Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации Магаданской области
от 2 декабря 2010 г. N 678-па
Областная целевая программа
"Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области" на 2009-2013 годы"
Паспорт
областной целевой программы "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды" Магаданской области" на 2009-2013 годы"
Наименование программы |
областная целевая программа "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области" на 2009-2013 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
- Водный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"; - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; - Федеральный закон от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" |
Государственный заказчик Программы |
администрация Магаданской области |
Разработчик Программы |
департамент природных ресурсов администрации Магаданской области |
Исполнители Программы |
- департамент природных ресурсов администрации Магаданской области; - ОГУ "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области"; - органы местного самоуправления (по согласованию); - организации различных форм собственности, определяемые в установленном порядке |
Цели Программы |
- стабилизация и улучшение экологической обстановки в Магаданской области; - обеспечение экологической безопасности ее территории и населения Магаданской области; - охрана окружающей среды и здоровья человека; - повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений; - снижение ущерба от вредного воздействия вод |
Задачи Программы |
- организация и обеспечение формирования регионального кадастра отходов; - формирование и обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды; - создание системы информирования населения о состоянии окружающей среды Магаданской области; - завершение работ по отправке и утилизации запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов; - ликвидация последствий аварий гидротехнических сооружений и обеспечение экологической безопасности прилегающих территорий; - осуществление берегозащитных, берегоукрепительных и предупредительных противопаводковых мероприятий; - ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, их оперативное обследование; - экологическое просвещение |
Ожидаемые конкретные результаты Программы |
- создание регионального кадастра отходов; - увеличение поступлений в бюджет платы за размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, загрязнения почв; - исключение возможного воздействия запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов на окружающую среду и население Магаданской области; - ликвидация последствий аварий гидротехнических сооружений и обеспечение экологической безопасности прилегающих территорий; - защита населения и территории от воздействия наводнений, паводков, аварий на ГТС; - повышение уровня экологической культуры населения области |
Объем и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета 78743,00 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 0 тыс. рублей; 2010 год - 1 869,00 тыс. рублей; 2011 год - 25 515,00 тыс. рублей; 2012 год - 25 020,00 тыс. рублей; 2013 год - 26 339,00 тыс. рублей. Реализация отдельных мероприятий Программы будет осуществляться на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований |
Сроки реализации Программы |
2009-2013 годы |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области" |
Индикаторы Программы |
значения индикаторов Программы к концу 2013 года: - количество выявленных превышений допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почв - 30; - повышение класса качества водохозяйственных участков (по индексу загрязнения) - 0,3; - количество выявленных и поставленных на учет источников негативного воздействия на окружающую среду - 120 единиц; - сумма увеличения поступлений в областной бюджет от организаций и индивидуальных предпринимателей по плате за негативное воздействие на окружающую среду - 500 тыс. рублей; - количество отправленных на утилизацию запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов - 28 тонн; - численность защищенного населения в результате работ по предотвращению негативного воздействия вод - 3714 человек; - протяженность возведенного берегозащитного сооружения - 4007 метров; - размер предотвращенного ущерба в результате работ по защите населения и территории от воздействия наводнений, паводков - 257,98 млн. рублей; - численность защищенного населения в результате проведения работ по предотвращению аварий на ГТС - 4039 человек; - размер предотвращенного ущерба в результате проведения работ по предотвращению аварий на ГТС - 3597,41 млн. рублей; - количество проведенных мероприятий по экологическому просвещению - 71; - число участников экологических мероприятий - 2300 человек. |
1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета
Магаданская область является одним из регионов России, экологическая ситуация в которой находится под пристальным вниманием не только российской, но и международной общественности.
Это, прежде всего, объясняется производственной специализацией области, сосредоточением на ее территории значительных ресурсов полезных ископаемых и, прежде всего, благородных и цветных металлов.
Кроме того, по территории Магаданской области проходит главный мировой водораздел земли, поэтому загрязнение какого-либо водотока токсичными веществами практически в течение первых 10 суток отразится на качестве воды прилегающих морских бассейнов, целостности их биоценозов.
По этой причине в экологической безопасности территории Магаданской области заинтересованы не только ее жители, но и соседние регионы.
Указанные обстоятельства позволяют заключить, что затраты относительно незначительных средств на природоохранную деятельность могут способствовать привлечению в экономику области значительно более крупных вложений, а также предупредить многократно большие убытки от экологически опасных явлений.
Отсутствие рационального подхода к сохранению окружающей среды привело к возникновению целого ряда экологических проблем, затрагивающих жизненно важные интересы населения Магаданской области.
Для включения в Программу выбраны наиболее болевые проблемы территории по обычным для подобного рода программ направлениям.
