Постановление Губернатора Ставропольского края от 31 июля 1998 г. N 533
"Об утверждении Положения об организации и проведении
аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории
Ставропольского края"
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 сентября 2006 г. N 579 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления
В целях организации и проведения аварийно-спасательных работ на территории края в чрезвычайных ситуациях и в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановляю:
1. Утвердить Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Ставропольского края согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Г.К.Кутепова.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края |
А.Л. Черногоров |
Приложение
к постановлению Губернатора
Ставропольского края
от 31 июля 1998 г. N 533
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях на территории
Ставропольского края
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы на объектах (территориях), подвергшихся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действий характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы осуществляются силами и средствами организаций, органов местного самоуправления на объектах (территориях), где сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.
2. Руководство аварийно-спасательными работами
Непосредственным руководителем аварийно-спасательных работ на объекте (территории), как правило, является председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям данного объекта (территории). Он же является и руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководитель поисково-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает на себя полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняет их до прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, определенного настоящим Положением, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органами государственной власти края, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесены данные аварийно-спасательные работы.
Решение руководителя аварийно-спасательных работ является обязательных для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя аварийно-спасательных работ иначе, как отстранив его, в установленном порядке, от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия руководителя аварийно-спасательных работ определяются органами государственной власти края, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, может принимать решение о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или частично, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зоне чрезвычайной ситуации людей.
Руководителю аварийно-спасательных работ подчиняются все формирования и подразделения, участвующие в проведении этих работ. Он несет персональную ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ, безопасность людей, участвующих в этих работах.
3. Обязанности руководителя аварийно-спасательных работ
Руководитель аварийно-спасательных работ обязан:
принять экстренные меры по защите населения, спасению материальных и других ценностей;
ввести в действие План действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организовать проведение разведки, определить виды опасных факторов чрезвычайной ситуации, возможность взрывов, пожаров, обрушений конструкций, истечения сильно действующих ядовитых веществ, выхода из строя электрических, газовых и других сетей; радиоактивного, химического, бактериологического заражения и определить меры по защите населения и спасателей;
уточнить расчет сил и средств для проведения, аварийно-спасательных работ, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу и расстановку;
поставить задачи формированиям, которые привлекаются к аварийно-спасательным работам, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач на участках работ;
уточнить задачи конкретным лицам по обеспечению аварийно-спасательных работ;
определить границы зоны чрезвычайной ситуации и динамику ее расширения с учетом метеоусловий и принять соответствующее решение;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу, питание и отдых личного состава аварийно-спасательных формирований;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности при выполнении работ;
организовать пункты сбора пострадавших, оказания им медицинской помощи и способы эвакуации;
организовать пункт сбора материальных ценностей и их учет;
при необходимости организовать пункт сбора трупов, их опознание и учет;
определить порядок вывода животных из зоны чрезвычайной ситуации и меры по защите растений;
определить режим охраны общественного порядка и поведения населения.
4. Проведение аварийно-спасательных работ
Аварийно-спасательные работы проводятся в три этапа.
На 1 этапе решаются задачи по экстренной защите населения. На этом этапе на основании поступивших первых данных о чрезвычайной ситуации председатель соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям принимает решение об оповещении населения, и целесообразности экстренной эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации. При необходимости на этом этапе определятся порядок использования индивидуальных и коллективных средств защиты, режимы поведения населения и порядок допуска в зону проведения аварийно-спасательных работ.
На 2 этапе проводится подготовка к проведению аварийно-спасательных работ: приводятся в готовность органы управления, объявляется сбор комиссии по чрезвычайным ситуациям, приводятся в готовность силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимые для проведения аварийно-спасательных работ, проводится комплексная разведка, уточняется, и вводится в действие План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. После оценки обстановки принимается решение о проведении аварийно-спасательных работ, которое доводится до всех исполнителей.
На 3 этапе проводятся спасательные работы, которые включают в себя рекогносцировку участков работ с уточнением объемов и способов ведения работ. Объект (территория) разбивается на участки и виды проведения работ. Производится розыск пострадавших, извлечение их из завалов и уцелевших помещений, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация их в пункты сбора пострадавших с последующей сортировкой и оказанием первой врачебной помощи.
