Решение Магаданской городской Думы
от 24 декабря 2010 г. N 108-Д
"О концепции управления муниципальной собственностью в городе Магадане до 2020 года"
21 февраля 2012 г.
В целях оптимизации управления собственностью муниципального образования "Город Магадан", на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования. Магаданская городская Дума решила:
1. Утвердить Концепцию управления муниципальной собственностью в городе Магадане до 2020 года (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.
3. Опубликовать (обнародовать) настоящее решение в городских средствах массовой информации.
Глава муниципального образования |
В.П. Печеный |
Концепция
управления муниципальной собственностью в городе Магадане до 2020 года
(утв. Решением Магаданской городской Думы от 24 декабря 2010 г. N 108-Д)
21 февраля 2012 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция управления муниципальной собственностью в городе Магадане (далее - Концепция) определяет основные цели и принципы деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" в области управления муниципальным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений с участием имущества казны, в том числе земельных участков, имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, имущества, обремененного правами аренды, залога и иными вещными правами
1.2. Настоящая Концепция направлена на реализацию положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и разработана на срок реализации до 31 декабря 2020 года
Решением Магаданской городской Думы от 21 февраля 2012 г. N 5-Д в пункт 1.3 настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного решения
1.3. В собственности муниципального образования "Город Магадан" по состоянию на 01.04.2010 находятся 116 учреждений.
Общая стоимость имущества, переданного в оперативное управление учреждений составляет 5143474,2 тысяч рублей Общая площадь помещений, переданных в оперативное управление, составляет 403,04 тыс. кв. м., в том числе:
на долю учреждений образования приходится 209,6 тыс. кв. м.
В муниципальном образовании "Город Магадан" по состоянию на 01 04.2010 зарегистрировано 29 муниципальных унитарных предприятий, из которых в отношении 6 введены процедуры банкротства либо ликвидации.
Общая стоимость муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение, составляет 1878627,1 тысяч рублей, общая площадь помещений, переданных в хозяйственное ведение предприятий, 53.4 тыс. кв. м.
В казне города Магадана числится:
455 объектов недвижимости общей площадью 260 907,8 тыс. кв. м.;
65 единиц транспортных средств общей остаточной стоимостью 13506,2 тысяч рублей.
В собственности муниципального образования "Город Магадан" находится 6 пакетов акций акционерных обществ номинальной стоимостью 6021,0 тысяч рублей.
В собственности муниципального образования "Город Магадан" зарегистрировано 324 земельных участка общей площадью 981,63 гектаров.
1.4. Управление муниципальной собственностью - комплекс административных, экономических и нормотворческих действий органов местного самоуправления, объединенных единой политикой и нацеленных на оптимизацию структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения, выполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также предназначенной для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления;
увеличение неналоговых доходов бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, в том числе муниципальными землями;
поддержку развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан".
1.5. Для реализации обозначенных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование нормативно-правового регулирования в области управления муниципальной собственностью муниципального образования город Магадан, в том числе земельными участками;
определение по конкретным сферам деятельности перечней муниципальных учреждений, предприятий и имущества казны, необходимых муниципальному образованию "Город Магадан" для решения вопросов местного значения;
отчуждение, в том числе приватизация или перепрофилирование (изменение целевого назначения) муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, режим использования которого не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
безвозмездная передача в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий;
проведение паспортизации и государственной регистрации всех объектов, находящихся в собственности муниципального образования "Город Магадан";
увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью совершенствование организации системы учета и инвентаризации муниципального имущества в целях создания эффективных механизмов управления муниципальной собственностью и контроля за её использованием;
определение перечня имущества, используемого субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, неподлежащего приватизации.
