Закон Магаданской области
от 12 апреля 2004 г. N 444-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Развитие образования в Магаданской области"
на 2004-2007 годы"
21 февраля, 25 октября 2005 г., 19 мая, 22 декабря 2006 г., 18 июня 2007 г.
Принят Магаданской областной Думой 26 марта 2004 г.
Губернатор Магаданской области |
Н.Н. Дудов |
N 444-ОЗ
12 апреля 2004 г.
г.Магадан
Областная целевая программа
"Развитие образования в Магаданской области"
на 2004-2007 годы"
(утв. Законом Магаданской области от 12 апреля 2004 г. N 444-ОЗ)
21 февраля, 25 октября 2005 г., 19 мая, 22 декабря 2006 г., 18 июня 2007 г.
Законом Магаданской области от 18 июня 2007 г. N 872-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Развитие образования в Магаданской области" на 2004-2007 годы
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Развитие образования в Магаданской области" на 2004-2007 годы |
Основание для разработки Программы |
- распоряжение губернатора Магаданской области от 10 мая 2001 года N 162-р |
Государственный заказчик Программы |
- администрация Магаданской области |
Разработчики Программы |
- департамент образования администрации области; Северный международный университет; Магаданский филиал Московской государственной юридической академии; Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения Российской академии наук; управление профессионального образования администрации области; Магаданский политехникум; Магаданский сельскохозяйственный техникум; управление культуры администрации области; управление здравоохранения администрации области; Магаданский областной комитет государственной статистики |
Цель Программы |
- обеспечение адаптации системы образования к изменяющимся социально-экономическим условиям региона и опережающего ее развития с созданием условий для поэтапного перехода к новому уровню образования |
Задачи Программы |
- обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности Магаданской области; укрепление взаимосвязей образования, науки, производства, культуры, здравоохранения; усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда; сохранение и расширение общедоступной системы общего и дополнительного образования; совершенствование нормативно-правовой базы системы образования Магаданской области; улучшение экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими, информационными и иными ресурсами; совершенствование социальной защиты работников системы образования и обучающихся; подготовка кадров для системы образования |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2004-2007 годы. Первый этап - 2004 год: мониторинг исполнения законодательной базы, отражающей и затрагивающей интересы системы образования, с последующей корректировкой ранее принятых программ и планов, совершенствование нормативно-правовой базы системы образования Магаданской области; разработка областных дифференцированных нормативов финансирования системы образования. Второй этап - 2005-2007 годы: оптимизация системы образования; совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий |
Основные направления Программы |
- совершенствование и развитие системы управления образованием; реализация, совершенствование и развитие нормативно-правовой базы системы образования Магаданской области; оптимизация системы образования Магаданской области; восстановление воспитательной функции семьи и развитие воспитательных функций образовательных учреждений |
Объемы и источники финансирования Программы |
- на 2004 - 2007 годы - 81167,0 тысяч рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 100,0 тысяч рублей; - средства областного бюджета (в объеме средств, направляемых из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий) - 38100,0 тысяч рублей; - средства областного бюджета - 27247,0 тысяч рублей; - средства бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - также бюджет ВФОЭЗ) - 14016,0 тысяч рублей; - средства местных бюджетов (по согласованию) - 1704,0 тысячи рублей |
Ожидаемые результаты Программы |
- достижение финансовой устойчивости системы образования Магаданской области; создание рыночных механизмов адаптации системы образования Магаданской области; эффективная деятельность системы образования Магаданской области и рациональное использование ее финансовых, материальных и кадровых ресурсов; создание условий для исполнения органами власти положений Программы; сопряженность подпрограмм развития образования как составных частей Программы |
Исполнители Программы |
- департамент образования администрации Магаданской области; управление культуры администрации Магаданской области; департамент здравоохранения администрации Магаданской области; комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; муниципальные органы управления образованием; средние профессиональные учебные заведения |
Контроль за исполнением Программы |
- контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется в соответствии с Законом Магаданской области "Об областных программах". |
Введение
Многолетняя и трудная дискуссия о путях модернизации национальной системы образования России завершилась. Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ утверждена Федеральная программа развития образования. Программа является основой государственной политики Российской Федерации в области образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации, конкретизируемые в соответствующих региональных программах.
Областная целевая программа "Развитие образования в Магаданской области" на 2004-2007 годы разработана в соответствии с распоряжением губернатора Магаданской области от 10 мая 2001 года N 162-р. Программа развивает основные цели и задачи Федеральной программы в условиях конкретной экономической, социальной, демографической и этнокультурной обстановки с учетом специфики области как северного региона и особенностей функционирования регионального рынка труда. Программа направлена на решение проблем и задач образования, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации.
Образовательная система территории - это целостная организованная система с сильными вертикальными связями и горизонтальными отношениями между ее элементами - образовательными учреждениями. Правовое положение образования как системы выступает в качестве методологии настоящей Программы для наиболее эффективного решения задач развития образования в условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов, выделяемых из федерального и местных бюджетов.
Развитие образования происходит в сложной обстановке, обусловленной влиянием ряда дестабилизирующих факторов: неполнотой и систематическим неисполнением нормативных правовых актов в области образования, социальной и экономической нестабильностью, острым дефицитом финансовых средств. В этих условиях чрезвычайно важно обеспечить реализацию главных социальных функций образования: повышение образовательного уровня населения и подготовку квалифицированных кадров для нужд территории. Необходимо выделить и решить приоритетные проблемы, связанные с модернизацией материальной базы образовательных учреждений, повышением "качества" преподавательских коллективов, оплатой их труда и пенсионного обеспечения, иными словами, с обеспечением адаптации образовательной системы к новым информационным технологиям и требованиям специфического рынка труда в Магаданской области.
1. Состояние и основные проблемы развития системы
образования в Магаданской области
1.1. Социально-экономическая обстановка
Современное социально-экономическое состояние Магаданской области характеризуется определенными положительными тенденциями, но в целом остается напряженным.
Наличествует диспропорция в развитии отраслей материального производства и нематериальной сферы, по-прежнему остается отрицательным внешнеторговый баланс.
Сохраняются значительные трудности в формировании доходной части консолидированного бюджета.
Наметившаяся в последние годы стабилизация социально-экономической обстановки, экономический рост в базисных отраслях, определенное оздоровление бюджетно-финансовой системы территории пока не изменили тенденцию уменьшения численности населения, трудовых ресурсов и их качества. За прошедшие годы в области почти наполовину уменьшилось число населенных пунктов. Главным образом этот процесс затронул районы области. Функционирование в Магаданской области Особой экономической зоны, стимулирующей развитие ее экономики, еще не привело к ощутимому росту материального достатка основной части населения. Это влияет на сохранение достаточно высокого внешнего сальдо миграции, и в перспективе его прогнозируемая величина будет варьировать в пределах от 4 до 6 тысяч человек в год.