Одновременно проводится локализация и тушение пожаров, при необходимости специальная обработка мест аварийно-спасательных работ, разборка завалов и подготовка площадок для расстановки спасательной техники и оборудования для автономного освещения рабочих мест, принимаются меры по предотвращению возникновения вторичных факторов поражения.
На этом же этапе проводится, вывод (вывоз) населения и сельскохозяйственных животных из опасных зон и вывоз материальных ценностей.
При необходимости проводится санитарная обработка эвакуированного населения.
5. Обеспечение аварийно-спасательных работ
Обеспечение аварийно-спасательных работ - это комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач.
Непосредственным организатором всех видов обеспечения является комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта (территории).
По всем видам обеспечения в заранее подготовленные планы при возникновении чрезвычайной ситуации вносятся необходимые изменения, дополнения, уточняются задачи, которые немедленно доводятся до исполнителей.
6. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных
работ
Разведка. Включает в себя общую для быстрого поучения данных о чрезвычайной ситуации и специальную - для более полных данных. Специальная разведка состоит из радиационной, химической, биологической, медицинской, ветеринарной, фитопатологической, пожарной.
Радиационная и химическая защита. Включает в себя дозиметрический и химический контроль, ведение учета доз облучения, введение режимов радиационной защиты, организацию специальной обработки территорий, техники, одежды и санитарную обработку населения.
Инженерное обеспечение. Включает в себя инженерную разведку местности, обеспечение ввода сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекты ведения аварийно-спасательных работ, инженерное оборудование эвакопунктов, переправ, маршрутов, противорадиационных укрытый.
Транспортное обеспечение. Организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого населения, доставки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к местам выполнения аварийно-спасательных работ, вывоза из районов чрезвычайных ситуаций материальных ценностей.
Материальное обеспечение. Организуется с целью своевременного и бесперебойного снабжения сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации горюче-смазочными материалами, продовольствием, медицинским имуществом, техникой и другими материально-техническими средствами.
Медицинское обеспечение. Организуется, с целью своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения среди населения инфекционных заболеваний.
Гидрометеорологическое обеспечение. Организуется в целях всесторонней оценки погоды, ее влияния на распространение поражающих факторов чрезвычайной ситуации и проведение аварийно-спасательных работ.
Охрана общественного порядка. Организуется с целью охраны важных объектов и материальных ценностей, обеспечения безопасности дорожного движения, контроля за соблюдением установленного режима в районе проведения аварийно-спасательных работ, контроля за выполнением мероприятий и режимом допуска в зараженные районы, воспрещения противоправных действий, распространения провокационных слухов и возможных массовых беспорядков.
7. Технология аварийно-спасательных работ
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта(территории), подвергшегося действию поражающих факторов, наличия сведений о количестве и местах нахождения пострадавших.
Руководителем аварийно-спасательных работ объект (территория) разбивается на участки (сектора); с назначением руководителей работ на участках, между ними руководителем работ на объекте (территории) устанавливается связь.
При наличии сведений о нахождении людей под завалами или в уцелевших зданиях (помещениях), основной задачей подразделений является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
информации свидетелей;
поисковых собак;
специальных поисковых приборов и инструментов;
простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене.
Инженерная техника для разборки завалов над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях, с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшим устанавливается и поддерживается разговорный контакт.
Руководителем аварийно-спасательных работ одновременно со спасательными работами, организуются первоочередные аварийные работы по:
ликвидации очагов пожаров;
отключению газовых, электрических и других сетей от разрушенных (пострадавших) зданий, сооружений;
недопущению взрывов паров газовоздушной смеси;
истечению сильнодействующих ядовитых веществ, а также работы, связанные с обеспечением спасательных работ;
установке автономного освещения;
подготовке площадок и расстановке инженерной и другой техники;
обеспечению общественного порядка;
карантинным и другим мероприятиям (по необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ставропольского края от 31 июля 1998 г. N 533 "Об утверждении Положения об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Ставропольского края"
Текст документа опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" N 10 (52), 1998 г., ст. 644
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 5 сентября 2006 г. N 579 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления