Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция демографической политики Магаданской области
на 2014 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Магаданской области
от 26 декабря 2014 г. N 1100-пп)
I. Общие положения
Демографическая политика Магаданской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в регионе.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, федеральными, областными законами и иными нормативными правовыми актами и определяет цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Магаданской области на период до 2020 года.
В реализации демографической политики принимает участие Правительство Магаданской области в лице его министерств, ведомств, государственных организаций, а также общественные объединения. Координатором выступает министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Концепцией демографической политики Магаданской области определены одиннадцать основных мероприятий по совершенствованию демографической политики:
1) сокращение уровня смертности населения, прежде всего, трудоспособного возраста;
2) сокращение уровня смертности населения от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий, пожаров, стихийных бедствий и происшествий на воде;
3) сокращение уровня материнской и младенческой смертности;
4) повышение уровня рождаемости в семьях, в том числе второго ребенка и последующих детей;
5) повышение доступности оказания медицинской помощи на территории Магаданской области;
6) сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
7) укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
8) создание условий для самореализации и адаптации населения к региональному рынку труда, в том числе женщин, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и других маломобильных групп населения;
9) привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Магаданской области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции;
10) повышение конкурентоспособности региона;
11) информационное обеспечение.
II. Современная демографическая ситуация в Магаданской области и тенденции ее развития
На протяжении последних лет на территории Магаданской области сохраняется достаточно сложная демографическая ситуация.
Магаданская область относится к районам Крайнего Севера, характеризуется географической отдаленностью от развитых промышленных центров, значительной протяженность (площадь территории - 462,5 тыс. кв. км) и низкой плотностью населения - 0,33 на кв. км, а в отдельных районах еще ниже (Северо-Эвенский район - 0,02; Среднеканский район - 0,03; Омсукчанский район - 0,09).
В соответствии с административно-территориальным делением в Магаданской области - 8 муниципальных районов, 2 города, 24 поселка городского типа и 59 сельских населенных пунктов. Расстояние от административного центра г. Магадана до районных центров от 50 км до 635 км. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2 323 километра. Железнодорожное сообщение отсутствует. Сообщение с Северо-Эвенским районом - только авиационным транспортом.
Население Магаданской области на 01 января 2014 года - 150 307 тысяч человек (2,5% населения Дальневосточного федерального округа). В областном центре проживает 101,1 тыс. человек, это составляет 67,3% населения Магаданской области.
В системе здравоохранения Магаданской области функционирует 79 организаций частных форм собственности и 40 государственных медицинских организаций, в том числе 2 межмуниципальных центра.
В результате реализации Концепции демографической политики Магаданской области, действующей на территории Магаданской области с 2007 года, реализации мероприятий областных целевых программ и государственных программ Магаданской области в сфере здравоохранения, принятия законодательных и нормативных актов, направленных на достижение целей демографической политики, в Магаданской области удалось достичь определенного улучшения показателей, характеризующих демографическую ситуацию.
Более рациональное использование всех видов имеющихся в здравоохранении ресурсов способствовало повышению доступности и качества медицинской помощи для населения Магаданской области. Данные системные изменения отразились и на медико-демографических показателях.
Анализируя ход реализации Концепции демографической политики в Магаданской области, следует отметить, что впервые за последние годы в Магаданской области наблюдается естественный прирост населения. За 2012 год - (- 0,2); 2013 год - (+7); за 7 месяцев 2014 года - (+0,4).
Основными причинами сокращения численности населения остаются миграционный отток населения за пределы Магаданской области, прежде всего, населения трудоспособного возраста, а также дисбаланс между соотношением численности мужчин и женщин, который наиболее ярко выражен в сокращении численности женского населения репродуктивного возраста на 3,0% (1 247 женщин): в 2012 году - 1212 женщин, в 2013 году - 1247 женщин. Отток населения за пределы Магаданской области сохраняется и в 2014 году. За январь-июль 2014 года число жителей Магаданской области сократилось на 132 человека или на 3,1%. За пределы региона за январь-июль 2014 года выехало 4 461 человек, в том числе 702 семейные пары детородного возраста.
В последнее время наблюдается снижение уровня смертности населения, прежде всего, трудоспособного возраста.
Показатель общей смертности населения в 2012 году составлял - 12,8; в 2013 году - 11,9 на тысячу населения.
За январь-июль 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года в целом по региону общая смертность населения снизилась на 0,8% и составила 11,8 на тысячу населения (2013 год - 11,9). За январь-июль 2014 года умерло 1 027 человек, что меньше на 30 человек, чем за прошлый период 2013 года (1 057 человек). Показатель смертности по Российской Федерации за 7 месяцев составил - 13,3.
Смертность от болезней системы кровообращения по Магаданской области в 2012 год составила 598,2; в 2013 году-536,7 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от данной болезни снизилась на 0,6% (2013 год - 536,7; 2014 год - 533,7). Умерло в 2014 году 466 человек, что меньше на 9 человек, чем за прошлый период 2013 года (475 чел.).
Смертность от новообразований в 2012 году составила 194,2 на 100 000 населения; в 2013 году-218,1 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года снизился показатель смертности от новообразований на 13,9% (2013 год - 218,1; 2014 год - 187,8). Умерло 164 человека, что меньше на 29 человек в сравнении с предыдущим периодом 2013 года (193 чел.).
Смертность от туберкулеза в 2012 году составила 7,8 на 100 000 населения; в 2013 году - 9,3 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от туберкулеза снизилась на 23,3%, показатель составил 6,9. Умерло в 2013 г. 8 человек; за текущий период 2014 года - 6 человек.
Смертность от болезней органов дыхания в 2012 году составила - на 100 000 населения; в 2013 году - 61,0 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года отмечается повышение смертности от болезней органов дыхания в регионе на 5,1% (2013 год - 61,0; 2014 год - 64,1). Умерло на 2 человека больше (56 чел.), чем за прошлый период 2013 года, в том числе 54 человек за счет позднего обращения к медицинским работникам. Средний показатель по Российской Федерации составляет 53,6% на 100 000 населения.
