1. Принять к сведению информацию руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Михайленко В.И. о состоянии и перспективах развития гидроминеральной базы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды (далее - информация) (прилагается).
2. Рекомендовать:
2.1. Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю и управлению Ставропольского округа федерального горного и промышленного надзора России принять меры по усилению контроля за выполнением пользователями недр условий лицензий на право пользования участками недр на месторождениях минеральных вод и лечебных грязей.
2.2. Руководителям организаций независимо от форм собственности, имеющим лицензии на право пользования участками недр на месторождениях минеральных вод и лечебных грязей, в обязательном порядке обеспечивать выполнение их условий.
3. Обязать глав Георгиевской - Манакова А.В., Минераловодской - Зеленского В.И. территориальных и Предгорной - Майдана А.И. районной государственных администраций Ставропольского края, рекомендовать органам местного самоуправления городов Георгиевска, Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Лермонтова, Пятигорска и Минеральные Воды:
3.1. Согласовывать с администрацией Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - вопросы предоставления земельных участков под строительство, реконструкцию и расширение объектов, независимо от их функционального назначения.
3.2. В срок до 1 января 2005 года провести землеустроительные работы по формированию отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, на которые накладываются конкретные ограничения (обременения) в их использовании, и представить эти материалы на утверждение в установленном порядке.
4. Администрации Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - совместно с главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю:
4.1. Обеспечить доработку территориальной комплексной схемы охраны природы Кавказских Минеральных Вод.
4.2. Подготовить предложения о создании Центра комплексного мониторинга природных ресурсов особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.
4.3. Проработать вопрос о создании особо охраняемой природной территории - государственного заказника краевого значения "Озеро Тамбукан" и внести в установленном порядке предложения Правительству Кабардино-Балкарской Республики о создании на части озера Тамбукан, находящейся на территории Кабардино-Балкарской Республики, особо охраняемой природной территории.
5. Направить информацию Георгиевской, Минераловодской территориальным и Предгорной районной государственным администрациям Ставропольского края, органам местного самоуправления городов Георгиевска, Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Лермонтова, Пятигорска и Минеральные Воды для принятия мер по повышению эффективности развития гидроминеральной базы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра сельского хозяйства Ставропольского края Гаркушу В.Ф. и руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Михайленко В.И.
7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
А.Л.Черногоров |
Информация
о состоянии и перспективах развития гидроминеральной базы особо
охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации -
Кавказские Минеральные Воды
Основой курортной отрасли курорта федерального значения Кавказские Минеральные Воды являются уникальные гидроминеральные ресурсы, которые обеспечивают многопрофильность и высокую эффективность курортного лечения.
Гидроминеральная база региона Кавказских Минеральных Вод представлена 24 месторождениями и участками с утвержденными эксплуатационными запасами минеральных вод по промышленным категориям в количестве 15,4 тыс. куб. метра в сутки.
Из общего количества запасов 8 тыс. куб. метров в сутки (52 процента) могут использоваться для лечебного питья и розлива, а 7,4 тыс. куб. метра в сутки (48 процентов) - только для бальнеологического назначения.
Кроме этого, оцененные запасы перспективных и прогнозных промышленных категорий составляют 7,3 тыс. куб. метра в сутки.
Спад общей добычи минеральных вод, начавшийся в 1989 году и продолжавшийся до 1997 года, сменился периодом роста суммарной добычи.
Однако анализ роста суммарной добычи показал, что общее увеличение добычи происходит только за счет потребления вод для промышленного розлива на фоне слабого использования минеральных вод на основные цели курорта - бальнеолечение и лечебное питье.
В настоящее время объемы добычи минеральных вод для целей промышленного розлива значительно превысили максимальные объемы добычи 90-х годов и в 2003 году составили 356 тыс. куб. метров. Благодаря этому, в консолидированный бюджет от промышленного производства фасованной минеральной воды поступило более 149 млн. рублей налоговых платежей, в том числе более 41 млн. рублей - в местные бюджеты, что на 19 процентов больше, чем в 2002 году.
Уровень же использования минеральных вод для бальнеолечения в настоящее время составляет только четвертую часть от объема, добытого из недр на эти цели в 1989 году. Для бальнеологических целей за истекший год использовано 487 тыс. куб. метров, для лечебного питья - 12 тыс. куб. метров.
Таким образом, показатели использования вод бальнеологического назначения и для лечебного питья в бюветах имеют тенденцию к уменьшению.
В основном это связано с плохой заполняемостью курортов по их непосредственному назначению - лечение в санаториях. И только с возрождением курортного дела на Кавказских Минеральных Водах этот потенциал будет со временем востребован. Но здесь необходима поддержка государства.
Лицензии на право пользования недрами для добычи подземных минеральных вод в границах Ставропольского края имеют 22 недропользователя.
Основными недропользователями являются ОАО "Кавминкурортресурсы" и ОАО "Минеральные Воды Ставрополья", в ведении которых находится 71% запасов минеральных вод округа горно-санитарной охраны.
Добыча минеральных вод ведется из 137 эксплуатационных скважин, находящихся в рабочем состоянии.
Наблюдательная сеть за состоянием подземных минеральных вод состоит из 215 скважин, из них:
181 - находится в ведении недропользователей;
34 - входит в состав государственной региональной и территориальной наблюдательной сети.
Проведенные проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации недр, а также эколого-санитарного состояния в первых зонах горно-санитарной охраны минеральных вод выявили существенные недостатки в области недропользования в части добычи, охраны и рационального использования гидроминеральных ресурсов на территории Кавказских Минеральных Вод.
Регион Кавказских Минеральных Вод в гидрогеологическом отношении представляет собой единую структуру со сложными тектоникой и геологическим строением. Все месторождения минеральных вод нашего региона гидравлически между собой неразрывно взаимосвязаны и представляют единый артезианский бассейн. Именно эта взаимозависимость месторождений и определяет особенности подходов к их использованию, охране и изучению.
В регионе КМВ имеется целый ряд назревших первоочередных задач. И их своевременное решение позволит предупредить те негативные процессы, которые могут нанести ущерб минеральным ресурсам Кавказских Минеральных Вод.
Прежде всего органам государственного контроля в сфере природопользования необходимо усилить контроль за выполнением условий лицензий, выданных пользователям недр.
Недропользователям неоднократно указывалось на недостаточно полное выполнение ими лицензионных обязательств, особенно в части организации качественного объектного мониторинга.
Надо усовершенствовать объектный мониторинг на месторождениях минеральных вод и лечебных грязей, усилить контроль за его проведением, принять меры для разработки и утверждения программ объектного мониторинга.
Это создаст возможности для проведения необходимых разведочных, оценочных, научно-исследовательских работ на месторождениях минеральных вод и лечебных грязей.
Наблюдения за состоянием природной среды, осуществляемые территориальными службами Росгидромета, Госкомсанэпиднадзора России, Госкомзема России и другими ведомствами, разрозненны и ведутся не в полном объеме. Общая система комплексного экологического мониторинга не создана.
Поэтому для концентрации разрозненных усилий существующих подсистем мониторинга необходимо начинать работу по созданию Центра комплексного мониторинга природных ресурсов особо охраняемого экологo-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды.
Только в этом случае возможно проводить всесторонний и комплексный анализ состояния природных ресурсов региона КМВ, делать необходимые прогнозные оценки и вырабатывать полновесные рекомендации. При этом значительно повысится эффективность использования месторождений и мер по охране природных ресурсов.
Все вопросы обеспечения эколого-санитарного благополучия в регионе КМВ тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Их решение возможно только в комплексе и в определенной стадийности. Достигнуть многих намечаемых целей в области охраны природных богатств, окружающей среды просто невозможно без предварительной реализации первоочередных основополагающих мероприятий. Поэтому региону необходим научно обоснованный план действий и мер по охране природного потенциала Кавказских Минеральных Вод.
В регионе Кавказских Минеральных Вод отсутствует современная программа эксплуатации (технический проект) как отдельных месторождений, так и стратегия охраны недр на перспективу.
Происходящие при эксплуатации месторождений процессы и результаты их анализа должны быть положены в основу обоснования дальнейшей методики эксплуатации, включая работы по ведению мониторинга подземных вод. Разработанная в 1991 году Территориальная комплексная схема охраны природы курортов КМВ не прошла государственную экологическую экспертизу и не была утверждена. Однако необходимость в такой схеме, которая бы включала в себя и концепцию рационального использования и развития гидроминеральной базы, очевидна. В этой связи необходимо организовать доработку Территориальной комплексной схемы охраны природы курортов КМВ.
