Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации Магаданской области
от 30 декабря 2009 г. N 712-па
Паспорт программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Магаданской области в 2009-2010 годах
Наименование программы |
программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Магаданской области в 2009-2010 годах (далее - Программа) |
||
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Магаданской области |
управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области |
||
Основания для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
||
Сроки этапы реализации Программы |
2009 год - 4 этапа 2010 год - 2 этапа |
||
Цель Программы |
снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в Магаданской области |
||
Задачи Программы |
1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. 2. Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого бизнеса. 3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 4. Содействие занятости инвалидов. |
||
Основные мероприятия Программы |
1. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу. 2. Организация стажировок в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. 4. Опережающее профессиональное обучение работников организаций в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников. 5. Содействие трудоустройству инвалидов |
||
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы в 2009 году - 36765,75 тыс. рублей, в том числе: - субсидия федерального бюджета - 34815,75 тыс. рублей; - средства областного бюджета - 1950,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования Программы в 2010 году - 27564,64 тыс. рублей, в том числе: - субсидия федерального бюджета - 25614,64 тыс. рублей; - средства областного бюджета - 1950,0 тыс. рублей |
||
Целевой показатель Программы |
недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 4,4% |
||
Показатели результативности Программы |
Реализация Программы позволит: |
||
|
2009 год |
2010 год |
|
Создать временные рабочие места, в том числе за счет организации общественных работ, для трудоустройства работников организаций в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, человек |
1296 |
600 |
|
Организовать стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений, человек |
68 |
68 |
|
Оказать содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, человек |
33 |
30 |
|
Организовать опережающее профессиональное обучение работников организаций в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников, человек |
|
15 |
|
Оказать содействие трудоустройству инвалидов, человек |
|
18 |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Магаданская область по своему географическому положению относится к районам Крайнего Северо-Востока и характеризуется суровым климатом, значительной удаленностью территории от центральных районов страны. Она занимает более 460 тыс. кв. км и по своим размерам относится к одной из самых больших в Российской Федерации.
Магаданской области присуща низкая плотность населения - 0,4 человека на 1 кв. км (одно из последних мест в России - 83) при территории, составляющей 2,7% от территории России.
В течение последних пяти лет (с 2004 по 2008 г.г.) экономика области отличалась ростом промышленного производства (в 1,2 раза), среднедушевых доходов населения (в 2 раза), реальных денежных доходов (на 23%), реальной месячной пенсии (в 1,8 раза), реальной начисленной заработной платы (в 1,7 раза), инвестиций в основной капитал (в сопоставимой оценке в 1,8 раза), объемов жилищного строительства (в 2,1 раза).
Валовой региональный продукт (ВРП) Магаданской области в 2008 году по оперативным данным составил 42,8 млрд. рублей или индекс физического объема ВРП - 106,4% (таблица N 1). За последние 5 лет рост ВРП в сопоставимых ценах составил 106,6%.
Объем ВРП в 2009 году оценивается в 49,5 млрд. рублей, индекс физического объема ВРП - 103,5%.
Наибольший удельный вес в структуре ВРП по утвержденным данным за 2007 год занимают: добыча полезных ископаемых - 18,5%; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 12,0%; производство и распределение электроэнергии и воды - 10,6%; транспорт и связь - 6,8%.
По сравнению со структурой ВРП 2004 года снизилась доля основных видов промышленной деятельности (С, D, Е) с 50,3% до 32,3%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства с 2,9% до 2,2%, транспорта и связи с 7,8% до 6,8%, строительства с 3,6% до 2,8%, увеличилась доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования с 7,8% до 12%, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг с 4,8% до 6,8%, рыболовства и рыбоводства 2,1% до 4,8%.
Сальдированный финансовый результат по итогам 2008 года (без учета субъектов малого предпринимательства) сложился в размере 1834,7 млн. рублей прибыли.
С прибылью сработали организации, относящиеся к следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (1191,8 млн. рублей), строительство (529,1 млн. рублей), обрабатывающие производства (33,5 млн. рублей), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (424,1 млн. рублей), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (125,6 млн. рублей); с убытком: производство и распределение электроэнергии и воды (269,6 млн. рублей), рыболовство (121,0 млн. рублей), транспорт и связи (48,5 млн. рублей), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (26,8 млн. рублей), предоставление прочих коммунальных и социальных услуг (8,2 млн. рублей).
