Распоряжение Правительства Ставропольского края
от 25 июня 2003 г. N 202-рп
1. В целях реализации Концепции реформирования региональных финансов в Ставропольском крае, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 января 2003 г. N 4-рп, утвердить прилагаемую Концепцию создания в Ставропольском крае рынка земли (далее - Концепция).
2. Органам исполнительной власти Ставропольского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), организовать работу по реализации Концепции.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края |
А.Л.Черногоров |
Концепция
создания в Ставропольском крае рынка земли
(утв. распоряжением Правительства Ставропольского края
от 25 июня 2003 г. N 202-рп)
Земельный рынок в Ставропольском крае и его инфраструктура находятся в стадии становления.
Концепция создания в Ставропольском крае рынка земли (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи, принципы политики Ставропольского края в сфере создания рынка земли, под которым понимаются экономические и правовые отношения, возникающие в процессе земельного оборота между органами исполнительной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, физическими и юридическими лицами.
Не являются предметом рассмотрения Концепции земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, муниципальной собственности, а также земли сельскохозяйственного назначения.
I. Основные направления развития рынка земли
Основные направления развития рынка земли в Ставропольском крае включают в себя:
повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста;
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в Ставропольском крае регулируемого рынка земли и его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;
охрану земель;
приватизацию гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение земель, относящихся к государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, относящуюся к федеральной собственности, собственности Ставропольского края и муниципальной собственности;
дальнейшее развитие системы государственного земельного кадастра и системы государственной (регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, проведение массовой оценки земли;
развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
создание инфраструктуры рынка земли;
информационное обеспечение рынка земли;
широкая пропаганда среди населения края прав и обязанностей участников рынка земли;
регулярный сбор официальной информации, характеризующей рынок земли, ее опубликование в специальных бюллетенях и средствах массовой информации.
II. Основные принципы развития рынка земли в Ставропольском крае
Развитие оборота земли основывается на следующих принципах:
установление правового режима использования земель государственной собственности Ставропольского края, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в собственности граждан и юридических лиц;
стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, с целью включения их стоимости в уставной капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной собственности Ставропольского края, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций Ставропольского края и используемые в коммерческих целях;
повышение эффективности управления земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ставропольского края;
развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение земельных участков под жилищное строительство;
совершенствование процедуры аренды земли, находящейся в государственной собственности Ставропольского края;
обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
совершенствование процедуры предоставления земель, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, под жилищное и промышленное строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание условий для осуществления продажи земельных участков исключительно путем проведения торгов и участков, которые предоставляются в собственность без проведения торгов расположенных на них зданий, строений, сооружений путем гибких схем оплаты приобретенных земельных участков;
организация работы органов исполнительной власти Ставропольского края по созданию рабочих групп, комиссий по вопросам формирования рынка земли с привлечением представителей коммерческих структур к обсуждению проектов и принятию нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере передачи земли в собственность;
организация рынка земли в системном порядке;
обеспечение равноправия субъектов земельных отношений в получении информации о рынке земли;
недопущение превращения частных собственников в земельных монополистов в пределах Ставропольского края.
III. Создание инфраструктуры рынка земли в Ставропольском крае
Создание инфраструктуры рынка земли будет осуществляться путем:
определения механизма формирования земельных участков, а также развития рынка землеустроительных услуг;
развития системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета земель;
применения кадастровой и рыночной оценки земли в целях налогообложения;
дальнейшего развития системы ведения государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;
создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли;
введения административной ответственности за правонарушения на рынке земли.
IV. Информационное обеспечение рынка земли
Информационное обеспечение рынка земли будет осуществлено путем:
создания баз данных государственной системы регистрации прав на землю и сделок с ней, а также государственного земельного кадастра и государственного учета земель в Ставропольском крае;
внедрения и обязательного использования всеми участниками рынка земли общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
создания информационной базы о земельных участках с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
Заключение
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции позволит создать полноценный рынок земли в крае с соответствующей инфраструктурой и адекватно функционирующей системой регулирования.
В крае уже заложена правовая основа развития рынка земли.
Принято постановление Правительства Ставропольского края от 27 марта 2002 г. N 59-п "Об установлении цены земли при продаже земельных участков в Ставропольском крае, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", которым установлена цена земли при продаже таких земельных участков в десятикратном размере ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.
Проведена кадастровая оценка земель поселений. В результате получена реальная картина стоимости земель (земельных участков), что позволит осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами и прочно связанными с ними объектами недвижимости, а также проводить сбалансированное планирование доходной части бюджетов всех уровней (в пределах платежей, поступающих от земельного налога и арендной платы), стимулировать развитие инвестиционных процессов и развитие экономики края в целом.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Ставропольском крае по состоянию на 1 июля 2002 года утверждены постановлением Правительства Ставропольского края от 28 апреля 2003 г. N 81-п.
Включение земли в экономический оборот является важным источником поступления средств в доходы бюджетов всех уровней.
Арендные отношения в Ставропольском крае являются одной из наиболее эффективных форм использования земли. В доход бюджета Ставропольского края в 2002 году поступило 101,9 млн рублей или около 106 процентов от установленного планового задания.
На 1 июля 2003 года заключено более 31 тыс. договоров аренды. Начислено арендной платы за землю: всего - 52,2 млн рублей, в том числе в доход бюджета Ставропольского края - 28,4 млн рублей. По данным Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ставропольскому краю поступило арендной платы; всего - 144,1 млн рублей, в том числе в бюджет Ставропольского края - 74,4 млн рублей или 90,5 процента от планового задания на текущий период.
В крае развивается рынок продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края. В доход бюджета Ставропольского края поступило средств от продажи права на заключение договоров аренды на сумму более 1,0 млн рублей.
В целях создания условий для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных правоотношений, направленных на эффективное использование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в оборот, постановлением Губернатора Ставропольского края от 27 ноября 2002 г. N 579 утверждена краевая целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Ставропольском крае (2002 - 2004 годы)".
Во исполнение Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" и постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 140 "Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности" и в рамках вышеназванной краевой целевой программы министерством имущественных отношений Ставропольским края ведется работа по разграничению государственной собственности на землю.
Разграничение земель по уровням собственности позволит реализовать полномочия Ставропольского края в области земельных отношений, установленные действующим законодательством.
Государственной Думой Ставропольского края принят в первом чтении проект закона "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", регулирующий оборот земель, находящихся не только в собственности Ставропольского края, но и в муниципальной собственности, постольку, поскольку это предусмотрено федеральными законами.
Принятие данного закона в крае позволит осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами и прочно связанными с ними объектами недвижимости, а также проводить сбалансированное планирование доходной части бюджетов всех уровней (в пределах платежей, поступающих от земельного налога, арендной платы, продажи земельных участков, продажи права на заключение договоров аренды земельных участков), стимулировать развитие инвестиционных процессов и развитие экономики края в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 25 июня 2003 г. N 202-рп
Текст распоряжения официально опубликован не был