Постановлением Администрации Магаданской области от 27 августа 2010 г. N 485-па в наименование настоящего постановления внесены изменения
Постановление Администрации Магаданской области
от 30 октября 2009 г. N 539-па
"Об областной целевой программе "Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы" на 2010-2013 годы"
27 августа 2010 г., 22 сентября 2011 г.
Во исполнение пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 25 февраля 2009 г. N Пр-444 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2009 года администрация Магаданской области постановляет:
Постановлением Администрации Магаданской области от 27 августа 2010 г. N 485-па в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы" на 2010-2013 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Власенко С.И.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Магаданской области |
Н. Дудов |
Постановлением Администрации Магаданской области от 27 августа 2010 г. N 485-па в наименование настоящей Программы внесены изменения
Областная целевая программа
"Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы" на 2010-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Магаданской области от 30 октября 2009 г. N 539-па)
27 августа 2010 г., 22 сентября 2011 г.
Постановлением Администрации Магаданской области от 22 сентября 2011 г. N 677-па в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы"
на 2010-2013 годы"
Наименование программы |
областная целевая программа "Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы" на 2010-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
пункт 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 25 февраля 2009 г. N Пр-444 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2009 года |
Государственный заказчик Программы |
администрация Магаданской области |
Разработчик Программы |
департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области |
Исполнители Программы |
департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области (далее - ДСПН); государственные учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения (далее - ГУ СПСОН); государственное учреждение "Магаданский областной центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства" (далее - ГУ ЦСА); управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области (далее - УГСЗН); областные государственные учреждения "Центры занятости населения" (далее - ОГУ ЦЗН); департамент здравоохранения администрации Магаданской области (далее - ДЗАМО); муниципальные учреждения здравоохранения (далее - МУЗ) (по согласованию); страховые медицинские организации (по согласованию); Управление внутренних дел Магаданской области (далее - УВД) (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области (далее - УФСИН) (по согласованию); Отдел Федеральной миграционной службы по Магаданской области (далее - ОФМС) (по согласованию) |
Цель Программы |
адаптация и интеграция в общество лиц, освобождающихся из мест лишения свободы |
Задачи Программы |
- взаимодействие органов исполнительной власти и организаций в решении проблем лиц, освобождающихся из мест лишения свободы; - оказание комплекса социальных услуг; - содействие в создании в пенитенциарных учреждениях условий для подготовки высококвалифицированных специалистов |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
устранение причин социальной дезадаптации и создание условий для приобретения и закрепления лицами, освободившимися из мест лишения свободы, позитивного опыта профессионально-трудовой деятельности, восстановление их социального статуса |
Объем и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования затрат на реализацию Программы составляет 6382,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 - 1314,0 тыс. рублей; 2011 - 1430,0 тыс. рублей; 2012 - 1758,0 тыс. рублей; 2013 - 1880,0 тыс. рублей; по источникам финансирования: областной бюджет - 6380,0 тыс. рублей; бюджет внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны - 1349,0 тыс. рублей |
Сроки реализации Программы |
2010-2013 годы |
Система организации контроля за реализацией Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области" |
Индикаторы Программы |
количество социальных услуг, оказанных лицам, освободившимся из мест лишения свободы. |
1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета
Освобождающийся из мест лишения свободы человек, попадая в общество, сталкивается с большим количеством трудностей при попытке включения в полноценную жизнедеятельность этого общества. Все эти трудности обусловлены утратой за время изоляции от общества многих социальных связей и навыков. Освободившийся из учреждений исполнения наказания вынужден или заново освоить значительно изменившиеся нормы общества, или найти такую среду, члены которой принимают используемые в местах лишения свободы схемы поведения. Последнее фактически означает возвращение в криминальное сообщество, что является одним из факторов рецидивной преступности.
Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, является не просто одной из задач, требующих решения, - это одна из насущных потребностей современного общества, так как предотвращение угрожающих обществу преступлений зависит и от того, насколько успешно освобождаемый заключенный сможет включиться в жизнь общества.
На территории Магаданской области функционируют 4 исправительных учреждения системы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, в которых содержатся 1700 осужденных. Ежегодно более 450 человек освобождаются из мест лишения свободы.
