10 января 1999 г.
Настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в области использования, восстановления, охраны и изучения водных объектов и мелиорации земель, определяет общий порядок и механизм функционирования водохозяйственной системы края, формирование ее экономической и финансовой базы.
Статья 1. Основные понятия
Водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади (менее 0,5 га) и по объему (менее 10 тыс.м ) непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящиеся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Водохозяйственная система края - комплекс взаимосвязанных водных объектов и искусственных гидротехнических сооружений и устройств (реки, каналы, водохранилища, плотины, дамбы, тоннели, дюкеры, насосные станции, водозаборы), обеспечивающих регулирование, подъем, транспортировку и межбассейновое перераспределение воды, противопаводковую защиту в зонах их влияния и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.
Составной частью водохозяйственной системы края являются мелиоративные системы, системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, гидроэнергетические системы, системы прудового товарного рыбного хозяйства и другие.
Системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения -комплексы устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования.
Мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (распределители. коллекторы, трубопроводы, водоемы, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиоративных землях), непосредственно обеспечивающих создание оптимального водного, воздушного теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Водохозяйственные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция водохозяйственных систем, обводнение территории, восстановление водных объектов, предотвращение вредного воздействия вод, научное, производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Водопользователь - физическое или юридическое лицо, которому предоставлены права пользования водными объектами.
Водопотребитель - физическое или юридическое лицо получающее в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд.
Статья 2. Цели использования водных объектов, входящих в водохозяйственную систему края
водные объекты входящие в водохозяйственную систему края, предоставляются в пользование для:
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
здравоохранения;
промышленных целей и энергетики:
сельского хозяйства;
гидроэнергетики;
лесного хозяйства;
пожарной безопасности
рыбного хозяйства;
охотничьего хозяйства;
рекреации:
сброса сточных и возвратных вод;
добычи полезных ископаемых, строительных нужд и проведения иных работ.
Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения является приоритетным.
Статья 3. Органы управления и контроля за функционированием водохозяйственной системы края
Государственное управление и контроль за функционированием водохозяйственной системы края осуществляют Правительство Ставропольского края и уполномоченные государственные органы.
Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда края обеспечивает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и Ставропольского края.
Положение о специально уполномоченном государственном органе управления использованием и охраной водного фонда края утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Правительством Ставропольского края.
Основными функциями специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края являются:
планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребление и водоотведение);
ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
организация проведения водохозяйственных мероприятий на водных объектах края;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территории водоохранных зон и организация их обустройства;
осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;
подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
осуществление иных функций, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов.
Государственное управление в области мелиорации земель осуществляет Правительство Ставропольского края через орган управления в области мелиорации земель.
Положение об органе управления в области мелиорации земель утверждается Правительством Ставропольского края.
Основными направлениями деятельности органа управления в области мелиорации земель являются:
разработка и реализация программ в области мелиорации земель;
организация финансирования мелиорации земель;
организация эксплуатации государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
распределение в установленном порядке водных ресурсов, забираемых из водных объектов;
паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
организация учета и проведения мониторинга мелиорированных земель;
организация разработки стандартов, норм и правил в области мелиорации земель;
организация и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области мелиорации земель;
проведение государственной экспертизы проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружении, их утверждение;
контроль за состоянием мелиорированных земель;
иные направления деятельности, определенные законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Экологическая экспертиза
Водохозяйственная деятельность и мелиоративные мероприятия осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного и экологического законодательства Российской Федерации.
На стадии подготовки проектной документации на строительство и реконструкцию объектов водохозяйственной системы края проводится государственная экспертиза:
на строительство к реконструкцию всех объектов, влияющих на состояние водных объектов, - специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края;
на строительство и реконструкцию всех объектов, влияющих на состояние водных объектов Ставропольского края, - территориальным органом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда по Ставропольскому краю.
на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружении - исполнительным органом государственной власти края, осуществляющим управление сельским хозяйством.
На строительство и реконструкцию всех объектов, независимо от ведомственной принадлежности и источников финансирования, проводится экологическая экспертиза (с учетом результатов ведомственной экспертизы) специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды.
Статья 5. Порядок использования водных объектов водохозяйственной системы края
Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и другое) водных ресурсов.
Водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.
Водные объекты предоставляются в пользование на основании:
лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом;
решения Правительства Ставропольского края о предоставлении водного объекта в особое пользование, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора на пользование водным объектом.
Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться физическими и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование.
Пользование обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется без получения лицензии на водопользование.
Предоставление в пользование подземных водных объектов осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) устанавливаются специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края по согласованию со специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды на основании водохозяйственных балансов и заявленных водопользователем потребностей в водных ресурсах по поверхностным и подземным водным объектам.
Деятельность граждан и юридических лиц в области мелиорации земель осуществляется на основании специального разрешения (лицензии).
Статья 6. Лицензирование в области использования и охраны водных объектов и мелиорации земель
Выдача, оформление и регистрация лицензии на водопользование осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края в соответствии с порядком, установленным водным законодательством Российской Федерации.
Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края и зачисляется на его специальный счет.
Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается Правительством Ставропольского края по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края.
Лицензирование деятельности в области мелиорации земель осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации при проектировании, строительстве и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, защиты интересов и прав их собственников.
Выдача, оформление и регистрация лицензии на право осуществления деятельности в области мелиорации земель возлагается на уполномоченный орган в области мелиорации земель.
Сбор за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в области мелиорации земель взимается уполномоченным органом в области мелиорации земель и зачисляется на его специальный счет.
Размер сбора за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в области мелиорации земель определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на выдачу лицензий, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается Правительством Ставропольского края по представлению уполномоченного органа в области мелиорации земель.
Статья 7. Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов
Права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов определяются в соответствии со статьей 92 Водного кодекса Российской Федерации.
Статья 8. Виды собственности объектов, входящих в водохозяйственную систему края
В водохозяйственную систему края входят водные объекты, относящиеся к федеральной собственности, государственной собственности Ставропольского края (далее - краевая собственность), муниципальной собственности, частной собственности.
В краевой собственности находятся водные объекты, входящие в водохозяйственную систему края, расположенные в пределах территории края и не относящиеся к федеральной, муниципальной и частной собственности.
Водные объекты, расположенные на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных вод и являющиеся частью курортов или лечебно-оздоровительных местностей, находятся в федеральной собственности.
Водные объекты, находящиеся в краевой собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
Порядок предоставления обособленных водных объектов в пользование определяется земельным и водным законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
В соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель" мелиоративные системы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Отнесение государственных мелиоративных систем к федеральной и краевой собственности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В собственности физических и юридических лиц могут находиться мелиоративные системы общего пользования и мелиоративные системы индивидуального пользования, отдельно расположенные гидротехнические сооружения.
Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности.
Законом Ставропольского края от 10 января 1999 г. N 3-кз в статью 9 настоящего Закона внесены изменения
Статья 9. Экономическое регулирование использования водохозяйственной системы края, восстановления и охраны водных объектов
Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем является платность водопользования.
Экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает создание систем:
платежей, связанных с пользованием водными объектами;
финансирования восстановления и охраны водных объектов;
финансирования эксплуатационных мероприятий водохозяйственных систем;
экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
Пользование водными объектами является платным, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и предусмотренных настоящим Законом.
Ставки платы и распределение сумм платы за пользование водными объектами устанавливаются Законом Ставропольского края "О плате за пользование водными объектами на территории Ставропольского края"
Плата за пользование водными объектами, водохозяйственными системами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края, государственных органов управления и эксплуатации водохозяйственных систем края (управления эксплуатации оросительно - обводнительных систем, каналов, гидросооружений).
Плата за забор воды из водных объектов для орошения мелиорированных земель взимается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Плата за сброс загрязняющих веществ, поступающих с коллекторно-дренажными и сбросными водами мелиоративных систем в водные объекты или специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), взимается с водопотребителей в пределах установленных нормативов предельно допустимых сбросов.
Плата за воду, поступающая в краевой бюджет, направляется на формирование краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем.
Средства краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем используются для реализации краевых государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов, финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, финансирования водохозяйственных мероприятий, включая эксплуатацию водохозяйственных систем, защиты от вредного воздействия вод, осуществления научно-исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.
Порядок формирования и расходования средств краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем определяется Правительством Ставропольского края.
Статья 10. Финансирование водохозяйственных мероприятий
Водохозяйственные мероприятия, включая эксплуатацию водохозяйственных систем, осуществляются за счет:
средств, выделяемых Министерством природных ресурсов Российской Федерации;
средств, выделяемых министерствами - владельцами водохозяйственных систем, в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
средств владельцев отдельно расположенных гидротехнических сооружений в объемах технической и технологической потребности;
средств краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем;
средств краевого внебюджетного экологического фонда в соответствии с положением о нем;
средств краевого бюджета, выделяемых целевым назначением на водохозяйственные мероприятия;
средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выделяемых на предупреждение вредного воздействия вод;
кредитов банков и других не запрещенных законом источников .
Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) осуществляется за счет:
средств федерального бюджета, выделяемых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации краевому органу исполнительной власти, осуществляющему управление сельским хозяйством;
средств краевого бюджета, направляемых на развитие мелиорации и предусмотренных в краевом бюджете отдельной строкой;
средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых земель.
Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства в области водохозяйственной деятельности
Юридические лица, виновные в нарушении требований водного законодательства и законодательства о мелиорации земель, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
Должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с Законом РСФСР "Oб охране окружающей природной среды", Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда края и специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей природной среды в пределах их компетенции.
Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета краевого целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и водохозяйственных систем и краевого внебюджетного экологического фонда.
Наложение штрафа не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суде.
Статья 12. Административная ответственность юридических лиц за нарушение требований настоящего Закона
Пользование водными объектами без лицензии -
Самовольное строительство перегораживающих сооружений на естественных водотоках -
влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Самовольный сброс в водные объекты загрязненных сточных вод - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение условий лицензии на пользование водными объектами - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Сброс в водные объекты химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, смыве загрязнений и складировании мусора, скапливающегося в населенных пунктах, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Самовольное сверхлимитное изъятие воды из водного объекта - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Ввод в эксплуатацию объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение водных объектов, гибель водной и околоводной флоры и фауны или вредное воздействие вод - влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение установленного режима хозяйственной деятельности в пределах санитарных и водоохранных зон - влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Производство работ на водных объектах (гидротехнические работы, самовольная добыча полезных ископаемых со дна водных объектов, строительство мостов и других сооружений, прокладка коммуникаций и другие) без согласования со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда края - влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Повреждение сооружений и установок для ведения государственного учета вод и государственного мониторинга водных объектов влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение правил эксплуатации водоизмерительной аппаратуры - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Сокрытие и искажение информации об аварийных ситуациях, залповых сбросах, других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов, и статистической отчетности по использованию и охране водных объектов - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения и степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение настоящего закона, производится в порядке, определенном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Статья 13. Разрешение споров в области водохозяйственной деятельности
Споры, возникающие между физическими и юридическими лицами в области водохозяйственной деятельности, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Сроки и порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты Правительства Ставропольского края приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Губернатор
Ставропольского края |
А.Л. Черногоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ставропольского края от 6 июня 1997 г. N 15-кз "Об организационной, экономической и финансовой основах функционирования водохозяйственной системы Ставропольского края" (принят постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 15 мая 1997 г. N 592-38 ГДСК )
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" N 5-6(35-36), 1997 г., ст. 431
Законом Ставропольского края от 8 апреля 2005 г. N 21-кз настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ставропольского края от 28 мая 2003 г. N 11-кз
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования
Закон Ставропольского края от 28 марта 2001 г. N 23-кз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Ставропольского края от 10 января 1999 г. N 3-кз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона