0 |
166410,0 |
172337,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
за счет областного бюджета |
30000,0 |
0,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
за счет средств оэз |
566010,0 |
139399,0 |
107864,0 |
156410,0 |
162337,0 |
Начало реализации ОЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области" на 2010-2013 годы" - 2010 год, окончание - 2013 год.
Реализацию ОЦП "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области" на 2010-2013 годы" предполагается осуществить в два этапа:
I-й этап - 2010-2011 годы: осуществление мер, направленных на проведение энергетических обследований зданий и сооружений объектов бюджетной сферы, дооснащение приборами учета зданий и сооружений объектов бюджетной сферы, обучение ответственных лиц областного и муниципального уровней, реконструкция тепловых сетей с применением труб в ППУ-изоляции, а также подготовка мероприятий по реконструкции котельных и объектов коммунальной энергетики, в том числе меры по:
- надежному топливо- и энергоснабжению региона в осенне-зимние периоды;
- оснащению прочих потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов и подготовке к реализации высокоэффективных, быстроокупаемых и малозатратных энергосберегающих проектов.
II-ой этап- 2012-2013 годы:
- максимально возможное ускорение обновления материально- технической базы;
- реконструкция существующих котельных, локальных источников выработки электроэнергии и инженерных сетей с заменой оборудования и технологий при производстве и передаче тепловой и электрической энергий;
- перевод на местные виды топлива.
1.5. Промышленность строительных материалов
Строительный комплекс Магаданской области относится к числу ключевых секторов экономики области и во многом определяет решение важнейших задач в реализации долгосрочной программы социально- экономического развития области. Динамика строительства является одним из ключевых индикаторов, по которым можно судить об общем прогрессе экономики области. Строительная отрасль области находится в центре инвестиционного процесса и представляет собой сумму работающих на территории области строительных предприятий, которые существенно различаются по величине, факторам спроса и характеру предложения.
Численность строительных организаций различных форм собственности равна 476.
Общая численность работающих в строительных организациях области по состоянию на октябрь 2009 года по данным территориального органа статистики составляет 3641 человек.
Основной объем производства строительных материалов, деталей и конструкций на территории Магаданской области выполняют 8 предприятий, из них:
- 3 предприятия могут производить комплекты строительных деталей и конструкций для возведения жилых домов, то есть их производственной мощностью определяются программы жилищного строительства в области;
- 3 предприятия производят материалы для дорожного строительства.
Кроме того, в 2007 году, в связи с продолжением реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта "Магадан", в г. Магадане начал работать мобильный завод ЗАО "Аэродромстрой" производительностью 200 куб.м/150 т асфальтобетонной смеси в час. Завод будет находиться на территории области до 2015 года.
Магаданский завод крупнопанельного домостроения (МЗКПД) существует с 1962 года. В 1992 году в результате реорганизации был выделен из состава ПСО "Магадангражданстрой" и функционирует по настоящее время как производственный кооператив.
Предприятием освоена технология каркасно-монолитного домостроения, для чего произведена реконструкция и модернизация производства с ориентацией на железобетонное монолитное домостроение (против сборного железобетона), что снизило стоимость 1 кв. метра жилого помещения. Производственная мощность предприятия по жилым помещениям составляет 75 тыс. кв. метров общей площади в год.
Также введены в эксплуатацию:
- экспериментальный модуль по производству пенобетонных блоков производительностью 20 куб. метров в смену для применения в строительстве каркасно-монолитных жилых домов и с перспективой применения в строительстве объектов соцкультбыта и производственных зданий;
- линия по использованию вторичного сырья для производства полимерно-песчаной черепицы производительностью 40-45 кв. метров в смену.
Приобретена и готовится к вводу в эксплуатацию технологическая линия по изготовлению стеклопакетов.
В конце 2006 года в г. Магадане был сдан в эксплуатацию первый дом, построенный по технологии каркасно-монолитного домостроения. Теперь ежегодно в области сдаются в эксплуатацию жилые дома, построенные по этой технологии, кроме того, построено терапевтическое отделение областной больницы и находится в стадии строительства психоневрологическая больница в г. Магадане.