Нахождение в микросреде исправительного учреждения, с точки зрения социальной работы, можно отнести к "сложной жизненной ситуации", поэтому в постпенитенциарный период, предполагающий реадаптацию на свободе, важным является реализация комплекса мер, направленных на оказание гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-экономических, социально-правовых услуг, психологической поддержки, помощи в профессиональном обучении и содействия в трудоустройстве.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане составляют особую социальную группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста. В связи с этим вовлечение освобожденных граждан в общественно-полезную деятельность, приносящую доход как источник существования, является первостепенной задачей их социальной адаптации к полноценной жизни. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" лица, освобожденные из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Данной категории граждан, обратившимся в органы службы занятости населения в поисках подходящей работы и признанным в установленном законом порядке безработными, гарантируется:
- социальная поддержка в виде выплаты пособия по безработице и стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости населения, а также материальная поддержка в период участия в мероприятиях активной политики занятости;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости населения на профессиональное обучение.
Вместе с тем, только порядка 20% освободившихся граждан обращаются в службы занятости для решения вопроса о трудоустройстве. Мероприятия по содействию занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, приведены в таблице N 1:
Таблица N 1
Период |
Лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, чел. |
|||||
обратились |
признано безработными |
трудоустроено |
направлено на профессиональное обучение |
получили услуги по психологической поддержке |
получили услуги по социальной адаптации |
|
2006 г. |
82 |
73 |
14/3* |
17 |
3 |
2 |
2007 г. |
83 |
45 |
25/5* |
9 |
13 |
0 |
2008 г. |
68 |
52 |
19/4* |
17 |
1 |
0 |
I квартал 2009 г. |
36 |
27 |
4/1* |
1 |
0 |
2 |
Всем гражданам оказаны профориентационные услуги |
* - в том числе по программе временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Среди освободившихся граждан порядка 36% не имеют профессии, поэтому важной частью социализации является их профессиональное обучение по профессиям, востребованным рынком труда Магаданской области, и содействие последующему трудоустройству. Значительная часть освобождающихся граждан имеют профессии, но существующий спрос на текущем рынке труда характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, вместе с тем имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение. Поэтому в целях повышения конкурентноспособности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, на рынке труда необходимо повышать их квалификационный уровень по рабочим специальностям в процессе профессионального обучения осужденных непосредственно в системе УФСИН.
В исправительных учреждениях УФСИН России по Магаданской области функционируют 2 профессиональных училища, в которых в 2008 году 180 осужденных получили профессии по 6 специальностям. Дополнительно в 2008 году освоены еще 2 специальности "оператор котельной" и "автослесарь", в 2009 году планируется введение обучения по специальности "мастер отделочных работ". Для обеспечения качественного образовательного процесса, освоения новых профессий и создания условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, которые после освобождения из мест лишения свободы смогли бы составить достойную конкуренцию на рынке труда, требуется укрепление материально-технической базы профессиональных училищ (проведение ремонтных работ и приобретение оборудования).
Низкий потенциал здоровья человека, существующий в настоящее время, в случае его заключения в учреждения УИН является основой для быстрого и значительного ухудшения психического и соматического состояния, возникновения хронических заболеваний. Особую тревогу вызывает высокий уровень заболеваемости туберкулезом среди отбывающих наказание в виде лишения свободы, поэтому неотъемлемой частью социальной адаптации, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в социуме является оказание медицинских услуг.
По данным УФСИН по Магаданской области из числа освобождающихся порядка 40% граждан выходят из мест лишения свободы без собственных наличных средств. Утрата социальных связей, отсутствие денежных средств, места жительства осложняют реализацию их основных потребностей в первое время постпенитенциарного периода. В связи с этим актуальным является оказание гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, социальных услуг, в том числе и в специализированном государственном учреждении "Магаданский областной центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства", открытие которого планируется в конце 2009 года.
Решение проблем лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, а также лиц, отбывших наказание, возможно на основе комплексного программно-целевого подхода, ориентированного на конечный социальный результат.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является адаптация и интеграция в общество лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Для достижения указанной цели в рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- взаимодействие органов исполнительной власти и организаций в решении проблем лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;
- оказание комплекса социальных услуг;
- содействие в создании в пенитенциарных учреждениях условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, которые смогли бы после освобождения составить достойную конкуренцию на рынке труда.
Постановлением Администрации Магаданской области от 27 августа 2010 г. N 485-па в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации программных мероприятий
Предполагается, что реализация мероприятий Программы позволит совершенствовать механизм социальной поддержки бывших осужденных, обеспечив комплексный подход в устранении причин социальной дезадаптации и создании условий для приобретения и закрепления лицами, освободившимися из мест лишения свободы, позитивного опыта профессионально-трудовой деятельности, восстановления их социального статуса.
Для оценки эффективности Программы используются индикаторы Программы, представляющие собой количественные показатели, значения которых должны соответствовать значениям индикаторов, приведенных в таблице N 2:
Таблица N 2
Предмет оценки |
Индикатор |
Значение индикатора по годам |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Реализация мероприятий по адаптации и социализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
количество социальных услуг, оказанных лицам, освободившимся из мест лишения свободы |
не менее 220 услуг |
не менее 220 услуг |
не менее 220 услуг |
не менее 220 услуг |
Постановлением Администрации Магаданской области от 27 августа 2010 г. N 485-па в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2010 года по 2013 год включительно.
5. Механизм реализации Программы
Администрация Магаданской области совместно с департаментом социальной поддержки населения администрации Магаданской области осуществляет координацию реализации мероприятий Программы, вносит предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и на основе анализа достигнутых результатов.
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Магаданской области, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления.
6. Взаимосвязанная система выполнения программных мероприятий
Для достижения поставленных цели и задач Программы необходимо осуществить ряд мероприятий (приложения NN 1, 2):
- мероприятия, направленные на оказание превентивных услуг, лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, а также проведение профориентационной работы и содействие в трудоустройстве лицам, освободившимся из мест заключения;
- мероприятия по медицинской адаптации, включающие взаимодействие по оказанию противотуберкулезной помощи спецконтингенту УФСИН, организацию выдачи страховых медицинских полисов, гарантирующих лицам, освободившимся из мест лишения свободы, получение медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, а также бесплатное проведение медицинских осмотров при трудоустройстве лиц, отбывших наказание;
- мероприятия, направленные на оказание социально-бытовой помощи, включая материальную поддержку, консультативную помощь, помощь в восстановлении утраченных документов, правовую поддержку, предоставление стационарного социального обслуживания и другие;
- укрепление материально-технической базы профессиональных училищ при исправительных колониях в целях организации учебного процесса для лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, что в определенной степени будет способствовать лучшей их адаптации в постпенитенциарный период.
Постановлением Администрации Магаданской области от 22 сентября 2011 г. N 677-па в паспорт настоящей Программы внесены изменения
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета путем выделения исполнителям через государственного заказчика целевым назначением бюджетных ассигнований в той доле и объемах, в каких они утверждены в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и средств внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - бюджет ОЭЗ).
Общий объем финансирования Программы на 2010-2013 годы составляет 6382,0 тыс. рублей.
8. Сведения о государственном заказчике и исполнителях Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Магаданской области.
Исполнители Программы:
- департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области;
- государственные учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения;
- государственное учреждение "Магаданский областной центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства";
- управление государственной службы занятости населения администрации Магаданской области;
- областные государственные учреждения "Центры занятости населения";
- департамент здравоохранения администрации Магаданской области; по согласованию:
- муниципальные учреждения здравоохранения;
- страховые медицинские организации;
- Управление внутренних дел Магаданской области;
- Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области;
- Отдел Федеральной миграционной службы по Магаданской области.
Постановлением Администрации Магаданской области от 22 сентября 2011 г. N 677-па в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Объемы финансирования на очередной финансовый год и последующие финансовые годы
Постановлением Администрации Магаданской области от 27 августа 2010 г. N 485-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
"Социальная адаптация лиц,
освобождающихся из мест лишения
свободы" на 2010-2012 годы"
Перечень мероприятий программы,
направленных на социальную адаптацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, реализация которых будет осуществляться за счет источников и средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности и целевых программ исполнителей мероприятий
27 августа 2010 г.
Постановлением Администрации Магаданской области от 22 сентября 2011 г. N 677-па в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
"Социальная адаптация лиц,
освобождающихся из мест лишения
свободы" на 2010-2012 годы"
Перечень мероприятий программы,
направленных на социальную адаптацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, реализация которых будет осуществляться за счет средств областного бюджета и бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны
27 августа 2010 г., 22 сентября 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Магаданской области от 30 октября 2009 г. N 539-па "Об областной целевой программе "Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы" на 2010-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Магаданская правда" от 4 ноября 2009 г. N 126 (20090)
Постановлением Правительства Магаданской области от 16 октября 2014 г. N 859-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Магаданской области от 20 июля 2012 г. N 516-па
Постановление Администрации Магаданской области от 22 сентября 2011 г. N 677-па
Постановление Администрации Магаданской области от 27 августа 2010 г. N 485-па