Смертность от болезней органов пищеварения в 2012 году составила 78,7% на 100 000 населения; в 2013 году - 68,9 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от болезней органов пищеварения в Магаданской области увеличилась на 6,4% (2013 год-68,9; 2014 год - 73,3). Умерло в 2013 году 61 человек, в 2014 году - 64 человека.
Мероприятия по снижению смертности предусмотрены государственной программой "Развитие здравоохранения Магаданской области" на 2014 - 2020 годы", а именно: оказание медицинской помощи в соответствии с разработанной маршрутизацией пациентов, внедрение новых медицинских технологий, современных химиотерапевтических лекарственных средств, наращивание объемов медицинской помощи в региональном сосудистом центре, активная профилактическая работа в соответствии с решением Совета по здравоохранению при губернаторе Магаданской области. Расширены мероприятия по профилактике и выявлению туберкулеза, а также по формированию у больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза приверженности к лечению (реализуются меры социальной поддержки больных туберкулезом в виде выдачи продовольственных и гигиенических наборов); предусмотрены также мероприятия по выявлению патологии на ранних стадиях, в том числе при проведении диспансеризации населения. Данные мероприятия способствовали снижению смертности от новообразований, болезней системы кровообращения, туберкулеза, показателя общей смертности.
Смертность населения от внешних причин в 2012 году составила 168,8 на 100 000 населения; в 2013 году - 181,1 на 100 000 населения. За январь-июль 2014 года смертность от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий, снизилась в целом по Магаданской области на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года и составила 162,6 на 100 000 населения.
В целях снижения смертности от внешних причин в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции демографической политики Магаданской области на 2013 - 2020 годы (приложение N 2 к постановлению администрации Магаданской области от 13 декабря 2012 г. N 909-па "Об утверждении Концепции демографической политики Магаданской области на 2013 - 2020 годы"):
- были проведены 2 заседания Совета по охране труда при Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с рассмотрением острых проблемных вопросов, касающихся охраны труда на территории Магаданской области;
- усилена работа по общественному контролю за охраной труда путем расширения института уполномоченных лиц;
- проводится агитация по избранию уполномоченных и создания комиссий по охране труда;
- продолжается работа по заключению и реализации коллективных договоров и соглашений;
- областными отраслевыми организациями были изданы информационные бюллетени, касающиеся охраны труда;
- работодателями Магаданской области проводится работа по проведению периодических медицинских осмотров работающих граждан, а также по обеспечению средствами коллективной и индивидуальной защиты работников в соответствии с типовыми нормами выдачи сертифицированной спецодежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; по модернизации оборудования для уменьшения воздействия вредных производственных факторов;
- реализуется План по внедрению передового опыта в организациях Магаданской области, разработанный совместно с Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, некоммерческой организацией "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и управлением по труду министерства труда и социальной политики Магаданской области;
- за прошедший период 2014 года в ходе реализации проекта "Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей", осуществляемого Государственной инспекцией труда в Магаданской области при участии министерства труда и социальной политики Магаданской области, некоммерческой организации "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Объединения организаций профсоюзов Магаданской области выдано 2 Сертификата доверия работодателю;
- проведена государственная экспертиза качества аттестации 4 605 рабочих мест по условиям труда. Специалисты отдела охраны и государственной экспертизы условий труда министерства труда и социальной политики Магаданской области за прошедший период 2014 года приняли участие в 5 расследованиях тяжелых и со смертельным исходом несчастных случаев на производстве;
- в соответствии с приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 27 июля 2012 г. N 511 "О зонах ответственности учреждений здравоохранения за медицинское обеспечение пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах Магаданской области и маршрутизация пациентов, пострадавших при ДТП" определены медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пострадавшим при ДТП первого и третьего уровней;
- на базе ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздрава России" прошли обучение по оказанию экстренной медицинской помощи с использованием вертолетов сотрудники ОГКУЗ "Магаданский территориальный центр медицины катастроф";
- для проведения видеоконференцсвязи в ОГКУЗ "Магаданский территориальный центр медицины катастроф" установлен региональный комплекс связи и взаимодействия с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в состав которого входит мобильный компонент связи;
- подготовлены и проведены совещания во всех районах Магаданской области и городе Магадане с участием руководителей муниципальных образований, представителей социальной сферы и других ведомств и структур.
Таким образом, за период 2013 - 2014 гг. проведена активная совместная работа различных структур и ведомств, которая уже сейчас позволила повлиять на уровень смертности от внешних причин.
Показатель младенческой смертности за 7 месяцев 2014 года на территории Магаданской области по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 20,9% и составил 9,1 на 1 000 родившихся живыми (за 7 месяцев 2013 г. данный показатель - 11,5; за 7 месяцев 2014 года показатель по Российской Федерации - 7,6).
По причинам смерти подавляющее число случаев - перинатальная патология. Значительно снизилась смертность от врожденных аномалий - за 7 месяцев 2014 года диагностирован 1 врожденный порок развития, за 7 месяцев 2013 года 4 случая. Число умерших младенцев с экстремально низкой массой тела (от 500 г до 1 000 г) за 7 месяцев 2014 г. составило 30% (3 ребенка), в 2013 году - 46,2% (6 детей).
Структура причин младенческой смертности смерти по Российской Федерации имеет аналогичное соотношение.
По всем случаям смерти детей до года проведен детальный анализ, приняты необходимые организационные меры.
Родилось за семь месяцев на 48 детей меньше, чем за аналогичный период 2013 года. По сравнению с предыдущим периодом 2013 года общий коэффициент рождаемости снизился на 13,2% и составил 12,2 на 1000 населения (2013 год - 12,5); данный показатель по Российской Федерации за 7 месяцев 2014 года составил 13,2
Для снижения младенческой смертности и повышения рождаемости продолжается работа по укомплектованию организаций детства и родовспоможения квалифицированными медицинскими кадрами. Организованы акушерско-гинекологические межмуниципальные центры, созданные для беременных женщин и рожениц, проживающих в отдаленных районах Магаданской области: на базе МОГБУЗ "Ягоднинская районная больница" (для жителей Ягоднинского, Сусуманского и Среднеканского районов) и на базе ОГБУЗ "Магаданский родильный дом" (для женщин Ольского, Хасынского, Омсукчанского, Тенькинского и Северо-Эвенского районов).
