Настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в области использования, восстановления, охраны и изучения водных объектов и мелиорации земель, определяет общий порядок и механизм функционирования водохозяйственной системы края, формирование ее экономической и финансовой базы.
Статья 1. Основные понятия
Водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади (менее 0,5 га) и по объему (менее 10 тыс.м ) непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящиеся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Водохозяйственная система края - комплекс взаимосвязанных водных объектов и искусственных гидротехнических сооружений и устройств (реки, каналы, водохранилища, плотины, дамбы, тоннели, дюкеры, насосные станции, водозаборы), обеспечивающих регулирование, подъем, транспортировку и межбассейновое перераспределение воды, противопаводковую защиту в зонах их влияния и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.
Составной частью водохозяйственной системы края являются мелиоративные системы, системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, гидроэнергетические системы, системы прудового товарного рыбного хозяйства и другие.
Системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения -комплексы устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования.
Мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (распределители. коллекторы, трубопроводы, водоемы, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиоративных землях), непосредственно обеспечивающих создание оптимального водного, воздушного теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Водохозяйственные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция водохозяйственных систем, обводнение территории, восстановление водных объектов, предотвращение вредного воздействия вод, научное, производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Водопользователь - физическое или юридическое лицо, которому предоставлены права пользования водными объектами.
Водопотребитель - физическое или юридическое лицо получающее в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд.
Статья 2. Цели использования водных объектов, входящих в водохозяйственную систему края
водные объекты входящие в водохозяйственную систему края, предоставляются в пользование для:
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
здравоохранения;
промышленных целей и энергетики:
сельского хозяйства;
гидроэнергетики;
лесного хозяйства;
пожарной безопасности
рыбного хозяйства;
охотничьего хозяйства;
рекреации:
сброса сточных и возвратных вод;
добычи полезных ископаемых, строительных нужд и проведения иных работ.
Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения является приоритетным.
Статья 3. Органы управления и контроля за функционированием водохозяйственной системы края
Государственное управление и контроль за функционированием водохозяйственной системы края осуществляют Правительство Ставропольского края и уполномоченные государственные органы.
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда края обеспечивает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и Ставропольского края.
Положение о специально уполномоченном государственном органе управления использованием и охраной водного фонда края утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Правительством Ставропольского края.
Основными функциями специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края являются:
планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребление и водоотведение);
ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
организация проведения водохозяйственных мероприятий на водных объектах края;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территории водоохранных зон и организация их обустройства;
осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;
подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
осуществление иных функций, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов.
Государственное управление в области мелиорации земель осуществляет Правительство Ставропольского края через орган управления в области мелиорации земель.
Положение об органе управления в области мелиорации земель утверждается Правительством Ставропольского края.
Основными направлениями деятельности органа управления в области мелиорации земель являются:
разработка и реализация программ в области мелиорации земель;
организация финансирования мелиорации земель;
организация эксплуатации государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
распределение в установленном порядке водных ресурсов, забираемых из водных объектов;
паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
организация учета и проведения мониторинга мелиорированных земель;
организация разработки стандартов, норм и правил в области мелиорации земель;
организация и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области мелиорации земель;
проведение государственной экспертизы проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружении, их утверждение;
контроль за состоянием мелиорированных земель;
иные направления деятельности, определенные законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Экологическая экспертиза
Водохозяйственная деятельность и мелиоративные мероприятия осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного и экологического законодательства Российской Федерации.
На стадии подготовки проектной документации на строительство и реконструкцию объектов водохозяйственной системы края проводится государственная экспертиза:
на строительство к реконструкцию всех объектов, влияющих на состояние водных объектов, - специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края;
на строительство и реконструкцию всех объектов, влияющих на состояние водных объектов Ставропольского края, - территориальным органом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда по Ставропольскому краю.
на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружении - исполнительным органом государственной власти края, осуществляющим управление сельским хозяйством.