По данным исследований, проведенных СВКНИИ ДВО РАН, в предстоящие 15 лет численность населения к концу периода стабилизируется в интервале 190-220 тысяч человек, величина трудовых ресурсов - 120-130 тысяч человек, а число занятых в народном хозяйстве составит 100-110 тысяч человек. Потребность в кадрах будет изменяться в пределах 18-20 тысяч человек. Приведенные оценки весьма вероятны при сохранении благоприятных условий развития экономики, позитивных изменений в миграции и естественном движении населения.
Максимальная потребность в специалистах будет иметь место на этапе 2004-2005 гг., затем она начнет постепенно снижаться вследствие процессов в развивающейся экономике. Произойдет увеличение числа специалистов, занятых в сфере материального производства, и сокращение числа работающих в непроизводственной сфере.
Очевидно, что в предстоящий период хозяйственных преобразований в регионе возрастающие количественные и качественные ожидания экономики в кадровом обеспечении будут решаться за счет переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов и безработных, восстановления договорной системы подготовки дефицитных кадров с гарантией последующего трудоустройства. Одновременно повысится потребность в подготовке специалистов из репродуцированной части населения области, поскольку привлечение трудовых ресурсов из центральных районов страны в настоящее время экономически нецелесообразно.
Решение каждой проблемы потребует концентрации использования капиталов (финансовых ресурсов) в экономике и социальной сфере, участия науки, совершенствования и корректирования нормативно-правовой базы и управления, но, прежде всего, - подготовки необходимых кадров и развития образовательной системы.
Законом Магаданской области от 21 февраля 2005 г. N 567-ОЗ в подпункт 1.2 Программы внесены изменения
1.2. Краткая характеристика уровней системы образования
К 2001 году в Магаданской области были созданы условия для формирования адаптивной системы образования. Эти условия явились следствием региональной политики в образовании, следующей за внешними показателями развития ситуации, и соответствовали социально-экономическим, социокультурным, демографическим процессам, произошедшим в области в 1991-2000 годах. Опыт последних лет показал, что система образования приобрела системообразующее значение для области, поэтому выбор ориентиров для ее развития имеет большое значение.
Дошкольное образование. На 1 января 2003 года система образования определена 51 учреждением дошкольного образования: в области имеют статус центра развития ребенка 5 детских садов, 2 учреждения имеют статус федеральной экспериментальной площадки.
Можно констатировать стабилизацию показателей обеспечения детей дошкольным образованием. Сложившаяся в области система дошкольного образования носит вариативный характер.
Нынешнее состояние системы детских дошкольных учреждений предполагает определенные качественные изменения, в том числе с осуществлением экспериментальных подходов, позволяющих проанализировать реальное состояние ожиданий родителей.
Общее образование. На 1 января 2003 года система была представлена 84 общеобразовательными школами, в том числе 16 начальными школами, 8 основными, 52 полными средними, 4 вечерними (сменными) общеобразовательными школами, 4 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями.
Анализ состояния областной системы общего образования показал, что выполнены задачи по ее сохранению. Однако для области принципиальным становится опережающее относительно предыдущего этапа развитие системы общего образования.
Дополнительное образование детей. В систему дополнительного образования детей входит 21 учреждение: 10 центров дополнительного образования, 6 детско-юношеских спортивных школ, 1 Дворец детского творчества, 2 Дома детского творчества, авиационно-технический клуб, станция юных техников. Система дополнительного образования детей обеспечивает вариативный характер предоставляемых образовательных услуг по различным направлениям деятельности.
Начальное профессиональное образование. Система начального профессионального образования области включает в себя 10 профессиональных учебных заведений (шесть профессиональных училищ осуществляют реализацию программ начального профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; четыре профессиональных лицея), учебно-методический кабинет, Дом культуры "Юность", клуб физической подготовки "Форвард". Общее количество обучающихся по всем формам обучения ежегодно составляет 3,5-3,6 тысяч человек.
Подготовка работников квалифицированного труда осуществлялась по 98 профессиям начального профессионального образования и 11 специальностям среднего профессионального образования. В системе начального профессионального образования внесены коррективы в перечень профессий, введен новый государственный образовательный стандарт.
Среднее профессиональное образование. Система среднего профессионального образования области включает в себя 4 учебных заведения, входящих в государственный сектор образования. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей регионального рынка труда, однако управление этой системой традиционно ориентировано на федеральный уровень. Возрастание роли этого сектора образования в развитии региональных социально-экономических комплексов обусловливает усиление его ориентации на специфику кадровых потребностей Магаданского рынка труда.
Высшее профессиональное образование. На территории Магаданской области действуют Северный международный университет и 12 филиалов, представительств государственных и негосударственных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования. Следует отметить, что большинство филиалов и представительств не работают на конкретные потребности области, осуществляя подготовку по наиболее популярным специальностям. Приходится констатировать, что отсутствие межвузовских центров в целом негативно влияет на развитие системы высшего образования области.
Образование коренных малочисленных народов Севера. Нарабатывается опыт решения проблем образования коренных малочисленных народов Севера в школах Северо-Эвенского района, Ольского муниципального округа. С целью повышения уровня общеобразовательной подготовки детей из числа коренных народов Севера, подготовки кадров при Северном международном университете открыто подготовительное отделение и организован Центр малых народов Севера.
Дополнительное профессиональное образование. Его целевая направленность связана с повышением уровня образования и повышением профессиональной квалификации специалистов. Система дополнительного профессионального образования в настоящее время включает в себя факультет дополнительного профессионального образования при Северном международном университете, осуществляющий переподготовку специалистов в области психологии и логопедии по заказу организаций и личным запросам населения; получение второго высшего образования по педагогическим, инженерным и социально-экономическим специальностям на различных факультетах СМУ и других учебных заведениях, находящихся в г. Магадане; институт повышения квалификации педагогических кадров при департаменте образования администрации Магаданской области, осуществляющий переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; различные курсы при Департаменте государственной федеральной службы занятости по Магаданской области, осуществляющем подготовку и переподготовку временно неработающих граждан. Описанная выше система ориентирована на постоянное и последовательное приращение работниками профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства и личными запросами работников. Организация переподготовки и повышения квалификации, обучение новым профессиям в настоящее время является важным фактором поддержки жизнедеятельности различных категорий населения.
Образование взрослых. Целевое назначение данного направления обусловливается желанием взрослого человека обеспечить себя в соответствии с личными интересами и предпочтениями необходимыми знаниями, умениями и навыками. Также оно рассчитано на лиц, окончивших основную школу и прервавшим по каким-либо причинам обучение, которым предоставляется возможность получения образования (полного или профессионального) в вечерних сменных школах, профессионально-технических училищах или в системе профессиональной переподготовки кадров.