ООО "Магаданский жилищно-строительный комбинат" зарегистрировано в г. Магадане в 2006 году. Предприятие специализируется на производстве элементов каркасно-панельного деревянного домостроения по канадской технологии для строительства малоэтажных жилых домов с мощностью 25,0 тыс. кв. метров в год (перспективная мощность до 45,0 тыс. кв. метров в год).
В настоящее время мощность комбината составляет 12,0 тыс. кв. метров в год. В конце 2006 года был сдан в эксплуатацию первый 8-ми квартирный жилой дом, построенный по технологии каркасно-панельного деревянного домостроения.
В качестве исходного материала для изготовления сборных деревянных конструкций используется сосна строганная сушеная, завозимая из г. Ангарска. В перспективе планируется применение лиственницы местной свежей вырубки в сочетании с привозным материалом, так как объемов местных пород, пригодных для изготовления конструкций, недостаточно. В целях развития производства планируется приобрести 5 технологических линий деревообработки различного назначения. На предприятии внедрена технология обработки древесины огнезащитными составами.
Мощности промышленности строительных материалов и стройиндустрии в Магаданской области незначительны. Основной объем стройматериалов завозится с материка. Однако на территории области выпускается определенный объем продукции конструкций и изделий, используемых при строительстве жилых помещений, объектов соцкультбыта, коммунального хозяйства, мостов и дорог.
В Магаданской области из-за недостатка или отсутствия сырьевых ресурсов не производятся такие строительные материалы как: асбестоцемент, профильная, листовая и арматурная сталь, стекло, ряд других строительных материалов. Поэтому ввоз в область значительных объемов строительных материалов и изделий приводит к удорожанию строящихся зданий и сооружений, стоимости 1 кв. метра жилого помещения. В связи с чем должны быть проработаны вопросы создания новых современных производств материалов и изделий в целях создания местной строительной индустрии.
Расширение объемов производства и номенклатуры материалов, изделий и конструкций может быть обеспечено и за счет рационального использования местных сырьевых ресурсов и, соответственно, инвестиций в эту отрасль.
1.6. Основные проблемы в сфере жилищного строительства
Анализ существующих проблем в жилищном строительстве области показывает, что их можно разделить на две условные группы:
1) проблемы, негативно влияющие на активность предложения на рынке жилья;
2) факторы, негативно влияющие на активность спроса на жилые помещения.
Проблемы, оказывающие негативное влияние на активность предложения на рынке жилья:
а) отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой. Областной центр, все районные центры, а также все поселения области, имеющие долгосрочные программы развития, имеют утвержденную градостроительную документацию. Ресурс свободных площадок в указанных поселениях не исчерпан, строительство жилых помещений возможно по адресам сносимых ветхих жилых домов, а также по новым адресам, при этом в основном возможна только точечная застройка. В данной ситуации для реализации проектов комплексной жилой застройки, а также малоэтажных жилых домов требуется вовлечение в оборот новых земель в черте муниципальных образований, рассмотренных генпланами под строительство жилых помещений. При этом существуют технические и финансовые проблемы: рассмотренные участки не обеспечены инфраструктурой (сети, дороги), у органов местного самоуправления нет достаточных ресурсов на указанное обеспечение, что в итоге не позволяет приступить к застройке жилыми домами данных земельных участков.
При этом органы местного самоуправления не располагают актуальной полной информацией о фактическом использовании земельных участков, подлежащих жилой застройке, что свидетельствует об отсутствии четкой, организованной системы контроля за использованием земель на муниципальном уровне, а также отсутствии информационных систем организации градостроительной деятельности (ИСОГД);
б) недоступность для большинства застройщиков кредитных ресурсов для осуществления строительства. Кредитные ресурсы в Магаданской области малодоступны для строительных организаций.
Процентная ставка по банковским кредитам на реализацию жилищных проектов для застройщиков доходила до 25% годовых.
