Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Состояние и основные проблемы
развития системы образования в городе
Система образования в городе Ставрополе, основные параметры ее деятельности, вся совокупность реализуемых мероприятий в области стабилизации и развития системы отвечают главной задаче - обеспечению конституционных прав граждан города на получение образования. Характер образовательной ситуации в городе Ставрополе, проводимая образовательная политика определяются конкретными национально-региональными, социально-экономическими, культурнообразовательными, законодательными условиями и отношениями. Принятые законы Ставропольского края "Об образовании", "О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Ставропольского края", "Программа стабилизации и развития образования в Ставропольском крае на 1998-2000 годы", "Программа развития образования в городе Ставрополе на 1997-2000 годы" и ряд других подпрограмм по социальному положению детей позволили сохранить систему образования города в качестве стабильно работающей и развивающейся отрасли.
В настоящее время в Ставрополе стабилизировалась сеть учреждений дошкольного образования, представленная 57-ю муниципальными и 8-ю ведомственными дошкольными учреждениями, в которых воспитывается около 11 тысяч детей, что составляет 61 процент от общего числа детей дошкольного возраста.
Завершена работа по приведению статуса дошкольных образовательных учреждений в соответствие с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
В городе создана многофункциональная система дошкольного образования. Функционируют 15 детских садов, 24 центра развития ребенка, 7 начальных школ-детских садов.
Для осуществления коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников в городе создано 12 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых, на основе диагностических исследований психофизических особенностей детей, учета социальных условий развития и подбора соответствующих средств осуществляется комплексная реабилитация 2340 детей.
В 43 общеобразовательных школах города, где обучаются более 46 тысяч детей, успешно идет работа по внедрению компонентов образовательного стандарта. Все образовательные учреждения города организуют образовательный процесс по планам, разработанным на основе базисного учебного плана. С 1998 года осуществляется переход на новые образовательные программы, в основе которых лежит концентрический принцип построения учебного материала, внедряется в образовательный процесс обязательный минимум содержания начального основного, среднего (полного) общего образования.
Функционирование новых типов начальной школы, таких как комплекс - гимназия "ЛИК", прогимназия на базе ДОУ N 3, начальная школа - детский сад, внедрение альтернативной программы "Школа - 2000" и программ Российского института непрерывного образования ("Рекорд"), освоение психолого-педагогической системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - в 2-х школах города, дидактической системы Л. В. Занкова - в 18-ти школах, а также переход с 1 сентября 2000 года начальной школы на полное четырехлетнее обучение с использованием современных педагогических технологий, привело к более высоким результатам и эффективному усвоению учебного материала детьми. Уровень обученности детей в начальной школе и качество знаний по сравнению с 1997 годом возросли и составили 98,6 процента и 72,8 процента соответственно.
В школах города осуществляется профильная и уровневая дифференциация по всем образовательным областям. За 3 года вдвое увеличилось количество классов с углубленным изучением предметов, в 24 школах ведется профильное обучение по 16 направлениям.
Введение в вариативную часть учебных планов большинства школ интегрированных курсов, спецкурсов, факультативов позволило удовлетворить заказ родителей города и интересы их детей.
Важным показателем является и то, что 70 процентов школ города работают в режиме развития.
За последние три года в учреждениях образования города сложился высокий уровень опытно-экспериментальной работы, действуют 47 экспериментальных площадок, в том числе и в учреждениях дополнительного образования. Создан городской банк данных по эксперименту, подготовлен аннотационный перечень площадок федерального, краевого, городского уровней.
Система дополнительного образования в городе Ставрополе включает в себя: городской Дворец детского творчества (ГДДТ), центры детского и юношеского творчества Ленинского и Промышленного районов, Дом творчества детей и юношества Октябрьского района, городскую станцию юных натуралистов, семь детских спортивных юношеских школ, пять музыкальных школ, детскую хореографическую школу, городские библиотеки, более 20 клубов и комнат школьника по месту жительства.
В городе 20 тысяч детей, занимающихся по интересам в учреждениях дополнительного образования, - это 43 процента от общего числа школьников.
Наиболее полно представлены виды образовательной деятельности в городском Дворце детского творчества. В нем организованы: детское движение "Я - Ставрополец", клуб "Россия", Малая академия наук. Постановлением главы города Ставрополя на базе городского Дворца детского творчества открыты Центр военно-патриотического воспитания молодежи и городское объединение юнармейских отрядов школ.
В школах города возрождены поисковые отряды. Налажена взаимосвязь учреждений образования с воинскими частями. Регулярно проводятся встречи и благотворительные акции "Воин", "Милосердие".
В городе Ставрополе разработана и принята городской Думой комплексная программа "Образование и здоровье ". Данная программа предусматривает решение проблем здоровья детей в системе: детсад, школа, учреждения дополнительного образования. По системе пололичностного воспитания открыты первые классы в трех школах и группы в пяти детских садах.
В порядке эксперимента в 1999 году 25 школ города были переведены на новую форму организации работы врачей и учительских коллективов. Опыт работы учреждений образования по данному вопросу дважды обобщался на коллегии управления образования.
Подготовлено пять научно-методических сборников по проблеме укрепления здоровья учащихся лицеев N 10, 16, ГДДТ и по выполнению программы "Образование и здоровье".
На 1 сентября 2000 года все школы и детские сады укомплектованы педагогическими кадрами. Ежегодно около 100 молодых специалистов пополняют педагогические коллективы города. В городе остается высоким уровень работающих учителей с высшим образованием, 90 процентов учителей и воспитателей прошли аттестацию и получили соответствующие категории.
Проводилась работа по поощрению и награждению педагогов. Ежегодно 20 учителей и воспитателей города награждаются премией главы города, около 20 процентов педагогических работников награждены грамотами Губернатора Ставропольского края и министерств образования Российской Федерации и края, главы города, городской Думы, департамента социальной политики и управления образования. Более 300 педагогам присвоено звание "Почетный работник образования".
Городская программа развития образования в городе Ставрополе на 1998-2000 годы, утвержденная городской Думой в 1998 году, была дополнена рядом целевых программ: "Образование и здоровье", "Дети - сироты", концепция и программа по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию "Малая Родина", программа по валеологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях.
Вместе с тем функционирование и развитие системы образования происходят в сложной социально-экономической ситуации.
Среди наиболее важных проблем отдельных уровней образования можно отметить следующие:
- экстенсивное расширение содержания образования и интенсификация нагрузки на ученика и учителя. (В совокупности с социально-экономическими факторами это привело к росту заболеваемости детей. Лишь 15 процентов детей заканчивают школу без хронических заболеваний.);
- доступность дошкольного образования. (Охват детей воспитанием и обучением в дошкольных учреждениях сокращается и в 1999 году составил 65 процентов от общего числа детей дошкольного возраста.);
- улучшение учебно-материальной базы образования. (Темпы износа зданий значительно опережают новое строительство и реконструкцию, 98 процентов школ работают в две смены.);
- слабая обеспеченность (из-за низкого уровня финансирования школ) новыми учебниками по предметам федерального компонента базисного учебного плана;
- безнадзорность и правонарушения среди несовершеннолетних, распространение алкоголизма, наркомании;
- дальнейшее развитие системы дополнительного образования детей, создание муниципальной программы воспитания молодежи;
- воспитание патриотизма и гражданственности в образовательных учреждениях;
- создание эффектной модели оценки системы образования.
Положения данного раздела являются основой определения целей, задач и общих направлений развития системы образования города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.