В настоящее время города-курорты КМВ не имеют генеральных планов их развития.
Отсутствие генпланов и повсеместный неучет курортной направленности региона КМВ приводят к активной застройке зон формирования минеральных источников, широкому развитию видов хозяйственной деятельности, не свойственных лечебно-оздоровительной местности.
Выявленные комиссионными проверками несанкционированные застройки и хозяйственное освоение первых зон горно-санитарной охраны, водоохранных зон, нарушения порядка отвода земельных участков под различные виды деятельности в городах и районах региона Кавказских Минеральных Вод ведут к усилению антропогенной нагрузки и загрязнению природных комплексов, участвующих в формировании минеральных неглубоких горизонтов. Для устранения указанных нарушений необходимо главам Георгиевской, Минераловодской территориальных и Предгорной районной государственных администраций Ставропольского края, органам местного самоуправления городов Георгиевска, Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Лермонтова, Пятигорска и Минеральные Воды в обязательном порядке представлять на согласование администрации Кавказских Минеральных Вод все решения об отводе земельных участков под строительство, реконструкцию и расширение объектов, независимо от их функционального назначения, и реализовывать эти решения только в случае получения положительного согласования.
Выделение земельных участков под любые виды хозяйственной деятельности должно быть обосновано только целевыми стратегическими нуждами особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод как Всероссийской здравницы.
Важной мерой в охране гидроминеральных ресурсов, оздоровления областей питания минеральных источников, укрепления зеленой рекреационной инфраструктуры является создание особо охраняемых природных территорий и резервирование особо ценных природных территорий с целью сохранения их рекреационных свойств.
Необходимо главам Георгиевской, Минераловодской территориальных и Предгорной районной государственных администраций Ставропольского края и органам местного самоуправления городов Георгиевска, Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Лермонтова, Пятигорска и Минеральные Воды на вверенных им территориях определить земельные участки, которые могут иметь природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение и в срок до 1 января 2005 года представить их перечень в комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Ставропольскому краю для включения их в Земельный кадастр городов и районов региона Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края в категорию особо охраняемых территорий и объектов.
Только включением земельных участков, которые могут иметь природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение в категорию особо охраняемых территорий и объектов, возможно сохранить их от распродажи и не допустить их исчезновение.
Одним из основных уникальных природных объектов, определяющих бальнеологическую привлекательность региона КМВ, является Тамбуканское месторождение лечебных грязей.
Недропользователем на месторождении в пределах территории Ставропольского края является ОАО "Кавминкурортресурсы", которое проводит добычу лечебной грязи и объектный мониторинг в процессе его эксплуатации. Вторая лицензия на часть месторождения, которая расположена на территории Кабардино-Балкарской Республики, находится в стадии оформления недропользователю ООО "Бивитекс".
Однако увеличивающиеся антропогенные нагрузки на площади водосбора озера на фоне отмечающихся негативных процессов по опреснению рапы и подъема уровня воды создают опасность деградации грязевых отложений. Требуется принятие радикальных мер по оздоровлению санитарно-экологического состояния озера. В решении этого вопроса важной мерой может явиться создание особо охраняемой природной территории - государственного заказника "Озеро Тамбукан" краевого значения. Также необходимо обратиться в Правительство Кабардино-Балкарской Республики с предложением создать на части озера Тамбукан, находящейся на территории Кабардино-Балкарской Республики, особо охраняемой природной территории республиканского значения.
В соответствии с природоохранными требованиями к территориям заказников будет снят целый ряд проблем с оздоровлением эколого-санитарной обстановки озера Тамбукан, будут решаться вопросы отвода загрязненных стоков сельхозугодий от озера Тамбукан, отвода из зоны строгого режима автомагистрали Краснодар - Нальчик, которая интенсивно загрязняет залежь механическими примесями, а воду - химическими взвесями, устранения свободного доступа в зону строгого режима (1-я зона горно-санитарной охраны) для предотвращения ее загрязнения от многочисленных стихийных посещений.
Руководитель администрации
Кавказских Минеральных Вод - особо
охраняемого эколого-курортного региона
Российской Федерации,
первый заместитель председателя
Правительства Ставропольского края |
В.И. Михайленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 17 марта 2004 г. N 92-рп "О состоянии и перспективах развития гидроминеральной базы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды"
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" N 11 (137) от 15 июня 2004 г.