В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году", а также во исполнение решения межведомственной комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов от 5 июля 2006 г. N 1, приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края (приложение N 1).
2. Начальникам отделов обеспечить подготовку доклада министерства финансов Ставропольского края о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края.
Первый заместитель министра
финансов Ставропольского края |
Л.А.Калинченко |
Проект приказа вносит:
Начальник отдела методологии
и реформирования бюджетной политики
министерства финансов Ставропольского края |
Л.Н.Немчинова |
Согласовано
Первый заместитель министра |
Л.А.Калинченко |
Первый заместитель министра |
Л.Ю.Прохоренкова |
Заместитель министра |
Т.И.Шагинян |
Заместитель министра |
Ю.И.Суслов |
Заместитель министра |
Т.Д.Стрельченко |
Начальник отдела правового
и кадрового обеспечения |
С.П.Трошин |
Главный бухгалтер |
Р.Е.Ходус |
Начальник отдела планирования доходов |
В.И.Тиманина |
Начальник отдела
финансирования госаппарата |
И.А.Выродова |
Начальник отдела
финансирования соцсферы |
Н.В.Новосельцева |
Начальник ОФОНХ |
M.Д.Богданова |
Начальник отдела
финансирования АПК |
И.Н.Романец |
Начальник отдела
казначейского исполнения бюджета |
В.И.Самарина |
Начальник КРО |
О.В.Ковалев |
Начальник отдела информатики |
А.И.Минаев |
Начальник отдела ценных бумаг |
М.Н.Филипович |
Начальник отдела
планирования бюджета |
Г.И.Васильева |
Методические рекомендации
по подготовке докладов о результатах и основных направлениях
деятельности субъектов бюджетного планирования
Ставропольского края
(утв. приказом министерства финансов Ставропольского края
от 27 июля 2006 г. N 282)
См. также:
Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 30 июля 2010 г. N 84 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию бюджетных ассигнований на 2011-2013 годы главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края"
Методические рекомендации по планированию бюджетных ассигнований на 2008-2010 годы главных распорядителей средств краевого бюджета, утвержденные Приказом Министерства финансов Ставропольского края от 22 августа 2007 г. N 510-бр
Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 23.08.2007 г. N 118-п (далее - Положение), в целях методического обеспечения подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края (далее - Доклады) при формировании проекта бюджета Ставропольского края, а также перспективного финансового плана.
Доклады субъектов бюджетного планирования представляются в установленные Положением сроки в министерство финансов Ставропольского края в одном экземпляре на бумажном и электронном носителях (в форматах Word и Excel).
Подготовка Докладов осуществляется субъектами бюджетного планирования с участием подведомственных им распорядителей и получателей средств бюджета Ставропольского края (далее - подведомственные организации). Сроки представления Докладов подведомственными организациями устанавливаются соответствующим субъектом бюджетного планирования.
Общий рекомендуемый объем основой части (текста) Доклада определяется из расчета до 15 страниц для каждого субъекта бюджетного планирования, 2-5 страниц на подведомственные организации, по которым соответствующий субъект бюджетного планирования формирует бюджетные проектировки на очередной финансовый год в соответствии с бюджетным законодательством Ставропольского края.
Дополнительные материалы, расчеты и обоснования, а также таблицы по формам в соответствии с приложениями к Положению представляются в виде отдельных приложений, объем которых не ограничивается.
В Докладе должны быть представлены следующие разделы:
1) Цели, задачи и результаты деятельности.
2) Расходные обязательства и формирование доходов.
3) Распределение расходов по целям, задачам, программам, функциям и мероприятиям.
4) Результативность бюджетных расходов.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником опубликования
2. Подготовка раздела 1
"Цели, задачи и результаты деятельности"
В первом разделе Доклада должна быть представлена структура целей и задач (далее - программно-целевая структура), дающая ясное представление об основных значимых для общества целях деятельности субъекта бюджетного планирования и его подведомственных организаций, направлениях и механизмах реализации этих целей. Основными уровнями программно - целевой структуры являются цели субъектов бюджетного планирования и тактические задачи.
Цели субъектов бюджетного планирования должны соответствовать приоритетам государственной региональной политики и являться подцелями стратегических целей развития края в предстоящем периоде. Сформулированные субъектами бюджетного планирования цели доводятся до подведомственных организаций для формулировки тактических задач и системы показателей оценки результативности своей деятельности.
Для каждой цели развития Ставропольского края, достижение которой лежит в сфере компетенции или связано с деятельностью и (или) выполнением функций субъектов бюджетного планирования, должна быть сформулирована соответствующая цель (возможно - группа целей) субъектов бюджетного планирования.
В Докладе должен быть проведен краткий анализ взаимосвязи между отдельными целями и указаны взаимодополняющие цели. Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности субъектов бюджетного планирования. В силу большого числа сфер ответственности и функций, выполняемых субъектами бюджетного планирования, их непосредственной или косвенной связи с уровнем достижения значительного числа целей развития Ставропольского края, количество целей субъектов бюджетного планирования может быть значительным. В этом случае необходимо определить приоритетные цели для планового периода исходя из концепции государственной региональной политики в соответствующих областях, долгосрочных и среднесрочных краевых целевых и ведомственных программ (далее - программы) программных документов Правительства Ставропольского края, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и Ставропольского края, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции субъекта бюджетного планирования. Совокупность приоритетных целей, как правило, не должна превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении соответствующих форм.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать сфере деятельности субъектов бюджетного планирования);
- измеримость (достижение цели можно проверить прежде всего с помощью количественных показателей);
- релевантность (наличие четкой связи цели с основной деятельностью субъектов бюджетного планирования);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (т.е. подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности субъектов бюджетного планирования - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Деятельность субъектов бюджетного планирования по решению тактических задач является необходимой только в силу ее ориентации на получение результатов, непосредственно связанных с достижением сформулированных целей (подцелей). Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самих субъектов бюджетного планирования.
Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срок достижения цели.
Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности субъектов бюджетного планирования по достижению соответствующей стратегической цели. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры субъектов бюджетного планирования и в соответствии с возложенными на них функциями. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям субъектов бюджетного планирования.
Для осуществления мониторинга и координации информации, характеризующей ожидаемые результаты деятельности субъектов бюджетного планирования в данном разделе Доклада по форме согласно приложению N 1 к Положению, представляется система количественно измеримых показателей.
По каждому показателю приводятся:
- фактические значения за один отчетный год;
- плановые значения за текущий год;
- планируемые значения на три года вперед.
При обосновании планируемых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).
Каждая цель, тактическая задача или программа может описываться более чем одним показателем. Количество показателей для одной цели (задачи, программы), как правило, не должно превышать 3-5 (в случае использования большего количества показателей рекомендуется разделить их на основные и дополнительные).
Основные показатели, используемые для проведения мониторинга:
- непосредственные результаты деятельности, характеризующие объем и качество государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему организациями внешними потребителями услуг (под внешними потребителями услуг для целей составления Доклада понимаются физические и юридические лица, их группы);
- конечные результаты деятельности субъекта бюджетного планирования, характеризующие эффект для внешних потребителей от государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования и подведомственными ему организациями.
Использование показателей непосредственных результатов деятельности, характеризующих объем и качество государственных услуг, оказанных субъектом бюджетного планирования, допустимо только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.
При разработке системы показателей следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления.
В случае невозможности определения достоверных показателей непосредственных результатов или в случае невозможности получения данных по ним в сроки, установленные для предоставления отчетности о мониторинге и при приведении соответствующих обоснований, для характеристики процесса реализации программ допускается использование:
показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;
показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации программ.
Включаемые в систему мониторинга и оценки деятельности показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности субъектов бюджетного планирования;
- объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности организации, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального состояния организации;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
- прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны собираться субъектами бюджетного планирования не реже 1 раза в год и не более чем через 2-3 месяца после окончания отчетного периода);
- полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
К тексту Доклада субъекта бюджетного планирования могут быть приложены методики по расчету показателей целей, задач и программ в случаях, когда такая методика важна для понимания смысла показателя.
Степень достижения запланированных результатов и намеченных целей оценивается на основе сопоставления фактически достигнутых результатов с их плановыми значениями, определяемыми в процессе разработки программы.
Планируемые целевые значения могут устанавливаться для показателей конечных и непосредственных результатов с учетом и на основе:
- значений показателя за прошлые периоды;
- сложившихся тенденций, факторов и условий, определяющих динамику показателей;
- показателей аналогичных программ;
- показателей, являющихся примерами "лучшей практики", в том числе показатели частных (коммерческих) организаций;
- международных рейтингов.
3. Подготовка раздела 2 "Расходные обязательства
и формирование доходов"
Во втором разделе Доклада и в соответствующих приложениях к Положению приводятся сведения об общем объеме исполняемых расходных обязательств субъекта бюджетного планирования, а также анализ изменения их структуры за отчетный, текущий и плановый годы.
Для каждого исполняемого расходного обязательства согласно форме, установленной приложением N 2 к Положению, приводится ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов, заключенных договоров и соглашений (название, номер, дата принятия или утверждения, номер статьи пункта, подпункта, абзаца или раздела договора и соглашения) и указывается один из следующих методов оценки объема затрат на его исполнение:
нормативный метод (код 1), при котором расчет ассигнований производится на основе нормативов, утвержденных в соответствующем нормативном правовом акте;
метод индексации (код 2), при котором расчет ассигнований производится путем индексации на уровень инфляции или иной коэффициент объема ассигнований текущего (отчетного) года;
плановый метод (код 3), при котором объем ассигнований устанавливается в соответствии с показателями, указанными в нормативном правовом акте, договоре или соглашении, либо в соответствии со сметной стоимостью объекта;
иные методы (код 4), при которых объем ассигнований определяется методами, не подпадающими под определения нормативного метода, метода индексации и планового метода.
Заполнение данного раздела субъектами бюджетного планирования производится во взаимосвязи с представленными реестрами расходных обязательств, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края N 50-п от 19 апреля 2006 года "Об утверждении порядка ведения реестра расходных обязательств Ставропольского края и представления реестров расходных обязательств муниципальных образований Ставропольского края".
Субъекты бюджетного планирования, осуществляющие контроль за поступлением платежей, не подлежащих учету по плательщикам со стороны налоговых органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в ведении которых находятся организации, имеющие право на предоставление платных услуг, и (или) государственные унитарные предприятия Ставропольского края представляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов в бюджет Ставропольского края, согласно приложению N 3 к Положению.
Для каждого вида доходов приводится сопоставление плановых и фактических показателей за первые два года отчетного периода, и в случае значительных расхождений между ними проводится анализ причин указанных расхождений.
4. Подготовка раздела 3 "Распределение расходов по целям,
задачам, программам, функциям и мероприятиям"
В третьем разделе Доклада приводится распределение отчетных и планируемых расходов субъекта бюджетного планирования Ставропольского края по целям, задачам, программам, функциям и мероприятиям по форме, согласно приложению N 4 к Положению. При отсутствии данных для полного распределения отчетных и (или) планируемых расходов могут приводиться выборочные данные по отдельным целям, задачам и (или) программам с указанием объема (доли) нераспределенных в соответствующем году расходов. При невозможности представления сводных данных по бюджету субъектов бюджетного планирования указанное распределение может представляться отдельно по подведомственным организациям.
Для подготовки аналитического распределения расходов по программам для каждой тактической задачи формируется перечень мероприятий, осуществление которых должно обеспечить ее решение и относится к компетенции субъектов бюджетного планирования.
Соответствующие мероприятия группируются по администрируемым субъектами бюджетного планирования программам или их подпрограммам. Для каждой программы необходимо указать тактические задачи и цели субъектов бюджетного планирования, вклад в решение которых она обеспечивает, а также сроки реализации и затраты.
Поскольку реальные программы (подпрограммы) могут обеспечивать достижение нескольких, иногда существенно различающихся целей, одна и та же программа может фигурировать в описании различных тактических задач и целей субъектов бюджетного планирования.
Основой для объединения проводимых в процессе деятельности субъектов бюджетного планирования мероприятий в программы является их направленность на оказание определенной государственной услуги (или ряда услуг) внешним потребителям для решения тактической задачи и достижения соответствующего конечного общественно значимого результата.
В условиях расширения применения методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, при аналитическом выделении программ в существующей структуре расходов субъектов бюджетного планирования основной подход к оценке объема финансовых затрат на их реализацию состоит в выделении (группировке) статей функциональной и экономической классификации, которые могут быть увязаны (полностью или частично) с достижением целей программ, указанных в первом разделе Доклада. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации программы, принимается текущий уровень финансирования по тем статьям бюджета, на основе которых формируется объем расходов новой программы.