По итогам 2008 года 39,7% крупных и средних организаций являются убыточными, в том числе: 39,4% организаций добычи полезных ископаемых, 46,2% - обрабатывающих производств, 40,9% - производства и распределения электроэнергии и воды, 60% - рыболовства, 60,0% -сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, 57,9% - транспорта и связи, 46,2% - оптовой и розничной торговли, аренды, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования,
Начавшийся в 2008 году глобальный финансовый кризис в силу высоких транспортных расходов, связанных с географическим положением области, сказался, прежде всего, на росте индекса потребительских цен, что привело к снижению реальных денежных доходов населения, снижению уровня жизни населения,
Индекс потребительских цен в 2008 году составил 119,3% с начала года (РФ - 113,3%), что на 2,8 процентных пункта выше, чем в 2007 году, в том числе индекс потребительских цен составил:
на продовольственные товары - 119,5% (РФ - 116,5%);
на непродовольственные товары - 106,2% (РФ - 108%);
на платные услуги населению - 130,8% (РФ - 115,9%).
Индекс потребительских цен в декабре 2009 года к декабрю 2008 года по оценке составит 115,8%.
Реальные располагаемые доходы населения в 2008 году составили 97,2%, по оценке в 2009 году - 103,6%, по прогнозу на 2010 год - 101,1%.
Таблица N 1
Темпы роста продукции основных отраслей экономики Магаданской области (%)
Наименование показателей |
2007 год |
2008 год |
1 |
2 |
3 |
Темп роста ВРП |
113,5 |
123,3* |
Индекс физического объема ВРП |
99,3 |
106,4* |
Индекс промышленного производства |
92,7 |
101,1 |
в том числе: |
|
|
- добыча полезных ископаемых |
88,2 |
105,3 |
- обрабатывающих производств |
127,5 |
78,2 |
- производства электроэнергии, газа и воды |
97,1 |
101,4 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
112,5 |
107,4 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство", в сопоставимых ценах к предыдущему году |
104,6 |
126,9 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
128,7 |
102,4 |
Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах к предыдущему году |
110,0 |
103,1 |
Объем платных услуг населению, в сопоставимых ценах к предыдущему году |
103,2 |
103,5 |
в том числе бытовых услуг |
134,2 |
118,8 |
Оборот общественного питания, в сопоставимых ценах к предыдущему году |
115,8 |
102,4 |
* - оперативные данные Магаданстата
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2008 году увеличилась на 0,6 процентных пункта и составила 17% от численности населения области. По оценке в 2009 году этот показатель может уменьшиться до 16,7%, а по прогнозу на 2010 год - до 15,9%.
Индекс физического объема валового регионального продукта в 2009 году по оценке составит 103,5%. По прогнозу на 2010 год - 106,7%.
Индекс промышленного производства по итогам 2009 года ожидается на уровне 101,6%, в 2010 году - 109,1%.
Рост производства продукции сельского хозяйства в 2009 году составит 103,2%, в 2010 году - 103,7%.
Ожидается увеличение объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах к предыдущему году в 2009 году на 2,6%, в 2010 году - на 10%. Это станет возможным за счет реализации ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и соглашений, подписанных в феврале 2009 года администрацией области со следующими инвесторами: КФХ "Комарово", ООО "Дальсвязь", ГК "Мамонт", ООО "Среднеканская ГРК", ИК "Арлан", СП ЗАО группа компаний "Омсукчанская горногеологическая компания".
В целях ускорения темпов экономического развития региона администрацией Магаданской области разработан ряд документов среднесрочного и долгосрочного планирования, в основу которых положен пакет перспективных инвестиционных проектов. В 2010 году кадровая потребность инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации на территории Магаданской области, составляет 585 человек (приложение N 4.1). В рамках реализации инвестиционных проектов может возникнуть потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, таких как машинисты бульдозера, экскаватора, автогрейдера, погрузчика, крана, компрессорных установок, водители, плотники, бетонщики, монтажники, плиточники, штукатуры, маляры, сантехники, электрики, сварщики, а также специалисты инженерно-технического состава.
Занятость населения и конъюнктура рынка труда в Магаданской области имеет ряд особенностей:
- сохраняется структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда, количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;
- отмечается преимущественно сезонный характер работ в основных отраслях экономики области (добыча полезных ископаемых, рыболовство и рыбоводство).
По оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области на начало 2009 года в области постоянно проживало 163,0 тыс. граждан, из которых к трудоспособному населению относилось 110,6 тыс. человек. Численность экономически активного населения составляла 100,9 тыс. человек, в том числе 94,8 тыс. человек (94% экономически активного населения) было занято в экономике области, 6,1 тыс. человек (6% экономически активного населения) не имели дохода и классифицировались по методологии МОТ как безработные.
Уровень официальной (регистрируемой) безработицы в декабре 2008 года составил 3,6% экономически активного населения, в качестве безработных было зарегистрировано 3,6 тыс. человек, в том числе 2,7 тыс. человек получали пособие по безработице.
Влияние экономического кризиса повлекло появление негативных тенденций на рынке труда. Высвобождение работников предприятий и организаций вызвало в период с октября по апрель 2009 года рост основных показателей рынка труда:
численности безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости незанятых граждан, с 2,92 тыс. человек в конце октября 2008 года до 4,64 тыс. человек в конце апреля 2009 года, или в 1,6 раза;
уровня регистрируемой безработицы с 2,81% до 4,46%;
коэффициента напряженности с 2 до 3,1 человека на одну вакансию (самая большая нагрузка безработного населения - 4 человека на одну вакансию отмечалась в начале 2009 года).
Одновременно с ростом численности регистрируемой безработицы произошли изменения в ее структуре. Так, в апреле 2009 года по сравнению с апрелем 2008 года в составе безработных увеличилась доля, уволившихся по собственному желанию с 22,2 до 25,3%, при этом доля граждан, уволенных по сокращению численности или штата работников предприятий и организаций, снизилась с 7,6 до 6,7%.
Доля граждан, имеющих среднее профессиональное образование, незначительно снизилась с 13 до 12,4%, что объясняется стремлением работодателей сохранить кадровый потенциал этого производственного звена. Доля граждан с высшим профессиональным образованием увеличилась с 7,7 до 9,2%, что свидетельствует о снижении востребованности на рынке труда менеджеров, юристов, экономистов, финансистов и других специалистов, а также трудностях их трудоустройства в условиях кризиса.
В первую очередь работодатели сокращают работников, не имеющих достаточного опыта работы, что привело к увеличению доли граждан в возрасте от 20 до 24 лет с 13,5 до 14,8%, а граждан в возрасте 25-29 лет соответственно с 13,2 - до 13,5%.
С октября 2008 года по апрель 2009 года отмечалось значительное (в 4,2 раза) увеличение предполагаемого (заявленного) высвобождения работников из организаций области с 312 до 1325 человек. Ежемесячно высвобождалось в среднем по 100 человек, фактическое количество уволенных за семь месяцев возросло в 3,3 раза и составило в конце апреля почти 700 человек.
С мая текущего года на регистрируемом рынке труда Магаданской области наметились признаки стабилизации. Рост безработицы, начавшийся осенью 2008 года, сменился ее падением. К сентябрю численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в качестве безработных, и уровень регистрируемой безработицы практически сравнялись с прошлогодними показателями и составили по состоянию на 1 октября 2845 человек и 2,74% соответственно. Снизился показатель нагрузки безработных на одну вакансию до 1,9 за счет увеличения числа вакансий, заявленных в органы службы занятости, что свидетельствует о снижении напряженности на рынке труда.
Снижение показателей безработицы обусловлено сохранением (созданием) рабочих мест в ходе реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Магаданской области в 2009-2010 годах, а также сезонной активизацией в горнодобывающей и рыбодобывающей отраслях.
К концу октября наметился традиционный (сезонный) рост показателей безработицы. По предварительной оценке на 01 января 2010 года численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, составит 3800 человек, уровень безработицы - 3,8%.
По данным еженедельного мониторинга (с октября 2008 года по ноябрь 2009 года) о высвобождении работников и использовании режимов сокращенного рабочего времени в центры занятости населения заявил 51 работодатель. Численность предполагаемых к высвобождению работников составила 1645 человек. Общая численность уволенных достигла 1230 человек, из них трудоустроено 417 (или 34%), в том числе 119 - в прежней организации, 354 человек оформили трудовую пенсию (по старости) и досрочную по направлению органов службы занятости. Суммарная численность работников в режиме неполного рабочего времени составляет 31 человек.
По прогнозу (по данным комитета экономики администрации Магаданской области) среднегодовая численность занятых сохранится на уровне 2009 года и составит 95,0 тыс. человек (по состоянию на 01.01.2010). Среднегодовая численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, составит 4,4 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы увеличится с 3,8% в 2009 году (оценка) до 4,4% в 2010 году. Баланс трудовых ресурсов по Магаданской области (прогноз на 2010 год) приведен в приложении N 2.1 к Программе.
В 2010 году массового высвобождения работников в основных отраслях экономики региона не предполагается. Показатели высвобождения сохранятся на уровне 2009 года. Численность работников, находящихся в простое по вине работодателей, предположительно составит около 600 человек (ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой"). Не более 60 человек будут работать в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя (филиал ОАО "Дальмостострой" Магаданский мостоотряд). Численность предполагаемых к увольнению по ликвидации либо по сокращению штата или численности работников составит 1000 человек.
Администрацией Магаданской области сформирован перечень системо-образующих предприятий (25 предприятий), финансово-экономическое положение которых находится под постоянным контролем. По данным еженедельного мониторинга по состоянию на ноябрь 2009 года из предполагаемых к увольнению (401 человек) на семи системообразующих предприятиях уволено 388 человек, из которых трудоустроено 189, в том числе на прежнем предприятии 33 человека. Населенные пункты с монопрофильной экономической структурой в области отсутствуют.
В целях поддержки основных видов экономической деятельности реализуется областная адресная инвестиционная программа, что позволяет обеспечить занятость в строительстве, усилен контроль за строительством объектов коммунальной энергетики, произведено перераспределение средств на завершение объектов высокой степени готовности с отказом от финансирования вновь начинаемых объектов. В целях поддержки основной отрасли - золотодобывающей обеспечено своевременное кредитование банками промывочного сезона - 2009 года в объеме намеченного на этот год плана. Ситуация в банковском секторе отслеживается в постоянном режиме. Банковская система области работает стабильно. В 2010 году ожидается ввод трех рудных месторождений и ряда россыпных.
Проектом областной целевой программы "Содействие занятости населения Магаданской области на 2010-2012 годы" в 2010 году предусмотрено:
1. Трудоустроить при содействии службы занятости 4580 граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 1544 человек.
2. Направить на профессиональное обучение профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 1003 человек.
3. Направить на оформление досрочной пенсии около 100 безработных граждан.
В целом, государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 10,0 тыс. жителей Магаданской области.
Баланс рабочих мест по Магаданской области приведен в приложении N 1.1 к настоящей Программе.
Реализация Программы в 2009 году позволила сохранить (создать) почти 1,5 тысяч рабочих мест и сдержать тем самым уровень регистрируемой безработицы в пределах 3,6-3,8% (в среднегодовом исчислении).
Для создания условий по сдерживанию роста безработицы в Магаданской области необходим комплексный подход к разработке дополнительных мероприятий по содействию занятости населения с использованием программно-целевого метода и в 2010 году.
2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цель Программы - снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в Магаданской области.
Задачи Программы на 2010 год:
1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
2. Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого бизнеса.
3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
4. Содействие занятости инвалидов.
В течение 2010 года Программа будет реализована в 2 этапа с учетом специфики реализации мероприятий Программы. Первый этап с ноября 2009 года по февраль 2010 года - организационные мероприятия; второй этап с марта по декабрь 2010 года - реализация мероприятий Программы.
3. Система программных мероприятий
Программой предусматривается проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые систематизированы по направлениям, соответствующим основным задачам Программы.
По задаче 1 "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест" предусмотрено выполнение двух мероприятий.
1. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу.
Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Перечень организаций, в которых будут реализовываться указанные мероприятия, направления и объемы общественных работ в 2010 году, приведены в приложении N 6.1 к настоящей Программе.
Финансово-экономическое обоснование объемов средств, необходимых на мероприятия по организации общественных работ, приведено в приложении N 10.1 к настоящей Программе.
2. Организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы.
В соответствии с данными прогноза департамента образования администрации Магаданской области в 2010 году выпуск образовательных учреждений профессионального образования Магаданской области составит 1630 человек, в том числе с высшим профессиональным образованием - 540 человек (имеют риск не быть трудоустроенными ИЗ чел.), со средним профессиональным образованием - 290 человек (58 чел.), с начальным профессиональным образованием - 840 человек (84 чел.).