Педагогические кадры. В течение последних лет в области удалось сохранить достаточно высокий кадровый потенциал сферы образования. В образовательных учреждениях области работают 3484 педагога общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
В течение последних лет стабилизированы показатели обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами.
Управление образованием. Состояние управления образованием показывает, что эффективность его работы находится в прямой зависимости от накопленного опыта материально-технического обеспечения принятых решений и опыта управления процессом их реализации. В настоящее время накоплен опыт принятия решений по конкретным проблемам. Однако сама структура управления образованием представлена неравномерно. На областном уровне в системе общего образования она сложилась, а в системе профессионального образования она представлена департаментом профессионального образования администрации Магаданской области, которое не имеет полномочий для осуществления комплексного мониторинга этой системы.
1.3. Проблемы образования
Образование является в настоящее время не только социальной сферой, но и очень важной экономической отраслью, так как усиливается его роль в накоплении и развитии человеческого фактора. Несовершенство и неполнота нормативной базы на федеральном и областном уровнях являются одной из причин отсутствия действенных механизмов контроля за исполнением законодательства об образовании со стороны органов местного самоуправления, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения государственных гарантий в области образования.
Общей для всех уровней системы образования области является проблема неудовлетворительного финансирования, которая объединяет в себе и дефицит средств, поступающих из федерального бюджета, и отсутствие средств для обновления материально-технической базы образовательных учреждений, и низкую заработную плату педагогов. Неэффективность действующего бюджетного финансирования связана, в основном, с отсутствием нормативов финансирования как общего, так и профессионального образования.
Наблюдается общее снижение качества образования, которое в системе общего образования обусловлено, в частности, перегруженностью учебных программ и, как следствие, физиологическими перегрузками учащихся; в системе начального и среднего профессионального образования - разрывом связей с базовыми предприятиями или отсутствием возможностей к установлению подобных необходимых связей.
Дошкольное образование. Отток населения в центральные районы страны, падение уровня рождаемости, рост платы за содержание детей в детских садах, значительное, в течение последних лет, сокращение сети дошкольных образовательных учреждений привели к снижению охвата детского населения дошкольным образованием и увеличению количества детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Возникла необходимость организации новых форм работы с детьми, не охваченными дошкольным воспитанием. Тем более что следствием сложившейся ситуации является проблема "равного старта" в 1-м классе для детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные учреждения. Остается проблемой отсутствие стимулов у предприятий, организаций, потенциальных спонсоров для содержания дошкольных образовательных учреждений, что также относится к проблемам, требующим решения. Совершенствование нормативно-правовой базы в части введения определенных налоговых или других льгот для предприятий различных форм собственности может способствовать укреплению системы дошкольного образования.
Острой, требующей неотложных мер проблемой является ухудшение здоровья детей.
Общее образование. Отсутствие нормативов финансирования общего образования составляет общий блок проблем данного уровня образования. Стоит вопрос о недостаточной работе по привлечению общественности к организации поддержки и контроля образовательного процесса. Также остро стоит вопрос о восстановлении воспитательной функции школы, формировании ее воспитательного пространства, создании действующих воспитательных систем школ. Актуальной остается проблема наличия детей, находящихся вне системы образования.
Углубляется разрыв между содержанием школьного образования и требованиями, предъявляемыми вузами к абитуриентам.
Дополнительное образование детей. Недостаточное внимание к системе дополнительного образования детей привело в области к негативным последствиям. Почти наполовину сокращено количество учреждений дополнительного образования, уменьшены объемы услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом. В процессе становления на территории области находятся детские и юношеские организации. В области еще не сформирована система, обеспечивающая единство процессов обучения и воспитания, ранней профилактики правонарушений и преступности среди детей и подростков. Негативное влияние на формирование системы воспитательной работы оказывает ослабление воспитательного потенциала семьи, рост числа неблагополучных семей.
Специальное образование детей с ограниченными возможностями. На протяжении последних лет возрастает по отношению к общему числу обучающихся детей число учащихся и воспитанников, нуждающихся в психологопедагогической коррекции. В области отсутствуют учреждения или специальные коррекционные классы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми расстройствами речи и девиантным поведением. Вследствие этого они обучаются на дому или за пределами области.
Начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. В блок проблем этих уровней образования входят низкий престиж начального профессионального образования среди населения; разрыв традиционных связей учреждений начального и среднего профессионального образования с базовыми предприятиями или организациями, потенциальными партнерами; низкий уровень материально-технического оснащения, отсутствие условий для использования современных образовательных технологий; несоответствие содержания образования и структуры подготовки специалистов начального профессионального образования и среднего профессионального образования изменяющимся потребностям экономики и социальной сферы области.
Высшее профессиональное образование. Одной из основных проблем высшего образования является трудоустройство выпускников, одни из которых не имеют возможности, а другие не хотят работать в соответствии с полученной специальностью. Остается проблемой качество высшего образования, что связано с неудовлетворительной материально-технической базой вузов, низкой оплатой труда преподавателей, функционированием филиалов, как правило, не располагающих высококвалифицированными кадрами, но, в отличие от государственных вузов, имеющих средства на приобретение кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Образование коренных малочисленных народов Севера. Основными проблемами здесь являются угроза утраты культурной составляющей, языка, мастерства в традиционных видах деятельности, отсутствие специфичного образовательного пространства на всех уровнях образования у коренных народов.
Дополнительное профессиональное образование. Эффективное функционирование данной системы сдерживается отсутствием необходимого законодательного и нормативно-правового обеспечения как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Образование взрослых. Особого внимания заслуживает проблема образования лиц, находящихся в местах лишения свободы и исправительнотрудовых колониях.
Педагогические кадры. Специфичными становятся проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. Ежегодно значительным остается число вакансий учителей английского языка, русского языка, истории, химии. Остается проблемой обеспеченность кадрами сельских школ. Не решены полностью проблемы кадрового обеспечения интернатных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Они не укомплектованы в необходимом количестве логопедами, дефектологами, психологами, инструкторами по лечебной физкультуре.
В системе начального профессионального образования среди мастеров производственного обучения лишь 37 процентов имеют высшее образование, 50 процентов - среднее специальное, 13 процентов - начальное профессиональное образование и повышенный рабочий разряд, продолжают обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. На качестве профессионального образования, как и образования в целом, отрицательно сказывается низкий уровень оплаты труда в системе начального профессионального образования, отсутствие в области специалистов с высоким уровнем рабочей квалификации, достаточным опытом работы и наличием педагогического образования.