II. Управление муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями
2.1. Цели и задачи управления муниципальными предприятиями и учреждениями заключаются в:
а) повышении эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
б) оптимизации количества муниципальных предприятий и учреждений города Магадана;
в) создании системы экономического мониторинга и усовершенствование системы контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
г) принятии мер по погашению муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам обязательным платежам и по заработной плате, что приведет к увеличению поступлений от использования муниципального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, в местный бюджет;
д) снижении расходов местного бюджета на содержание муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
2.2. Реализация системы управления муниципальными предприятиями и учреждениями в указанных целях предполагает.
2.2.1. Определение перечня муниципальных предприятий, учреждений, необходимых для решения вопросов местного значения, предполагающее:
реорганизацию или ликвидацию муниципальных унитарных предприятий, учреждений, не связанных с решением вопросов местного значения;
создание новых муниципальных предприятий, учреждений в случае отсутствия управленческого механизма в вопросах, отнесенных действующим законодательством к вопросам местного значения.
2.2.2. Определение перечня имущества, необходимого и достаточного для осуществления возложенных на муниципальное учреждение функций, предполагающее изъятие неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества.
При реализации данного направления устанавливается принцип функционального использования имущества, предполагающий, что учреждение должно быть в достаточной мере наделено имуществом для решения возложенных на него задач.
2.2.3. Внедрение механизмов экономического стимулирования труда руководителей муниципальных предприятий, учреждений в зависимости от эффективности использования муниципального имущества.
2.2.4. Ужесточение контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, для чего необходимо постоянное ведение информационной базы, содержащей сведения о деятельности, финансово-экономическом состоянии муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений и соблюдении ими действующего законодательства:
проведение периодического анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятии и учреждений по результатам отчетов, иных контрольных мероприятий;
осуществление учета уставов унитарных предприятий и контрактов с руководителями, проведение проверки учредительных документов и приведение их в соответствие с законодательством, установление основных экономических и иных количественных показателей работы унитарных предприятий, в соответствии с которыми оценивать эффективность их деятельности;
использование механизма аудиторских проверок по инициативе собственника имущества;
осуществление разработки порядка и проведение конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций и аудиторов для осуществления аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий;
установление принципа определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в городской бюджет в виде дохода собственника от использования имущества;
предусмотреть в учредительных документах предприятий создание резервного фонда, за счет остающейся в распоряжении предприятия "истой прибыли, в размере и порядке, определенном уставом, и использование средств резервного фонда исключительно на покрытие убытков предприятия;
предусмотреть в учредительных документах предприятий создание фонда развития производства, формируемого путем ежегодных отчислений от остающейся чистой прибыли в размере, определенном уставом предприятия;
в принятии решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий учреждений руководствоваться балансом интересов производителя товаров, работ, услуг, потребителя и города, при этом стремиться к совершенствованию рынка товаров, услуг, объемов их выпуска и сохранения хозяйственных связей;
усовершенствовать систему комплексных проверок использования имущества муниципальными предприятиями и учреждениями;
2.3. Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:
- поступление дополнительных доходов в местный бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации, ликвидации муниципальных учреждений, предприятий, изъятия излишнего неиспользуемого предприятиями, учреждениями имущества, а также вследствие получения части прибыли предприятий;
- снижение цен на определенные виды товаров и услуг;
- оптимизация количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов местного бюджета на их содержание снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
III. Управление имуществом казны города Магадана (кроме земельных участков)
3.1. Под имуществом, составляющим казну города Магадана (далее - казна) понимается средства бюджета муниципального образования "Город Магадан" и иное муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.
Управление имуществом казны должно быть подчинено общим целям и задачам, определенным в настоящей Концепции Указанное имущество может использоваться для реализации следующих задач:
- обеспечение полномочий органов местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" по решению вопросов местного значения;
- получение неналоговых доходов местного бюджета;
- поддержка развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан"
3.2. В связи с установлением Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приоритета использования муниципального имущества для решения вопросов местного значения, а также в связи с установлением имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, основные направления управления имуществом казны муниципального образования "Город Магадан" формулируются следующим образом:
- определение перечня имущества казны, необходимого для решения вопросов местного значения, с сохранением этого имущества в муниципальной собственности;
- приватизация, отчуждение или перепрофилирование до 01 января 2012 года муниципального имущества, которое не входит в перечень имущества, необходимого для решения вопросов местного значения.