Прошли стажировку врачи-педиатры и неонатолог из районов Магаданской области по оказанию реанимационной помощи детям на базе ОГБУЗ "Магаданский родильный дом", в конце 2014 года запланирована повторная стажировка врачей данной категории.
Для обеспечения своевременной специализированной медицинской помощью сформированы выездная акушерская и неонатологическая бригады.
В рамках действующей государственной программы "Развитие здравоохранения Магаданской области" на 2014 - 2020 годы" осуществляются мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, в том числе: обеспечение специальными молочными продуктами питания детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании; обеспечение специальными молочными продуктами питания отдельных категорий детей второго и третьего года жизни; обеспечение специальными молочными продуктами питания, содержащими витаминно-минеральные добавки, беременных женщин и кормящих матерей; обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, препаратами не содержащими фенилаланин; профилактика гемолитической болезни плода и новорожденных у резус-отрицательных женщин. Ведется работа, направленная на внедрение порядков оказания медицинской помощи детям. Продолжается реализация мероприятий, направленных на снижение числа абортов, профилактику невынашивания, осложнений у беременных и рожениц, профилактику заражения ВИЧ-инфекцией, максимальный охват нуждающихся в применении вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО). В целях профилактики абортов закупаются гормональные препараты; внутриматочные, барьерные контрацептивы, которые предоставляются бесплатно всем желающим. Осуществляется контроль за своевременной постановкой на учет беременных женщин, проводятся подворовые обходы в отдаленных населенных пунктах. В родильном доме активизирована совместная работа с православной церковью (проводятся встречи, демонстрируются фильмы с противоабортной тематикой, раздаются печатные материалы). С женщинами работает психолог, для направляющихся на аборт проводится анкетирование.
Неонатальным скринингом охвачено 99,4% родившихся, выявлен 1 ребенок, страдающий наследственным заболеванием.
Решается вопрос о реконструкции родильного дома в городе Магадане под гинекологическое отделение на 50 коек со строительством акушерского корпуса на 100 коек и детского инфекционного корпуса на 50 коек.
Организован аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни во всех детских организациях здравоохранения Магаданской области.
Продолжается оснащение Магаданского родильного дома, родильных и детских отделений районных больниц, амбулаторно-поликлинических подразделений современным медицинским оборудованием.
Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области ежегодно проводится диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осматриваются все дети (100,0%).
Лечение и оздоровление семей с детьми в ГАУЗ "Магаданский областной санаторий "Талая" по путевкам "Мать и Дитя" получают ежегодно более 450 человек.
Создана система дополнительных мер социальной поддержки, направленных на повышение рождаемости и благосостояния семей с детьми, предоставляемых за счет средств областного бюджета.
В целях поощрения рождаемости осуществляются единовременные выплаты в связи с рождением ребенка женщинам из числа коренных малочисленных народов Севера, на первого ребенка - 10,0 тыс. рублей, на второго и последующих - 15,0 тыс. рублей.
Законодательно установлены единовременные выплаты семьям при рождении и усыновлении детей:
- единовременные выплаты студентам при рождении ребенка - 22,1 тыс. рублей;
- единовременные выплаты при усыновлении ребенка - 300,0 тыс. рублей, при усыновлении ребенка-инвалида- 350,0 тыс. рублей;
- единовременное пособие при рождении двойни - 30,0 тыс. рублей, тройни - 50,0 тыс. рублей.
Семьям при рождении, начиная с 01 января 2007 года, третьего (или последующего) ребенка выплачивается региональный материнский (семейный) капитал. Размер капитала в 2014 году - 110,8 тыс. рублей. Осуществляются ежемесячные денежные выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей.
Предоставляются следующие меры социальной поддержки многодетным семьям независимо от размера среднедушевых доходов:
ежемесячные денежные выплаты на каждого ребенка, компенсация в размере 30% расходов по оплате коммунальных услуг. Законодательно установлено право на бесплатное получение многодетными семьями в собственность земельных участков.
Только в 2014 году на организацию оздоровительной кампании направлено 47 млн. рублей. Дети данной категории оздоравливаются без взимания родительской платы. Для организации отдыха приобретены 920 путевок в стационарные загородные лагеря и санатории Магаданской области, часть средств направлена на оплату питания, услуг по оздоровлению, страхование жизни и здоровья в лагерях с дневным пребыванием 1 334 детей.
Организовано оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в стационарных загородных лагерях и санаториях Магаданской области, в лагерях дневного пребывания на базе образовательных организаций и клубов по месту жительства, данное оздоровление проводится ежегодно всем детям, нуждающимся в данном оздоровлении. Ежегодно оздоравливаются более 3,5 тысяч детей.
В соответствии с Соглашением от 30 апреля 2014 года между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Магаданской области "О распределении субсидий из федерального бюджета бюджету Магаданской области на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2014 г." запланировано введение 130 мест в дошкольных образовательных организациях.
Осуществляются мероприятия и по повышению доступности оказания медицинской помощи на территории Магаданской области.
В рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Магаданской области" на 2014 - 2020 годы" предусмотрены средства на оснащение медицинских учреждений оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
Трехуровневая модель оказания медицинской помощи населению Магаданской области позволяет существенно приблизить медицинскую помощь к жителям Магаданской области.
Организовано взаимодействие областного сосудистого центра ГБУЗ "Магаданская областная больница" и Центров здоровья.
За счет перепрофилизации коек планируется к 2015 году развернуть 15 паллиативных коек на базе онкологического диспансера, увеличить в 2018 году койки патологии новорожденных на 15 коек.
В 19 амбулаторных организациях к 2015 году будут открыты стационары одного дня на 35 коек.
Предусмотрено увеличение финансирования для амбулаторного лечения граждан. Увеличение позволит удовлетворить потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах за счет бюджетов всех уровней.
