Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Магаданской области
"Об областной целевой программе
"Развитие сельского хозяйства
в Магаданской области" на 2008-2012 годы"
Областная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства в Магаданской области" на 2008-2012 годы
18 декабря 2008 г.
Законом Магаданской области от 18 декабря 2008 г. N 1073-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства в Магаданской области" на 2008-2012 годы
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства в Магаданской области" на 2008-2012 годы |
Основание для разработки Программы |
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа); постановление администрации Магаданской области от 23 мая 2007 года N 188-па "О плане мероприятий администрации Магаданской области по реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года |
Государственный заказчик Программы |
- администрация Магаданской области |
Разработчик Программы |
- комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области |
Основные цели Программы |
- создание условий для увеличения производства сельскохозяйственной продукции; содействие развитию традиционных отраслей деятельности коренных малочисленных народов Севера; создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов |
Задачи Программы |
- реализация государственной политики в сфере сельского хозяйства, включая сохранение и восстановление природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве, обеспечение плодородия почв; - обеспечение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов в области сельского хозяйства, в том числе софинансирования основных направлений Государственной программы; - создание условий, способствующих формированию эффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства в целях большего насыщения рынка Магаданской области доступными, безопасными и качественными продуктами питания местного производства через создание системы государственной поддержки приоритетных отраслей сельского хозяйства |
Индикаторы Программы |
- в соответствии с приложением N 3 к Программе |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 580055,4 тысяч рублей, в том числе по годам: 2008 год - 70783,2 тысяч рублей; 2009 год - 104742,0 тысяч рублей; 2010 год - 116841,7 тысяч рублей; 2011 год - 139408,3 тысяч рублей; 2012 год - 148280,2 тысяч рублей |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2008-2012 годы |
Ожидаемые результаты |
- увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 18 процентов по отношению к 2006 году |
Исполнители Программы |
- комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством |
1. Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств
областного бюджета
Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства в Магаданской области" на 2008-2012 годы разработана в рамках среднесрочного экономического и социального прогноза развития Магаданской области в соответствии с Государственной программой.
Сельское хозяйство - важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения населения качественным продовольствием, сырьем для промышленности, а также содействия занятости не только сельского, но и городского населения.
Наиболее благополучным, с точки зрения обеспечения населения Магаданской области продукцией сельского хозяйства собственного производства, был 1990 год, когда молока, мяса, яйца производилось в 10 раз больше.
В настоящее время Магаданская область относится к числу регионов с недостаточно развитым сельским хозяйством, однако в этой отрасли в Магаданской области производится 2 процента валового регионального продукта.
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года количество осуществляющих сельскохозяйственную деятельность сельхозпредприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей составляет соответственно 24 и 63 единицы.
Численность сельского населения Магаданской области по состоянию на 01 января 2007 года составляет 8,8 тысяч человек или 5 процентов общей численности населения.
На территории тринадцати сельских поселений, что составляет 50 процентов от общего числа поселений Магаданской области, сельскохозяйственное производство ведется только гражданами, имеющими личные подсобные хозяйства. Более 19 процентов сельских поселений Магаданской области признаны неперспективными - их граждане подлежат переселению.
Удельный вес производимой сельскохозяйственной продукции в общем объеме ресурсов составил в 2005 году: мясо и мясопродукты - 3,3 процента, молоко и молочные продукты - 12 процентов, яйцо - 50,5 процента, картофель - 57,5 процента, овощи - 29,6 процента.
За последние три года положение в сельском хозяйстве несколько стабилизировалось: увеличилось поголовье крупного рогатого скота, свиней, птицы, оленей; выросли объемы производства основных видов продукции - молока, мяса, яйца, овощей; увеличились инвестиции в производство. Это позволило хозяйствам в 2006-2007 годах закупить 7 единиц сельскохозяйственной техники, оборудование для переработки молока, начать реконструкцию фермы крупного рогатого скота, реконструировать и произвести техническое перевооружение цеха на птицефабрике, провести капитальные ремонты помещений для содержания животных в небольших фермерских хозяйствах, закупить племенных животных - 100 голов коров и 30 голов свиней.
В большей мере этому способствовала государственная поддержка сельскохозяйственного производства, в том числе и в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
В 2005-2007 годах на поддержку сельского хозяйства направлено 245 миллионов рублей за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств областного бюджета - 218 миллионов рублей.