3.3. Механизм управления имуществом казны
3.3.1. Инвентаризация объектов казны, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов казны на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках объектов казны
Обеспечение государственной регистрации всех объектов недвижимого имущества, входящих в состав муниципального образования "Город Магадан".
3.3.2. Определение Перечня имущества казны, не подлежащего приватизации или отчуждению (далее - Перечень) На основании данных инвентаризации имущества должен быть составлен и утвержден постановлением мэрии города Магадана перечень имущества казны, не подлежащего приватизации или отчуждению (далее - Перечень)
В основу Перечня должны быть положены объекты, предназначенные для решения вопросов местного значения в соответствии со статьями 16 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Включение объектов в Перечень должно соответствовать следующим принципам:
- объекты непосредственно используются для решения вопросов местного значения;
- объекты казны в настоящее время используются не для решения вопросов местного значения, но по своему назначению могут использоваться для указанных целей.
Включение объектов в Перечень возможно только после проверки их фактического использования соответствия фактического использования требованиям законодательства о местном самоуправлении.
3.3.3. Внедрение единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами, не входящими в Перечень, основывающихся на следующих принципах:
- использование высокодоходной недвижимости исключительно в коммерческих целях.
- упрощение процедуры оформления прав пользования имуществом казны и сокращение ее сроков.
3.3.4. Приватизация либо перепрофилирование имущества казны, не входящего в перечень имущества, необходимого для решения вопросов местного значения.
Учитывая то обстоятельство, что указанное имущество должно быть приватизировано до 01 января 2012 года, в целях решения вопросов местного бюджета города Магадана необходимо утвердить перечень имущества, подлежащего приватизации в 2010-2012 годах.
3.3.5. Оптимизация структуры муниципальной собственности предполагает сокращение числа объектов, переданных в безвозмездное пользование.
Необходимо также определить перечень объектов, переданных не муниципальным учреждениям, которые могут находиться в муниципальной собственности для решения вопросов местного значения.
Объекты, используемые федеральными или государственными структурами, планируется передать в федеральную или государственную собственность.
3.3.6. В отношении транспортных средств, находящихся в казне муниципального образования, необходимо принять меры, направленные на оптимизацию управления этим видом имущества, а также упорядочиванию отношении по содержанию этого имущества, налоговых отношений, в частности:
- транспортные средства, не переданные в аренду и безвозмездное пользование, необходимо приватизировать путем продажи на торгах;
- транспортные средства, включенные в состав казны города Магадана, необходимо передать в безвозмездное пользование организациям не муниципальной формы собственности, осуществляемым в своей деятельности значимые для города вопросы, в виде предоставления муниципальных преференций.
IV. Приватизация муниципального имущества
4.1. Политика приватизации муниципального имущества муниципального образования "Город Магадан" основывается на следующих основных принципах:
- разработка решения о целесообразности приватизации муниципального имущества осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом города Магадана совместно с заинтересованными отраслевыми (функциональными) органами Магадана с позиций повышения эффективности его использования;
- способ и условия приватизации каждого объекта муниципальной собственности определяются комиссией по приватизации, утвержденной постановлением мэра города;
- соответствие федеральному законодательству муниципальных правовых актов, а также режима и методов регулирования процессов приватизации.
4.2. В сфере реализации политики приватизации муниципального имущества необходимо решение следующих основных задач:
- вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности;
- оптимизация количества пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности;
- привлечение инвестиций в объекты приватизации.
Приватизация должна рассматриваться как часть единой политики управления муниципальным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка города Магадана товарами и услугами местных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса.
4.3. Основными направлениями политики в области приватизации должны стать.