Усиливается тенденция к концентрации населения Магаданской области в г. Магадане при общем сокращении численности жителей области. Уровень загрязнения воздушного бассейна г. Магадана характеризуется как очень высокий. Зафиксированы выбросы в атмосферный воздух с концентрациями более 2 ПДК (предельно допустимая концентрация) фенола, до 6 ПДК - бензапирена, более 4 ПДК - формальдегида, увеличивая риск легочных заболеваний, в том числе с онкологическими формами. По мере роста числа автомобилей масса канцерогенных загрязнителей в воздухе возрастает.
Вместе с тем, наблюдения за качеством атмосферного воздуха ведутся в г. Магадане только на трех стационарных постах (Государственным учреждением "Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Колымское УГМС). Систематические наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду не ведутся. Достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий негативного воздействия на окружающую среду, нет.
Основными источниками поступления загрязняющих веществ в поверхностные воды рек бассейна Колымы являются сточные воды предприятий золотодобывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностный сток с территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий. Немногочисленные экспедиционные обследования и наблюдения Колымского УГМС показывают загрязненность рек бассейна Верхней Колымы, которые характеризуются, чаще всего, как загрязненные, грязные и очень грязные. Характерными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, соединения меди, железа, свинца, марганца, цинка. Реки бассейна Охотского моря (реки Хасын, Магаданка, Дукча) также считаются грязными. В целях предотвращения загрязненности поверхностных водотоков необходимы систематические наблюдения с выявлением источников антропогенного воздействия.
Для исключения возможного негативного влияния находящихся на хранении запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов (в том числе веществ I класса опасности - чрезвычайно опасные) на окружающую среду и население Магаданской области необходимо выполнить работы по отправке их на утилизацию специализированной организацией. На данный момент собранные в прошлые годы в муниципальных образованиях Магаданской области пестициды находятся на территории ОГУ "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения и территорий и пожарной безопасности". Место временного хранения находится вблизи населенных пунктов, питьевых водозаборов, что не отвечает требованиям Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Существует угроза попадания персистентных (способных к биологической аккумуляции) ядохимикатов в поверхностные и подземные воды, создавая прямую угрозу здоровью населения и безопасности компонентов окружающей среды.
Для устойчивого социально-экономического развития территории, улучшения комфортности проживания населения, повышения его морально-психологического климата необходимо системно решать, накопившиеся за последнее десятилетие вопросы защиты населения от ежегодной угрозы наводнений, подтоплений и обрушения берегов.
Ежегодно в муниципальных образованиях Магаданской области отмечается негативная тенденция приближения береговой линии к границам поселений, нанесения рекой ущерба населению в связи с оползанием в реку огородов, построек и местных коммуникаций. Принимаемые по решению паводковых комиссий меры носят оперативный кратковременный характер, поэтому угроза затопления и разрушения берегов остается постоянно.
Необходимость разработки рабочих проектов и строительства водооградительных дамб или дамб обвалования, совмещенных с берегоукреплением, вызвана прогрессирующим негативным воздействием водных потоков на берега рек, выходом воды из берегов в связи с увеличением водности рек, а также переформированием русла и повышением отметок дна (зарастанием русла песчано-галечными отмелями и осередками) на ряде водных объектов.
Необходимо обратить внимание на формирование экологической культуры населения, уровень которой до настоящего времени остается низким. Повышение уровня экологического воспитания и образования явится залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде в перспективе.
Вышеизложенное позволяет отметить, что в Магаданской области сложился комплекс негативных экологических проблем, в том числе:
- отсутствие полной и достоверной информации об образовании, использовании, обезвреживании, приеме и передаче, количестве и составе образующихся на территории области отходов;
- экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха на территории области, прежде всего, в г. Магадане;
- высокая загрязненность поверхностных водотоков на территории области;
- отсутствие систематических наблюдений за состоянием окружающей среды на территории области;
- наличие в хвостохранилищах вредных и ядовитых веществ, которые могут оказывать негативное воздействие на экологическую ситуацию прилегающих территорий;
- хранение пестицидов и агрохимикатов на территории, не обеспечивающее безопасности при длительном складировании;
- наличие угрозы затопления территорий, вызванной паводками;
- наличие на территории ГТС, находящихся в аварийном состоянии;
- низкий уровень экологического воспитания и просвещения населения области.
Законом Магаданской области от 09 февраля 2006 г. N 676-ОЗ утверждена областная целевая программа "Развитие минерально-сырьевого комплекса Магаданской области" на 2006-2010 годы". В рамках данной программы осуществлялась реализация некоторых экологических мероприятий. Например, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду горных предприятий осуществлялся систематический контроль над производственной деятельностью этих предприятий, для чего исследовались пробы воды сточной, природной, воздуха, грунта; проводились мероприятия по экологическому воспитанию школьников.
Однако перечень перечисленных в разделе экологических проблем и необходимость целенаправленной защиты окружающей среды требует принятия отдельной программы, направленной на улучшение экологической обстановки в Магаданской области, разработки комплекса мероприятий, финансирование которых будет осуществляться за счет средств областного бюджета.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются стабилизация и улучшение экологической обстановки в Магаданской области; обеспечение экологической безопасности ее территории и населения; охрана окружающей среды и здоровья человека; охрана окружающей среды и здоровья человека; повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений; снижение ущерба от вредного воздействия вод.
Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих задач:
- организацию и обеспечение формирования регионального кадастра отходов;
- формирование и обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Магаданской области;
- создание системы информирования населения о состоянии окружающей среды Магаданской области;
- завершение работ по отправке и утилизации запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов;
- ликвидацию последствий аварий гидротехнических сооружений и обеспечение экологической безопасности прилегающих территорий;
- осуществление берегозащитных, берегоукрепительных и предупредительных противопаводковых мероприятий;
- ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, их оперативное обследование;
- экологическое просвещение.
3. Ожидаемые социально-экономические и экологические результаты реализации программных мероприятий
Реализация мероприятий Программы позволит:
- создать региональный кадастр отходов;
- увеличить поступления в областной бюджет платы за размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, загрязнение почв;
- исключить возможное воздействие запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов на окружающую среду и население Магаданской области;
- обеспечить экологическую безопасность территорий путем ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;
- защитить население и территории от воздействия наводнений паводков, аварий на ГТС;
- повысить уровень экологической культуры населения Магаданской области.
Для оценки эффективности Программы будут использоваться индикаторы, значения которых приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Индикаторы Программы
N п/п |
Перечень индикаторов |
Ед. изм. |
Показатели индикаторов по годам: |
Целевое значение |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Количество выявленных превышений допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и почв |
ед. |
|
|
10 |
10 |
10 |
30 |
2 |
Повышение класса качества водохозяйственных участков (по индексу загрязнения) |
ед. |
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
3. |
Количество выявленных и поставленных на учет источников негативного воздействия на окружающую среду |
шт. |
|
30 |
30 |
30 |
30 |
120 |
4. |
Сумма увеличения поступлений в областной бюджет от организаций и индивидуальных предпринимателей по плате за негативное воздействие на окружающую среду |
тыс. рублей |
|
50 |
100 |
150 |
200 |
500,0 |
5. |
Количество отправленных на утилизацию запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов |
тонн |
|
|
28,0 |
|
|
28,0 |
6. |
Численность защищенного населения в результате работ по предотвращению негативного воздействия вод |
чел. |
|
|
493 |
493 |
2728 |
3714 |
7. |
Протяженность возведенного берегозащитного сооружения |
м |
|
|
1000 |
1440 |
1567 |
4007 |
8. |
Размер предотвращенного ущерба в результате работ по защите населения и территории от воздействия наводнений, паводков |
млн. рублей |
|
|
82,17 |
82,17 |
93,64 |
257,98 |
9. |
Численность защищенного населения в результате проведения работ по предотвращению аварий на ГТС |
чел. |
|
|
|
|
4039 |
4039 |
10. |
Размер предотвращенного ущерба в результате проведения работ по предотвращению аварий на ГТС |
млн. рублей |
|
|
|
|
3597,41 |
3597,41 |
11. |
Количество проведенных мероприятий по экологическому просвещению |
ед. |
11 |
15 |
15 |
15 |
15 |
71 |
12. |
Число участников экологических мероприятий |
чел. |
300 |
500 |
500 |
500 |
500 |
2300 |
4. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2009 года по 2013 год включительно.
5. Механизм реализации Программы
5.1. Общие положения
Управление и координацию выполнения мероприятий осуществляет государственный заказчик Программы - администрация Магаданской области.
Организацию выполнения комплекса мероприятий Программы осуществляет департамент природных ресурсов администрации Магаданской области (далее - Департамент).
Реализация мероприятий Программы, предусмотренных разделом 5 приложения к настоящей Программе, осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Магаданской области в виде субсидий.
По отдельным мероприятиям Программы конкретные исполнители определяются в соответствии с федеральным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов реализации Программы, фактической потребности в средствах на реализацию мероприятий и исходя из реальных возможностей источников финансирования Программы.
По итогам реализации мероприятий Программы Департамент представляет отчетность в порядке, установленном постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области".
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Магаданской области производится в соответствии с условиями предоставления и методикой расчета, предусмотренными пунктом 5.2 настоящего раздела.
5.2. Условия предоставления и методика расчета субсидий бюджетам муниципальных образований Магаданской области на реализацию целевых программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ГТС
На реализацию целевых программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ГТС бюджетам муниципальных образований Магаданской области из обла
<< Назад |
Приложение. >> Мероприятия программы |
|
Содержание Постановление Администрации Магаданской области от 2 декабря 2010 г. N 678-па "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.