Стоит вопрос о системе повышения квалификации педагогических кадров дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального уровней образования.
Наиболее острой для высшей школы проблемой является финансовое обеспечение повышения удельного веса научно-педагогических работников, имеющих ученые степень и звание, повышения квалификации и переподготовки.
Управление образованием. Одной из проблем является поддержание и укрепление связей между различными уровнями управления образованием. Решение этой проблемы осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий, взаимодействия в осуществлении федеральных целевых и областных программ стабилизации и развития образования.
В системе управления отсутствуют информационное обеспечение, параметры и методики определения эффективности системы образования, независимые службы контроля, экспертизы и прогнозирования ее развития. Это снижает эффективность управления системой образования области.
Особые проблемы. Особую остроту приобрела проблема социального сиротства. В области постоянно растет количество детей, остающихся по различным причинам без попечения родителей, выявленных и поставленных на учет в органах управления образованием, опеки и попечительства. Существует проблема внедрения новых форм устройства детей-сирот: приемная и патронатная семьи.
Таким образом, существующий комплекс проблем свидетельствует о необходимости создания, в первую очередь, эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования различных ресурсов. Система образования должна работать на опережение для достижения в последующие периоды состояния адаптивности. Понятия адаптации и опережения становятся главными в области образования.
2. Концептуальные основания, цели и задачи программы
Федеральное законодательство, определяющее стратегию образовательной политики Российской Федерации, а также специфика условий социально-экономической жизнедеятельности Магаданской области, нарастание негативных процессов социально-демографического характера, дефицита средств, необходимых областной системе образования для нормального функционирования и, тем более, для дальнейшего ее развития, а также другие сопутствующие процессы, описанные в части 1 данной Программы, обусловили концептуальное обоснование целеполагания, выбор приоритетных направлений и инструментария для достижения цели Программы.
Высокая чувствительность областной системы образования к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям не оставляет иной альтернативы, как выбор адаптивной образовательной системы, то есть способной адекватно и гибко реагировать на различные изменения (демографические, структурные, административно-территориальные, финансово-экономические, ресурсные, технологические и т.д.), быть готовой к постоянной ротации кадров, перманентной реструктуризации отдельных звеньев системы или даже системы в целом.
Вместе с тем, концептуальным принципом Программы должна быть ориентация на опережающее развитие системы, потому что именно постоянно создаваемый "запас прочности" позволит областной системе образования не только не разрушиться под бременем деструктивных процессов (такая опасность в настоящее время имеется), но и сохранять требуемое Национальной доктриной образования, программами и законодательными актами качество образования, осуществлять модернизацию образования в соответствии с требованиями федерального законодательства. Опережающее развитие и поддержка адаптивности системы требуют изменения и совершенствования нормативно-правовой базы образования и источников его финансирования. Исходные концептуальные принципы позволили сформулировать цели и задачи следующим образом.
Цель Программы - обеспечение адаптации системы образования к изменяющимся социально-экономическим условиям Магаданской области и опережающего развития, способствующего повышению качества образования, сохранению, развитию и эффективному использованию научно-педагогического потенциала области, созданию условий для поэтапного перехода к новому уровню образования.
Задачи Программы:
1. Обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности Магаданской области.
2. Укрепление взаимосвязей образования, науки, производства, культуры, здравоохранения.
3. Усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда.
4. Сохранение и расширение общедоступной системы общего и дополнительного образования.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы областной системы образования.
6. Улучшение экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими, информационными и иными ресурсами.
7. Совершенствование социальной защиты работников системы образования и обучающихся.
8. Подготовка кадров для системы образования.
3. Перспективы развития образовательной системы
3.1. Социальный заказ
Социальный заказ системе образования Магаданской области формируется из следующих составляющих: заказ государства, семьи, общественности (различных внегосударственных образований), предпринимателей.
Проведенные социологические исследования социальных заказов семьи и личности как в значительной степени определяющих адаптивный характер и опережающее развитие системы образования области свидетельствуют о следующем.
Констатируется низкий спрос на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Популярность рабочих специальностей невелика, большинство семей ориентированы на систему высшего профессионального образования. Ориентированность на систему начального и среднего профессионального образования сохраняется у немногочисленной группы семей, где доходы не позволяют обеспечить содержание детей в период обучения в вузе и есть необходимость получения профессионального образования в короткие сроки.
В связи с этим немаловажное значение приобретает создание системы целенаправленной профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с потребностями социально-экономического развития области. Одним из направлений этой работы является ориентирование выпускников школ в соответствии с их физическими, интеллектуальными, образовательными и материальными возможностями на востребованные в Магаданской области рабочие профессии, что может обеспечить им возможность будущей профессиональной самореализации, стабильность уровня материальной обеспеченности.
Абсолютное большинство выпускников школ Магаданской области ориентировано на систему высшего образования - в равных долях на имеющуюся в самой Магаданской области и в центральных районах страны.
Наиболее популярными профессиональными направлениями по-прежнему остаются специальности финансово-экономического, юридического профилей, а также специальности, связанные с компьютерными сетями и программированием.
Востребованность будущей профессии в Магаданской области в большей степени интересует родителей абитуриентов, которые предпочитают или совместно с детьми решать вопрос о профессиональном выборе, или не влиять на него. Необходима последовательная и постоянная рекламно-информационная работа, направленная на повышение престижности специальностей, в первую очередь необходимых в Магаданской области.
Также существует социальный заказ на повышение профессиональной квалификации, что делает целесообразным организацию постоянно действующих курсов, семинаров по ряду специальностей.
У жителей области существует потребность в получении дополнительных образовательных услуг, что обусловливает необходимость организации курсов по ряду направлений при учебных заведениях г. Магадана.
Таким образом, содержание социальных заказов семьи и личности показывает, что система образования способна оказать влияние на развитие Магаданской области. В связи с этим актуальным для эффективного управления образованием является наличие информационного отдела для постоянного мониторинга процессов в образовательном пространстве, обеспечения функций прогнозирования и проектирования. При этом условии будет обеспечиваться и адаптивность системы образования, и обозначаться те направления, которые потребуют перспективных решений, то есть действий на опережение.
3.2. Развитие образовательных программ
Дошкольное образование. Перспективным направлением для дошкольной системы образования может считаться оптимизация ее структуры, в основе которой как поддержка существующих дошкольных учреждений, отвечающих запросам родителей, так и внедрение новых форм дошкольного воспитания, предусматривающее создание групп кратковременного пребывания, социальных групп для детей из асоциальных семей. Также целесообразным следует считать развитие учебно-воспитательных комплексов "начальная школа - детский сад" и совершенствование работы по соблюдению преемственности дошкольных образовательных учреждений и школы.