1) в отношении муниципальных унитарных предприятий города Магадана
- определение их состава и оптимального количества в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
- проведение приватизации неиспользуемых для муниципальных нужд зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также неиспользуемого оборудования.
При принятии решений о приватизации необходимо учитывать сроки и способы приватизации, необходимость пополнения бюджета и перспективы развития приватизируемого предприятия;
2) в отношении пакетов акций, находящихся в муниципальной собственности.
- проведение приватизации пакетов акций, по которым не выплачиваются или выплачиваются незначительные дивиденды и участие, в которых не представляет для города экономического интереса;
- в случае признания аукциона по продаже акций несостоявшимся;
- проведение продажи акции посредством публичного предложения, а затем продажи акций без объявления цены.
3) в отношении муниципальных объектов недвижимости:
- обеспечение организационных условий для приватизации объектов недвижимости вместе с земельными участками, а также возможности внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных обществ.
- проведение приватизации излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- привлечение инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществление при этом контроля за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов.
4.4. Основными мерами, призванными обеспечить решение задач муниципальной политики в области приватизации, должны стать:
- осуществление приватизации преимущественно в тех случаях, когда поступления в бюджет города Магадана от отчуждения объекта существенно превышают прогнозные поступления от иных механизмов его возмездного использования;
- сохранение в муниципальной собственности имущества, муниципальных унитарных предприятий и пакетов акций высокоэффективных хозяйственных обществ при условии соответствия их требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- реализация Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на выкуп арендуемых объектов.
V. Управление и распоряжение земельными участками
5.1. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "Город Магадана", осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
5.2. Цели и задачи управления земельными участками.
5.2.1. Совершенствование системы управления земельными участками должно обеспечить достижение следующих целей:
максимально возможное повышение доходности муниципального бюджета от использования земельных участков, стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики города Магадана, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к получению земельных участков;
вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не предоставленных на каком-либо праве физическим, юридическим лицам
5.2.2. Для достижения указанных целей необходимо:
а) сформировать полный перечень земельных участков, содержащий количественные, экономические и правовые характеристики земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, права на которые не предоставлены,
б) проводить совершенствование нормативно-правовой базы в целях разграничения и координирования полномочии всех отраслевых (функциональных) органов мэрии города Магадана; участвующих в процессе управления, распоряжения земельными участками, в том числе, на которых расположены объекты недвижимости.
в) обеспечить внедрение механизмов рыночной оценки при использовании земельных участков, совершенствовать механизм расчетов арендной платы, взимаемой за использование земельных участков в части приведения его в соответствие со ставками, сложившимися на рынке;
г) постоянно совершенствовать муниципальную правовую базу, регулирующую земельные отношения
д) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения в гражданский оборот недвижимости и земельных участков, в том числе путем предоставления объектов незавершенного строительства инвесторам на максимально льготных условиях;
е) осуществлять планомерный муниципальный земельный контроль,
ж) выявлять неиспользуемые либо используемые не по назначению земельные участки с целью их изъятия,
з) обеспечивать профессиональную подготовку муниципальных служащих, обеспечивающих управление и распоряжение земельными участками
Глава муниципального образования |
В.П. Печеный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция управления муниципальной собственностью в городе Магадане определяет основные цели и принципы деятельности органов местного самоуправления в области управления муниципальным сектором экономики. Под сектором экономики понимается совокупность экономических отношений с участием имущества казны, в том числе земельных участков, имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, имущества, обремененного правами аренды, залога и иными вещными правами.
Решение вступает в силу с момента его подписания.
Решение Магаданской городской Думы от 24 декабря 2010 г. N 108-Д "О концепции управления муниципальной собственностью в городе Магадане до 2020 года"
Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания
Текст решения опубликован в газете "Вечерний Магадан" от 6 января 2010 г. N 1 (1124)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Магаданской городской Думы от 21 февраля 2012 г. N 5-Д
Изменения вступают в силу после его официального опубликования настоящего решения