Постановление Губернатора Ставропольского края от 30 июня 2000 г. N 395
"О концепции развития договорного регулирования трудовых отношений в
Ставропольском крае"
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 сентября 2013 г. N 794 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях развития договорного регулирования трудовых отношений в Ставропольском крае постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития договорного регулирования трудовых отношений в Ставропольском крае (далее - Концепция), одобренную краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований края:
2.1. Рассмотреть Концепцию и определить свое участие в развитии договорного регулирования трудовых отношений в отраслях, территориях, организациях.
О принятых решениях проинформировать министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в срок до 1 октября 2000 года.
2.2. Принять меры по выполнению обязательств, включенных в действующие краевое трехстороннее, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения.
2.3. Оказывать содействие в формировании и организации работы отраслевых и территориальных объединений работодателей.
3. Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края:
3.1. Установить контроль за реализацией Концепции. Ежегодно в I квартале представлять в Правительство Ставропольского края аналитический доклад о состоянии в крае социального партнерства в сфере трудовых отношений, отражающий ход реализации Концепции.
3.2. Обеспечить координацию разработки предусмотренных Концепцией законопроектов, других нормативных правовых актов.
3.3. Оказывать практическую помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований края в развитии договорного регулирования трудовых отношений в крае.
3.4. Внести предложение о проведении в 2001 году краевой научно-практической конференции по проблемам развития социального партнерства в крае.
4. Поручить комитету по печати и информации Ставропольского края с участием министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края регулярно освещать в средствах массовой информации развитие системы социального партнерства, ход выполнения коллективных договоров и соглашений, заключаемых в рамках договорного регулирования трудовых отношений.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Хорунжего В.В.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ставропольского края |
А.Л. Черногоров |
Концепция
развития договорного регулирования
трудовых отношений в Ставропольском крае
(утв. постановлением Губернатора Ставропольского края
от 30 июня 2000 г. N 395)
I. Содержание проблемы
II.Состояние договорного регулирования трудовых отношений в крае
и причины, сдерживающие его развитие
III.Пути развития договорного регулирования трудовых отношений в крае
1. Совершенствование организационно-правового обеспечения
2. Совершенствование научно-методического и информационного
обеспечение
3. Совершенствование финансового обеспечения
I. Содержание проблемы
В условиях становления рыночных отношений происходит снижение регулирующего воздействия на сферу труда со стороны государства, отход от командно-административного управления экономикой и перенос центра тяжести в решении абсолютного большинства проблем непосредственно в организации, отрасли экономики, в регионы. В этой связи особое значение приобретает договорное регулирование трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства как особый тип социально-трудовых отношений, как практически единственный признанный в мире инструмент достижения сбалансированности интересов органов власти, работодателей и работников на основе их равноправного сотрудничества как один из элементов государственной социальной политики в процессе трудовых отношений, как путь предотвращения и разрешения противоречий, неизбежно возникающих в сфере труда.
Целью настоящей Концепции является анализ положения дел и накопленного опыта в организации партнерских отношений в крае, установление причин, сдерживающих развитие в крае основных форм социального партнерства, определение путей развития договорного регулирования трудовых отношений.
II. Состояние договорного регулирования трудовых отношений в крае и
причины, сдерживающие его развитие
Договорное регулирование трудовых отношений в крае в последние годы получило определенное развитие. Основной формой социального партнерства стали коллективные договоры, заключаемые в организациях, краевые отраслевые тарифные, территориальные (районные, городские) соглашения. На начало 2000 года в крае действовали 3233 коллективных договора, что составило 51,1% от числа организаций, где, по оценке районных, городских управлений труда и социальной защиты населения, целесообразно их заключение, действовали 24 отраслевых тарифных соглашения, 33 районных, городских соглашения, краевое трехстороннее соглашение. Большая часть коллективных договоров заключена на государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Меньше всего их заключают на малых предприятиях и в организациях частной формы собственности.
На всех уровнях социального партнерства созданы двухсторонние и трехсторонние комиссии как органы, которые ведут коллективные переговоры и подготавливают соглашения и коллективные договоры, осуществляют контроль исполнения достигнутых договоренностей, рассматривают другие актуальные вопросы социально-экономического характера, требующие согласованных решений и действий сторон.
Сформировался порядок уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров на краевом уровне, в районах и городах краевого значения.
При разработке коллективных договоров и соглашений учитываются основные положения, принципы и организационная структура социального партнерства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, Федеральном законе "О коллективных договорах и соглашениях", Законе Ставропольского края "О социальном партнерстве", других нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, в Концепции становления и развития системы социального партнерства в Российской Федерации, принятой в 1996 году Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Проводимая работа в рамках подготовки, заключения и реализации соглашений и коллективных договоров позитивно влияет на социально-экономическую обстановку в крае. Опыт договорного регулирования трудовых отношений сложился в гг. Невинномысске, Пятигорске, ряде других городов и районов края.