Для сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности активной жизни, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни, снижения уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов проводятся мероприятия.
Мероприятия по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) реализуются на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях в рамках первичной медико-санитарной помощи и в первую очередь в Центрах здоровья.
Продолжают реализовываться мероприятия по формированию здорового образа жизни и в рамках государственной программы Магаданской области "Развитие здравоохранения Магаданской области" на 2014 - 2020 годы".
В рамках государственной программы Магаданской области "Обеспечение безопасности, профилактика правонарушений, коррупции и противодействие незаконному обороту наркотических средств в Магаданской области" на 2014 - 2018 годы" проводятся мероприятия по проведению областной школы волонтеров "За здоровый образ жизни".
Проводятся различные мероприятия среди клубов по месту жительства, спартакиады молодежи различной направленности. Немаловажным значением профилактики является иммунизация населения в рамках Национального календаря профилактических прививок и приоритетного национального проекта.
В рамках указанных государственных программ проводится информирование населения о преимуществах иммунизации против инфекционных заболеваний, профилактика необоснованных отказов от вакцинации. Реализация данных мероприятий позволила сохранить эпидемиологическое благополучие в отношении всех инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, а также снизить заболеваемость и смертность населения Магаданской области.
В соответствии с постановлением администрации Магаданской области от 04 октября 2012 г. N 703-па "Об утверждении Регионального плана действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций Магаданской области на 2012 - 2014 годы" утвержден и реализуется Региональный план внедрения государственного стандарта питания, организована работа по пропаганде культуры здорового питания среди обучающихся, воспитанников и их родителей. Планом предусмотрены мероприятия по разделам: "Обеспечение качественного питания на основе научно-обоснованных рационов питания", "Создание эффективной системы управления организацией питания обучающихся воспитанников", "Пропаганда здорового питания среди обучающихся, воспитанников и их родителей". Два раза в год (апрель, октябрь) проводится мониторинг организации горячего питания обучающихся общеобразовательных организаций.
В Центре Здоровья для взрослого населения, созданного на базе ГБУЗ "Магаданский областной Центр медицинской профилактики", ежегодно обследуются более 1 500 тысяч пациентов, в среднем у 63% обследованных выявляются факторы риска. В Центре здоровья для детей, также созданного на базе ГБУЗ "Магаданский областной Центр медицинской профилактики", комплексное обследование ежегодно проходят от 1 200 до 1 450 детей, из них примерно у 64% выявляются различные функциональные нарушения органов и систем.
На основании полученных результатов каждому пациенту разрабатывается индивидуальная программа здорового образа жизни, включающая рекомендации по здоровому питанию, физической нагрузке, режиму труда и отдыха, рекомендации по отказу от вредных привычек. С каждым пациентом индивидуально проводится обучение по основам здорового образа жизни.
В целях укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений впервые на территории Магаданской области проведена Областная конкурсная программа в поддержку отцовства "Самый лучший папа". Молодые отцы продемонстрировали свои умения в трех обязательных конкурсных заданиях - "Визитная карточка", "Папа может!", "Рука об руку". Победители получили дипломы за победу и участие, ценные подарки. Также вручены специальные призы остальным участникам конкурса: памятные подарки мамам, детям и специальный приз Российского Союза Молодежи одному из участников.
В 2014 году в 121 приемной семье воспитывается 149 приемных детей. На выплату вознаграждения 179 приемным родителям из областного бюджета направлено 10 524,5 тыс. рублей.
В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних организовано 50 мест для круглосуточного пребывания. За период деятельности учреждения реабилитацию в нем прошли более 1 600 детей, в том числе в 2014 году - 50 детей. Целью деятельности учреждения является оказание социальных услуг несовершеннолетним с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации.
На территории Магаданской области также осуществляются мероприятия по созданию условий для самореализации и адаптации населения к региональному рынку труда в том числе женщин, инвалидов и других маломобильных групп населения.
В целях содействия гражданам предпенсионного и пенсионного возраста в трудоустройстве проводятся специализированные ярмарки вакансий, в которых принимают участие работодатели. В результате проведенных мероприятий на постоянную и временную работу трудоустроено 35 граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
В 2014 году в ярмарках вакансий, профессий рабочих и учебных мест приняли участие 105 инвалидов, в том числе 29 инвалидов приняли участие в 3 специализированных ярмарках. Возможностью профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости населения воспользовались 7 граждан предпенсионного и 27 граждан пенсионного возраста.
Из 182 граждан только в 2014 году приступивших к профессиональному обучению (дополнительному профессиональному образованию) данной услугой воспользовались: 5 граждан, относящихся к категории инвалидов (4 безработных гражданина и 1 незанятый пенсионер); 27 незанятых пенсионеров; 3 гражданина предпенсионного возраста; 13 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Для совершенствования работы органов исполнительной власти, центров занятости населения и образовательных организаций с молодежью области, в том числе детьми-инвалидами, с 2011 года действует рабочая группа по созданию единой системы профессиональной ориентации молодежи Магаданской области.
В 2014 году из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в органы занятости населения Магаданской области обратились 82 человека, зарегистрированы в качестве безработных 61 человек, государственной услугой по профессиональной ориентации воспользовались 73 человека. Проводятся профориентационные консультации с целью разработки индивидуального плана развития профессиональной карьеры. Занятия проводились с включением элементов тренинговых технологий по программе профессионального самоопределения.
В 2014 году к профессиональному обучению приступили 13 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда значатся 145 человек. На обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено 77 481,2 тыс. рублей консолидированного бюджета, из них средства областного бюджета - 71 220,0 тыс. рублей, федеральные средства - 6 261,2 тыс. рублей. На данные средства запланировано приобретение 64 квартир.
Еще одно направление - это привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Информация о вакантных рабочих местах ежедневно направляется для размещения на информационном портале "Работа в России" и размещается на информационном портале органов занятости населения Магаданской области. По заинтересовавшей вакансии граждане, в том числе проживающие в других субъектах Российской Федерации, направляют свои резюме в центры занятости населения.
