Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Губернатора Ставропольского края
от 31 декабря 1999 г. N 798
Основные направления национальной и региональной политики
Ставропольского края
Ставропольский край - географический центр Северного Кавказа - уникальный геополитический регион России.
В течение тысячелетий эта территория была перекрестком стратегических связей Севера и Юга, Востока и Запада, Кавказа и Евроазиатского степного коридора. Край является зоной соприкосновения трех мировых религий - христианства, ислама и буддизма.
В Ставропольском крае проживают представители многих этносов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Отдельные из них как этнические общности складывались здесь на протяжении многих веков и в этом смысле их именуют коренными народами.
Русские как наиболее многочисленная часть населения края в целом определяют этническую ситуацию. Благодаря объединяющей роли русского этноса в крае сложились единство и духовная общность представителей многих этносов, проживающих в России, в первую очередь Северного Кавказа и Закавказья.
На межэтнические отношения в Ставропольском крае серьезное негативное воздействие оказывают безработица, наличие проблем, связанных с прошлым, проявление этнократических устремлений, что не в последнюю очередь зависит от ситуации на всем Северном Кавказе, располагающем избыточными трудовыми ресурсами.
На социально-политическую жизнь края, на сферу этнических отношений значительное негативное влияние оказывают сепаратизм Чеченской Республики, открытые вооруженные столкновения на территориях соседних республик, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по этническому признаку.
На развитие межэтнических отношений в крае и Северо-Кавказском регионе существенное влияние оказывает наследие прошлого, связанное с Кавказской войной XIX века, массовыми депортациями, репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей в XX веке.
Геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили появление в крае ряда кризисных ситуаций и сложных проблем, которые могут приобретать этническую окраску. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов.
На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на проблемы национальных отношений. Дает о себе знать отсутствие эффективных программ по реализации национальной политики и необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны национальных отношений.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межэтнические отношения в крае оказывает ряд взаимосвязанных аспектов общественного развития:
противоречия между стремлением к самоопределению народов и интеграцией российского общества;
объективная потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ;
разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;
возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации.
К наиболее сложным проблемам в Ставропольском крае относятся:
положение ногайского этноса, разделенного границами субъектов Российской Федерации;
сложная социально-экономическая ситуация в полиэтничных, экономически слабо развитых восточных районах;
сложная этнодемографическая ситуация в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод;
большое количество беженцев и вынужденных переселенцев, вызвавшее увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру, и ряд других.
Все эти проблемы существенно осложняют социально-экономическую и криминогенную ситуацию и дестабилизируют межэтнические отношения в крае.
В Ставропольском крае, выполняющем в Северо-Кавказском регионе интегрирующую роль, необходимо обеспечить условия для полноправного социального и культурного развития представителей всех этносов, проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданский и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Механизмы реализации государственной национальной политики и региональной политики на территории Ставропольского края:
разработка и реализация комплексных и целевых программ социально-экономического и культурного развития;
взаимодействие органов власти в крае с общественными объединениями, представляющими интересы народов, населяющих Ставропольский край, и поддержка общественных инициатив, направленных на гармонизацию межэтнических отношений;
использование научного потенциала края (мониторинг, анализ, прогнозирование и управление этническими процессами);
подготовка и повышение квалификации кадров государственных служащих и общественных организаций в области национальной политики.
Основные направления реализации государственной национальной политики и региональной политики на территории Ставропольского края. Главная задача - устранение напряженности в межэтнических отношениях и причин ее возникновения. При ее решении усилия должны быть направлены на обеспечение условий для свободного, равноправного развития этносов и казачества Ставрополья, на утверждение их гражданского достоинства, на развитие этнических культур.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований края, общественные объединения и национально-культурные автономии, казачество края, реализуя государственную национальную политику, учитывают:
обеспечение равных условий для экономического развития, благосостояния этнических групп и развития этнических культур с использованием традиционного трудового опыта и духовных ценностей;
утверждение приоритета прав и свобод человека и гражданина независимо от этнической принадлежности и территории проживания;
достижение и укрепление межэтнического согласия и доверия, выявление противоречий в сфере межэтнического взаимодействия и своевременное принятие мер по их разрешению;
обеспечение широкого участия всех этносов и казачества Ставрополья в процессе социально-культурного возрождения, с их собственной инициативой;
обеспечение участия граждан независимо от этнической принадлежности в процессе проведения реформ в Российской Федерации и Ставропольском крае.
Решение задачи по гармонизации межэтнических отношений основывается на:
приоритете прав и свобод личности;
интеграции национальных идей с общечеловеческими ценностями;
долговременности;
динамическом равновесии;
ненавязывании административных методов в решении этнических вопросов;
неиспользовании конфликтных межэтнических ситуаций в политических целях;
компромиссе и консенсусе в разрешении противоречий;
равноправии и уважении ко всем без исключения этносам, казачеству;
согласовании этнических вопросов с экономическими реформами.
При разработке программ по реализации государственной национальной политики и гармонизации межэтнических отношений предусматривается работа по:
анализу, прогнозированию и управлению межэтническими процессами;
подготовке нормативных правовых актов по проблемам гармонизации межэтнических отношений;
объединению усилий органов власти всех уровней, политических, общественных и религиозных организаций для достижения межэтнического согласия;
обеспечению организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов этносов;
проведению мероприятий по исследованию, сохранению и развитию их историко-культурной самобытности;
формированию системы мер раннего предупреждения межэтнических конфликтов;
учету традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности этносов, населяющих край;
содействию развития хозяйственной деятельности национально-культурных автономий;
формированию и реализации специальных программ по подъему "депрессивных" районов края, в первую очередь полиэтничных восточных районов;
формированию и развитию межэтнического информационного пространства и этнологическому просвещению населения;
развитию информационных систем для распространения идей духовного единства, межэтнического согласия и российского патриотизма, знаний об истории и культуре этносов;
формированию культуры межэтнического общения средствами образования;
развитию поликультурного образования;
обеспечению оптимальных условий для сохранения и развития языков народов края;
учету взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержке усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;
развитию межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильности в сфере межэтнических отношений;
открытию представительств Правительства Ставропольского края в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе;
обустройству и этносоциальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев;
противодействию национальному и религиозному экстремизму;
информационному взаимодействию по этническим проблемам.
Национальный вопрос в Ставропольском крае не может занимать второстепенное место, не допустима недооценка значимости края для судьбы Северного Кавказа и России в целом.
Основные направления предназначены стать ориентиром для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований края по реализации государственной национальной политики и гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.