Однако кардинально ситуация в сельском хозяйстве не изменилась. По отношению к субсидируемому импорту продовольствия и менее затратному его производству в центральных районах страны продукция местных сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с рынка. Сельскохозяйственное производство во всех сельскохозяйственных предприятиях по-прежнему убыточно: убыточность в 2005-2006 годах составила соответственно 36,3 процента и 31,7 процента.
Цены на энергоносители, материальные технические ресурсы, потребляемые в производстве, транспортные расходы растут более высокими темпами, чем объемы сельскохозяйственной продукции, цены на нее и государственная поддержка этой отрасли.
Активы предприятий обладают крайне низкой ликвидностью. Выручка от реализации продукции, работ и услуг сельскохозяйственных предприятий позволяет покрывать 50 процентов затрат на производство. Износ материально-технической базы, сокращение работ по поддержанию плодородия земель, недостаток собственных оборотных средств ведут к ухудшению экономического состояния хозяйств.
Заработная плата работников сельского хозяйства остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики Магаданской области.
Из-за ухудшения социально-экономического положения поселков количество рабочих мест в сельхозпредприятиях ежегодно сокращается, часть сельхозпредприятий сократили производство до минимальных объемов и близки к полному прекращению производственной деятельности.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Таким образом, создание условий для роста объемов производства основных видов продукции сельского хозяйства на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики в Магаданской области.
Обеспечить успешную реализацию целей в развитии сельского хозяйства Магаданской области в рассматриваемой перспективе возможно только решением всех задач в комплексе, то есть программными методами при обеспечении государственной финансовой поддержки отрасли.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- создание условий для увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
- содействие развитию традиционных отраслей деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
Для достижения поставленных целей необходимо решение основных задач:
- реализация государственной политики в сфере сельского хозяйства, включая сохранение и восстановление природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве, обеспечение плодородия почв;
- обеспечение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов в области сельского хозяйства, в том числе софинансирования основных направлений Государственной программы;
- создание условий, способствующих формированию эффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства в целях все большего насыщения рынка Магаданской области доступными, безопасными и качественными продуктами питания местного производства через создание системы государственной поддержки приоритетных отраслей сельского хозяйства.
Реализация задач будет осуществляться по следующим направлениям:
- создание общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, участия в формировании базы данных системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании аграрной политики;
- обеспечение дальнейшего развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства Магаданской области, прежде всего животноводства, путем увеличения удельного веса племенного скота до научно обоснованной нормы;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются в период с 2008 года по 2012 год.
2008-2010 годы - I этап |
В животноводстве продолжается наращивание поголовья крупного рогатого скота, свиней, птицы, оленей, увеличение производства молока, яйца, мяса оленей. В растениеводстве осуществляется закладка участков семеноводства многолетних аборигенных трав, приобретение элитных семян картофеля и получение 1-3 репродукций семян картофеля |
2011-2012 годы - II этап |
В животноводстве идет дальнейшее увеличение производства молока, яйца, мяса. В растениеводстве - получение семян многолетних аборигенных трав, товарного картофеля, что обеспечивает наращивание объемов производства кормов и картофеля |
4. Система программных мероприятий
Обеспечение увеличения темпов роста сельскохозяйственного производства требует как привлечения капитала в отрасль, так и осуществления мероприятий по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по поддержке почвенного плодородия, развитию приоритетных направлений сельского хозяйства.
4.1. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
4.1.1. Поддержание почвенного плодородия
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия до 2010 года реализуются в рамках областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Магаданской области" на 2006-2010 годы. В 2011-2012 годах целесообразно продолжение программных мероприятий в рамках данной программы, что соответствует ее целям.
Программой предусматриваются как прямое выделение инвестиций на реконструкцию и восстановление объектов мелиорации, так и оказание поддержки в отношении отдельных мероприятий, предусмотренных указанной областной целевой программой по плодородию.
За счет средств областного бюджета будет продолжаться софинансирование реконструкции мелиоративных систем федеральной собственности и мелиоративных работ, проводимых сельхозтоваропроизводителями.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение (закупку и доставку до г. Магадана) минеральных удобрений, известняковой муки, проведение отдельных мелиоративных мероприятий.
Размеры субсидий на приобретение минеральных удобрений, известняковой муки будут рассчитываться по ставке на 1 гектар посевных площадей, установленной исходя из возмещения за счет средств областного бюджета до 70 процентов затрат на их приобретение.
4.1.2. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики
Целями осуществления мероприятий по участию союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики являются согласование общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти Магаданской области и создание условий для нормативного обеспечения производства качественной, безопасной, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада о ходе и результатах реализации Программы;
- обобщение и распространение достижений науки и техники, российского и иностранного инновационного опыта в сфере развития сельского хозяйства, сохранение и поддержание генофонда животных и растений;
- предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики, проведение мониторинга потребительского спроса;
- содействие внедрению систем управления качеством продукции на базе международных стандартов комплексных программ повышения качества продукции, а также обмену передовым опытом, в том числе проведение конкурсов, смотров, выставок по вопросам обеспечения качества продукции.
Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей на добровольной основе могут представлять предложения по приоритетным направлениям развития научно-исследовательских работ в сфере реализации государственной аграрной политики, разработке технических регламентов, необходимых для функционирования системы технического регулирования отрасли, а также предложения по реформированию системы стандартизации в сельском хозяйстве.
Законом Магаданской области от 18 декабря 2008 г. N 1073-ОЗ настоящая программа дополнена разделом 4.1.3
4.1.3. Участие в создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятия является участие органа исполнительной власти администрации Магаданской области в сфере агропромышленного комплекса в реализации мероприятий по созданию системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства и предоставлению государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Достижение цели будет обеспечиваться решением следующих задач:
- участие в формировании региональной информационной базы в сфере сельского хозяйства для передачи ее в государственную информационную систему;
- обеспечение пользования государственными информационными ресурсами в сфере сельского хозяйства всех заинтересованных лиц.
4.2. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
4.2.1. Приоритетное развитие животноводства
Вклад животноводства в общий объем сельскохозяйственного производства является значительным и колеблется по годам от 45 до 57 процентов общего объема производства в сельском хозяйстве.
В 2012 году планируется произвести животноводческой продукции: молока в объеме не менее 5,2 тысяч тонн, что превысит уровень 2006 года на 6,1 процента, яйца - 20 миллионов штук, что превысит уровень 2006 года на 12 процентов.
Увеличение производства мяса составит в год не менее 150 тонн, в основном за счет мяса оленей.
4.2.1.1. Поддержка племенного животноводства
Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства является обеспечение потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале).
Достижение цели будет обеспечиваться через стимулирование приобретения высококачественной продукции (материала), отвечающей требованиям мирового рынка.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат:
- на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;
- на приобретение племенного молодняка.
Размеры субсидий будут рассчитываться по ставкам, установленным, исходя из возмещения за счет средств областного бюджета не более 70 процентов затрат на племенное животноводство:
- на приобретение семени быков-производителей из расчета за одну дозу семени;
- на приобретение племенного молодняка из расчета за один килограмм живой массы.
4.2.1.2. Развитие северного оленеводства
Целями осуществления мероприятий по развитию северного оленеводства являются сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, эффективное использование обширных кормовых ресурсов пастбищ, непригодных для других видов сельскохозяйственных животных, а также увеличение производства продукции оленеводства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по стабилизации поголовья северных оленей на уровне 27,2 тысячи голов в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах граждан, у индивидуальных предпринимателей и увеличения производства мяса оленей на 150 тонн ежегодно.
В период 2008-2010 годы реализация мероприятий будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Развитие оленеводства в Магаданской области" на 2006-2010 годы. В 2011-2012 годах целесообразно продолжение программных мероприятий в рамках данной программы, что соответствует ее целям.
Средства на поддержку северного оленеводства предоставляются из федерального бюджета на условиях софинансирования. Средства областного бюджета предполагается предоставлять на содержание северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по ставке на одну голову животных.
4.2.1.3. Поддержка производства продукции животноводства
Целями осуществления мероприятий по поддержке производства продукции животноводства являются создание условий для сохранения достигнутого уровня производства молока и увеличения производства яйца.
В течение последних лет наблюдается тенденция роста показателей продуктивности животных, птицы. Так, в 2006 году надой молока на одну корову в сельскохозяйственных предприятиях и организациях повысился на 20 процентов, яйценоскость - на 3,3 процента к уровню 2005 года.
Однако ситуация в животноводстве Магаданской области остается неблагоприятной. Постоянный рост производственных издержек не позволяют животноводческим хозяйствам конкурировать с ввозимыми в Магаданскую область продуктами питания животного происхождения и продуктами их переработки. Это приводит к сокращению инвестиций, моральному и физическому износу материально-технической базы, не позволяет вести в отрасли даже простое воспроизводство. Поголовье животных в сельскохозяйственных предприятиях постоянно сокращается.