В июне 1998 года федеральным органом исполнительной власти по труду министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края переданы полномочия по разрешению коллективных трудовых споров в крае путем организации содействия в проведении примирительных процедур и участия в них во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления, представителями работников и работодателей.
Однако целый ряд причин сдерживает развитие договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства в крае.
Процессы реструктуризации экономики, ликвидации государственного монополизма, акционирование предприятий и развитие частного предпринимательства, медленное осуществление при этом экономических и правовых преобразований привели к нарушениям финансово-банковской деятельности, массовым взаимным неплатежам, в том числе из бюджетов всех уровней, непомерному развитию бартерных операций, длительной задержке выплаты заработной платы, другим проявлениям, создающим непредсказуемые условия работы работодателям и работникам.
Медленно формируются и развиваются стороны социального партнерства. Так, профсоюзные органы созданы примерно в половине организаций, где применяется наемный труд, а коллективные договоры заключаются лишь на двух из трех организаций, в которых действуют профсоюзные органы. Не создаются органы общественной самодеятельности для обеспечения представительства работников при ведении коллективных переговоров в организациях, в которых отсутствуют профсоюзные организации. Профсоюзные органы, участвующие в заключении территориальных соглашений, нередко уполномочены лишь частью работников, иногда незначительной.
В отраслях, районах и городах края практически отсутствуют легитимные органы, представительства работодателей, нет единого подхода к их формированию и организации деятельности. В результате на территориальном уровне сторона работодателей формируется, как правило, волевыми решениями, а в отраслях функции работодателей часто принимают на себя министерства, другие органы исполнительной власти, что не всегда соответствует сути рыночных условий развития экономики.
Содержание коллективных договоров и соглашений в ряде случаев носит общий характер. Оно не всегда увязывается с проблемами и особенностями деятельности конкретных организаций, отраслей, территорий, нередко ориентировано преимущественно на предоставление социальных гарантий работающим, членам их семей в зависимости от финансовых возможностей организаций. При этом недостаточно прорабатываются вопросы стоимости рабочей силы, охраны и создания условий труда, обеспечения гарантий занятости работающим на случай их возможного высвобождения.
Не используются возможности регулирующего воздействия коллективных договоров и соглашений на деятельность организаций.
Отсутствует необходимая правовая база социального партнерства. Нет нормативных актов о порядке формирования, деятельности и полномочиях объединений работодателей, отраслевых и территориальных двух- и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, взаимодействии таких комиссий, функционирующих на различных уровнях социального партнерства. Требуют уточнения представительство отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти в соглашениях, распространение действия заключенных соглашений, порядок присоединения к действующим соглашениям.
В вузах и научных учреждениях края практически не ведутся разработки проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Недостаточно популяризируются роль и содержание социального партнерства, обобщается и распространяется опыт партнерских отношений в сфере труда. Не организовано краткосрочное обучение организаторов социального партнерства; Практическая помощь в этом направлении ограничивается, рекомендациями, разрабатываемыми органами по труду либо профсоюзными структурами.
III. Пути развития договорного регулирования трудовых отношений в крае
Развитие договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства в крае должно привести к осуществлению заинтересованными органами и организациями согласованных действий, направленных на расширение сферы влияния договорного регулирования трудовых отношений, выработку системы мер по организационно-правовому, научно-методическому, информационному и финансовому обеспечению этой работы.
1. Совершенствование организационно-правового обеспечения
Дальнейшее развитие многоуровневой системы социального партнерства в крае следует продолжить в рамках организационной структуры, приведенной в приложении к Концепции, добиваясь заключения коллективных договоров во всех организациях, где применяется наемный труд, территориальных соглашений - в отраслях экономики края, городов, районов.
Необходимо в ближайшей перспективе активизировать работу уже действующих объединений работодателей, а также ускорить при содействии органов исполнительной власти края формирование в территориях и отраслях экономики края новых союзов, ассоциаций, иных объединений работодателей, наделенных полномочиями через своих представителей участвовать в работе двух- и трехсторонних комиссий по ведению коллективных переговоров, подготовке и заключению соглашений, контролю за их реализацией. При этом на краевом уровне следует обеспечить взаимодействие и консолидацию усилий всех объединений работодателей по развитию договорного регулирования трудовых отношений.
Актуальной задачей является уточнение порядка наделения полномочиями органов, представляющих интересы работников в районах и городах при ведении переговоров и заключении территориальных соглашений.
Развитие партнерства требует разработки рекомендаций по формированию и юридическому оформлению органов общественной самодеятельности как возможной стороны социального партнерства, представляющей интересы работников в организациях.
Для повышения эффективности переговорного процесса и контроля за реализацией достигнутых договоренностей необходимо практиковать создание в рамках двух- и трехсторонних комиссий рабочих групп, перечень которых соответствует основным разделам заключенных соглашений.
Система социального партнерства должна представлять собой целостный механизм реализации социально-экономической политики. Для этого следует обеспечить взаимоувязку содержания соглашений различных уровней, опережение по срокам заключения краевого соглашения между краевым органом исполнительной власти, краевыми объединениями организаций профсоюзов и краевыми объединениями работодателей.
Учитывая расширение полномочий субъектов Российской Федерации в проведении региональной социально-экономической политики, в краевом трехстороннем, краевых, районных, городских отраслевых тарифных, территориальных соглашениях должны предусматриваться элементы тарифного регулирования Оплаты труда, минимальные объемы работы по улучшению условий, охраны труда, аттестации рабочих мест, созданию и сохранению рабочих мест, обеспечению занятости населения, социальной защите населения и другое.
Развитие социального партнерства требует принятия на краевом уровне законов о Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, об объединениях работодателей в Ставропольском крае, о тарифном регулировании оплаты труда в Ставропольском крае.
Требуют уточнения механизмы контроля исполнения обязательств, включенных в соглашения, распространения действия заключенных соглашений. На работодателей, не участвовавших в заключении соглашений и не делегировавших свои полномочия на их заключение, проведения уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров в крае, участия министерств, управлений, комитетов Ставропольского края при заключении краевых отраслевых тарифных соглашений, порядок разработки и принятия краевого трехстороннего, краевых, районных, городских отраслевых (межотраслевых, профессиональных) тарифных и территориальных соглашений.
2. Совершенствование научно-методического и информационного обеспечения
Для дальнейшего развития партнерских отношений следует принять меры по привлечению вузов, учебно-методических центров края к выполнению научных исследований по проблеме социального партнерства в трудовых отношениях, разработке методик, положений, рекомендаций, пособий по организации социального партнерства, ведению коллективных переговоров, по подготовке, заключению и выполнению коллективных договоров и соглашений. Необходимо ввести в практику проведение краевых научно-практических конференций, семинаров, "круглых столов", рабочих совещаний по проблемам договорного регулирования трудовых отношений с приглашением представителей федеральных органов исполнительной власти, профсоюзов и их объединений, ученых, практиков из других регионов страны.
Одной из главных и первоочередных задач является организация краткосрочного обучения представителей работодателей и работников - организаторов социального партнерства на предприятиях и в учреждениях, отраслях, на территориях, координаторов двух- и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В качестве практических пособий должны разрабатываться рекомендации по содержанию основных разделов коллективных договоров и соглашений.
Для распространения опыта договорного регулирования трудовых отношений следует сформировать систему базовых центров в районах, городах краевого значения, отраслях экономики края, в организациях, а также направлять в районы и города краевого значения сводные консультационные группы.
В целях информационного обеспечения развития договорного регулирования трудовых отношений необходимо организовать выступления руководителей и специалистов органов по труду, профсоюзных деятелей, работодателей и работников организаций, дискуссии о путях развития социального партнерства и достигнутых результатах в средствах массовой информации. Необходимо осуществлять выпуск экспресс-информаций с обобщением опыта работы. Органу исполнительной власти края по труду ежегодно представлять в Правительство Ставропольского края аналитический доклад о состоянии социального партнерства и урегулирования коллективных трудовых споров в Ставропольском крае.
Следует уделить внимание изучению судебной практики разрешения конфликтов, связанных с процессами заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в крае.
3. Совершенствование финансового обеспечения
В целях материально-технического обеспечения коллективно-договорного процесса, функционирования органов социального партнерства предстоит определить источники финансирования, которыми должны быть сами стороны партнерства. Порядок участия в финансировании должен определяться в заключенных договорах и соглашениях с учетом статьи 9 Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях".
Приложение
к Концепции развития договорного регулирования
трудовых отношений в Ставропольском крае,
утвержденной постановлением Губернатора СК
от 30 июня 2000 г. N 395
Организационная структура
системы социального партнерства в Ставропольском крае
Уровни социального партнерства |
Виды соглашений |
Участники соглашений | ||
Краевой уровень Территориа- льный уровень (районы, города краевого значения) Организация |
краевое трехсторо- ннее соглашение краевые отраслевые тарифные соглашения районные, городские соглашения районные, городские отраслевые тарифные соглашения коллектив- ный договор |
краевые объединения организаций профсоюзов краевые организации профсоюзов территориа- льные объединения организаций профсоюзов районные, городские организации профсоюзов профсоюзный комитет, либо орган обществен- ной самодеяте- льности |
краевые объединения работодате- лей краевые отраслевые объединения работодате- лей территориа- льные объединения работодате- лей районные, городские отраслевые объединения работодате- лей работода- тель |
Правительство Ставропольского края краевые министерства, управления, комитеты территориальные, районные государственные администрации, администрации городов краевого значения районные, городские управления, отделы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ставропольского края от 30 июня 2000 г. N 395 "О концепции развития договорного регулирования трудовых отношений в Ставропольском крае" (утратило силу)
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст документа опубликован в газете "Ставропольская правда" N 147 (22154) от 11 июля 2000 г.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 сентября 2013 г. N 794 настоящее постановление признано утратившим силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления