Приказ по Министерству экономического развития и торговли
Ставропольского края
от 28 марта 2006 г. N 38/од
"О ведомственной целевой программе "Развитие малого
предпринимательства в Ставропольском крае на 2006-2008 годы"
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006-2008 годы" (далее - Программа), одобренную решением коллегии министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 18 октября 2005 г. N 2.
2. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом исполнения федерального бюджета и бюджета Ставропольского края.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края разработать муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, предусмотрев выделение средств на их реализацию из местных бюджетов.
4. В течение 7 дней направить экземпляр настоящего приказа в отдел законодательства и федерального регистра в Ставропольском крае Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов Российской Федерации в установленном порядке.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра экономического развития и торговли Ставропольского края Мизина А.И.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр экономического развития
и торговли Ставропольского края |
Т.А.Босова |
Ведомственная целевая программа
"Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае
на 2006-2008 годы"
(утв. приказом по министерству экономического развития
и торговли Ставропольского края от 28 марта 2006 N 38/од)
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае
на 2006-2008 годы"
Наименование - ведомственная целевая программа "Развитие
Программы малого предпринимательства в Ставропольском
крае на 2006-2008 годы" (далее - Программа)
Основание - распоряжение Губернатора Ставропольского
для разработки края от 11 августа 2005 г. N 332-р
Программы "О перечне краевых целевых и ведомственных
целевых программ, принимаемых к разработке
в 2005 году"
Государственный - министерство экономического развития
заказчик и торговли Ставропольского края
Программы
Разработчик - министерство экономического развития
Программы и торговли Ставропольского края
Исполнители - министерство экономического развития
Программы и торговли Ставропольского края;
министерство имущественных отношений
Ставропольского края;
некоммерческая организация - государственный
фонд поддержки малого предпринимательства
Ставропольского края (по согласованию);
некоммерческое партнерство "Союз
предпринимателей Ставропольского края"
(по согласованию); торгово-промышленная
палата Ставропольского края
(по согласованию); некоммерческое
партнерство промышленников
и предпринимателей (работодателей)
"Конгресс деловых кругов Ставрополья"
(по согласованию); некоммерческое
партнерство "Инновационно-технологический
бизнес-центр Ставропольского края"
(по согласованию); юридические лица,
физические лица, в том числе индивидуальные
предприниматели, определенные в соответствии
с Федеральным законом от 21 июля 2005 года
N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд"
Цель Программы - обеспечение развития малого
предпринимательства на территории
Ставропольского края на основе повышения
эффективности мер государственной поддержки
Задачи Программы - совершенствование правовых, экономических
организационных условий для устойчивого
развития малого предпринимательства,
создания благоприятного бизнес-климата
в Ставропольском крае; внедрение
и совершенствование финансовых технологий,
направленных на развитие сектора малого
предпринимательства; финансирование
приоритетных направлений развития малого
предпринимательства; создание условий
для развития малого предпринимательства
в инновационной сфере; практическое
содействие созданию новых и эффективному
развитию действующих субъектов малого
предпринимательства; развитие инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
на краевом и муниципальном уровнях;
совершенствование информационной
и консультационной поддержки, внедрение
современных методик подготовки кадров
для сферы малого предпринимательства;
повышение эффективности деятельности органов
исполнительной власти Ставропольского края
по поддержке малого предпринимательства;
создание условий для реализации
в Ставропольском крае зарубежных программ
поддержки развития предпринимательства;
продвижение продукции малых предприятий
на общероссийские и международные рынки
Сроки реализации - 2006-2008 годы
Программы
Перечень основных - совершенствование нормативной правовой базы,
направлений регламентирующей предпринимательскую
Программы деятельность в Ставропольском крае;
совершенствование системы финансовой
поддержки малого предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;
создание условий для развития малого
предпринимательства в инновационной сфере;
информационная и консультационная поддержка
малого предпринимательства
Прогнозируемые - средства бюджета Ставропольского края
объемы и источники в размере 54,0 млн. рублей, в том числе:
финансирования в 2006 году - 18,0 млн. рублей;
Программы в 2007 году - 18,0 млн. рублей;
в 2008 году - 18,0 млн. рублей
(суммы могут уточняться при ежегодном
формировании бюджета Ставропольского края);
средства бюджета Российской Федерации
в размере 24,8 млн. рублей, в том числе:
в 2006 году - 5,0 млн. рублей;
в 2007 году - 10,8 млн. рублей;
в 2008 году - 9,0 млн. рублей
(суммы могут уточняться при ежегодном
формировании бюджета Российской Федерации);
средства бюджетов муниципальных образований
Ставропольского края в размере 17,1 млн.
рублей, в том числе:
в 2006 году - 2,0 млн. рублей;
в 2007 году - 8,0 млн. рублей;
в 2008 году - 7,1 млн. рублей
(суммы могут уточняться после утверждения
муниципальных программ развития малого
предпринимательства на 2006-2008 годы
представительными органами муниципальных
образований Ставропольского края);
средства юридических лиц и физических лиц,
в том числе индивидуальных предпринимателей,
определенных на конкурсной основе, в размере
7,6 млн. рублей, в том числе:
в 2006 году - 2,8 млн. рублей;
в 2007 году - 2,4 млн. рублей;
в 2008 году - 2,4 млн. рублей
(суммы могут уточняться при ежегодном
формировании бюджета Ставропольского края)
Ожидаемые конечные - численность действующих малых предприятий
результаты реализации увеличится до 13,9 тысячи единиц;
Программы удельный вес занятых на малых предприятиях
и у индивидуальных предпринимателей,
действующих без образования юридического
лица, достигнет 28 процентов экономически
активного населения, или около 360 тысяч
человек в абсолютном выражении; оборот малых
предприятий по видам деятельности увеличится
не менее чем в 1,7 раза; будет реализовано
около 100 инвестиционных проектов субъектов
малого предпринимательства, в том числе
25 инновационных проектов, создано около
1000 дополнительных рабочих мест;
микрокредитование субъектов малого
предпринимательства кредитными
потребительскими кооперативами увеличится
до 500 млн. рублей в год
Управление - в соответствии с Порядком разработки
реализацией и реализации краевых целевых и ведомственных
Программы целевых программ, утвержденным
и контроль постановлением Губернатора Ставропольского
за ходом края от 11 февраля 2005 г. N 57
ее выполнения
I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программным методом
В 2005 году истекает срок действия краевой целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы", утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 ноября 2002 г. N 568 (далее - "Программа 2003-2005").
Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата в Ставропольском крае, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.
Индикатором создания условий для развития малого предпринимательства в Ставропольском крае стала тенденция роста количества субъектов малого бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса.
Динамика роста количества малых предприятий (тыс. единиц)
14 \
| 12,7 12,7
12 | /----\ /----\
| | | | |
10 | | | | |
| 7,3 | | | |
8 | /----\ | | | |
| | | | | | |
6 | | | | | | |
| | | | | | |
4 | | | | | | |
| | | | | | |
2 | | | | | | |
| \----/ \----/ \----/
0 \--------------------------------------------\
2002 2003 2004
Динамика роста среднесписочной численности работников
на малых предприятиях (тыс. чел.)
140 \ 121,4 121,4
| /-----\ /-----\
120 | | | | |
| | | | |
100 | 87,4 | | | |
| /-----\ | | | |
80 | | | | | | |
| | | | | | |
60 | | | | | | |
| | | | | | |
40 | | | | | | |
| | | | | | |
20 | | | | | | |
| \-----/ \-----/ \-----/
0 \--------------------------------------------\
2002 2003 2004
Динамика роста объемов выпускаемых товаров и услуг малыми
предприятиями (млрд. руб.)
30 \ 27,5
| /-----\
25 | 20,8 | |
| /-----\ | |
20 | | | | |
| | | | |
15 | 12,2 | | | |
| /----\ | | | |
10 | | | | | | |
| | | | | | |
5 | | | | | | |
| \----/ \-----/ \-----/
0 \---------------------------------------------\
2002 2003 2004
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий
(рублей)
3000,0 \ 2899,0
| /-----\
2500,0 | 2192,9 | |
| /-----\ | |
2000,0 | 1680,0 | | | |
| /-----\ | | | |
1500,0 | | | | | | |
| | | | | | |
1000,0 | | | | | | |
| | | | | | |
500,0 | | | | | | |
| \-----/ \-----/ \-----/
0,0 \--------------------------------------------\
2002 2003 2004
Инвестиции в основной капитал (млн. руб.)
450 \ 406,6
| /-----\
400 | | |
| | |
350 | | |
| | |
300 | | |
| | |
250 | 206,5 | |
| /----\ | |
200 | | | | |
| | | | |
150 | 121,4 | | | |
| /----\ | | | |
100 | | | | | | |
| | | | | | |
50 | | | | | | |
| \----/ \----/ \-----/
0 \--------------------------------------------\
2002 2003 2004
В ходе реализации Программы 2003-2005 продолжена работа по субсидированию части процентной ставки банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства. На конкурсной основе отобраны инвестиционные проекты и оказана за счет средств бюджета Ставропольского края государственная поддержка в форме субсидирования 67 субъектам малого предпринимательства на сумму 43,8 млн. рублей, привлечено более 283 млн. рублей кредитных ресурсов, направленных на обновление основных фондов и техническое перевооружение мощностей малых предприятий. Субсидирование из бюджета Ставропольского края дает ощутимую эффективность за счет расширения производства и наращивания объемов выпуска продукции кредитуемыми предприятиями и организациями, работающими в сфере малого бизнеса.
Принимались меры по развитию небанковского финансирования малого бизнеса. За счет средств Программы 2003-2005 реализованы проекты развития четырех кредитных потребительских кооперативов на сумму около двух млн. рублей в городах Ставрополе, Пятигорске и Ипатовском муниципальном районе, за счет чего создана сеть из более 30 филиалов и представительств этих кооперативов в муниципальных образованиях Ставропольского края, с числом пайщиков более двух тысяч человек. По состоянию на 1 января 2005 года, кооперативами предоставлены микрокредиты более двух тысяч субъектам малого предпринимательства на сумму свыше 141 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 41 млн. руб., в 2004 году - более 100 млн. рублей. В 2005 году объемы микрокредитования превысили 350 млн. рублей.
Выполнение мероприятий Программы 2003-2005 осуществлялось на конкурсной основе. За истекший период проведены шесть открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы, на которых были определены победители и отобраны для финансирования 47 проектов субъектов малого предпринимательства и организаций поддержки малого бизнеса.
В результате реализации этих проектов получили развитие малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг, организации торговли в отдаленных районах и населенных пунктах Ставропольского края, создано около 400 дополнительных рабочих мест, положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае, организованы автоматизированные рабочие места общего доступа для субъектов малого бизнеса в краевом центре поддержки малого предпринимательства, что обеспечивает предоставление широкого спектра консалтинговых и информационных услуг индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с использованием Интернет-технологий.
Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти.
Проведены краевая конференция предпринимателей "Проблемы развития малого бизнеса и защиты прав предпринимателей", встреча предпринимателей с Губернатором Ставропольского края, в рамках которой организована краевая выставка "Товары малого бизнеса Ставрополья", краевое совещание "О состоянии и развитии малого предпринимательства в Ставропольском крае". Стало традиционным проведение круглых столов с участием представителей предпринимательства, банковских структур, органов государственной власти по проблемам малого бизнеса.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 марта 2003 г. N 44-п создан и действует совет по поддержке малого предпринимательства в Ставропольском крае.
Материалы по вопросам поддержки малого предпринимательства регулярно освещаются в средствах массовой информации.
Ведется работа по развитию малого предпринимательства и на уровне муниципальных образований Ставропольского края.
В целом на поддержку малого бизнеса в 2003 году было направлено за счет средств бюджета Ставропольского края свыше 23,8 млн. рублей, в 2004 году - 26,3 млн. рублей, в 2005 году предусмотрены расходы в сумме около 20,0 млн. рублей.
Из средств бюджетов муниципальных образований Ставропольского края за 2,5 года направлено более 4 млн. рублей на реализацию мероприятий программ поддержки малого предпринимательства.
Кроме того, за счет реализации отобранных на конкурсной основе проектов субъектов малого предпринимательства привлечено около 12 млн. рублей собственных средств исполнителей этих проектов.
Всего за 2003-2005 годы из различных источников финансирования направлено на развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае около 90 млн. рублей.
Проведенная работа способствовала достижению цели и конечных результатов реализации Программы 2003-2005:
численность действующих малых предприятий увеличилась до 12 тысяч единиц, вместо запланированных 8,5 тысячи;
удельный вес занятых в малом бизнесе достиг 25 процентов экономически активного населения и составил около 300 тысяч человек в абсолютном выражении;
объем товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос за два года в 3,8 раза;
вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт края увеличился до 14,5 процента.
По результатам обследований, проведенных Всероссийским центром исследований общественного мнения, Ставропольский край занимает 3-е место среди регионов России по созданию благоприятных условий для ведения малого бизнеса.
Но, несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для предпринимательства, ряд проблем еще существует.
Недостаточность финансирования Программы 2003-2005 не позволила реализовать в полной мере запланированные мероприятия по адресной поддержке приоритетных проектов в сфере малого предпринимательства, внедрению системы государственных гарантийных механизмов по обеспечению кредитов, получаемых субъектами малого предпринимательства, информационной поддержке малого предпринимательства, совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по поддержке малого предпринимательства.
Непроизводственная сфера по-прежнему остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. 52 процента малых предприятий Ставропольского края работают в настоящее время в сфере торговли и общественного питания, а в промышленности и строительстве - только 25 процентов.
Отмечается довольно резкая дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество от общего их числа сосредоточено в регионе Кавказских Минеральных Вод - 40 процентов и в городе Ставрополе - 35 процентов. В то же время есть районы, где развитие малого бизнеса явно недостаточно. Если в среднем по Ставропольскому краю число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет - 37, то в Новоселицком, Курском, Нефтекумском, Ипатовском и некоторых других муниципальных образованиях этот показатель существенно ниже краевого уровня.