На строительство и реконструкцию всех объектов, независимо от ведомственной принадлежности и источников финансирования, проводится экологическая экспертиза (с учетом результатов ведомственной экспертизы) специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды.
Статья 5. Порядок использования водных объектов водохозяйственной системы края
Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и другое) водных ресурсов.
Водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.
Водные объекты предоставляются в пользование на основании:
лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом;
решения Правительства Ставропольского края о предоставлении водного объекта в особое пользование, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом.
Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться физическими и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.
Пользование обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется без получения лицензии на водопользование.
Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливаются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края по согласованию со специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды на основании водохозяйственных балансов и заявленных водопользователем потребностей в водных ресурсах по поверхностным и подземным водным объектам.
Деятельность граждан и юридических лиц в области мелиорации земель осуществляется на основании специального разрешения (лицензии).
Статья 6. Лицензирование в области использования и охраны водных объектов и мелиорации земель
Выдача, оформление и регистрация лицензии на водопользование осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации.
Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края и зачисляется на его специальный счет.
Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается Правительством Ставропольского края по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края.
Лицензирование деятельности в области мелиорации земель осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации при проектировании, строительстве и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, защиты интересов и прав их собственников.
Выдача, оформление и регистрация лицензии на право осуществления деятельности в области мелиорации земель возлагается на уполномоченный орган в области мелиорации земель.
Сбор за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в области мелиорации земель взимается уполномоченным органом в области мелиорации земель и зачисляется на его специальный счет.
Размер сбора за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в области мелиорации земель определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на выдачу лицензий, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается Правительством Ставропольского края по представлению уполномоченного органа в области мелиорации земель.
Статья 7. Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов
Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов определяются в соответствии со статьей 92 Водного кодекса Российской Федерации.
Статья 8. Виды собственности объектов, входящих в водохозяйственную систему края
В водохозяйственную систему края входят водные объекты, относящиеся к федеральной собственности, государственной собственности Ставропольского края (далее - краевая собственность), муниципальной собственности, частной собственности.
В краевой собственности находятся водные объекты, входящие в водохозяйственную систему края, расположенные в пределах территории края и не относящиеся к федеральной, муниципальной и частной собственности.
Водные объекты, расположенные на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных вод и являющиеся частью курортов или лечебно-оздоровительных местностей, находятся в федеральной собственности.
Водные объекты, находящиеся в краевой собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
Порядок предоставления обособленных водных объектов в пользование определяется земельным и водным законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
В соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель" мелиоративные системы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Отнесение государственных мелиоративных систем к федеральной и краевой собственности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В собственности физических и юридических лиц могут находиться мелиоративные системы общего пользования и мелиоративные системы индивидуального пользования, отдельно расположенные гидротехнические сооружения.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности.
Статья 9. Экономическое регулирование использования водохозяйственной системы края, восстановления и охраны водных объектов
Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем является платность водопользования.
Экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем:
платежей, связанных с пользованием водными объектами;
финансирования восстановления и охраны водных объектов;
финансирования эксплуатационных мероприятий водохозяйственных систем;
экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
Пользование водными объектами является платным, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных настоящим Законом.
Плата за пользование водными объектами, водохозяйственными системами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края, государственных органов управления и эксплуатации водохозяйственных систем края (управления эксплуатации оросительно - обводнительных систем, каналов, гидросооружений).
Плата за забор воды из водных объектов для орошения мелиорированных земель взимается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Плата за сброс загрязняющих веществ, поступающих с коллекторно-дренажными и сбросными водами мелиоративных систем в водные объекты или специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), взимается с водопотребителей в пределах установленных нормативов предельно допустимых сбросов.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами (плата за воду), включает:
плату за пользование водными объектами (водный налог);
плату направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют физические и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации.
До принятия Федеральных законов порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливает Правительство Ставропольского края.
Плата за воду, поступающая в краевой бюджет, направляется на формирование краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем.
