Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Магаданской области
от 7 мая 2015 г. N 296-пп)
1. Введение
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Каждый ребенок имеет право на развитие и обучение в среде сверстников. Индивидуальные особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются не как его недостатки, а как барьеры и ресурсы на пути к успешной социализации, овладению сформировавшимися в современном обществе формами деятельности, теми или иными знаниями и компетенциями.
Основной целью организации инклюзивного образования в Магаданской области является развитие системы общего образования в направлении, обеспечивающем получение доступного и качественного образования всеми детьми для их успешного развития и социализации вне зависимости от их различий и без дискриминации по любым основаниям в рамках единого образовательного пространства.
Необходимость разработки Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года (далее - Концепция) обусловлена изменением ценностной ориентации мирового сообщества в сторону признания абсолютной ценности каждого члена общества и максимальное использование возможностей каждого вне зависимости от его индивидуальных особенностей и ограничений.
Концепция учитывает положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", постановления администрации Магаданской области от 20 декабря 2012 г. N 979-па "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Магаданской области на 2012 - 2017 годы".
2. Основные понятия Концепции
Адаптация социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям.
Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) - дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.
Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).
Особые образовательные потребности (ООП) - установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.
Специальные условия получения образования - совокупность специальных образовательных программ и методов развития и обучения, условий, отвечающих потребностям обучающихся с ОВЗ, включая учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогических, медицинских, социальных и иных услуг, необходимых обучающимся/воспитанникам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.
Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение - это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям- инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.
Реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.
Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.
Социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями речи; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе слепоглухотой.
3. Анализ современного состояния инклюзивного образования в Магаданской области
На начало 2015 года в Магаданской области зарегистрировано 511 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, из них более 70% получают образовательные услуги в образовательных организациях Магаданской области. Динамика количества детей-инвалидов в течение ряда лет остается стабильной.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в группах муниципальных дошкольных образовательных организаций компенсирующего и комбинированного вида, а также в дошкольном подразделении Магаданского областного государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) школа VIII вида N 19", в котором функционируют группы для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе, со сложной структурой дефекта и сочетанными (комбинированными) расстройствами, с нарушением слуха, с умственной отсталостью.
Дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста обучаются:
1) в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, с интеллектуальными нарушениями, соответствующими умеренной и тяжелой степени умственной отсталости, дети со сложной структурой дефекта и сочетанными нарушениями развития;
2) в классах общеобразовательных организаций, предназначенных для обучения детей по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с задержкой развития, легкими когнитивными расстройствами, умственной отсталостью;
3) в общеобразовательных организациях в составе общеобразовательных классов по адаптивным основным общеобразовательным программам (для детей с задержкой развития и умственной отсталостью);
4) в режиме надомного (индивидуального) обучения в общеобразовательных организациях (дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие медицинские показания).
В образовательных организациях дополнительного образования детей Магаданской области охват детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов составляет около 20%.
В настоящее время на территории Магаданской области не определены инклюзивные образовательные организации (дошкольные и общеобразовательные школы), в которых будет осуществляться инклюзивная практика.
Не определены региональные организации и органы, призванные определять направления развития инклюзивного образования в регионе, такие, как ресурсные центры по развитию инклюзивного образования и советы по развитию инклюзивного образования.
Имеется существенный дефицит педагогических кадров, способных осуществлять инклюзивный процесс. Это касается, прежде всего, таких специалистов, как профильные педагоги-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги). В муниципальных образованиях региона отмечается недостаток в учителях-логопедах, педагогах-психологах, социальных педагогах.
Современные тенденции образовательной политики прямо или опосредованно влияют на развитие инклюзивного образования:
- введение новых стандартов образования, делающих акцент на формировании социальных компетенций;
- новый подход к оценке качества образования;
- новые экономические условия функционирования образовательных организаций.
Инклюзия должна стать направлением изменений всей системы современного образования.
4. Цель, задачи и принципы Концепции
Стратегической целью Концепции является:
- создание целостной, эффективно действующей системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения инклюзивной формы обучения, направленной на их полноценное развитие и самореализацию;
- определение приоритетов государственной политики Магаданской области в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с ограниченными возможностями здоровья, основанной на принципах гуманизма и свободного выбора.
Задачи Концепции:
- совершенствование нормативно-правового, научно-методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивной формы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом региональных особенностей;
- создание системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка;
- изменение содержания школьного образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех участников образовательного процесса;
- внедрение новых образовательных стандартов, программ, инновационных образовательных технологий, моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте инклюзивного подхода;
- формирование образовательно-развивающей среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;
- участие в развитии региональной сети социальных и образовательных учреждений, деятельность которых основывается на принципах инклюзивного образования;
- создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования в Магаданской области;
- обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих (инклюзивное) обучение и воспитание;
- учет и развитие системы прогнозирования специальных потребностей образовательных организаций с целью развития инклюзивной формы образования;
- обеспечение образовательной и социальной поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- привлечение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности;
- создание условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в контексте инклюзивного образования;
- обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на внедрение инклюзивной формы образования;
- обеспечение вовлеченности органов местного самоуправления в процесс организации инклюзивной формы образования в Магаданской области;
- информирование общества и формирование толерантного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- защита прав и интересов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие сотрудничества с зарубежными организациями и партнерами с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики перехода к инклюзивной форме образования.
Принципы реализации Концепции:
- признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;
- обеспечение равных прав и равных возможностей доступа к образованию;
- всеобщность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
- научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы);
- системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное образование - общее среднее образование);
- вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов);
- индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода);
- учет способностей (таланта и одаренности) детей с ограниченными возможностями здоровья при организации процесса обучения;
- социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе);
- межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья).
5. Направления работы по организации инклюзивного образования
Направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса являются:
- научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;
- психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса (дети, родители, педагоги, тьюторы);
- проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;
- разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;
- моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;
- разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;
- разработка региональной программы обеспечения условий доступности получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства в вариативных формах;
- межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
- развитие социального партнерства с отечественными и зарубежными организациями с целью изучения опыта и практики перехода на инклюзивную форму обучения;
- информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;
- адаптация учебного процесса к особым потребностям студентов-инвалидов (безбарьерность при передвижении, восприятии информации, развитие форм дистанционного обучения и др.);
- привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов;
- работа с семьями абитуриентов-инвалидов и студентов-инвалидов по организации учебного процесса, позволяющего добиться наибольшей результативности.
6. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инклюзивного образования
Инклюзивный подход в области научно-методического обеспечения признает тот факт, что, хотя каждый учащийся и имеет различные возможности и потребности, но каждый должен извлекать пользу из базового общеприемлемого уровня качественного образования.
Такой подход может быть обеспечен за счет:
- адаптированных образовательных программ, учитывающих особенности и возможности учащихся с ОВЗ;
- варьирования времени, которое учащиеся уделяют отдельным предметам;
- предоставления учителям большей свободы в выборе методов своей работы;
- увеличения объема времени для внутриклассной работы под руководством учителя или тьютора;
- составления индивидуальных образовательных маршрутов и программ для комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ;
- разработки методических рекомендаций, методических пособий по психолого-педагогическим особенностям организации обучения, комплексной реабилитации, созданию предпосылок для социализации детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзии;
- разработки новых подходов и критериев аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной формы образования;
- обеспечения общеобразовательных организаций с инклюзивным и интегрированным обучением специальными учебниками и наглядно-дидактическими материалами с учетом контингентов учащихся с особыми образовательными потребностями;
- создания дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи);
- реализации коррекционно-развивающей составляющей личностно ориентированного учебного плана в условиях инклюзивного обучения, направленной на решение специфических задач, обусловленных особенностями психофизического развития учащихся, путем осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
- воздействия в системе коррекционных кабинетов на основе составленных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ;
- воздействия в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии, спортивные секции, кружки прикладного творчества);
- внедрения индивидуальных программ развития учащихся;
- повышения психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива и коллектива родителей;
- вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс;
- создание психотерапевтической безбарьерной среды для детей с ОВЗ через объединение коррекционно-образовательных и воспитательных задач.
Структура и содержание программ коррекционной работы в процессе инклюзивного образования
Программа коррекционной работы с детьми-субъектами инклюзивного образовательного процесса включает в себя 5 модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль составляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.
Коррекционно-развивающий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Социально-педагогический модуль нацелен на организацию социально-педагогической и воспитательно-просветительской помощи детям и их родителям, повышение уровня профессионального образования педагогов.
7. Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для инклюзивного образования
Важным условием эффективности инклюзивного образования является профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим перечень мероприятий по модернизации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для инклюзивного образования должен включать:
- подготовку педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения обмена опытом, действиями, ценностями, смыслами со своими учениками, осуществляющих специальную деятельность по инкультурации детей и взрослых;
- подготовку предложений для включения в программы педагогических вузов специальных курсов, направленных на подготовку будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования;
- изменение в содержании стандартов дополнительной квалификации "Преподаватель" (для бакалавров), "Преподаватель высшей школы" (для магистрантов и аспирантов) с целью подготовки преподавателей к работе с учащимися и студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, и студентами-инвалидами;
- специальную подготовку тьюторов, консультантов районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций и т.д. по вопросам образования и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- создание лабораторий в педагогических институтах, занимающихся изучением проблем инклюзивного образования и его научно-практического сопровождения;
- использование информационно-методического ресурса, кадрового потенциала общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы, медико-психолого- педагогических комиссий с целью оптимизации процесса подготовки будущих педагогов и его практической ориентированности;
- организацию и проведение переподготовки и курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава профессиональных образовательных учреждений по овладению специальными технологиями обучения студентов-инвалидов.
8. Механизм реализации Концепции
С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования государственным органам в соответствующих сферах необходимо реализовать комплекс мер, предусматривающих переход на принципы инклюзивного образования.
В сфере образования:
Принятие дополнительных правовых и организационных мер, обеспечивающих реализацию права на инклюзивную форму обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
- создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ОВЗ и здоровых детей в образовательных организациях общего назначения наряду с сохранением и развитием общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;
- обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях начиная с дошкольного возраста, в школах и далее - в организациях среднего и высшего профессионального образования;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию принципов и норм инклюзивного образования;
- создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивной формы обучения, в функции которых входит: методическое сопровождение; координация взаимодействия образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня; апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий; планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;
- содействие в организации подготовки всех участников образовательного процесса: администраторов, педагогов и других сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ;
- формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании для детей с ОВЗ через проведение постоянных информационных кампаний;
- вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников;
- обеспечение участия в обучении и воспитании лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях общего назначения учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь;
- обеспечение библиотек общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивную форму обучения, специальными учебниками, предназначенными обучающимся с различными сенсорными и интеллектуальными ограничениями;
- организация и проведение родительского всеобуча для семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, включая обучение родителей методам воспитания, обучения и реабилитации детей.
В сфере здравоохранения:
- внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождению детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие системы раннего выявления стойкого нарушения функций организма детей;
- внедрение практических разработок и выполнение индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка;
- развитие системы предоставления образовательных, медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей.
В сфере социальной защиты и социального обслуживания:
- развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с особыми нуждами;
- подготовка социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс;
- разработка законодательных и нормативных правовых актов, направленных на обучение специалистов, занятых в сфере инклюзивного образования, мерам государственной поддержки детей и подростков с ОВЗ в процессе получения ими образования и социальной защиты.
В сфере печати и массовых коммуникаций:
- создание еженедельных передач по радио, телевидению, публикации статей, открытие рубрик в печати, формирующих в обществе позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, пропагандирующих идеи содействия получения ими образования и их социальной интеграции;
- создание детских программ, демонстрируемых на региональном телевидении с субтитрированием, сурдопереводом, тифлокомментированием.
9. Этапы реализации Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществить в три этапа.
На первом этапе предусматривается:
- проведение мониторингов с целью изучения текущей ситуации в системе образования, объективной оценки возможностей по переходу на инклюзивное образование и объемов потребности в ресурсах;
- гармонизация нормативных рамок, регламентирующих инклюзивное образование, разработка и принятие нормативных актов, обеспечивающих правовую основу инклюзивного образования;
- внедрение учебных курсов и дисциплин, предусматривающих подготовку специалистов по инклюзивному образованию, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями;
- разработка новых видов и методов государственной поддержки деятельности медицинских, социальных и образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование;
- координация взаимодействия между государственными и негосударственными структурами, оказывающими услуги инклюзивного образования;
- разработка алгоритма набора детей на инклюзивную форму обучения;
- создание безбарьерной доступной среды жизнедеятельности, включая физическую и психологическую составляющие;
- работа с родителями и общественностью для психологической подготовки к реализации инклюзивного образования;
- использование ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений, создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.