Отраслевая структура малых предприятий
сельское хозяйство - 3,1 %
промышленность - 14,3 %
транспорт - 1,8 %
строительство - 10,7 %
торговля - 52,0 %
общая коммерческая деятельность - 3,7 %
прочие - 14,4 %
Территориальная структура малых предприятий
г. Ставрополь - 35 %
КМВ - 40 %
прочие - 25 %
С целью определения потребностей малого сектора экономики в государственной поддержке по заказу министерства экономического развития и торговли Ставропольского края учебно-научно-внедренческое некоммерческое партнерство "Управленческий консалтинг" провело в 2003 и 2005 годах исследования методом социологического опроса. Всего было опрошено около 1000 человек представителей бизнеса, структур поддержки, руководителей муниципальных образований, людей, ищущих работу, и других категорий населения Ставропольского края.
На основе анализа полученных материалов были определены:
1) успешно развивающиеся сферы деятельности малого бизнеса;
2) области малого бизнеса, наиболее привлекательные для начинающих предпринимателей;
3) перспективные направления развития малого бизнеса;
4) новые технологии, перспективные для внедрения в сфере малого бизнеса;
5) услуги, необходимые предпринимателям для развития;
6) основные проблемы малого бизнеса.
В ходе развития малого предпринимательства за два последних года четко обозначилась пятерка лидеров, из числа наиболее успешно развивающихся областей малого бизнеса.
Занимаемые ими места за это время практически не изменились: 1) сфера услуг; 2) торговля; 3) промышленное производство; 4) строительство; 5) сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции. Результаты опросов приведены на диаграмме:
Сферы деятельности малого предпринимательства, успешно развивающиеся
в Ставропольском крае (в процентах)
Сфера услуг - 41,7
Торговля - 31,1
Строительство - 9,6
Производство - 7,9
Сельское хозяйство - 6,5
Список областей, привлекательных для начинающих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, следующий:
1) сфера услуг - 40 процентов;
2) торговля - 37,7 процента;
3) строительство - 10,8 процента;
4) общественное питание, производство и сельское хозяйство - по 3,8 процента.
Основное изменение результатов опроса по сравнению с 2003 годом состоит в том, что торговля сместилась вниз на одну позицию, уступив место услугам.
По результатам определения перспективных направлений развития малого бизнеса полученные данные распределились следующим образом.
С большим отрывом лидируют услуги - 42,4 процента, на втором месте идет производство - 18,3 процента, причем в ответах опрошенных преобладает промышленное производство, на третьем - строительство - 15,6 процента и только четвертое место занимает торговля - 11,8 процента, опустившаяся по сравнению с показателями 2003 года на несколько позиций вниз, что свидетельствует о перенасыщении данного сектора деятельности малого бизнеса. Замыкает список сельскохозяйственное производство и общественное питание - 8,8 и 3,1 процента соответственно.
Результаты проведенного анализа использованы в настоящей Программе при определении приоритетных направлений развития малого предпринимательства и мер их государственной поддержки.
Развитие современной экономики основывается на внедрении передовых технологий, реализации инновационных проектов. Творческие идеи, научно-технические разработки становятся основой экономического роста, создания новых рабочих мест и обеспечения более высокого уровня жизни населения.
Для определения основных направлений развития малого предпринимательства Ставропольского края в научно-технической сфере принципиальными являются ответы на вопрос о новых технологиях, перспективных для внедрения в сфере малого бизнеса.
Большинство опрошенных считает наиболее перспективным для малого предпринимательства внедрение технологий в области информатизации и компьютерной техники - 21,2 процента. Далее ответы распределились следующим образом:
совершенствование мер государственной поддержки малого бизнеса - 12,8 процента;
внедрение новых технологий в менеджменте, маркетинге, консультировании и обучении - 12,8 процента;
применение новых материалов и современных технологий в производстве - 12,3 процента;
новые технологии в строительстве и производстве строительных материалов - 12,3 процента;
новые технологии в финансировании малого предпринимательства - 8,9 процента.
Ответы на вопрос о новых технологиях учтены при формировании мероприятий разделов настоящей Программы по совершенствованию мер финансовой поддержки малого предпринимательства и по созданию условий для развития малого предпринимательства в инновационной сфере.
Услуги, необходимые предпринимателям для развития составили следующие группы:
1) высококвалифицированное бухгалтерское и налоговое сопровождение - 18,9 процента;
2) юридическое консультирование - 17,9 процента;
3) объединение в профессиональные общественные организации, защищающие интересы предпринимателей - 13,5 процента;
4) обучение предпринимателей - 11,7 процента;
5) консультирование по развитию бизнеса - 11,5 процента;
6) маркетинговые услуги - 7,9 процента.
Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса, можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей и отсутствие нацеленности на карьерный рост.
Основные внешние проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса, приведены ниже, по степени значимости:
1) "пресс" контролирующих органов;
2) трудности в получении средств для развития;
3) несовершенное, меняющееся законодательство;
4) высокие цены на аренду помещений;
5) отсутствие системы консультационной поддержки действующих предпринимателей;
6) отсутствие системы обучения начинающих предпринимателей;
7) негативное отношение общества.
Восприятие проблем, мешающих развитию малого бизнеса, поменялось с 2003 годом. Тогда на 1-м месте по значимости располагались трудности в получении средств для развития, 2-е и 3-е места делили "несовершенное, меняющееся законодательство" и "высокое налогообложение", а "пресс" контролирующих органов располагался на 4-м месте.
Исследование услуг, необходимых предпринимателям для развития и основных проблем малого бизнеса, послужило основой для разработки мероприятий настоящей Программы по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в Ставропольском крае, развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, совершенствованию информационной и консультационной поддержки малого предпринимательства.
Результаты анализа состояния малого предпринимательства в Ставропольском крае и проведенных социологических опросов позволяют сделать определенные выводы и выделить основные проблемы и направления развития этого сектора экономики.
Малый бизнес Ставропольского края дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах. Поэтому расходы бюджета Ставропольского края на реализацию мер государственной поддержки малого предпринимательства фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Однако по-прежнему острой остается проблема административных барьеров, особенно в области проверок.
Налоговое давление на малый бизнес в целом снизилось, но среди предпринимателей превалирует установка на оптимизацию налогообложения.
Одним из главных внутренних ограничителей развития малого предпринимательства является недостаточность финансовой базы, когда основной источник финансирования развития - это доходы от собственной деятельности.
Банковское кредитование в настоящий момент не решает проблем развития малого предпринимательства. Основная проблема связана с особенностями самого малого бизнеса - невозможность предоставить гарантии, непрозрачность финансовых потоков, а со стороны банковской системы - слабое владение технологиями микрокредитования.
Ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малых предпринимателей на рынке труда, оборудования, недвижимости. Дефицит квалифицированных работников, качественного оборудования, помещений - ситуация, типичная для большинства субъектов малого предпринимательства.
Масштабы микрофинансирования на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что затрудняет переход от стадии организации деятельности к стадии развития производства.
Трудности выхода на фондовый рынок для представителей малого бизнеса и практическое отсутствие механизмов преобразования частных малых предприятий в публичные компании, наряду со слабой юридической защитой прав акционеров, ограничивают приход венчурного капитала в отрасль малого предпринимательства.
Ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также недостаточность внутренних финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей, а значит, и конкурентных характеристик.
Специальные механизмы для стимулирования появления малого и среднего инновационного предпринимательства также не развиты. Наблюдается недостаточность бизнес-инкубаторов, ориентированных на поддержку высокотехнологичных компаний, что является причиной отсутствия системного развития инновационного бизнеса в крае.
Промышленная кооперация малого бизнеса с крупными конкурентоспособными производителями, от чего зависит успех малого предпринимательства в производственной и инновационной сфере, ограничена чрезвычайно высокими входными барьерами для заключения договоров на совместную деятельность и отсутствием центров промышленной субконтрактации, обеспечивающих поддержку субъектов малого предпринимательства на основе развития производственной кооперации.
Сохраняется тенденция к "искусственному" тиражированию малого бизнеса, когда с наращиванием оборота отдельное малое предприятие не перерастает в среднее, а отделяет от себя новое малое предприятие.
Период первоначального формирования условий предпринимательской деятельности в основном завершен, на первый план вышли трудности, объективно присущие малому бизнесу не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.
В настоящее время проблемы малого предпринимательства в основном те же, что и у крупного бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Поэтому улучшение общей предпринимательской среды является необходимым, но не достаточным условием стимулирования развития малого предпринимательства.
При формировании государственной политики в области малого предпринимательства необходимо учитывать его изначальное неравное положение в доступе к ресурсам по сравнению с крупным бизнесом.
Достаточным условием развития малого предпринимательства, а соответственно и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных мер по его стимулированию и поддержке, не только на краевом уровне, но и на уровне муниципальных образований.
Положительный опыт роста малого бизнеса в странах с развитой экономикой, его роли в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.
Система государственной поддержки малого бизнеса в Ставропольском крае должна включать как меры прямой поддержки, обеспеченные средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, и направленные на развитие приоритетных для региона сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, экспорта, так и косвенной - направленной на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса Ставропольского края.
Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае сдерживается как по объективным причинам, так и в результате недостаточного внимания органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края к этой сфере экономики.
В целях решения перечисленных выше проблем планируется на основе программных методов обеспечить развитие малого предпринимательства на территории Ставропольского края на основе повышения эффективности мер государственной поддержки, создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, формирования действенной системы его организационной, информационной и финансовой поддержки.
Основными направлениями станут меры по облегчению доступа к финансовым и инвестиционным ресурсам, развитию системы микрофинансирования, приоритетной поддержке экспортно-ориентированного и инновационного малого бизнеса, стимулированию создания новых малых предприятий, повышению их конкурентоспособности, развитию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, созданию сети бизнес-инкубаторов, повышению информационного уровня предпринимателей, дальнейшего последовательного снижения излишнего администрирования.
Решение задач дальнейшего развития предпринимательства сегодня предполагает объединение усилий и согласованность действий самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления с использованием при этом программных методов.
Программа разработана с учетом тенденций и опыта развития государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации, предложений органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, опыта предшествующих программ поддержки малого предпринимательства.
II. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение развития малого предпринимательства на территории Ставропольского края на основе повышения эффективности мер государственной поддержки.
Для достижения цели поставлены следующие задачи, позволяющие в условиях ограниченности бюджетных ресурсов разрешить основные проблемы развития малого предпринимательства в Ставропольском крае:
совершенствование правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, создания благоприятного бизнес-климата в Ставропольском крае;
внедрение и совершенствование финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;
финансирование приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
создание условий для развития малого предпринимательства в инновационной сфере;
практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на краевом и муниципальном уровнях;
оказание информационной и консультационной поддержки, внедрение современных методик подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по поддержке малого предпринимательства;
создание условий для реализации в Ставропольском крае зарубежных программ поддержки развития предпринимательства;
продвижение продукции малых предприятий на общероссийские и междунпродные рынки.
III. Сроки реализации Программы
Настоящая Программа разработана на среднесрочный период с 2006 по 2008 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии с указанными в главе IX "Основные мероприятия, сроки исполнения и планируемые объемы финансирования Программы" сроками. С учетом происходящих в экономике реформ, а также исполнения бюджета Ставропольского края отдельные мероприятия Программы могут быть скорректированы в установленном порядке.
IV. Система программных мероприятий
Основные мероприятия по реализации Программы состоят из пяти разделов.
Раздел 1. Совершенствование нормативной правовой базы,
регламентирующей предпринимательскую деятельность
в Ставропольском крае
Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты Ставропольского края регулируют лишь отдельные направления деятельности субъектов малого предпринимательства. Опросы предпринимателей свидетельствуют о том, что несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства, в том числе системы налогообложения, является одной из главных причин, сдерживающих развитие малого бизнеса.
Проведение маркетинговых и аналитических исследований, социологических опросов позволит определять основные направления совершенствования государственной политики поддержки малого предпринимательства, остроту нерешенных проблем, реагировать на них, внося соответствующие изменения в нормативные правовые акты Ставропольского края и предложения на федеральный уровень.
Анализ нормативных правовых актов муниципальных образований Ставропольского края, регулирующих предпринимательскую деятельность, подготовка и распространение рекомендаций для муниципальных органов власти по внесению изменений и дополнений в указанные нормативные правовые акты, позволит выявлять и устранять условия, следствием которых является ущемление интересов и дискриминация субъектов малого предпринимательства.
В ходе реализации мероприятий первого раздела планируется развивать систему предварительной общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Ставропольского края, обеспечить постоянное информирование предпринимательского сообщества по вопросам нормативного и правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
В разделе предусмотрены меры по снижению излишних административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, для чего планируется проведение мониторингов уровня налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, сроков прохождения административных процедур по официальному оформлению документов, регламентирующих хозяйственную деятельность малых предприятий, практики проведения проверок субъектов малого предпринимательства контролирующими органами государственной власти, разработка и внедрение конкретных мер по снижению уровня административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности на территории Ставропольского края.
Эффективность государственной политики в отношении малого предпринимательства на уровне Ставропольского края отражают, в первую очередь, следующие тенденции развития этого сектора экономики: динамика количества субъектов малого предпринимательства и занятости населения в этом секторе, вклада малого предпринимательства в общий объем производства товаров и услуг Ставропольского края.
Однако, данные показатели не могут рассматриваться как непосредственные индикаторы эффективности Программы, поскольку во многом формируются под воздействием макроэкономических, политических и иных факторов, лежащих вне сферы действия настоящей Программы.
Поэтому возникает необходимость организации мониторинга не только эффективности выполнения мероприятий Программы, но и бизнес-климата на уровне Ставропольского края и в муниципальных образованиях Ставропольского края для целей корректировки мероприятий Программы и программ поддержки и развития малого предпринимательства муниципальных образований Ставропольского края.
Все это будет способствовать созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства в Ставропольском крае, росту числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, увеличению количества рабочих мест.