Актуальным является совершенствование дошкольными учреждениями дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.
Общее образование. В первую очередь, необходимо осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя. Важнейшим направлением по оптимизации деятельности учреждений общего образования является создание при школах попечительских советов.
Особую актуальность приобретает усиление воспитательной функции школы, обновление задач воспитательных структур и систем школ как в части занятости детей, так и в направлении формирования у учащихся общественных и нравственных ориентиров, общественной активности, мотивации выбора и отношения к профессии, жизненных ценностей, навыков здорового образа жизни. Особое внимание должно быть уделено физическому развитию детей.
Актуальной для развития данной образовательной программы является программа информатизации образовательных учреждений, которая создаст условия для внедрения современных информационных технологий, развития дистанционного обучения.
Дополнительное образование детей. Развитие данной образовательной программы требует сохранения и роста сети учреждений, упорядочения и укрепления их кадровой, программно-методической и материально-технической базы. Данная система нуждается в обоснованных управленческих решениях, которые могут обеспечить ее сбалансированное и устойчивое развитие не только в г. Магадане, но и в области. Система дополнительного образования обладает значительными возможностями для современного решения задач воспитания, так как в ней органично сочетаются различные виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности, что помогает решать проблему занятости детей и молодежи.
Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование. В рамках этой программы продолжается работа над оптимизацией перечня рабочих профессий и специальностей с учетом потребностей Магаданской области и перспективных потребностей государства и общества в целом. В связи с этим приоритетный характер носят мероприятия по разработке нормативно-правового обеспечения активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении основных проблем: выработки стандартов, формировании заказов, а также принятии нормативно-правовых актов, стимулирующих софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов. Не подлежит сомнению необходимость разработки областных нормативов финансирования этих уровней образования. Потенциальным является направление работы по созданию моделей интеграции различных ступеней профессионального образования: ассоциация, учебно-научно-производственное объединение, учебно-производственный комплекс.
Значительное место занимает и реализация воспитательной функции образовательных учреждений в процессе профессионального становления личности учащегося (студента).
Высшее профессиональное и послевузовское образование. Развитие данной образовательной программы предполагает разработку научно-методического сопровождения государственных стандартов с учетом современных и перспективных потребностей Магаданской области и личности, разработку требований к деятельности филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов в части соответствия потребностям области, мониторинг выполнения ими лицензионных требований, а также постановку вопроса об участии данных образовательных учреждений в решении социальных проблем профессорско-преподавательского состава. Требует реализации задача создания университетского комплекса.
Дополнительное профессиональное образование. Развитие данной образовательной программы связано с повышением квалификации специалистов и руководителей в соответствии с потребностями реального сектора экономики; принятием нормативно-правовых актов (в том числе о закреплении обязанностей работодателя по повышению квалификации, профессиональных знаний, умений и навыков работников), разработкой механизмов, обеспечивающих переподготовку незанятых и освобождающихся работников (в том числе введение именных финансовых обязательств).
Образование взрослых. Представляется возможной организация курсов по ряду направлений в учебных заведениях города Магадана, особенно на базе филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов: курсы компьютерной грамотности, бухгалтерские курсы, курсы обучения иностранным языкам, обучение специалистов по организации общественных отношений (корпоративный стиль учреждения и др.), курсы дизайнеров, визажистов, стилистов и прочие.
Образование лиц, находящихся в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания, исправительно-трудовых колониях и др.) может осуществляться непосредственно в соответствующей системе учреждений, однако специальной проработки требует возможность получения данными лицами высшего образования (заочная форма или экстернат) на базе высших учебных заведений Магаданской области.
Образование коренных малочисленных народов Севера. Приоритетными направлениями являются: разработка и обеспечение содержания образования, учебно-методических комплексов на разных уровнях его осуществления, стимулирование подготовки педагогических кадров по родному языку и традиционным видам деятельности, расширение числа национальных школ, разработка и реализация специальной программы "Образование коренных малочисленных народов Севера", предусматривающей образование на двуязычной основе, формирование собственной гуманитарной и технической интеллигенции, подготовку специалистов различного уровня и профилей.
Международное сотрудничество. Основной задачей этой программы является создание условий для формирования системы международных связей в области образования, которая позволит областной системе образования выйти на международный рынок образовательных услуг. Важнейший его показатель - процесс международного обмена "носителями" знаний. В комплекс мероприятий должны войти: совершенствование нормативно-правовой базы, создание условий для реализации индивидуального спонсорства предприятий и учреждений по осуществлению целевой подготовки специалистов для Магаданской области за рубежом; создание современной, соответствующей мировым стандартам системы обучения иностранных граждан в учреждениях областной системы образования; обеспечение содействия в изучении языков сопредельных стран в образовательных учреждениях Магаданской области; создание условий для изучения русского языка в сопредельных странах; проведение рекламно-информационной кампании.
3.3. Университетский комплекс: системообразующая роль
в образовательной, научной деятельности,
международном сотрудничестве
Создание университетских комплексов - существенная часть модернизации образования области. Основной формой их организации является интеграция образовательных учреждений различного уровня, науки и производства. Целесообразность их создания отмечена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 676 "Об университетских комплексах".
Целью создания университетских комплексов является повышение качества учебно-научной, производственной деятельности и эффективности государственных расходов на образование; формирование и реализация комплексных программ социально-экономического развития Магаданской области за счет объединения его научного, образовательного, промышленного и финансового потенциала. Университетский комплекс - это основа консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (школа - профессиональный лицей - техникум - вуз - учебное заведение повышения квалификации), так и по горизонтали (вуз - научное учреждение - производство), а также удовлетворение потребности в создании единой комплексной системы организации образования и практической подготовки в Магаданской области.
В университетском комплексе университет играет роль координирующего центра для участников этого комплекса образовательных, научных, производственных учреждений.
Учитывая сложность организации университетского комплекса, необходимо определиться, какая из его моделей будет наиболее целесообразной для области:
- университетский образовательный округ;
- ассоциация образовательных учреждений как субъектов, сохраняющих статус юридического лица;
- университетский комплекс как единое автономное учебное заведение (единое юридическое лицо) без сохранения статуса юридического лица у субъектов комплекса.
Представляется, что наиболее приемлемой формой университетского комплекса являются договорные и ассоциативные отношения, сохраняющие юридическую самостоятельность входящих субъектов - образовательных, научных, производственных.
На первом этапе создания университетского комплекса в Магаданской области в него могли бы войти (наряду с академическими институтами и предприятиями) образовательные учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, реализующие профессиональные программы по ряду родственных специальностей и направлений. Это во многом будет способствовать формированию единого образовательного пространства области, обеспечению высокого уровня преемственности между образовательными учреждениями, позволит полнее использовать потенциал высшей школы для решения задач развития образования, науки, культуры, спорта в области.