Целью мероприятия является организация при содействии службы занятости рабочих мест на предприятиях и организациях Магаданской области для приобретения выпускниками, ищущими работу впервые, профессиональных навыков и умений. Стажировки для молодых специалистов это прекрасная возможность поработать над своим профессиональным багажом в производственных условиях, набраться драгоценного опыта и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Численность выпускников образовательных учреждений из числа безработных граждан, для которых будут организованы стажировки в целях приобретения опыта работы в 2010 году, а также перечень организаций, в которых будут организованы стажировки, приведены в приложении N 7.1 к настоящей Программе.
Финансово-экономическое обоснование объемов средств, необходимых для организации стажировки выпускников образовательных учреждений, приведено в приложении N 11.1 к настоящей Программе.
По задаче 2 "Создание условий для расширения возможностей занятости в сфере малого бизнеса" предусмотрены мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, включая оказание им организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела. В 2009 году это значимое направление ощутимо повысило интерес безработных граждан к организации собственного дела.
На территории Магаданской области действует областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2008-2010 годы". В данной программе предусмотрено финансирование в 2010 году следующих мероприятий:
обеспечение гарантий по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства - 5 млн. рублей;
на уплату процентов по кредитам банка, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства, - 3 млн. рублей;
субсидирование части затрат на уплату стоимости гарантий, поручительства по кредитам - 0,2 млн. рублей;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в выставочно-ярмарочной деятельности - 0,525 млн. рублей;
предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на создание собственного дела - 2 млн. рублей;
развитие микрокредитования субъектов малого бизнеса - 5 млн. рублей.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, будет обеспечиваться выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства, и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющее исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса. Сверка будет проводиться на основе Соглашения между налоговыми органами и органами службы занятости.
Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в 2010 году по муниципальным образованиям области приведена в приложении N 9.1 к настоящей Программе и установлена с учетом рейтинга территорий области по уровню развития и поддержки малого бизнеса (предпринимательский потенциал, качество мер поддержки).
Финансово-экономическое обоснование финансовых средств, необходимых на оказание содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, представлено в приложении N 12.1 к настоящей Программе.
По задаче 3 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения" предполагается организация опережающего профессионального обучения работников организаций в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников.
Реализация данного мероприятия позволит создать условия для сохранения рабочих мест на предприятиях, предполагающих высвобождение работников, а также повысить социальную защищенность граждан, находящихся под риском высвобождения, путем повышения уровня квалификации, обучения новым профессиям, востребованным региональным рынком труда.
Учебные программы для опережающего обучения будут носить краткосрочный, интенсивный характер, средняя продолжительность его составит 3 месяца. Вместе с тем, в связи с ограниченным перечнем профессий (образовательных программ), реализуемых учреждениями профессионального образования Магаданской области, обучение квалифицированных токарей для ОАО Магаданский механический завод будет осуществляться в течение 6 месяцев на базе образовательного учреждения Хабаровского края.
Численность участников мероприятий по опережающему обучению и перечень образовательных учреждений, на базе которых будут реализовываться программы опережающего профессионального обучения в 2010 году, приведены в приложении N 13 к настоящей Программе и установлены с учетом предполагаемой численности работников организаций, находящихся под риском высвобождения (в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей).
Финансово-экономическое обоснование финансовых средств, необходимых на организацию опережающего обучения, представлено в приложении N 15 к настоящей Программе.
По задаче 4 "Содействие занятости инвалидов" планируется оказание содействия трудоустройству инвалидов путем возмещения работодателю затрат на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида.
Занятость граждан с функциональными нарушениями остаётся одной из наиболее острых проблем в социальной сфере. По сравнению с другими категориями населения граждане с ограниченными возможностями менее востребованы на рынке труда, больше подвержены риску увольнения и дискриминации при приёме на работу.
Процесс трудоустройства данной категории безработных крайне сложен. Уровень квалификации инвалидов не соответствует требованиям, предъявляемым работодателями. Неконкурентоспособность данной категории граждан объясняется недостатком профессионализма и уровня профессиональной подготовки, а также социально-психологическими особенностями инвалидов, нацеленными на получение различных льгот.
Принимая во внимание специфичность проблемы, при решении вопросов содействия занятости инвалидов необходим индивидуальный подход к каждому гражданину с учётом его психики, здоровья и показаний к труду. В качестве одной из мер политики занятости населения, направленных на использование потенциала указанных категорий граждан, является субсидирование мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, в том числе возмещение работодателю затрат на приобретение специального оборудованию для оснащения рабочего места.
Численность участников мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов в 2010 году приведена в приложении N 14 к настоящей Программе.
Финансово-экономическое обоснование финансовых средств, необходимых на содействие трудоустройству инвалидов, представлено в приложении N 16 к настоящей Программе.
Кроме того, дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы на территории Магаданской области показывает, что привлечение иностранных работников ежегодно составляет 70-80% от утвержденной квоты. С учетом этого, а также в зависимости от ситуации на рынке труда в последующем планируется снижение численности иностранных работников, прибывших в Магаданскую область.
В целях защиты регионального рынка труда от массового привлечения иностранных работников в Магаданскую область проводится постоянная работа по организации профессионального обучения (переобучения, повышения квалификации) безработных граждан с последующим их трудоустройством.
В феврале 2009 года разработана и реализуется ведомственная целевая подпрограмма содействия занятости населения "Защита регионального рынка труда от массового привлечения иностранных работников на предприятия горнодобывающей отрасли в 2009-2010 годах", в соответствии с которой в 2010 году планируется обучить и трудоустроить 200 безработных граждан на предприятия горнодобывающей отрасли Магаданской области.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы, направления профессионального обучения, виды работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Система программных мероприятий в 2010 году приведена в приложении N 3.1 к настоящей Программе.
4. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения
Постановлением администрации Магаданской области от 05 февраля 2009 г. N 46-па "Об уполномоченном органе по осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости в рамках разработки и реализации программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Магаданской области" уполномоченным органом исполнительной власти на территории Магаданской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости определено управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области (далее - Уполномоченный орган).
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в порядке софинансирования: за счет выделенных субсидий из федерального бюджета, а также за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Порядок расходования средств областного бюджета и механизм реализации мероприятий Программы устанавливаются постановлением администрации Магаданской области.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Магаданской области.
Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области осуществляет:
- организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета и областного бюджета;
- подготовку информации и отчетов для администрации Магаданской области о выполнении Программы;
- подготовку предложений по корректировке Программы;
- совершенствование механизма реализации Программы;
- контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по установленной форме.
5. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии областному бюджету на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, а также средства областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составил 36765,75 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 34815,75 тыс. рублей (94,7% от общего объема финансирования);
средства областного бюджета - 1950,0 тыс. рублей (5,3% от общего объема финансирования).
Общий объем финансирования Программы в 2010 году составит 27564,64 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 25614,64 тыс. рублей (92,9% от общего объема финансирования);
средства областного бюджета - 1950,0 тыс. рублей (7,1% от общего объема финансирования).
Объемы финансирования мероприятий Программы в 2010 году приведены в приложении N 5.1 к настоящей Программе.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы в 2010 году будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан путем:
трудоустройства на временные рабочие места в рамках общественных работ не менее 600 человек;
организации стажировок не менее 68 выпускников образовательных учреждений;
содействия предпринимательской деятельности и самозанятости 30 безработным гражданам;
организации опережающего обучения 15 граждан, находящихся в простое, в случаях введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей;
содействия трудоустройству 18 инвалидов.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году позволит сдержать рост безработицы в регионе. Уровень зарегистрированной безработицы в среднегодовом исчислении не превысит 4,4% от численности экономически активного населения.
На реализацию Программы могут негативно повлиять факторы, определяющие ситуацию на рынке труда: экономическая ситуация в области, финансовое состояние хозяйствующих субъектов, социальные, демографические, образовательные и иные причины, влияющие на качественный состав безработных граждан.
К факторам рисков реализации Программы относится: добровольный характер участия во временных работах работников, находящихся под риском увольнения, безработных, а также выпускников образовательных учреждений при направлении их на стажировки, возможность и желание безработных граждан организовать собственное дело.
Существенными рисками являются - отказ предприятий от создания временных рабочих мест.
Работа по снижению рисков будет проводиться на протяжении всего времени реализации Программы.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Магаданской области от 30 декабря 2009 г. N 712-па "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.