Ставропольского края |
Ю.А.Гонтарь |
Приложение
Государственной Думы
Ставропольского края
от 26 сентября 2003 г. N 556-III ГДСК
Поправки
к проекту Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2004 год"
N п/п |
Статья, раздел, абзац |
Текст законопроекта, внесенного Правительством Российской Федерации |
Поправка, источник финансирова- ния |
Текст законопроекта с учетом поправки |
Автор поправки | Результат рассмотрения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | статья 43 |
Обеспечить в 2004 году кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона. Установить, что кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями и на безвозмездной основе. |
Статью 43 исключить |
- | Государствен- ная Дума Ставропольско- го края |
Заместитель начальника управления
делами и материально-технического
обеспечения Государственной Думы
Ставропольского края |
В.А.Иванов |
Пояснительная записка
к поправке в текст проекта Федерального
закона "О федеральном бюджете на 2004 год"
Статьей 43 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено:
обеспечить в 2004 году кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, получающих дотации из федерального бюджета;
установить, что кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями и на безвозмездной основе.
Вместе с тем, в настоящее время Конституцией Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеральное правовое государство. Принципы федерального устройства России сформулированы в статье 5 Конституции Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов.
Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации не отнесено ни к предметам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (ст. 72). Вследствие этого субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти по исполнению бюджета.
Данные изменения, предусматриваемые статьей 43 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", противоречат не только конституционно закрепленному праву органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления исполнять соответственно региональные и местные бюджеты, то есть выполнять весь комплекс предусмотренных бюджетным законодательством казначейских процедур, но и основным принципам бюджетной системы Российской Федерации.
Так, статья 43 входит в противоречие со статьей 8 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в которой указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия наряду с установлением порядка составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждения, также порядка исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
Противоречит она также действующей статье 168 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений.
Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584, предусматривает переход к 2005 году региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов. И лишь обслуживание бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не перешедших на казначейское исполнение в соответствии с федеральными стандартами, а также бюджетов высокодотационных регионов, регионов, находящихся в финансовом кризисе или в режиме внешнего финансового управления, предусмотрено осуществлять территориальными органами Федерального казначейства.
Введение дополнительных мер в виде обязательности кассового исполнения бюджетов через Федеральное казначейство Министерства Финансов Российской Федерации вне зависимости от качества исполнения бюджета ставит регионы на уровень субъектов, в которых предлагается введение временных финансовых администраций.
В то же время многие регионы могли бы быть финансово самодостаточными при проведении органами власти Российской Федерации внятной региональной политики, которая позволила бы свести к минимуму встречные финансовые потоки.
На сегодняшний день федеральные стандарты казначейского исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов отсутствуют. На наш запрос Министерство финансов Российской Федерации так и не предоставило ответ, что же такое федеральный стандарт казначейского исполнения бюджета. Более того, практически отсутствуют методические и инструктивные материалы по исполнению бюджетов регионов, основанные на необходимости соблюдения конституционных основ функционирования государства и обеспечения эффективности использования средств региональных и местных бюджетов.
Тем не менее, за последние 5 лет во многих регионах Российской Федерации финансовыми органами накоплен огромный положительный опыт по реализации казначейских принципов исполнения бюджета на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования посредством создания региональных казначейских систем. В составе региональных и муниципальных финансовых органов созданы собственные казначейские подразделения, которые на основании современных бюджетных технологий, в том числе разрабатываемых компаниями, специализирующимися и имеющими значительный опыт в области создания комплексных технологий управления бюджетными ресурсами регионов и муниципалитетов, осуществляют казначейское исполнение бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Руководителями 42 финансовых органов Российской Федерации об этом подписано обращение в Министерство финансов России.
Перевод региональных и местных бюджетов на кассовое обслуживание органами федерального казначейства приведет к усложнению организации бюджетного процесса в регионах и муниципалитетах, невозможности владения субъектами Федерации всей необходимой информацией для управления финансовыми ресурсами регионов. Кроме того, такой перевод неминуемо потребует организационно-структурной перестройки финансовых органов и дополнительных материально-технических затрат.
Принятие статьи 43 в законе "О федеральном бюджете на 2004 год" демонстрирует продолжение политики на усиление власти "центра", лишив регионы одной из существенных функций по организации бюджетного процесса, нарушив единый комплекс.
Фактически предлагаемая поправка является выражением вотума недоверия ко всем регионам Российской Федерации. Такой подход представляется неверным как с экономической точки зрения, так и с политической.
Вследствие отсутствия рационального подхода к регулированию доходов бюджетов разных уровней в неравные условия будут поставлены регионы, имеющие дотации, по сравнению с "регионами-лидерами", хотя сложившиеся региональные структурные диспропорции, проявляющиеся в различии экономического потенциала, в увеличении разрыва в душевом валовом региональном продукте и инвестициях в большой степени являются следствием неэффективной региональной политики центра.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что принятие статьи 43 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" является преждевременным, поэтому необходимо исключить данную статью из проекта настоящего Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 26 сентября 2003 г. N 556-III ГДСК "О внесении поправок к проекту Федерального Закона N 362797-3 "О федеральном бюджете на 2004 год"
Текст постановления официально опубликован не был