3.4. Кадровое обеспечение управления
системой образования
В целом необходима долгосрочная кадровая политика, предполагающая и сохранение необходимого педагогического потенциала, обеспечивающего образовательные программы, и поиск решений в перераспределении высвобождающихся специалистов. Основное внимание должно быть уделено недопущению сокращения педагогических кадров. Педагогический корпус Магаданской области нуждается в последовательном и целенаправленном исполнении существующих государственных гарантий и социальной поддержке работников, учащихся и системы образования в целом (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I (в редакции от 07 июля 2003 года) "Об образовании", Закон Магаданской области от 18 февраля 1998 года N 40-ОЗ "Об образовании в Магаданской области"), а также разработке и реализации законопроектов, предусматривающих установление дополнительных государственных гарантий.
Поскольку одним из значимых субъектов социального заказа является сегодня семья, необходимо осуществлять целевую подготовку или переподготовку кадров с учетом семейного запроса (домашний воспитатель, дефектолог, специалист по коррекционной педагогике и психологии, специалист по работе с одаренными детьми, педагог дополнительного образования, социальный педагог и др.). Также необходима разработка и реализация программы целевой контрактной подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений сельской местности, удаленных районов, национальных школ.
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров могут стать одним из приоритетных направлений деятельности университетского комплекса. Важными направлениями работы с кадрами являются также привлечение научных работников академических и отраслевых институтов к педагогической деятельности, совершенствование системы послевузовской подготовки (аспирантура, соискательство).
Наращивание кадрового потенциала, качество педагогической деятельности имеет определяющее значение для развития системы образования в области. Сегодня наиболее востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого соответствуют уровню сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями и инструментарием, без мотивации его успешности необходимого качества образования достичь не удастся.
Управление областной системой образования - особый вид деятельности, целью которой в настоящее время является разработка и реализация единой методологии подготовки специалистов всех уровней. Это позволит выстроить систему преемственности профессиональных учебных заведений, начиная с дошкольных учреждений.
К перспективным управленческим решениям, в первую очередь, относятся те, которые будут определять политику в области образования во взаимодействии среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Это обеспечит непрерывность и преемственность профессионального образования, приведет к интеграции средней и высшей школы.
4. Условия реализации программы и ее ресурсное обеспечение
4.1. Нормативно-правовая база развития системы образования
Успешность реализации поставленных цели и задач Программы, создание единого образовательного пространства области, обеспечение в полном объеме социального заказа во многом будет зависеть от исполнения существующих нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие отношения в системе образования, а также разработки и принятия таких актов, которые будут способствовать оптимизации ее нормативно-правового поля.
Первоочередными в связи с этим являются мероприятия по мониторингу исполнения законодательной базы, отражающей и затрагивающей интересы системы образования, с последующей корректировкой ранее принятых программ и планов. Качество этой работы во многом определит несовершенные ее части, которые нуждаются в дополнениях, а также очевидные, требующие правового решения проблемы, не позволяющие использовать потенциал системы образования и связанных с нею областей или использовать целесообразно.
В настоящей ситуации представляется необходимым:
1. Разработать нормативную базу стимулирования частных инвестиций в систему образования.
2. Наметить специфический комплекс мер, направленных на создание реальных условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.
3. Разработать правовую базу для заключения договоров с компаниями и банками на финансирование для получения оборудования для системы образования.
4. Внести поправку в Закон Магаданской области "Об образовании в Магаданской области", регулирующую порядок дополнительного финансирования государственных вузов.
5. Разработать нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении основных проблем выработке стандартов, формировании заказов.
6. Принять нормативно-правовые акты, стимулирующие софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов.
4.2. Научное сопровождение программы
Данное направление работы потребует активного использования такой формы организации, как временный научно-исследовательский коллектив, и потенциала Северо-Восточного Центра Российской академии образования, которым в режиме мониторинга предстоит изучать результаты каждого этапа Программы, проводить исследовательскую работу по ее корректированию, определять возможные промежуточные цели.
Целью их научно-исследовательской работы будет координация и интеграция деятельности по соответствующим направлениям:
- информатизация;
- информационно-методическое обеспечение;
- маркетинг и стратегическое планирование образовательных услуг;
- маркетинг научно-технических разработок.
4.3. Финансовое, материально-техническое
и информационное обеспечение
В экономике системы образования Магаданской области сохраняются два процесса:
- недостаточное по всем уровням бюджета финансирование образования;
- усиливающееся саморазвитие экономики системы образования, поиск внутренних резервов, путей и механизмов финансово-экономического обеспечения и самообеспечения образовательных учреждений.
Местные бюджеты перегружены так называемыми "нефинансируемыми федеральными мандатами" финансовыми обязательствами (то есть перекладываемыми на областные и местные органы государственными обязательствами, закрепленными законами). Все это приводит к росту социального и территориального неравенства в сфере образования, в том числе неравные возможности детей, проживающих в городской и сельской местности. Финансовое участие самих потребителей образовательных услуг ограничено.
В связи с этим сохранение многоуровневого и многоканального финансирования в приемлемых для Магаданской области формах становится важным условием развития системы образования в обозначенной Программой перспективе.
При этом важно, имея систему учета различий в состоянии развития экономики районов в Магаданской области, отказаться от принципа финансирования образовательных учреждений от достигнутого уровня. Нужен совершенно новый механизм формирования расходов с максимальным учетом реальных условий, в которых работает конкретное образовательное учреждение. Помимо самих постоянных нормативов необходимо разработать систему коррекционных и выравнивающих коэффициентов и индексации. Следует завершить начатые преобразования в организационной модели финансирования и учета финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, в части преобразования служб бухгалтерского учета и внедрения договорных отношений. Экономический механизм системы образования области будет зависеть от формирования бюджетной системы страны в целом.
Для совершенствования областной экономической модели образования необходимо:
- сосредоточить внимание и консолидировать ресурсы на решение прерогативных направлений и мероприятий Программы;
- осуществить нормативный подход в формировании ресурсного обеспечения системы образования, разработку и внедрение механизма нормативного финансирования образовательных учреждений различных типов и видов с учетом реальных условий их работы;
- обеспечить финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений (поэтапно);
- пересмотреть систему налогообложения образовательных учреждений с тем, чтобы активно развивать дополнительные платные образовательные услуги населению;
- создать систему социальных и экономических стимулов поддержки системы образования, предусмотреть льготы по налогообложению, в первую очередь, для инвесторов системы образования, вкладывающих средства в развитие материально-технической базы образовательных учреждений, улучшение качества образования;
- развивать новые организационно-экономические формы ресурсного обеспечения системы образования (благотворительные и целевые фонды, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью по производству средств обучения) с целью привлечения дополнительных внебюджетных средств;
- приступить к разработке и реализации модели института земельной ренты Северного международного университета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О создании Северного международного университета в г. Магадане" как нового важного источника финансирования данного учебного заведения и средства связи образования и производства.
Ожидаемые результаты
1. Стабилизация и укрепление финансового положения системы образования, разработка и апробация новых финансовых и организационноэкономических механизмов.
2. Развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других работников организаций системы образования.
3. Обеспечение правовых и экономических гарантий выполнения Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Магаданской области "Об образовании в Магаданской области".
4. Повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организаций системы образования, повышение социального статуса указанных работников.
5. Ликвидация структурных диспропорций между предложением образовательных услуг и потребностями, формирующимися гражданским обществом и развивающимся рынком труда с учетом демографической ситуации на основе разнообразия типов и видов учебных заведений, вариативных образовательных программ.
6. Организация мониторинга состояния областной системы образования и создание службы маркетинга - информационно-рекламного обеспечения образовательной деятельности.
7. Восстановление воспитания как неотъемлемой части образовательного процесса в учреждениях общего и профессионального образования.
8. Создание условий для повышения качества образования в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов.
9. Создание условий для укрепления здоровья обучающихся на основе рациональной организации учебного процесса и нормализации учебной нагрузки.
10. Укрепление материально-технической и учебно-лабораторной базы системы образования.
11. Создание рациональной системы повышения квалификации педагогических кадров всех уровней образования.
12. Обеспечение эффективного взаимодействия образовательных учреждений, службы занятости, государственных и муниципальных органов управления образованием, предприятий и организаций всех форм собственности в профессиональной ориентации молодежи.
Список сокращений, используемых в Программе
СМУ - Северный международный университет
Мф МГЮА - Магаданский филиал Московской государственной юридической академии
СВКНИИ ДВО РАН - Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения Российской Академии наук
ИБПС ДВО РАН - Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской Академии наук
МНИЦ "Арктика" - Международный научно-исследовательский центр "Арктика"
ВНИК - Временный научно-исследовательский коллектив
Средства ОЭЗ - Средства внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны
ФЦП - Федеральные целевые программы
Законом Магаданской области от 18 июня 2007 г. N 872-ОЗ настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Закону Магаданской области
"Об областной целевой программе
"Развитие образования в Магаданской области"
на 2004-2007 годы"
Система мероприятий по реализации программы
21 февраля 2005 г., 19 мая, 22 декабря 2006 г., 18 июня 2007 г.
N п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
Источники финансирования |
Объем финансирования |
||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Итого |
|||||
1. Кадровая политика | |||||||||
1.1. |
Разработка и реализация комплекса мер по целевой контрактной подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений, особенно для учреждений, расположенных в сельской местности, удаленных районов, а также для национальных школ |
2004 - 2007 |
Департамент образования администрации Магаданской области (далее - департамент образования); муниципальные органы управления образованием (далее - управление, (отдел) образование) |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
977,0 |
1156,0 |
2133,0 |
Бюджеты муниципальных образований (по согласованию) (далее местный бюджет), в том числе по районам: |
194,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
194,0 |
||||
Среднеканский |
30,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
30,0 |
||||
Тенькинский |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
50,0 |
||||
Ягоднинский |
114,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
114,0 |
||||
1.2. |
Создание механизма прогнозирования потребностей в педагогических (научно-педагогических) кадрах системы общего и профессионального образования |
2004 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. |
Разработка и реализация комплекса мер по подготовке и повышению квалификации руководителей образовательных учреждений, работников управлений (отделов) образования |
2004 - 2007 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4. |
Разработка и реализация комплекса мер по повышению квалификации педагогических кадров |
2004 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5. |
Создание центра по подготовке педагогических кадров к работе по современным информационным технологиям |
2005 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
1000,0 |
0,0 |
0,0 |
1000,0 |
1.6. |
Разработка программы профессионального обучения взрослого населения |
2004 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0.0 |
0,0 |
1.7. |
Организация системы подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования для предприятий Магаданской области на договорной основе |
2004-2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
50,0 |
Местные бюджеты, в том числе по районам: |
25,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
25,0 |
||||
|
|
|
|
|
|||||
Среднеканский |
20,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
20,0 |
||||
Тенькинский |
5,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
||||
1.8. |
Организация повышения квалификации специалистов учреждений начального профессионального образования |
2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
66,0 |
66,0 |
1.9. |
Выплата стипендий аспирантам очной формы обучения и грантов молодым ученым - софинансирование в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Поддержка талантливой молодежи" |
2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
510,0 |
510,0 |
2. Финансовая политика | |||||||||
2.1. |
Разработка региональных нормативов финансирования учреждений системы общего образования |
2004 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2.2. |
Привлечение внебюджетных средств для финансирования учреждений образования, в том числе за счет предоставления дополнительных платных образовательных услуг |
2004 - 2007 |
Департамент образования, управления (отделы) образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0.0 |
2.3. |
Внесение изменения в Закон Магаданской области "Об образовании в Магаданской области", регулирующего порядок дополнительного финансирования государственных вузов |
2006 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2.4. |
Подготовка проекта постановления губернатора об обеспечении реализации прав образовательных учреждений на получение занимаемых земельных участков, зданий и других объектов в оперативное управление на условиях бесплатного (бессрочного для земли) пользования |
2006 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2.5. |
Совершенствование нормативно-правовой базы по введению налоговых или других льгот для предприятий различных форм собственности, финансирующих образовательные учреждения |
2004 - 2006 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2.6. |
Разработка нормативно-правовой базы по заключению договоров с компаниями и банками на финансирование оборудования для системы образования |
2006 |
Департамент образования |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3. Качество образования | |||||||||
3.1. |
Разработка и реализация в муниципальных образованиях Магаданской области перспективных планов сохранения и структурной реорганизации сети учреждений дошкольного, общего образования в соответствии с потребностями населения в образовательных услугах |
2004 |
Органы местного самоуправления |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3.2. |
Издание региональных программ, -учебно-методических комплексов в соответствии с Концепцией развития регионального содержания образования |
2004 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
70,0 |
50,0 |
110,0 |
246,0 |
476,0 |
3.3. |
Разработка и реализация социально-педагогических программ воспитания детей и молодежи в каждом муниципальном образовании |
2004 - 2007 |
Департамент образования; управление культуры администрации Магаданской области (далее - управление культуры); управления (отделы) образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3.4. |
Поддержка и развитие областного детского общественного движения |
2005 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
100,0 |
240,0 |
292,0 |
632,0 |
3.5. |
Создание независимой экспертизы качества образования через апробацию новых форм государственной итоговой аттестации выпускников школ, абитуриентов |
2005 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
886,0 |
886.0 |
3.6. |
Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению преемственности профессиональных образовательных программ различного уровня и его реализация |
2005 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
40,0 |
50,0 |
47,0 |
137,0 |
3.7. |
Поощрение общеобразовательных учреждений, участвовавших в конкурсном отборе, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
2006 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
3600,0 |
3000,0 |
6600,0 |
4. Сохранение здоровья детей и молодежи при осуществлении образовательного процесса | |||||||||
4.1. |
Проведение ежегодного мониторинга здоровья детей и подростков |
2004 - 2007 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4.2. |
Расширение сети образовательных учреждений, реализующих программу "Школа здоровья" |
2004 |
Департамент образования, (отделы) образования |
Федеральный бюджет |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
Областной Бюджет (в объеме средств, направляемых из федерального - бюджета в виде субвенций и субсидий) |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
||||
4.3. |
Укрепление сети детских оздоровительных лагерей Магаданской области |
2005 - 2007 |
Департамент образования; |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
250,0 |
250,0 |
здравоохранения администрации Магаданской области (далее - департамент здравоохранения) |
Бюджет ВФОЭЗ |
0,0 |
3012,0 |
1000,0 |
0,0 |
4012,0 |
|||
4.4. |
Организация областных спартакиад школьников и учащейся молодежи |
2004 |
Департамент образования; комитет по физической культуре, спорту, туризму администрации Магаданской области |
Областной бюджет |
300,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
300,0 |
5. Социальная политика | |||||||||
5.1. |
Мониторинг исполнения законодательной базы, отражающей и затрагивающей интересы системы образования |
2004 - 2007 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5.2. |
Организация для студентов и учащихся (очной формы обучения) службы временной занятости |
2004 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
150,0 |
230,0 |
150,0 |
283,0 |
813,0 |
5.3. |
Приобретение жилья для работников системы образования |
2004 - 2007 |
Департамент образования, управления (отделы) образования |
Областной бюджет |
1000,0 |
1000,0 |
400,0 |
400,0 |
2800,0 |
Местные бюджеты, в том числе по районам; |
60,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
60,0 |
||||
Северо-Эвенский |
60,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
60,0 |
||||
6. Информатизация образования | |||||||||
6.1. |
Обновление компьютерного парка в образовательных учреждениях Магаданской области |
2004 - 2006 |
Департамент образования, управления (отделы) образования |
Бюджет ВФОЭЗ |
1752,0 |
0,0 |
1400,0 |
0,0 |
3152,0 |
Местные бюджеты, в том числе по районам: |
315,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
315,0 |
||||
Омсукчанский |
130,0 |
00,0 |
0,0 |
0,0 |
130,0 |
||||
Северо-Эвенский |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
50,0 |
||||
Сусуманский |
135,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
135,0 |
||||
6.2. |
Информационная поддержка образовательных учреждений по методическому обеспечению учебного процесса |
2005 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
200,0 |
150,0 |
135,0 |
485,0 |
6.3. |
Издание справочника "Система образования региона" |
2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
6.4. |
Подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет - софинансирование в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
560,0 |
560,0 |
7. Развитие научно-технического потенциала | |||||||||
7.1. |
Создание системы взаимодействия предприятий и организаций с учреждениями профессионального образования (начального, среднего, высшего) |
2004 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
250,0 |
0,0 |
0,0 |
56,0 |
306,0 |
8. Материально-техническое обеспечение | |||||||||
8.1. |
Разработка и реализация программы реконструкции и капитальных ремонтов объектов образования, находящихся в аварийном состоянии |
2004 - 2005 |
Департамент образования |
Областной бюджет (в объеме средств, направляемых из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий |
0,0 |
38000,0 |
0,0 |
0,0 |
38000,0 |
Бюджет ВФОЭЗ |
3020,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3020,0 |
||||
Местные бюджеты, в том числе по районам: |
450,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
450,0 |
||||
Омсукчанский |
200,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
200,0 |
||||
Сусуманский |
250,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
250,0 |
||||
8.2. |
Разработка программы "Безопасность образовательных учреждений" |
2004 |
Департамент образования |
Денежных затрат не требует |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8.3. |
Обеспечение образовательных учреждений Магаданской области школьной мебелью, оборудованием |
2004 - 2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
935,0 |
2775,0 |
3383,0 |
7093,0 |
Бюджет ВФОЭЗ |
1702,0 |
0,0 |
2130,0 |
0,0 |
3832,0 |
||||
Местные бюджеты, в том числе по районам: |
660,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
660,0 |
||||
Ольский |
280,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
280,0 |
||||
Северо-Эвенский |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
||||
Среднеканский |
30,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
30,0 |
||||
Сусуманский |
250,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
250,0 |
||||
8.4. |
Приобретение школьных автобусов - софинансирование в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
2007 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1050,0 |
1050,0 |
9. Международное сотрудничество | |||||||||
9.1. |
Осуществление международных обменов между образовательными учреждениями различных уровней и типов |
2004 |
Департамент образования |
Областной бюджет |
1000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1000,0 |
10. Структура расходов на реализацию программы | |||||||||
Всего расходов: в том числе: |
11098,0 |
44667,0 |
12982,0 |
12420,0 |
81167,0 |
||||
Федеральный бюджет |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
||||
Областной бюджет (в объеме средств направляемых из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий) |
0,0 |
38100,0 |
0,0 |
0,0 |
38100,0 |
||||
Областной бюджет |
2820,0 |
3555,0 |
8452,0 |
12420,0 |
27247,0 |
||||
Бюджет ВФОЭЗ |
6474,0 |
3012,0 |
4530,0 |
0,0 |
14016,0 |
||||
Местные бюджеты |
1704,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1704,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Магаданской области от 12 апреля 2004 г. N 444-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие образования в Магаданской области" на 2004-2007 годы"
Принят Магаданской областной Думой 26 марта 2004 г.
Подписан Губернатором Магаданской области 12 апреля 2004 г.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Магаданская правда" от 14 апреля 2004 г., N 041 (19266)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Магаданской области от 18 июня 2007 г. N 872-ОЗ
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного Закона и распространяются на регулируемые правоотношения с 1 января 2007 г.
Законом Магаданской области от 22 декабря 2006 г. N 790-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на регулируемые правоотношения с 1 января 2006 г.
Закон Магаданской области от 19 мая 2006 г. N 717-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на регулируемые правоотношения с 1 января 2006 г.
Закон Магаданской области от 21 февраля 2005 г. N 567-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и действуют с 1 января 2005 г.
Закон Магаданской области от 25 октября 2005 г. N 622-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона