Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Северо-Эвенского муниципального округа
Магаданской области
от 26.05.2023 г. N 312-па
Положение о добровольной народной дружине в муниципальном образовании "Северо-Эвенский муниципальный округ Магаданской области"
Настоящее Положение устанавливает правовые основы и принципы деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка (далее - ДНД) в Северо-Эвенском городском округе, определяет организационную структуру и систему управления ДНД, а также обязанности, права и ответственность народных дружинников, гарантии их правовой и социальной защиты.
1. Общие положения
ДНД - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полиции), далее по тексту Отделением МВД Российской Федерации по Северо-Эвенскому району и иным правоохранительным органам, органами государственной власти и органам местного самоуправления.
ДНД состоят из жителей, проживающих на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области и работников организаций (учреждений, предприятий) всех форм собственности расположенных на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, вступающих в состав ДНД в установленном порядке.
Действия ДНД по охране общественного порядка не распространяется на правонарушения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельностями.
2. Правовая основа и принципы деятельности ДНД
Правовую основу деятельности ДНД составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Магаданской области, муниципальные нормативные правовые акты. Деятельность ДНД основывается на принципах:
1) добровольности;
2) законности;
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств, всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с Отделением МВД Российской Федерации по Северо-Эвенскому району, иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий полиции иных правоохранительных органов, государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка
3.1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников полиции или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством РФ к исключительной компетенции этих органов.
3.2. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
4. Реестр народных дружин
4.1. ДНД подлежит включению в региональный реестр.
4.2. Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), по месту создания народной дружины.
4.3. Внесение в региональный реестр народной дружины осуществляется при представлении следующих документов:
1) заявление о внесении народной дружины в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом;
2) положение о народной дружине.
4.4. Порядок формирования и ведения регионального реестра определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Основные задачи, формы и методы работы ДНД
5.1. Основными задачами ДНД на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области является:
1) содействие полиции и иным правоохранительным органам, органам местного самоуправления в их деятельности по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод человека и гражданина, а также по охране окружающей среды;
2) проведение профилактической воспитательной работы с неблагополучными семьями, с лицами, склонными к совершению правонарушений;
3) участие в работе по предупреждению безопасности и правонарушений среди несовершеннолетних;
4) распространение правовых знаний;
5) разъяснение норм и правил поведения в общественных местах;
6) участие в профилактической работе по обеспечению безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
7) выявление лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и (или) вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность, а также склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или алкоголя;
8) выполнение задач при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера;
9) участие в проведении мероприятий по охране и защите природных ресурсов, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства;
5.2. Основные формы участия граждан в охране общественного порядка.
Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным или коллективным.
Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
1) информирование полиции и иных правоохранительных органов о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;
2) оказание содействия полиции в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений и детской безнадзорности;
3) непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
4) участие в мероприятиях по пропаганде и распространению правовых знаний, правовом воспитании населения;
5) обращение с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в полицию, в иные правоохранительные органы, органы исполнительной власти Магаданской области и администрацию Северо-Эвенского городского округа;
6) участие по приглашению полиции, органов исполнительной власти Магаданской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Магаданской области в работе их координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов;
7) осуществление внештатного сотрудничества граждан с полицией;
8) оказание иной помощи полиции, иным правоохранительным органам, органам исполнительной власти Магаданской области и Северо-Эвенского городского округа в формах, не запрещенных действующим законодательством.
Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме членства или участия в деятельности общественных объединений и организаций, уставные цели которых предусматривают оказание содействия полиции иным правоохранительным органам, органам исполнительной власти Магаданской области, Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области в охране общественного порядка.
Общественные объединения и организации, уставные цели которых предусматривают оказание содействия полиции и иным правоохранительным органам, органам исполнительной власти Магаданской области, администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области в охране общественного порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Взаимодействие ДНД с полицией и иными правоохранительными органами
6.1. Планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с администрацией Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.
6.2. Порядок взаимодействия народных дружин с полицией и иными правоохранительными органами определяется совместным решением народных дружин, администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных правоохранительных органов.
7. Порядок создания и деятельности народных дружин
7.1. Народная дружина создается по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением администрации Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
7.2. Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области.
7.3. Народная дружина участвует в охране общественного порядка только после внесения в региональный реестр, сведений о создании народной дружины.
7.4. Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие полиции и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
7.5. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".
7.6. Администрация Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Магаданской области и муниципальными нормативными правовыми актами, создают условия для деятельности народных дружин.
8. Руководство деятельностью ДНД
Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин по согласованию с администрацией Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
9. Порядок приема в ДНД и исключение из ее состава
9.1. В ДНД принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, проживающие на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области или работающие в организациях (учреждениях, предприятиях) расположенных на территории Северо-Эвенского муниципального округа Магаданской области, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
9.2. В ДНД не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные
административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
9.3. Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:
1) на основании личного заявления народного дружинника;
2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 9.2 настоящего пункта;
3) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
При отчислении из состава ДНД народный дружинник обязан сдать удостоверение народного дружинника, а также имущество, полученное им в пользование в связи с работой в ДНД. Возмещение стоимости утраченного или невозвращенного имущества производится в порядке, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
10. Подготовка народных дружинников
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
11. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников
11.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также использовать отличительную символику народного дружинника.
11.2. Запрещается использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
12. Права народного дружинникам
12.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка";
5) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", другими федеральными законами.
12.2. Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
13. Обязанности народного дружинника
13.1. Народный дружинник, принимая участие в обеспечении общественного порядка, обязан:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов
в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
13.2. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
14. Общие условия и пределы применения народным дружинником физической силы
14.1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.