Раздел 2. Совершенствование финансовой поддержки
малого предпринимательства
Первоочередной задачей Программы в данной области является упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2008 г. N 194-п "Об утверждении Порядка предоставления в 2008 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий субъектам малого предпринимательства в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006-2008 годы"
Мероприятия по развитию кредитной кооперации, взаимного финансирования и страхования малых предприятий, формированию инфраструктуры микрофинансирования направлены в первую очередь на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан, кредитных сельскохозяйственных кооперативов и других микрофинансовых организаций, расширение сети филиалов и представительств действующих кооперативов на территории Ставропольского края.
Это позволит существенно облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к так называемым "быстрым кредитам", в том числе в отдаленных населенных пунктах края.
По предварительным оценкам, основанным на анализе деятельности кредитных кооперативов в 2004-2005 годах, средства бюджета Ставропольского края, вложенные в развитие кооперации, дадут увеличение объемов кредитования малого бизнеса до 500 млн. рублей ежегодно.
Предусматривается отбор и финансирование проектов в приоритетных направлениях развития малого предпринимательства Ставропольского края, в том числе проектов начинающих субъектов малого предпринимательства, а также содействие реализации проектов по созданию малых производств в целях вовлечения в предпринимательскую деятельность безработных и других социально незащищенных слоев населения.
Многие проекты малых предприятий, имеющие особое социально-экономическое значение для Ставропольского края, в том числе в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инновационного и высокотехнологичного производства, зачастую не отвечают критериям коммерческого кредитования по срокам окупаемости и достаточности гарантий возврата кредитов. Одним из направлений решения проблемы является адресная поддержка приоритетных проектов в виде льготного финансирования, предоставляемая на конкурсной основе из средств бюджета Ставропольского края.
Приоритетными направлениями адресной поддержки определены следующие сферы деятельности малых предприятий:
развитие инноваций и высоких технологий;
развитие бытового обслуживания населения;
содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, переработка сельскохозяйственной продукции;
производство импортозамещающих товаров, в том числе товаров широкого потребления, изделий легкой промышленности;
строительство, производство строительных материалов, жилищно-коммунальное хозяйство;
инфраструктура туризма, санаторно-курортное обслуживание;
развитие малого предпринимательства в депрессивных зонах и населенных пунктах Ставропольского края;
народно-художественные промыслы и ремесла.
Экономическая эффективность реализации указанных проектов и снижение рисков обеспечиваются отбором в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", обязательным наличием проработанных бизнес-планов, контролем за целевым использованием средств бюджета Ставропоьского# края, привлечением собственных средств исполнителей.
В рамках раздела будут осуществлены также следующие мероприятия: поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; создание и ведение открытых реестров свободных земель (земельных участков) объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены в аренду субъектам малого предпринимательства; внедрение новых эффективных механизмов поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих им более широкий доступ к финансовым ресурсам; организация внедрения международных проектов поддержки и развития малого предпринимательства на территории Ставропольского края.
Предусмотрено также продолжение хорошо зарекомендовавшей себя практики проведения ежегодных краевых конкурсов среди субъектов малого предпринимательства "Развитие малого предпринимательства".
Реализация мероприятий этого раздела обеспечит создание 250 дополнительных рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы.
Раздел 3. Развитие инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства
В рамках раздела планируется реализовать мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на краевом и муниципальном уровнях, формирующие условия для создания цивилизованных рыночных отношениях# и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания финансовых, информационных, консультационных, образовательных и других услуг.
Особое внимание будет уделено созданию сети организаций (бизнес-инкубаторов и техно-парков), обеспечивающих на льготных условиях офисным сервисом и услугами по развитию бизнеса начинающих предпринимателей.
В целях стимулирования создания новых малых предприятий необходима организация работы сети инновационных и производственных бизнес-инкубаторов для начинающих малых предприятий, разработка технологии для дальнейшего тиражирования бизнес-инкубаторов муниципальными образованиями Ставропольского края.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" министерством экономического развития и торговли Ставропольского края начата работа по предоставлению на конкурсной основе бюджету Ставропольского края средств федерального бюджета в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации, в частности, по созданию сети бизнес-инкубаторов в Ставропольском крае.
При условии финансирования этого мероприятия в планируемых Программой объемах - 58 млн. рублей, за три года планируется создать не менее трех инкубаторов, на базе которых получат развитие около 50 субъектов малого предпринимательства и организовать не менее 350 дополнительных рабочих мест.
Предусматриваются меры, направленные на содействие развитию малого предпринимательства на территории Ставропольского края, финансирование проектов, предусматривающих повышение эффективности действующих, создание новых организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории Ставропольского края и программ развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях Ставропольского края.
В рамках данного раздела будет оказана поддержка создаваемым и действующим фондам поддержки малого предпринимательства, агентствам по поддержке малого предпринимательства и другим структурам поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне. Особое внимание предполагается уделить территориям Ставропольского края с низким уровнем развития инфраструктуры и сервисных организаций.
Планируется содействие созданию и развитию общественных объединений предпринимателей.
Предусматривается развитие деятельности краевого центра поддержки малого предпринимательства, создание и организация работы центров промышленной субконтрактации, изучение и распространение передового опыта по повышению эффективности деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Эти мероприятия обеспечат реализацию 15 инвестиционных проектов в приоритетных направлениях деятельности малых предприятий, создание около 100 дополнительных рабочих мест.
Раздел 4. Создание условий для развития малого предпринимательства
в инновационной сфере
Опыт высокоразвитых стран свидетельствует о том, что стимулирование инновационного бизнеса является наиболее эффективным инструментом в решении задач социально-экономического прогресса.
Планируемые мероприятия данного раздела направлены на формирование основ системного развития инновационного малого предпринимательства в Ставропольском крае, создание условий для прихода венчурного капитала, в том числе частного, в сектор малого бизнеса. С этой целью планируется создать краевой фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере и другие организации инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса.
Основные направления работы по созданию венчурных фондов в субъектах Российской Федерации определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". По информации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации финансирование этого мероприятия за счет средств федерального бюджета планируется и в 2006-2008 годах.
Кроме того, предусматривается обеспечение льготной финансовой поддержкой инновационных проектов субъектов малого предпринимательства, создание и ежегодное обновление базы данных по инновационным проектам субъектов малого предпринимательства, проведение мероприятий по изучению отечественного и зарубежного опыта развития инновационного малого предпринимательства.
При условии финансирования запланированных мероприятий раздела за счет всех источников финансирования в размере 106,1 млн. рублей, средних затратах одного малого предприятия на реализацию инновационного проекта - "от опытного образца до мелкосерийного производства" - от 1 млн. руб. до 2 млн. руб., а также с учетом того, что собственные затраты малых предприятий составят не менее 20 процентов стоимости проектов, государственную поддержку получат от 65 до 130 малых предприятий.
Раздел 5. Информационная и консультационная поддержка
малого предпринимательства
В разделе представлен комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства.
В рамках данного раздела будет осуществляться совершенствование и развитие инфраструктуры информационной поддержки малого предпринимательства, актуализация и постоянное пополнение информационных ресурсов существующих сетей поддержки малого предпринимательства, развитие краевой системы дистанционного консалтинга, в части разработки учебно-методической базы дистанционного образования и повышения квалификации кадрового потенциала малого предпринимательства, электронных учебных пособий, тестов, рекомендаций по ведению бизнеса, банка бизнес-идей для малого предпринимательства и т.п.