На втором этапе предусматривается:
- создание в образовательных организациях общего типа условий, необходимых для реализации инклюзивного образования;
- обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных организаций на инклюзивное образование;
- введение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей, включенных в общеобразовательный процесс;
- реализация программ по подготовке педагогических кадров, работа с родителями, общественностью;
- разработка и внедрение социальных программ, обеспечивающих интеграцию лиц с особыми нуждами в общество, включая создание для них рабочих мест, адаптацию к их нуждам мест и зданий общественного пользования (театры, клубы, библиотеки, места общественного питания, транспорт и др.).
На третьем этапе предусматривается:
- создание региональной модели (системы) включения лиц с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс;
- обеспечение перехода большинства общеобразовательных организаций на инклюзивное образование;
- реализация прав детей и молодежи с ограниченными возможностями жить и воспитываться в семье, получать качественное образование, иметь доступ к информационным, коммуникационным и в целом жизненным ресурсам;
- обобщение и популяризация опыта организации инклюзивного образования в различных его формах.
10. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация региональной Концепции инклюзивного образования будет способствовать:
- гуманизации общества за счет включения и принятия как равноправных граждан лиц с ОВЗ на всех уровнях социального взаимодействия;
- обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию, независимо от состояния здоровья, места их проживания;
- совершенствованию нормативно-правовых основ инклюзивной формы образования в Магаданской области;
- обеспечению достаточного объема финансирования для внедрения инклюзивной формы образования;
- изменению образовательной парадигмы, совершенствованию образовательного процесса путем учета современных достижений науки и практики;
- обеспечению максимального развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ на разных возрастных этапах в различных образовательных системах;
- развитию системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения всех участников процесса инклюзивного образования;
- обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных организаций разных типов, независимо от форм собственности и подчинения, в соответствии с потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- подготовке достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения и созданию системы повышения их профессионального мастерства.
Концепция является открытой и может быть уточнена в случае изменения законодательства в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
11. Заключение
Инклюзивное образование (совместное развитие, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без таких ограничений) должно стать "точкой кристаллизации" многих инновационных процессов в образовании, которые будут способствовать кардинальным изменениям и переориентации целей деятельности образования в целом.
Развитие инклюзивного образования является частью необходимых изменений по созданию инклюзивного общества. В целом все изменения, предлагаемые Концепцией, можно рассматривать как необходимые изменения по трем направлениям.
Ценностные изменения:
- изменение философии образования: от "образования для образования" к "образованию для развития";
- преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ограниченными возможностями здоровья посредством формирования толерантного отношения общества к ним;
- формирование сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех участников, в котором ценность каждого является основой общих достижений;
- реализация конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное качественное образование в соответствии с их психофизическими особенностями;
- расширение возможности для полноценной социализации и самореализации, повышение качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организационные изменения:
- разработка регионального пакета документов нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования в Магаданской области;
- создание службы ранней помощи с целью выявления нарушений и проведения необходимого психолого-медико-педагогического сопровождения, организации коррекционной и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста с момента их выявления;
- возможность получения инклюзивного образования, максимально приближенного к месту жительства;
- соответствующая подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, способных осуществлять инклюзивный процесс;
- обеспечение преемственности между образовательными организациями различных ступеней образования, создание системы образовательных осей отдельных муниципальных образований региона;
- обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение и воспитание;
- создание организационных условий для развития инклюзивных практик в каждой образовательной организации (междисциплинарная служба сопровождения, создание "безбарьерной" среды, оснащение специальным оборудованием и учебными средствами);
- создание разноуровневой системы ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования (материально-техническому и методическому), в том числе использование потенциала общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и придание им функций ресурсных и методических центров;
- обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса с разработкой и применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов;
- создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
- формирование готовности родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывать помощь ребенку и коллективу образовательной организации;
- введение дисциплин, необходимых для овладения инклюзивными технологиями обучения, в качестве обязательных, в учреждениях высшего образования на факультетах и кафедрах, готовящих педагогических работников (логопедов, дефектологов, психологов и социальных педагогов).
Содержательные изменения:
- разработка методологии инклюзивного образования;
- разработка и внедрение учебно-методических комплектов с применением дифференцированного и разноуровневого подходов в условиях единого образовательного пространства;
- разработка и внедрение в инклюзивную практику образовательных технологий, в том числе инновационных, и методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в разнородной образовательной среде (группе, классе);
- разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях инклюзивного образования;
- изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды);
- внесение изменений в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров образовательной организации;
- разработка научно-методического обеспечения;
- определение факторов, затрудняющих внедрение инклюзии в образование;
- определение показателей успеха инклюзивного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.