Удешевление банковских ресурсов и увеличение сроков предоставления кредитов для застройщика может решить проблему доступности банковских кредитов в целях строительства жилых помещений;
в) сдерживание развития промышленности строительных материалов связанно с незначительностью мощности предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии в целом в Магаданской области; с высокой проблематичностью для большинства предприятий стройиндустрии области привлечь льготный кредит для модернизации производства или закупить высокотехнологичное оборудование за пределами Магаданской области или за рубежом. Основной объем стройматериалов завозится из центральных и южных регионов ДФО или из центральных районов России;
г) наличие административных барьеров при получении исходно- разрешительной документации на строительство, при получении технических условий на подключение объектов к инженерным коммуникациям и при получении разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию, при получении заключения государственной экспертизы на проектную документацию, однако, последняя позиция зависит от качества разрабатываемой проектной документации заказчиком (подрядчиком);
д) кадровая проблема в отрасли. В настоящее время в области действуют 5 учреждений среднего и высшего профессионального образования, которые осуществляют подготовку кадров для отрасли строительства. Вместе с тем, отрасль ощущает серьезную нехватку высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров в управлении строительством, а также рабочих специальностей.
Факторы, негативно влияющие на активность спроса на жилые помещения:
а) низкий уровень доходов населения. Согласно данным органов статистики, по итогам 2009 года 35,4 тыс. человек общей численности населения области имеют среднедушевой ежемесячный доход до 10 ООО рублей. Таким образом, 21,8 % населения области не может рассчитывать в силу своих доходов на решение жилищной проблемы;
б) отсутствие на рынке ипотечных продуктов, доступных для широких слоев населения с разной покупательской способностью, прежде всего, для категорий граждан с низким уровнем доходов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Процентная ставка по ипотечным кредитам доходит до 25% годовых;
в) отсутствие маневренного фонда муниципальных образований;
г) отсутствие необходимой нормативной базы, стимулирующей развитие системы жилищных строительных и накопительных кооперативов, позволяющей им участвовать в освоении земельных участков под комплексную массовую жилую застройку, и развития системы "стройсберкасс".
1.7. Основные приоритеты развития жилищного строительства в Магаданской области на среднесрочную перспективу
Основные направления развития жилищного строительства в Магаданской области на ближайшую и среднесрочную перспективы формируются с учетом ситуации на рынке жилья, градостроительной документации муниципального и областного уровня (генеральных планов, схем территориального развития районов области, схемы территориального планирования области), Стратегии социально- экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, планирования размещения производительных сил, существующих и прогнозируемых потребностей населения в жилье и его покупательской способности, инициатив федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере.
При разработке Программы рассматривались два возможных сценария развития ситуации строительства в жилищной сфере:
1) инерционный сценарий, когда предположительная численность населения в 2030 году составит 127,5 тыс. человек, что на 21,8% меньше, чем в 2009 году;
2) целевой или инновационный сценарий, где численность населения на конец 2025 года составит 158,1 тыс. человек. В период 2010-2014 годов сальдо миграции будет снижаться, начиная с 2015 года, будет иметь положительное значение.
Однако при обоих сценариях настоящей Программой рассматривается активная роль государства в регулировании механизмов стимулирования жилищного строительства, включая непосредственные бюджетные капитальные вложения, и меры, принимаемые в рамках государственно-частного партнерства.
Кроме того, в жилищное строительство дополнительно должны прийти инвестиции, которые позволят обеспечить ежегодный прирост ввода жилых помещений.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение жителей Магаданской области доступными жилыми помещениями путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
Задачами программы являются:
- стимулирование строительства жилых помещений в Магаданской области;
- стимулирование платежеспособного спроса населения Магаданской области;
- формирование приоритетов ежегодного роста жилищного строительства в Магаданской области;
- создание условий, обеспечивающих строительство жилых помещений, доступных для приобретения в собственность или предоставляемых по найму (преимущественно в сегменте экономкласса) для всех жителей Магаданской области, независимо от уровня их доходов;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
- формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов и - "стройсберкасс";
- выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилых помещений и улучшении жилищных условий;
- развитие промышленности строительных материалов;
- снижение административных барьеров в строительстве;
- обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства;
- дальнейшая реализация кадровой политики в строительной отрасли.
3. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий, в том числе с использованием мер государственной поддержки около 7,8 тыс. семей;
- ликвидацию аварийного жилищного фонда, сложившегося по состоянию на 01 января 2007 года в объеме 50,0 тыс.кв. метров;
- увеличение показателя обеспеченности жилым помещением 1 жителя области не менее, чем до 28,4 кв. метров;
- увеличение ввода малоэтажного жилищного строительства, в том числе индивидуального (ИЖС);
- привлечение инвестиций в сферу малоэтажного индивидуального жилищного строительства из различных источников;
- создание фонда жилых помещений социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса, в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда;
- обеспечение ввода жилых помещений:*
2011 год - 18,0 тыс. кв. метров;
2012 год - 19,0 тыс. кв. метров;
2013 год -25,0 тыс. кв. метров;
2014 год - 30,0 тыс. кв. метров;
2015 год - 32,0 тыс. кв. метров;
2016-2020 годы - 170000 тыс. кв. метров (34 тыс. кв. метров/год);
- развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов в Магаданской области;
- системное развитие отдельных территорий муниципальных образований области под комплексную жилую застройку;
- снижение административных барьеров и сокращение сроков строительства объектов;
- увеличение доли обеспечения строительного комплекса основными строительными материалами, производимыми на территории области;
- обеспечение ежегодного прироста доли семей, имеющих возможность приобрести жилое помещение, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с увеличением значения данного показателя к 2015 году до 21,0 %;
- обеспечение возможности более широкому числу населения приобретать жилые помещения по стандартному ипотечному кредиту;
- обеспечение ежегодного прироста доходов бюджетов всех уровней, а также валового регионального продукта, полученных благодаря приросту объемов ввода жилья.
Оценка эффективности Программы будет осуществляться на основе системы индикаторов:
- уровень обеспеченности населения жилыми помещениями - до 28,4 кв. метров на 1 человека;
- коэффициент доступности жилых помещений - 3,5 года;
строительство жилых помещений не менее 0,2 кв. метров на каждого жителя Магаданской области в год*;
- увеличение доли малоэтажного жилищного строительства в общем объеме вводимых жилых помещений до 30%, в том числе ИЖС до 15%;
- увеличение доли жилых помещений, предназначенных для предоставления по договорам социального найма, в общем объеме ввода жилых помещений до 25%;
- количество утвержденных схем территориального планирования муниципальных районов Магаданской области, генеральных планов и правил землепользования и застройки городских и сельских поселений Магаданской области должно достичь 78;
- сокращение числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 6 процентов в год*;
- доля семей, имеющих возможность приобрести жилое помещение, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и заемных средств (в %):
2010 год - 19,1%;
2011 год-19,5%;
2012 год-19,9%;
2013 год-20,3%;
2014 год-20,7%;
2015 год-21,0%.
4. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2011 по 2015 годы (в перспективе до 2020 года).
5. Механизм реализации Программы
Администрация Магаданской области осуществляет управление и координацию выполнения мероприятий Программы.
Исполнители Программы обеспечивают качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, а также эффективное использование бюджетных средств.
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства и четкого разграничения полномочий исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут ежегодно корректироваться на основе анализа полученных результатов реализации Программы, фактической потребности в средствах на реализацию программы и исходя из реальных возможностей бюджета.
1) Взаимосвязанная система выполнения программных мероприятий
Нумерация приводится в соответствии с источником
Достижение цели и решение задач Программы осуществляется путем
скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий Программы.
Перечень мероприятий Программы указан в приложении к настоящей Программе.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
8. Сведения о государственном заказчике и исполнителях Программы
Государственный заказчик Программы - администрация Магаданской области.
Исполнители Программы: комитет экономики администрации Магаданской области, департамент строительства администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области, управление по делам молодежи администрации Магаданской области, департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области, департамент здравоохранения администрации Магаданской области, комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию).