Предполагается обеспечить льготный доступ малых предприятий к информационным ресурсам, а также организовать курсы обучения и переподготовки специалистов для малого предпринимательства.
Одной из проблем является создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве. Мероприятиями раздела предусматривается подготовка и публикация в средствах массовой информации материалов, статей, выпуск теле-, радиопередач, посвященных проблемам и достижениям малого бизнеса. Планируется проведение конференций, встреч, семинаров и круглых столов с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти Ставропольского края и индивидуальных предпринимателей; организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов органов исполнительной власти Ставропольского края, в функции которых входят вопросы развития малого предпринимательства.
Реализация мероприятий раздела позволит повысить уровень подготовки руководителей и специалистов органов исполнительной власти Ставропольского края по вопросам управления развитием малого предпринимательства в условиях муниципальной реформы, будет способствовать формированию благоприятного бизнес-климата на территории Ставропольского края, созданию дополнительных рабочих мест, занятых в сфере малого предпринимательства.
V. Ресурсное обеспечение Программы
(объемы и источники финансирования)
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств из государственных и негосударственных источников:
1. Средства из бюджета Российской Федерации, выделяемые на конкурсной основе в форме субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, перечисляются в порядке и объемах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Объем средств федерального бюджета, представляемых ежегодно на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, прогнозируется в соответствии с условиями финансирования, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления в в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". Прогнозируемые суммы уточняются ежегодно.
2. Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Ставропольского края осуществляется министерством экономического развития и торговли Ставропольского края - главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с порядком финансирования мероприятий Программы, утверждаемым в установленном порядке государственным заказчиком Программы.
Бюджетное финансирование мероприятий Программы может быть осуществлено как в форме субсидий, так и в других формах расходов бюджета, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Субсидии за счет средств бюджета Ставропольского края предоставляются на частичную компенсацию стоимости производственных помещений, технологического оборудования, автотранспорта, производственного и хозяйственного инвентаря, прочих основных средств победителям открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы в размере не более 80 процентов от суммы фактических расходов, связанных с приобретением указанных основных средств.
Прогнозируемые суммы уточняются ежегодно при формировании бюджета Ставропольского края.
3. Средства бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, предусмотренные в проектах соответствующих муниципальных программ развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы, прогнозируются как возможный источник финансирования. Суммы будут уточняться после утверждения соответствующих муниципальных программ представительными органами власти муниципальных образований Ставропольского края.
Условия финансирования мероприятий Программы, реализуемых с привлечением средств муниципальных образований Ставропольского края, определяются порядком финансирования мероприятий Программы, утверждаемым приказом по министерству экономического развития и торговли Ставропольского края.
4. Средства исполнителей мероприятий Программы прогнозируются как возможный источник финансирования. Объемы средств прогнозируются в соответствии с условиями субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края, изложенными в п. 2 настоящей главы. При расчетах предполагалось участие исполнителей в финансировании мероприятий Программы " пределах 20 процентов их общей стоимости.
Объемы финансирования мероприятий Программы
в 2006-2008 годах (млн. руб.):
N п/п |
Источники финансирования | Всего | В том числе по годам: | ||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
1. 2. 3. 4. |
Средства бюджета Российской Федерации Средства бюджета Ставропольского края Средства бюджетов муниципальных образований Ставропольского края Средства исполнителей Итого: |
24,8 54,0 17,1 7,6 103,5 |
5,0 18,0 2,0 2,8 27,8 |
10,8 18,0 8,0 2,4 39,2 |
9,0 18,0 7,1 2,4 36,5 |
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком разрабатываются и утверждаются Положение о порядке проведения открытого конкурса по отбору проектов в рамках реализации мероприятий Программы, Положение о проведении краевого конкурса "Развитие малого предпринимательства", Порядок расходования средств, выделяемых из бюджета Ставропольского края на финансирование Программы, ежегодные планы финансирования мероприятий Программы.
Государственный заказчик осуществляет конкурсный отбор исполнителей мероприятий и проектов, финансируемых из средств бюджета Ставропольского края и бюджета Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заключает государственные договоры (контракты) с исполнителями, разрабатывает технические задания по реализации контрактов, утверждает и контролирует исполнение организационно-технических мероприятий, ведет приемку выполненных работ.
По отдельным мероприятиям Программы исполнители определяются непосредственно в Программе.
Государственный заказчик Программы согласовывает с исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или местных бюджетов, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и организациями, органами местного самоуправления.
В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости и добровольности, которые обеспечивают широкие возможности для участия в мероприятиях Программы всех заинтересованных юридических и физических лиц.
VII. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Государственный заказчик Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованность действий исполнителей по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств бюджета Ставропольского края, исходя из конечных целей Программы определяет приоритеты, осуществляет выбор первоочередных задач, на реализацию которых следует направить бюджетные ассигнования, а также подготавливает проекты бюджетных заявок на планируемый год и представляет их в министерство экономического развития и торговли Ставропольского края.
Государственный заказчик Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления Ставропольского края.
Исполнители программных мероприятий ежемесячно отчитываются государственному заказчику о ходе реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых финансовых средств и сроках выполнения контрактов.
На основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности государственный заказчик принимает решения о финансировании и реализации программных мероприятий.
Государственный заказчик Программы при необходимости осуществляет корректировку Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации в установленном порядке.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит увеличить:
численность действующих малых предприятий увеличится до 13,9 тысячи единиц;
удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 28 процентов экономически активного населения, или около 360 тысяч человек " абсолютном выражении;
оборот малых предприятий увеличится не менее чем в 1,7 раза;
за счет средств Программы будет реализовано около 100 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, в том числе 25 инновационных проектов, создано около 1000 дополнительных рабочих мест;
микрокредитование субъектов малого предпринимательства кредитными потребительскими кооперативами увеличится до 350 млн. рублей в год.
Результаты осуществления Программы отражены в таблице:
N п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Источник информации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Увеличение численности действующих малых предприятий на территории Ставропольского края |
тысяч единиц |
12,7 | 13,3 | 13,9 | Прогноз развития малого предпринимательства на 2006-2008 гг. рассчитан на основании анализа статистических данных Федеральной службы Государственной статистики по Ставропольскому краю о развитии малого предпринимательства 2003-2005 годах, сценарных условий и индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации |
2. | Увеличение численности занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей |
тысяч человек |
320,0 | 340,0 | 360,0 | Прогноз развития малого предпринимательства на 2006-2008 гг. рассчитан на основании анализа статистических данных Федеральной службы Государственной статистики по Ставропольскому краю о развитии малого предпринимательства в 2003-2005 годах, сценарных условий и индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации |
3. | Увеличение оборота организаций по малым предприятиям |
млн. рублей |
93,0 | 110,0 | 130,0 | Прогноз развития малого предпринимательства на 2006-2008 гг. рассчитан на основании анализа статистических данных Федеральной службы Государственной статистики по Ставропольскому краю о развитии малого предпринимательства в 2003-2005 годах, сценарных условий и индексов-дефляторов, рекомендованных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации |
4. | За счет средств Программы будет реализовано около 100 инвестиционных проектов субъектов малого предприни- мательства, в том числе 25 инновационных проектов |
единиц | 30,0 | 30,0 | 40,0 | Расчетные оценки на основе предусмотренных Программой средств на поддержку малого предпринимательства в Ставропольском крае |
5. | Создание дополнительных рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов субъектов малого предприни- мательства |
человек | 300,0 | 350,0 | 350,0 | Расчетные оценки на основе предусмотренных Программой средств на поддержку малого предпринимательства в Ставропольском крае |
6. | Увеличение микрокредитования субъектов малого предприниматель- ства кредитными потребительскими кооперативами |
млн. рублей |
400,0 | 450,0 | 500,0 | Данные кредитно- потребительских кооперативов Ставропольского края |
IX. Основные мероприятия, сроки исполнения и планируемые объемы
финансирования Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок испол- нения |
Источники финансиро- вания |
Планируемые объемы финансирования (млн. руб.) |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий |
||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в Ставропольском крае |
||||||||
1.1. | Организация и проведение социологических обследований состояния малого бизнеса в Ставропольском крае, реакции деловых кругов на принимаемые правовые акты, регулирующие предприниматель- скую деятельность, и разработка на этой основе предложений по совершенствова- нию государственной политики поддержки предприниматель- ства |
министерство экономического развития и торговли Ставропольского края (далее - минэкономразви- тия края); юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, определенные в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - исполнители) |
2006- 2008 годы |
бюджет Ставропо- льского края (далее - краевой бюджет) |
- | 0,2 | - | разработка предложений по совершенство- ванию нормативной правовой базы в целях стимулирова- ния развития малого предпринима- тельства на территории Ставропольс- кого края |
1.2. | Анализ нормативных правовых актов муниципальных образований Ставропольского края, регулирующих предприниматель- скую деятельность, подготовка рекомендаций по совершенствова- нию нормативных правовых актов муниципальных образований Ставропольского края |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2007- 2008 годы |
краевой бюджет |
- | 0,3 | - | выявление противоречий между нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ставропольс- кого края и нормативными правовыми актами муниципальных образований Ставропольс- кого края и внесение в установленном порядке предложений по устранению выявленных противоречий; выявление и внедрение лучшего опыта регулирования малого предпринима- тельства на муниципальном уровне |
1.3. | Проведение мониторинга эффективности применения систем налогообложения малого предприниматель- ства, разработка предложений по совершенствова- нию федерального и краевого налогового законодательства |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2007 годы |
краевой бюджет |
- | - | 0,1 | разработка предложений по упрощению системы ведения налогового учета и отчетности для субъектов малого предпринима- тельства; по снижению издержек на ведение легальной предпринима- тельской деятельности |
1.4. | Исследование наличия уровня административных барьеров в муниципальных образованиях Ставропольского края при осуществлении предприниматель- ской деятельности, разработка и внедрение мер по их снижению на территории Ставропольского края |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
0,5 | 0,5 | 0,5 | снижение излишних администрати- вных барьеров при осуществлении предпринима- тельской деятельности; создание благоприятных условий для развития малого бизнеса |
1.5. | Разработка и издание информационно-сп равочных пособий по вопросам нормативного и правового регулирования деятельности субъектов малого предприниматель- ства |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
0,3 | - | 0,3 | повышение уровня информирован- ности предпринима- телей по вопросам нормативного и правового регулирования деятельности субъектов малого предпринима- тельства |
1.6. | Разработка методики комплексной оценки бизнес-климата на уровне Ставропольского края и в муниципальных образованиях Ставропольского края в целях корректировки мероприятий и программ поддержки и развития малого предприниматель- ства |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2007 годы |
краевой бюджет |
- | - | 0,3 | повышение эффективности мероприятий Программы и программ поддержки и развития малого предпринима- тельства муниципальных образований Ставропольс- кого края |
Итого по разделу 1: |
краевой бюджет | 0,8 | 1,0 | 1,2 | ||||
Всего по разделу 1: |
0,8 | 1,0 | 1,2 | |||||
Раздел 2. Совершенствование финансовой поддержки малого предпринимательства | ||||||||
2.1. | Содействие развитию кредитной кооперации, взаимного финансирования и страхования малых предприятий, формированию инфраструктуры микрофинансиро- вания |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет средства исполните- лей |
1,0 1,0 |
1,0 1,0 |
1,0 1,0 |
развитие сети микрофинансо- вых организаций на территории Ставропольс- кого края; облегчение доступа субъектов малого предпринима- тельства к кредитам; увеличение объемов микрокредито- вания до 500 млн. рублей ежегодно |
2.2. | Отбор и финансирование проектов субъектов малого предприниматель- ства в приоритетных направлениях развития малого предприниматель- ства Ставропольского края: развитие инноваций и высоких технологий; развитие бытового обслуживания населения; содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, переработка сельскохозяйст- венной продукции; производство импортозамещаю- щих товаров, в том числе товаров широкого потребления, изделий легкой промышленности; строительство, производство строительных материалов, жилищно-коммуна- льное хозяйство; инфраструктура туризма, санаторно- курортное обслуживание; развитие малого предприниматель- ства в депрессивных зонах и населенных пунктах Ставропольского края |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет средства исполните- лей |
2,0 0,4 |
- - |
- - |
реализация не менее 25 проектов в приоритетных направлениях деятельности малых предприятий |
2.3. | Оказание финансовой поддержки субъектам малого предприниматель- ства, производящим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет бюджет Российской Федерации |
- - |
0,8 0,8 |
1,0 1,0 |
создание условий для увеличения числа экспортно- ориентирован- ныхмалых предприятий |
2.4. | Ежегодное обновление каталога малых предприятий Ставропольского края - производителей экспортной продукции, распространение его в международных коммуникационных сетях |
краевой бюджет |
- | 0,1 | - | содействие продвижению продукции малых предприятий на зарубежные рынки |
||
2.5. | Содействие реализации проектов по созданию малых производств в целях вовлечения в предприни- мательскую деятельность безработных и других социально незащищенных слоев населения |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет бюджеты муниципа- льных образова- ний Ставропо- льского края (далее - бюджеты муниципа- льных образова- ний) средства исполните- лей |
1,0 1,0 0,4 |
1,0 1,0 0,4 |
1,0 1,0 0,4 |
реализация не менее 20 проектов по созданию малых производств, вовлечению в предпринима- тельскую деятельность незащищенных слоев населения |
2.6. | Содействие внедрению международных проектов финансовой поддержки малого предприниматель- ства на территории Ставропольского края |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
0,4 | - | - | привлечение средств международных финансовых организаций для поддержки проектов развития малого предпринима- тельства на территории Ставропольс- кого края |
2.7. | Проведение краевых конкурсов среди субъектов малого предприниматель- ства "Развитие малого предприниматель- ства" |
минэкономразви- тия края |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
- | - | 0,3 | стимулирова- ние развития высокоэффек- тивных субъектов малого предпринима- тельства Ставропольс- кого края |
Итого по разделу 2: |
краевой бюджет | 4,4 | 2,9 | 3,3 | ||||
бюджет Российской Федерации |
- | 0,8 | 1,0 | |||||
бюджеты муниципальных образований |
1,0 | 1,0 | 1,0 | |||||
средства исполнителей |
1,8 | 1,4 | 1,4 | |||||
Всего по разделу 2: |
7,2 | 6,1 | 6,7 | |||||
Раздел 3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства | ||||||||
3.1. | Содействие созданию сети организаций (бизнес-инкуба- торов и технопарков), обеспечивающих на льготных условиях офисным сервисом и услугами по развитию бизнеса начинающих предпринимателей |
минэкономразви- тия края; некоммерческое партнерство промышленников и предпринимателей (работодателей) "Конгресс деловых кругов Ставрополья" (по согласованию); исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет бюджет Российской Федерации бюджеты муниципа- льных образова- ний |
5,0 5,0 - |
5,0 10,0 5,0 |
4,0 8,0 4,0 |
организация работы сети инновационных и производ- ственных бизнес- инкубаторов, разработка технологии для дальнейшего тиражирования бизнес- инкубаторов муниципальны- ми образованиями Ставропольс- кого края; создание трех инкубаторов, на базе которых получат развитие около 50 субъектов малого предпринима- тельства и будет организовано не менее 350 дополнитель- ных рабочих мест |
3.2. | Развитие краевого центра поддержки малого предприниматель- ства с постоянно действующим выставочным комплексом |
минэкономразви- тия края; некоммерческое партнерство "Инновационно- технологический бизнес-центр Ставропольского края" (по согласованию), исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
0,2 | - | - | обеспечение деятельности автоматизиро- ванных рабочих мест общего доступа для субъектов малого бизнеса |
3.3. | Содействие созданию и организации работы центров промышленной субконтрактации, обеспечивающих поддержку субъектов малого предприниматель- ства Ставропольского края в промышленной сфере на основе развития производственной кооперации |
минэкономразви- тия края; министерство промышленности, транспорта и связи Ставропольского края, некоммерческое партнерство промышленников и предпринимателей (работодателей) "Конгресс деловых кругов Ставрополья" (по согласованию); исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
- | 0,7 | 1,0 | создание условий для развития производст- венной кооперации малого бизнеса и наиболее эффективного взаимодейст- вия субъектов малого предпринима- тельства с крупными конкуренто- способными производите- лями развитие сети фондов, агентств и других структур по поддержке малого предпринима- тельства на муниципальном уровне на территориях Ставрополь- ского края с низким уровнем развития инфраструкту- ры сервисных организаций; реализация программ развития малого предпринима- тельства в муниципальных образованиях Ставрополь- ского края |
3.4. | Участие в финансировании проектов, предусматриваю- щих повышение эффективности действующих, создание новых субъектов инфраструктуры поддержки малого предприниматель- ства на территории Ставропольского края, а также программ развития малого предприниматель- ства в муниципальных образованиях Ставропольского края |
минэкономразви- тия края; некоммерческая организация - государственный фонд поддержки малого предприниматель- ства Ставропольского края (по согласованию); исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет бюджеты муниципа- льных образова- ний |
1,0 1,0 |
2,0 2,0 |
2,1 2,1 |
|
3.5. | Содействие созданию и развитию общественных объединений предпринимателей |
минэкономразви- тия края; некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей Ставропольского края" (по согласованию); исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
- | 0,5 | 0,5 | формирование системы саморегулиру- емых общественных объединений предпринима- телей; расширение консультацио- нных, юридических и других услуг, оказываемых субъектам малого предпринима- тельства; снижение администрати- вных барьеров при осуществлении предпринима- тельской деятельности |
Итого по разделу 3: |
краевой бюджет | 6,2 | 8,2 | 7,6 | ||||
бюджет Российской Федерации |
5,0 | 10,0 | 8,0 | |||||
бюджеты муниципальных образований |
1,0 | 7,0 | 6,1 | |||||
Всего по разделу 3: |
12,2 | 25,2 | 21,7 | |||||
Раздел 4. Создание условий для развития малого предпринимательства в инновационной сфере |
||||||||
4.1. | Содействие созданию и развитию организаций инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса как элементов инновационной системы Ставропольского края |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2007 годы |
краевой бюджет |
- | 1,0 | 1,0 | содействие развитию инновационно- го малого предпринима- тельства Ставропольс- кого края |
4.2. | Отбор и оказание финансовой поддержки инновационным проектам субъектов малого предприниматель- ства |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет средства исполни- телей |
4,7 1,0 |
4,0 1,0 |
4,0 1,0 |
реализация 10 инновационных проектов |
4.3. | Организация официальных визитов делегаций Ставропольского края по изучению отечественного и зарубежного опыта развития инновационного малого предприниматель- ства |
минэкономразви- тия края |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
1,0 | - | - | выработка перспективных направлений развития деятельности малого предпринима- тельства Ставропольс- кого края в инновационной сфере |
Итого по разделу 4: |
краевой бюджет | 5,7 | 5,0 | 5,0 | ||||
средства исполнителей |
1,0 | 1,0 | 1,0 | |||||
Всего по разделу 4: |
6,7 | 6,0 | 6,0 | |||||
Раздел 5. Информационная и консультационная поддержка малого предпринимательства | ||||||||
5.1. | Проведение семинаров, научно-практиче- ских конференций, рабочих встреч и круглых столов по проблемам малого предприниматель- ства |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
0,6 | 0,6 | 0,6 | выработка предложений и практических мер по развитию малого предпринима- тельства в Ставропольс- ком крае |
5.2. | Организация освещения средствами массовой информации вопросов государственной поддержки малого предприниматель- ства, материалов, направленных на распространение положительного опыта деятельности малых предприятий на территории Ставропольского края, публикация извещений о проведении конкурсного отбора проектов субъектов малого предприниматель- ства и субъектов инфраструктуры поддержки малого предприниматель- ства, информационных сообщений и других необходимых документов, освещающих результаты его проведения |
минэкономразви- тия края; исполнители |
2006- 2008 годы |
краевой бюджет |
0,3 | 0,3 | 0,3 | формирование положительно- го мнения по отношению к предпринима- тельской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринима- тельстве; обеспечение конкурсного отбора проектов в рамках реализации Программы |
Итого по разделу 5: |
краевой бюджет | 0,9 | 0,9 | 0,9 | ||||
Всего по разделу 5: |
0,9 | 0,9 | 0,9 | |||||
Итого: | краевой бюджет | 18,0 | 18,0 | 18,0 | ||||
бюджет Российской Федерации |
5,0 | 10,8 | 9,0 | |||||
бюджеты муниципальных образований |
2,0 | 8,0 | 7,1 | |||||
средства исполнителей |
2,8 | 2,4 | 2,4 | |||||
Всего по годам: | 27,8 | 39,2 | 36,5 | |||||
Всего: | 103,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 28 марта 2006 г. N 38/од "О ведомственной целевой программе "Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006-2008 годы"
Настоящий Приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст Приказа опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 25 июня 2006 г. N 16 (196)