На постоянной основе проводилась работа с резюме, размещенными гражданами на информационном портале "Работа в России" и желающими трудоустроиться в других субъектах Российской Федерации. При наличии вакансий, соответствующих уровню профессионального образования, опыту работы, а также пожеланиям граждан, сотрудниками службы занятости направлялись сведения о таких рабочих местах гражданам.
В 2014 году Правительством Магаданской области поддержано 9 проектов национально-культурных объединений и родовых общин коренных малочисленных народов Севера по сохранению родной культуры, традиций, языков, укреплению и развитию культуры межнационального общения, а также решению социальных вопросов членов организаций.
Большое внимание со стороны Правительства Магаданской области уделяется мероприятиям по повышению конкурентоспособности региона.
В настоящий момент во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. Правительством Магаданской области совместно с Минвостокразвития России осуществляются мероприятия по включению объектов и мероприятий Магаданской области в отраслевые федеральные целевые программы и государственные программы Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации одобрило продление срока действия Особой экономической зоны на территории Магаданской области до 2025 года. Увеличение срока действия Особой экономической зоны в Магаданской области будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Магаданской области, предоставив возможность для дополнительного развития транспортной и энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке, и обеспечит снижение миграционного оттока за пределы Магаданской области.
Делегация Магаданской области приняла участие в международных мероприятиях, проводимых в г. Токио (Япония), в VI Российско-Японском Инвестиционном Форуме.
В ходе этой встречи были озвучены вопросы дальнейшей реализации проекта, в том числе необходимость создания транспортной и энергетической инфраструктуры, объемы потребляемой электроэнергии и др.
Представители территории приняли участие в 4-ом заседании Подкомиссии по межрегиональному сотрудничеству Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам.
Присутствующим была представлена информация о межрегиональном сотрудничестве между Магаданской областью и Японией.
Делегация Магаданской области приняла участие в Первом Российско-Китайском ЭКСПО. В период участия в этом мероприятии была представлена презентация инвестиционных возможностей Магаданской области, состоящая из следующих докладов:
-"Инвестиционная привлекательность Магаданской области";
-"Приоритетные проекты в минерально-сырьевом комплексе Магаданской области";
-"Восточная горнорудная компания: уникальный опыт разработки угольных месторождений на Дальнем Востоке России для экспорта угля в страны АТР".
Помимо этого, делегация Магаданской области приняла участие в стратегической сессии "Российско-Китайское сотрудничество в сфере особых экономических зон" и круглом столе "Промежуточные итоги Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы)".
Для информирования мирового бизнес-сообщества об инвестиционных возможностях территории подготовлен и опубликован обновленный каталог инвестиционных проектов Магаданской области. В целях популяризации проводимой в Магаданской области инвестиционной политики размещена статья в журнале "Дальневосточный капитал" об инвестиционном потенциале Магаданской области.
В рамках реализации государственной программы Магаданской области "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 31 октября 2013 г. N 1055-па "Об утверждении государственной программы Магаданской области "Развитие внешнеэкономической деятельности Магаданской области и поддержка соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2018 годы", в целях информирования об инвестиционных возможностях территории стран Азиатско-Тихоокеанского региона на сайте размещены инвестиционные проекты Магаданской области на китайском и корейском языках.
В настоящее время оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. N 1146-па.
Во всех печатных средствах массовой информации, а также в эфирах телеканалов ГТРК "Магадан", ОАО "ТВ Колыма-Плюс", филиалах телекомпании в районах Магаданской области и на муниципальном телеканале "МТК-Видео" предусмотрены выпуски тематических статей, репортажей, сюжетов и передач, освещающих реализацию концепции демографического развития, семейной и молодежной политики. На телеканале "Колыма-Плюс" это программы: "Женский журнал", "Свои чужие дети", "Колымские семьи". В программе "Рабочий полдень" выходит рубрика "Советы психолога", благодаря которой семьи могут получить квалифицированную консультацию специалиста по волнующим их проблемам. Телеканал предлагает еженедельные сюжеты в новостных программах "Эхо дня", "Эхо недели", информационных передачах "От первого лица", "Точка зрения", "Главное подчеркнуть", "Из первых уст", "Личное дело", "Спорт: события недели". На "МТК-Видео" вопросы реализации семейной политики освещаются в телепередачах "Новый день", "Первое лицо", "Разговор по существу". Новостной канал ГТРК "Магадан" итоги совещаний и заседаний по реализации семейной и демографической политики освещает в телепередачах "Вести", итоговой недельной программе "Вести недели", "Пульс территории" (радиопрограмма ГТРК "Магадан").
Во всех печатных средствах массовой информации, а также в эфирах телеканалов ГТРК "Магадан", ОАО "ТВ Колыма-Плюс", филиалах телекомпании в районах Магаданской области и на муниципальном телеканале "МТК-Видео" освещается реализация концепции демографического развития, семейной и молодежной политики.
На страницах печатных СМИ организованы специальные рубрики, посвященные формированию и развитию ценностей здорового образа жизни, содержащих информацию о ходе решения на территории демографических проблем, о многодетных, приемных и попечительских семьях, и т.д. В связи с разработкой Концепции государственной семейной политики организована специальная рубрика "Между нами, женщинами" и тематический разворот "Семейный остров".
В еженедельниках "Колымский Тракт", "Северная Надбавка" открыты рубрики "Семейные ценности", "Скажем сиротству нет", "Трудовая династия" и др. На страницах газеты "Колымский тракт" издаются рубрики "Газета в газете", "Мама", созданы и действуют новые рубрики: "Из дневника приемной мамы", "Чужих детей не бывает", "Дети в трудных жизненных ситуациях", "Как действовать в трудной жизненной ситуации", "В защиту материнства и детства".
В еженедельнике "Северная Надбавка" для публикации отзывов и предложений населения Магаданской области и представителей органов власти созданы рубрики: "О главном", "Прямая речь", "Резонанс", "Читатель-газета-читатель". Все газеты, в том числе и редакции районных печатных изданий, оперативно публикуют новости.