9. Объемы финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет:
Всего |
2011- 2015 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016- 2020 |
11569,079 |
4110,679 |
709,986 |
679,524 |
661,635 |
1031,170 |
1028,364 |
7458,400 |
в том числе: областной бюджет* | |||||||
2660,888 |
945,456 |
163,297 |
203,857 |
152,176 |
237,169 |
236,524 |
1715,432 |
внебюджетные источники* | |||||||
8908,191 |
3165,223 |
546,689 |
475,667 |
509,459 |
794,001 |
791,840 |
5742,968 |
В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке исходя из фактической потребности в средствах на реализацию Программы, а также возможностей областного бюджета.
Приложение
к областной целевой программе "Стимулирование развития
жилищного строительства в Магаданской области"
на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)"
Мероприятия Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел I.Стимулирование строительства жилых помещений | |||
1.1. |
Реализация мероприятий, направленных на снижение стоимости строительства 1 кв. метра жилого помещения |
2011-2015 годы |
департамент строительства администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области |
1.2. |
Развитие комплексного малоэтажного жилищного строительства |
2011-2012 годы |
департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации магаданской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области, департамент строительства администрации Магаданской области, департамент цен и тарифов администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.3. |
Стимулирование строительства жилых помещений за счет привлечения внебюджетных инвестиций |
2011-2014 годы |
департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, департамент строительства администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.4. |
Развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов |
2011-2012 годы |
департамент строительства администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области |
1.5. |
Стимулирование строительства жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма жилого помещения |
2011-2012 годы |
департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.6. |
Стимулирование строительства жилых помещений, предоставляемых по договору аренды жилого помещения |
2011-2012 годы |
комитет экономики администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, департамент строительства администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.7. |
Стимулирование и поддержка крупных инвестиционных проектов комплексного освоения территории |
2011-2012 годы |
департамент строительства администрации Магаданской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации магаданской области, департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.8. |
Снижение административных барьеров в строительстве |
2011 год |
департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, департамент строительства администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
1.9. |
Обеспечение информационной открытости реализации мер стимулирования развития жилищного строительства |
II квартал 2011 года |
управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области |
РАЗДЕЛ II. Стимулирование платежеспособного спроса | |||
2.1. |
Совершенствование системы ипотечного кредитования |
2011-2012 годы |
департамент строительства администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области, управление по делам молодежи администрации Магаданской области, управление социальной поддержки администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.2. |
Стимулирование создания жилищных некоммерческих объединений граждан |
I и II кварталы 2011 года |
департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области, департамент строительства администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, управление архитектуры и градостроительства администрации Магаданской области |
2.3. |
Осуществление комплекса мероприятий по стабилизации рынка ипотечного жилищного кредитования |
2011 год |
департамент строительства администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.4. |
Осуществление мероприятий по стимулированию строительства жилых помещений на основе долгосрочного кредитования населения с низкими доходами |
I квартал 2012 года |
департамент строительства администрации Магаданской области, комитет экономики администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.5. |
Развитие социальной ипотеки |
III квартал 2013 года |
комитет экономики администрации Магаданской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
2.6. |
Стимулирование развития системы жилищных строительных и накопительных кооперативов и развитие системы "стройсберкасс" |
I квартал 2013 года |
комитет экономики администрации Магаданской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Магаданской области от 2 декабря 2010 г. N 693-па "Об областной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Магаданской области" на 2011-2015 годы (в перспективе до 2020 года)"
Текст постановления опубликован в газете "Магаданская правда" от 14 декабря 2010 г. N 140 (20260)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Магаданской области от 21 февраля 2013 г. N 124-па
Постановление Администрации Магаданской области от 27 декабря 2012 г. N 1005-па
Постановление Администрации Магаданской области от 15 декабря 2011 г. N 964-па
Постановлением Администрации Магаданской области от 5 декабря 2013 г. N 1213-па настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.