Реализация этих целей будет осуществляться за счет решения задачи по развитию системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), занимающихся производством молока и молочных продуктов, яйца, через субсидирование производства и реализации молока и молочной продукции, яйца по ставкам на один рубль реализованной продукции. Данный вид государственной поддержки оказывается сельхозтоваропроизводителям Магаданской области в соответствии с Законом Магаданской области "О формах государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Магаданской области".
4.2.2. Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство семенного материала аборигенных трав, кормовых культур, картофеля и овощей.
4.2.2.1. Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке сортосмены и сортообновления в картофелеводстве является повышение эффективности производства картофеля на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение площади, засеваемой элитными семенами;
- обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) у российских производителей элитных семян картофеля.
Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на одну тонну семян, при этом размер средств областного бюджета составит не более 70 процента затрат на закупку и завоз семян.
4.2.2.2. Поддержка завоза семян кормовых культур
Целью осуществления мероприятий по поддержке завоза семян кормовых культур является повышение объемов производства животноводческой продукции.
Для достижения этой цели необходимо создание собственной кормовой базы животноводства путем обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме личных подсобных хозяйств) семенами кормовых культур.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на завоз семян для выращивания однолетних и многолетних трав, зерновых и зернобобовых культур по ставке до 20 процентов затрат на приобретение с учетом доставки.
4.2.2.3. Поддержка производства продукции растениеводства
Ввиду постоянного роста цен на энергоносители, значительно превышающего темпы роста инфляции и сложившегося диспаритета цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию и энергоносители затраты на горюче-смазочные материалы стали занимать существенную долю в структуре затрат сельхозтоваропроизводителей. В этих условиях поддержка приобретения горюче-смазочных материалов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ будет являться мощным рычагом поддержки отрасли растениеводства в целом.
Предполагается субсидировать затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на дизельное топливо, используемое для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, по ставке на один гектар посевных площадей по видам сельскохозяйственных культур, на одну тонну заготовленного сена и одну тонну зеленой массы многолетних трав, используемую для приготовления силоса.
Законом Магаданской области от 18 декабря 2008 г. N 1073-ОЗ в раздел 4.2.2.4 настоящей программы внесены изменения
4.2.2.4. Поддержка семеноводства многолетних аборигенных трав
Целью осуществления мероприятия по поддержке внедрения семеноводства многолетних аборигенных трав является повышение объемов производства животноводческой продукции.
Для достижения цели необходимо создание участка по семеноводству аборигенных многолетних трав на базе одного из хозяйств Магаданской области, обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей области семенами аборигенных многолетних трав.
В связи со спадом сельскохозяйственного производства и закрытием многих сельхозпредприятий в Магаданской области из имеющихся 14,6 тыс. гектар пашни, 1,6 тыс. гектар залежей и 1,3 тыс. гектар сенокосов коренного улучшения используется в сельскохозяйственном производстве только около 8 тыс. гектар. Естественное залужение пустующих угодий проходит крайне медленно и малоценными в хозяйственном отношении травами. Урожайность с данных площадей крайне низка и находится в пределах 5-7 центнеров сена с гектара.
Многолетние травы из других районов страны не приспособлены к условиям Магаданской области, требуют интенсивной технологии при выращивании, выпадение трав на данных посевах наблюдается на второй, третий год.
Исследования Государственного научного учреждения "Магаданский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии" по кормопроизводству позволяют выдвинуть новую концепцию формирования местной кормовой базы, отличающуюся от предшествующих путей решения данной проблемы приоритетом биологизации и высокой адаптивности предлагаемых технологий. Основополагающими аспектами при этом являются активное вовлечение в производство аборигенных трав и учет особенностей проявления природных процессов в ходе создания устойчивых, продуктивных и долголетних лугов. Отмечается значительное средоулучшающее влияние аборигенных трав на экологическое состояние и плодородие почв, их способность защищать почву от развития явлений термокарста, водной, ветровой эрозии, торфяники от выгорания при пожаре.
Использование многолетних аборигенных трав позволяет поднять урожайность сена до 30-70 центнеров с гектара, в зависимости от вида трав. Посевы многолетних аборигенных трав, при соответствующем уходе, сохраняются десятилетиями.
В области наблюдается дефицит кормов, для производства которых используются семена привозных однолетних трав. В 2006 году на эти цели было потрачено боле 13,0 млн. рублей. Использование аборигенных многолетних трав позволит укрепить кормовую базу хозяйств Магаданской области.
Программой предполагается субсидировать 98 процентов затрат по семеноводству аборигенных многолетних трав.