Аналогичный подход применяется при оценке объема финансовых затрат на решение тактических задач и достижение стратегических целей.
В случае, если при реализации программы предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких тактических задач (достижению нескольких целей субъектов бюджетного планирования), расходы на реализацию указанной программы следует относить к задаче, в решение которой программа вносит наибольший вклад.
В случае, если выделяемая в аналитических целях либо действующая (утвержденная) краевая целевая программа (подпрограмма, программа, программа деятельности организаций) предусматривает достижение ряда результатов, которые могут быть отнесены к различным тактическим задачам и целям субъектов бюджетного планирования Ставропольского края, и в рамках указанной программы невозможно провести однозначное аналитическое (экспертное) распределение объема бюджетных расходов по указанным задачам и целям:
- наименование программы указывается для каждой тактической задачи, решению которой способствует реализация программы;
- при втором и последующих упоминаниях программы к ее названию добавляется слово "повторно";
- сумма расходов по программе отражается во всех строках, в которых упоминается программа (с выделением в общей сумме "повторного счета");
- при определении общей суммы программных расходов объем расходов по программе учитывается один раз.
При определении объема расходов в плановом периоде текущий уровень финансирования корректируется с учетом основных факторов, влияющих в рамках рассматриваемой программы (задачи, цели) на объем потребности в оказании государственных услуг и исполнении установленных правовыми актами Российской Федерации обязательств. К таким факторам относятся изменения в демографической ситуации, законодательстве, и уже приняты меры по повышению эффективности бюджетных расходов.
На основе выделения указанных факторов приводится анализ сложившейся и планируемой структуры расходов по целям, задачам и программам и тенденций ее изменения в отчетном и плановом периоде.
5. Подготовка раздела 4
"Результативность бюджетных расходов"
В четвертом разделе Доклада производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края в отчетном и плановом периоде на основе формы приложения N 5 к Положению, а также представляются анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.
На основании данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности (непосредственных и конечных), а также затрат в разрезе программ, тактических задач (возможно, мероприятий) производится оценка результативности деятельности субъектов бюджетного планирования.
Оценка производится по следующим направлениям:
1. Степень достижения целей, решения тактических задач субъектов бюджетного планирования.
2. Степень соответствия запланированному уровню затрат.
3. Отклонения показателей деятельности и затрат на очередной плановый год от плановых показателей предыдущих лет и аргументированное обоснование причин такого отклонения, включая:
- обоснование ситуаций, когда показатели по целям выполнены, а по соответствующим им задачам или программам не выполнены, а также ситуаций, когда показатели по целям не выполнены, а по соответствующим им задачам или программам выполнены;
- обоснование ситуаций, когда недостигнутые плановые показатели отчетного периода устанавливаются в качестве плановых показателей планового периода;
- обоснование ситуаций, когда сочетается значительное недовыполнение одних задач и перевыполнение других;
- обоснование ситуаций значительного перевыполнения по большинству плановых показателей.
При проведении оценки рекомендуется провести расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей:
1) Экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, программных мероприятий, с затратами на их достижение (например, затраты на строительство/ремонт 1 км автодороги).
2) Общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности или его изменения) по отношению к непосредственным показателям деятельности.
3) Общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого в результате реализации программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение.
Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.
Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет, а также с доступными данными по другим главным распорядителям бюджетных средств (подведомственным организациям).
По каждому направлению, в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет, должен быть проведен анализ факторов, повлиявший на данное расхождение. При этом рекомендуется выделять две группы факторов:
внутренние факторы (на которые субъекты бюджетного планирования могли влиять);
внешние факторы (на которые субъекты бюджетного планирования не могли влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).
При проведении анализа влияния внешних факторов на достижение плановых показателей отдельно указывается влияние, которое было оказано на достижение плановых показателей другими субъектами бюджетного планирования.
Для каждой группы факторов по возможности оценивается ее влияние на отклонение показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет, либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование бюджетных программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
В данном разделе Доклада также приводятся предложения (планы) субъектов бюджетного планирования по повышению результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 282 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края"
Текст Приказа опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 30 сентября 2007 г. N 28 (238)