Обеспечивается информационное сопровождение мер, принимаемых в части поддержки многодетных семей, предоставления безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений для малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пр. В новостных сюжетах выступали губернатор Магаданской области Владимир Печеный, его заместители и руководители органов исполнительной власти области по вопросам повышения качества медицинской помощи, увеличения заработной платы бюджетников, ликвидации очередей в детские сады, решения жилищного вопроса для молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, роста ввода доступного жилья.
Проблема сокращения людских потерь из-за преждевременной смертности от внешних причин, от болезней органов дыхания и пищеварения, а также проблема повышения рождаемости остаются наиболее актуальными задачами демографической политики на территории Магаданской области на 2014 год и последующие годы.
В связи с этим в Плане мероприятий по реализации Концепции демографической политики Магаданской области на 2014 - 2020 годы (приложение N 2 к настоящему постановлению) предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- предоставление регионального материнского (семейного) капитала семьям при рождении, начиная с 01 января 2015 года, первого и второго ребенка в размере 100,0 тыс. рублей - на первого, 150,0 тыс. рублей - на второго и увеличение регионального материнского капитала при рождении третьего ребенка до 200,0 тыс. рублей;
- оказание поддержки многодетным семьям, воспитывающим четырех и более детей до 18 лет, в улучшении жилищных условий путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья;
- выпуск и распространение буклетов и листовок "Меры социальной поддержки семей с детьми в Магаданской области";
- создание центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе областного родильного дома в г. Магадане и развитие кабинетов медико-социальной помощи в районных больницах области;
- расширение процесса информированности населения по предупреждению нежелательной беременности.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения Магаданской области. В 2013 году средняя продолжительность жизни населения Магаданской области составила 67,12 года.
Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшается возрастная структура населения, возрастает доля пенсионеров, снижается численность трудоспособного населения, таким образом, происходит постепенное старение населения Магаданской области. За последние 5 лет увеличился средний возраст населения города Магадана и области в целом: с 35,5 лет (2005 г.) до 37,52 лет (в 2013 году - средний возраст женщин составлял 39,09 лет, мужчин - 35,85 лет). Согласно классификации ООН население считается старым, если доля людей старше 65 лет в общей численности населения превышает 7%, в Магаданской области на начало 2014 года численность этого возраста достигли более 3,7% жителей (в 2010 году - 2,4%). Наблюдается старение населения.
Уровень общей безработицы, рассчитанный как отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения, за последние пять лет имеет устойчивую тенденцию к снижению. Данный показатель уменьшился с 7,2% в 2008 году до 2,9% в 2013 году, а в апреле 2014 года составил 3,3%. Уровень регистрируемой безработицы уменьшился с 3,5% в 2008 году до 1,4% в 2013 году, а в апреле 2014 года составил 1,6%.
В 2013 году среднемесячная заработная плата в регионе составила 57 106 рублей и увеличилась в 2 раза по сравнению с 2008 годом (28 030 рублей).
Следует отметить, что в Магаданской области среднемесячная заработная плата выше среднероссийской за счет надбавок за работу в районах Крайнего Севера и северного коэффициента (29 960 рублей - среднемесячная заработная плата по Российской Федерации в 2013 году).
Сохранилась дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности. Наиболее высокооплачиваемый вид экономической деятельности - финансовая деятельность (94 247 рублей), где средняя заработная плата одного работника превысила размер сложившейся средней заработной платы в целом по Магаданской области в 1,65 раза. Наименее оплачиваемые виды деятельности: гостиничный и ресторанный бизнес (31 862 рубля), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (33 908 рублей), сельское и лесное хозяйство, охотничий промысел (34 170 рублей), где средняя заработная плата одного работника, соответственно, в 1,7-1,8 раза ниже, чем в целом по Магаданской области, и в 2,8-3,0 раза ниже, чем в финансовой деятельности.
Прожиточный минимум в IV квартале 2013 года составил 14 084 рубля, для трудоспособного населения - 14 745 рублей, пенсионеров - 11 083 рубля, детей - 14 649 рублей. В I квартале 2014 года прожиточный минимум составил 14 353 рубля, для трудоспособного населения - 15 017 рублей, пенсионеров - 11 288 рублей, детей - 15034 рублей.
Уровень бедности (доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума) в 2013 году по предварительным данным составил 13% (в 2012 году - 11,3%).
III. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Магаданской области на 2014 - 2020 годы
Целями демографической политики Магаданской области на период до 2020 года являются создание условий для повышения качества и продолжительности жизни, роста численности населения.
Достижение целей демографической политики Магаданской области зависит от успешного решения ряда задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно- эпидемиологической обстановки в регионе.
В основу демографической политики Магаданской области положены следующие принципы:
- концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
- комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
- своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
- здоровье населения трудоспособных возрастов, для которых особую актуальность представляет профилактика заболеваний и состояний, связанных с комплексным воздействием климатического, экологического и социального стресса (гипертония, заболевания органов дыхания, и т. д.);
- здоровье социально уязвимых групп населения, имеющих четкую территориальную и этническую локализацию, для которых наиболее важны профилактика инфекционных (туберкулез) и паразитарных заболеваний, отставания детей в физическом и умственном развитии, социальных девиаций (убийства, суициды, несчастные случаи);
- всесторонняя поддержка семей, проживающих на территории области, в том числе семей представителей коренных малочисленных народов Севера;
- обеспечение адаптации вынужденных переселенцев;
- координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Магаданской области на период до 2020 года являются:
1) сокращение уровня смертности населения, прежде всего трудоспособного возраста;
2) сокращение уровня смертности населения от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий;
3) сокращение уровня материнской и младенческой смертности;
4) повышение уровня рождаемости в семьях, в том числе второго ребенка и последующих детей;
5) повышение доступности оказания медицинской помощи на территории Магаданской области;
6) сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
7) укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
8) создание условий для самореализации и адаптации населения к региональному рынку труда, в том числе женщин, инвалидов и других маломобильных групп населения;
9) привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Магаданской области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции;
10) повышение конкурентоспособности региона.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего трудоспособного возраста, включает в себя:
- создание комплексной системы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, факторов риска, ранней диагностики, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
- внедрение программ профилактики онкологических заболеваний, а также скрининговых программ раннего выявления данных заболеваний;
- совершенствование программ профилактики и лечения от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
- укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
- создание службы неотложной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
- повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи больным;
- развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий, включает в себя:
- сокращение уровня смертности за счет реализации мероприятий областного плана, профилактических мероприятий по сокращению смертности от дорожно-транспортных происшествий, пожаров, стихийных бедствий и происшествий на воде. А также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов.
Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности включает в себя:
- оснащение современным медицинским оборудованием (наркознодыхательным, диагностическим, хирургическим, эндоскопическим, УЗИ-оборудованием, системами мониторирования) учреждений здравоохранения области;
- открытие детского хирургического отделения;
- внедрение порядков, стандартов оказания медицинской помощи детям, в том числе стандартов оказания медицинской помощи новорожденным при синдроме дыхательных расстройств;
- отработка режимов ИВЛ для глубоко недоношенных детей, применение щадящих режимов парентерального питания;
- внедрение современных протоколов диагностики и инфузионной терапии новорожденных, страдающих гипоксическими поражениями центральной нервной системы, протоколов ранней диагностики внутриутробного инфицирования плода;
- обеспечение специальными молочными продуктами питания детей второго и третьего года жизни из семей коренных малочисленных народов Севера, малоимущих и многодетных семей;
- обеспечение специальными молочными продуктами питания, содержащими витаминно-минеральные добавки, беременных женщин и кормящих матерей;
- обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, препаратами, не содержащими фенилаланин;
- профилактика гемолитической болезни плода и новорожденных у резус-отрицательных женщин;
- проведение скрининга новорожденных на наличие скрытой генетической патологии;
- расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи детям и матерям в федеральных медицинских Центрах Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Решение задачи по повышению уровня рождаемости в семьях, в том числе за счет рождения второго и последующих детей, включает в себя:
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
а) формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи;
б) предоставление мер социальной поддержки семьям в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе малоимущим семьям, многодетным семьям, семьям студентов, семьям с детьми инвалидами, семьям представителей коренных малочисленных народов Севера;
в) реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью;
г) обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
- создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
а) развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
б) реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных организациях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации;
в) развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
- создание центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе ОГБУЗ "Магаданский родильный дом" и развитие кабинетов медикосоциальной помощи в районных больницах Магаданской области;
- расширение процесса информированности населения по предупреждению нежелательной беременности.
Решение задачи по повышению доступности оказания медицинской помощи на территории Магаданской области включает в себя:
- совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи, позволяющей существенно приблизить медицинскую помощь к жителям.
На первом уровне медицинская помощь направлена на постоянное профилактическое обслуживание преимущественно здоровых людей, лиц с хроническими заболеваниями вне стадии обострения, пропаганду здорового образа жизни, диспансерное наблюдение за лицами, относящимися к "группам риска" и хроническими больными, лечение легких заболеваний и функциональных отклонений (нетяжелых обострений хронических заболеваний), краткосрочная госпитализация пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, с целью коррекции неотложного состояния, дополнительного обследования и консультирования в условиях стационара, интенсивного лечения, патронаж в режиме "стационара на дому" с целью оказания оздоровительной или реабилитационной помощи.
Уровень первичной медицинской помощи включает в себя три этапа:
1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе специализированная;
2) доврачебная помощь;
3) первая помощь.
На втором уровне оказывается специализированная помощь в межтерриториальных центрах, концентрирующих высококвалифицированных специалистов и современное оборудование.
На третьем уровне специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется в областных учреждениях здравоохранения, расположенных, в основном, в г. Магадане.
- повышение доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи для всех групп населения. Для повышения эффективности использования ресурсной базы здравоохранения в рамках оптимизации более широко будут применяться стационарзамещающие виды медицинской помощи: стационар дневного пребывания при больничных учреждениях, дневной стационар и стационар на дому в амбулаторно-поликлинических учреждениях терапевтического, неврологического, педиатрического, гинекологического и других профилей.
До 2020 года увеличение объемов медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах при поликлиниках, а также в стационарах на дому, в амбулаторных учреждениях - открытие стационаров одного дня.
- укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства, онкологической службы в соответствии с порядками и стандартами оснащения учреждений здравоохранения. Улучшение материально-технической базы большей части учреждений здравоохранения за счет дооснащения их современным диагностическим оборудованием, санитарным автотранспортом.
Реализация программных мероприятий, направленных на оказание медицинской помощи детям и женщинам в период беременности, родов и послеродовой период.
В результате реализации запланированных мероприятий, решение ряда социально значимых задач, направленных на сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и женщин.
Продолжить реконструкцию МОГБУЗ "Детская больница".
Начать отработку режимов ИВЛ для глубоко недоношенных детей с применением щадящих режимов парентерального питания.
Применять современные протоколы диагностики и инфузионной терапии новорожденных, страдающих гипоксическими поражениями центральной нервной системы, протоколы ранней диагностики внутриутробного инфицирования плода.
Решение задачи по сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, снижению уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшению качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов, в том числе:
- профилактика и раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков (диспансеризация детей первого года жизни, диспансеризация декретированных групп, ежегодная диспансеризация несовершеннолетних детей);
- развитие службы восстановительного и реабилитационного лечения детей, трудоспособного населения, инвалидов;
- возрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения и пропаганды здорового образа жизни;
- обеспечение эпидемиологического благополучия населения;
- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства;
- регулирование продажи и потребления алкогольной продукции, внедрение и осуществление в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
- профилактику социально значимых заболеваний, предупреждение факторов их развития;
- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, реализация мероприятий, направленных на реабилитацию и социализацию инвалидов;
- снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья.
Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:
- оказание консультативной и психологической поддержки семье в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия,
- социальная поддержка и реабилитация семей и детей, подготовка и сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- информационно-просветительская деятельность по формированию в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов;
реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного -прерывания беременности (абортов);
- повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
- реализация Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и "Концепции государственной семейной политики в Магаданской области до 2025 года".
Решение задачи по созданию условий для самореализации и адаптации к региональному рынку труда, в том числе женщин, инвалидов и других маломобильных групп населения, включает в себя:
- расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
- выявление и устранение проблем, связанных с трудоустройством и профессиональным обучением граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
- создание условий, направленных на социальную интеграцию и адаптацию инвалидов в трудовом обществе;
- содействие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в получении профессии;
- создание условий женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, для своевременного возвращения к трудовой деятельности.
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Магаданскую область;
- привлечение выпускников российских образовательных организаций высшего образования в регион;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов на постоянное место жительства в Магаданскую область,
- разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Магаданской области, включая создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, с внедрением федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развитие терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
Решение задачи по повышению конкурентоспособности региона включает в себя:
- взаимодействие с федеральным центром по включению в федеральные целевые программы объектов инфраструктуры Магаданской области;
- разработка и внесение на рассмотрение федеральных органов власти предложений по совершению федерального законодательства в части применения комплекса мер, направленных на снижение миграционного оттока за пределы Магаданской области, стимулирующих трудоспособное население к проживанию, трудоустройству и закреплению на территории Магаданской области;
- создание имиджа Магаданской области как региона, благоприятного для проживания и инвестирования, включая участие в межрегиональных и международных инвестиционных выставках, ярмарках, форумах и других мероприятиях с представлением приоритетных инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории Магаданской области, с целью поиска потенциальных инвесторов;
- создание условий для развития на территории Магаданской области малого и среднего предпринимательства;
- проведение особой социальной политики, предусматривающей меры по привлечению и закреплению населения в Магаданской области (установление достойного уровня заработной платы и предоставление дополнительных социальных гарантий).
IV. Информационное обеспечение реализации Концепции демографической политики Магаданской области на 2014 - 2020 годы
Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственной статистики и данных социологических исследований, предполагает системную информационно-просветительскую работу по поддержке исполнения мероприятий демографического развития.
Электронные и печатные средства массовой информации Магаданской области обеспечивают информационную поддержку реализации мероприятий настоящей Концепции, привлечение к обсуждению демографической политики представителей общественности, юстиции, прокуратуры, правоохранительных органов, медицинских работников, психологов, лидеров молодежных общественных организаций, представителей Общественной палаты и других организаций.
V. Механизмы реализации демографической политики Магаданской области на 2014 - 2020 годы
Реализацию демографической политики Магаданской области на период с 2014 до 2020 года предполагается осуществлять путем:
- выполнения мероприятий государственных программ Магаданской области, направленных на улучшение демографической ситуации на территории Магаданской области, повышение рождаемости и снижение смертности, в полном объеме;
- включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в региональные программы социально- экономического развития;
- учета задач демографической политики при формировании регионального бюджета, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
- методического обеспечения органов местного самоуправления муниципальных образований, направленного на управление демографическими процессами;
- постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
- объединения усилий государственных органов и общественных организаций, направленных на формирование единых подходов к реализации разработанных направлений демографической политики;
- подготовки ежегодного доклада о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности за отчетный период.
VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Магаданской области на 2014 - 2020 годы
Реализация демографической политики Магаданской области на период с 2014 до 2020 года осуществляется поэтапно.
На первом этапе будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития:
- по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов;
- по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен;
- по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработка специальных мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях в приоритетном порядке детей работающих женщин. Планируется разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности.
На данном этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2017 года.
Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению темпов естественной прибыли населения и обеспечит сокращение миграционного оттока.
На втором этапе продолжится осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
Наряду с реализуемыми мерами по повышению качества жизни, залогом улучшения демографической ситуации в регионе станет проведение мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности Магаданской области.
В период до 2020 года планируется осуществить ряд мероприятий, направленных на улучшение транспортной доступности региона и развитие производственной инфраструктуры. Будет продолжено строительство новых и реконструкция действующих объектов жилищного и социально-культурного назначения.
Регион станет более комфортным для проживания, а значит и более привлекательным для переселения и осуществления предпринимательской деятельности.
По итогам реализации мероприятий Концепции демографической политики предполагается к 2020 году:
- увеличение коэффициента рождаемости на территории Магаданской области (на 1 тыс. населения) в 2014 году - 12,7; в 2015 году- 12,8; в 2016 году - 13,0; в 2017 году - 13,1; в 2018 году - 13,3; в 2019 году - 13,4; в 2020 году - 13,5;
доведение показателя суммарного коэффициента рождаемости до уровня среднероссийского показателя;
- снижение общей смертности населения (человек на 1000 населения) в 2014 году - 12,5; в 2015 году - 12,5; в 2016 году - 12,3; в 2017 году - 12,1; в 2018 году - 11,8; в 2019 году - 11,6; в 2020 году - 11,4;
- увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни населения в 2014 году - 67,4; в 2015 году - 67,9; в 2016 году - 69,9; в 2017 году - 72,0; в 2018 году - 74,0; в 2019 году - 74,2; в 2020 году - 74,5;
- снижение уровня младенческой смертности (на 1 000 родившихся живыми) в 2014 году - 8,1; в 2015 году - 8,0; в 2016 году - 7,8; в 2017 году - 7,5; в 2018 году - 7,5; в 2019 году - 7,4; в 2020 году - 7,2;
- увеличение объемов привлечения на постоянное место жительства в Магаданскую область соотечественников, проживающих за рубежом, в 2014 году - 15 семей, в 2015 году - 30 семей и в 2020 году - до 300 семей;
- доля врачей, имеющих квалификационные категории, в 2014 году - 71,0%; в 2015 году - 71,5%; в 2016 году - 76,1%; к 2020 году до 87,0%.
VII. Источники финансирования мероприятий Концепции демографической политики Магаданской области на 2014 - 2020 годы
Для решения задач Концепции демографической политики Магаданской области на период до 2020 года предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.