Законом Магаданской области от 18 декабря 2008 г. N 1073-ОЗ настоящая программа дополнена разделом 4.2.2.5
4.2.2.5. Поддержка мероприятий по включению низкопродуктивных пашен в сельскохозяйственное производство
Целью осуществления мероприятия по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей является увеличение объемов производства продукции растениеводства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задачи по увеличению производства продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях.
Субсидии за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на подготовку низкопродуктивной пашни под урожай будущего года.
Размеры субсидий на подготовку низкопродуктивной пашни под урожай будущего года будут рассчитываться по ставке на 1 гектар паров, установленной исходя из возмещения 70 процентов затрат на дизельное топливо и гербициды, используемые на работах с парами.
4.3. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
4.3.1. Повышение доступности кредитов
Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо привлечение кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в пределах одной третьей, а по кредитам и займам, оформленным после 01 января 2010 года, в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):
- краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до одного года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупки молодняка сельскохозяйственных животных и уплаты страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;
- инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до восьми лет сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов.
4.3.2. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе являются рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
- развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- повышение доходов сельского населения.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (снабженческими, сбытовыми, перерабатывающими, обслуживающими, в том числе кредитными), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предполагается предоставлять за счет средств областного бюджета в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Указанные субсидии предоставляются по следующим видам кредитов (займов):
для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
- на срок до двух лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей на одно хозяйство;
- на срок до пяти лет - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей на одно хозяйство;
для крестьянских (фермерских) хозяйств:
- на срок до двух лет - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;
- на срок до восьми лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, а также на закладку многолетних насаждений, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;
для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
- на срок до двух лет - на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, материалов для теплиц, в том числе для поставки их членам кооператива, приобретение российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, а также на организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на один кооператив;
- на срок до восьми лет - на приобретение техники и оборудования (российского и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования, сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, а также на закладку многолетних насаждений, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на один кооператив.
Кроме того, государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам (займам), оформленным после 01 января 2010 года, - в пределах одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Предполагается, что администрация Магаданской области будет привлекать кредитные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации для оформления крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), а также для формирования пакета документов, необходимых для предоставления указанным заемщикам субсидий.
4.3.3. Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий Программы за счет средств областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам (займам), оформленным после 01 января 2010 года, - в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а также не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).
Инвестиционные кредиты на эти цели предполагается предоставлять сроком до 10 лет.
4.3.4. Снижение рисков в сельском хозяйстве
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета для возмещения 10 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (кормовых, картофеля и овощей), а также посадок многолетних насаждений (ягодные) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, землетрясение, лавина, сель, половодье и переувлажнение почвы).
5. Ресурсное обеспечение Программы и основные индикаторы ее реализации
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 580055,4 тысяч рублей, в том числе по годам:
2008 год - 70783,2 тысяч рублей;
2009 год - 104742,0 тысяч рублей;
2010 год - 116841,7 тысяч рублей;
2011 год - 139408,3 тысяч рублей;
2012 год - 148280,2 тысяч рублей
Распределение средств областного бюджета по мероприятиям Программы и годам ее реализации приведены в приложении N 2 к Программе.
Важнейшие индикаторы реализации Программы приведены в приложении N 3 к Программе.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов в соответствии с реальными возможностями областного бюджета.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении N 1 к Программе.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 18,0 процентов.
Рост продукции животноводства в большей степени будет обеспечен за счет укрепления технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет улучшения стада путем увеличения количества племенных животных и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008-2012 годах инвестирование в сельское хозяйство должно продолжиться.
В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается к 2010 году.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
- развитие кормовой базы на основе внедрения в производство многолетних аборигенных трав;
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке зональных технологий сельскохозяйственного производства;
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, возникающие под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса, усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
- природно-климатические риски, обусловленные колебаниями погодных условий, оказывающих серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур. Это может существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
- социальные риски, которые спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию Программы развития аграрного сектора;
- международные торгово-политические риски, обусловленные изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией, существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложностях реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственных организаций использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
7. Государственный заказчик и исполнители Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Магаданской области.
Исполнителем Программы является комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области.
8. Механизм реализации Программы
Администрация Магаданской области совместно с комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области осуществляет организацию и координацию реализации мероприятий Программы.
Порядок предоставления средств областного бюджета определяется администрацией Магаданской области.
Законом Магаданской области от 18 декабря 2008 г. N 1073-ОЗ в раздел 9 настоящей программы внесены изменения
9. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.