Средства краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем используются для реализации краевых государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов, финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, финансирования водохозяйственных мероприятий, включая эксплуатацию водохозяйственных систем, защиты от вредного воздействия вод, осуществления научно-исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Порядок формирования и расходования средств краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем определяется Правительством Ставропольского края.
Государственным и муниципальным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства. Правительством Ставропольского края устанавливаются льготные предельные размеры платы за воду, направляемой на восстановление и охрану водных объектов в пределах сумм, поступающих в краевой бюджет.
Статья 10. Финансирование водохозяйственных мероприятий
Водохозяйственные мероприятия, включая эксплуатацию водохозяйственных систем, осуществляются за счет:
средств, выделяемых Министерством природных ресурсов Российской Федерации;
средств, выделяемых министерствами - владельцами водохозяйственных систем, в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
средств владельцев отдельно расположенных гидротехнических сооружений в объемах технической и технологической потребности;
средств краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем;
средств краевого внебюджетного экологического фонда в соответствии с положением о нем;
средств краевого бюджета, выделяемых целевым назначением на водохозяйственные мероприятия;
средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выделяемых на предупреждение вредного воздействия вод;
кредитов банков и других не запрещенных законом источников .
Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) осуществляется за счет:
средств федерального бюджета, выделяемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации краевому органу исполнительной власти, осуществляющему управление сельским хозяйством;
средств краевого бюджета, направляемых на развитие мелиорации и предусмотренных в краевом бюджете отдельной строкой;
средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых земель.
Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства в области водохозяйственной деятельности
Юридические лица, виновные в нарушении требований водного законодательства и законодательства о мелиорации земель, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
Должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с Законом РСФСР "Oб охране окружающей природной среды", Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края и специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей природной среды в пределах их компетенции.
Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем и краевого внебюджетного экологического фонда.
Наложение штрафа не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суде.
Статья 12. Административная ответственность юридических лиц за нарушение требований настоящего Закона
Пользование водными объектами без лицензии -
Самовольное строительство перегораживающих сооружений на естественных водотоках -
влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Самовольный сброс в водные объекты загрязненных сточных вод - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение условий лицензии на пользование водными объектами - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Сброс в водные объекты химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, смыве загрязнений и складировании мусора, скапливающегося в населенных пунктах, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Самовольное сверхлимитное изъятие воды из водного объекта - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Ввод в эксплуатацию объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение водных объектов, гибель водной и околоводной флоры и фауны или вредное воздействие вод - влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение установленного режима хозяйственной деятельности в пределах санитарных и водоохранных зон - влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Производство работ на водных объектах (гидротехнические работы, самовольная добыча полезных ископаемых со дна водных объектов, строительство мостов и других сооружений, прокладка коммуникаций и другие) без согласования со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края - влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Повреждение сооружений и установок для ведения государственного учета вод и государственного мониторинга водных объектов влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение правил эксплуатации водоизмерительной аппаратуры - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Сокрытие и искажение информации об аварийных ситуациях, залповых сбросах, других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, и статистической отчетности по использованию и охране водных объектов - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение настоящего закона, производится в порядке, определенном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Статья 13. Разрешение споров в области водохозяйственной деятельности
Споры, возникающие между физическими и юридическими лицами в области водохозяйственной деятельности, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Сроки и порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты Правительства Ставропольского края приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Губернатор
Ставропольского края |
А.Л. Черногоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ставропольского края от 6 июня 1997 г. N 15-кз "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования водохозяйственной системы Ставропольского края" (принят постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 15 мая 1997 г. N 592-38 ГДСК )
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" N 5-6(35-36), 1997 г., ст. 431
Законом Ставропольского края от 8 апреля 2005 г. N 21-кз настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ставропольского края от 28 мая 2003 г. N 11-кз
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования
Закон Ставропольского края от 28 марта 2001 г. N 23-кз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ставропольского края от 10 января 1999 г. N 3-кз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона