Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 54, Министерства образования Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 514-пр, Министерства здравоохранения Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 01-05/76, Управления государственной службы занятости населения Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 37 "О концепции интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае"

2. Органам исполнительной власти Ставропольского края руководствоваться Концепцией при разработке мероприятий и программ в сфере образования инвалидов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края учитывать положения Концепции при разработке мероприятий и программ в сфере образования инвалидов.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Н.И. Пальцева, министра образования Ставропольского края А.Ф. Золотухину, министра здравоохранения Ставропольского края Ю.Н. Комарова, начальника управления государственной службы занятости населения Ставропольского края Е.М. Лысенко.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

Заместитель председателя Правительства

Ставропольского края - министр труда

и социальной защиты населения Ставропольского края

Н.И.Пальцев

 

Министр здравоохранения Ставропольского края

Ю.Н.Комаров

 

Министр образования Ставропольского края

А.Ф.Золотухина

 

Начальник управления государственной службы

занятости населения Ставропольского края

Е.М.Лысенко

 

 

Утверждена

приказом министерства труда

и социальной защиты населения

Ставропольского края

от 24 марта 2008 г. N 54

приказом министерства образования

Ставропольского края

от 24 марта 2008 г. N 514-пр

приказом министерства здравоохранения

Ставропольского края

от 24 марта 2008 г. N 01-05/76

приказом управления государственной службы

занятости населения Ставропольского края

от 24 марта 2008 г. N 37

 

Концепция
интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае

 

I. Общие положения

 

Концепция интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющих полномочия в сферах образования, социальной защиты, здравоохранения, занятости населения.

ГАРАНТ:

О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов см. приказ Минобразования РФ от 24 мая 2004 г. N 2356

См. также:

Закон Ставропольского края от 27 февраля 2008 г. N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур"

Постановление Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. N 563-п "Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Социальная поддержка граждан"

Концепция разработана с учетом положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законов Ставропольского края, нормативных правовых актов Ставропольского края.

Концепция является основой для:

формирования и проведения единой государственной политики в отношении инвалидов в Ставропольском крае;

совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы в области образования инвалидов;

обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения инвалидами полноценного образования;

разработки и реализации краевых целевых программ по вопросам образования, реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Составными элементами Концепции являются:

реальное знание положения инвалидов в системах образования и социальной защиты населения Ставропольского края;

система мер, направленных на создание в Ставропольском крае модели интегрированного образования инвалидов и профилактику инвалидности;

взаимодействие в целях достижения основной цели - интеграции инвалидов в общество - органов государственной власти Ставропольского края с органами местного самоуправления Ставропольского края, учреждениями и организациями, выполняющими образовательные и воспитательные функции. Средствами достижения данной цели являются повышение эффективности и увеличение масштабов образовательной деятельности для инвалидов на основе последовательного совершенствования структуры образовательных учреждений в Ставропольском крае, использования прогрессивных форм и методов обучения, активное внедрение отечественного и зарубежного опыта.

Основными принципами интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае являются:

интеграция через раннюю коррекцию ребенка-инвалида;

наличие коррекционного блока в образовательном учреждении;

дифференцированные показания к интегрированному образованию.

Приоритетные направления и организационные мероприятия:

каждый инвалид имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми;

реализация идеи интеграции не должна исключать оказания инвалиду коррекционной помощи, проведения мероприятий по абилитации и реабилитации;

наиболее важным условием осуществления интеграции являются раннее выявление (в период новорожденности) и ранняя (с первых дней жизни) комплексная медико-психолого-педагогическая коррекционная помощь;

сеть образовательных учреждений, предназначенных для общей и профессиональной подготовки детей-инвалидов и молодых инвалидов, должна обеспечивать:

такой уровень подготовки, который делает их конкурентоспособными на рынке труда или дает возможность продолжить обучение в других учреждениях без дополнительной специальной подготовки;

возможность получения общего и профессионального образования людям с любой патологией в объемах, максимально доступных для того или иного психофизиологического состояния;

их доступность для посещения и пребывания детей с различным состоянием здоровья в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Закон Ставропольского края от 27 февраля 2008 г. N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур"

создание необходимого временного режима деятельности и наличие вспомогательных служб;

подготовку персонала учреждения к обслуживанию детей и молодых людей с различной патологией, адаптацию обучающих программ к усвоению их содержания людьми с различными способами восприятия информации;

родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической абилитации и реабилитации;

сеть образовательных учреждений может включать учреждения различных форм собственности, необходимые для обеспечения полноценного образования инвалидов (центры дополнительного образования, центры социального образования и другие);

финансирование затрат по приспособлению образовательных учреждений к обучению в них детей-инвалидов и молодых инвалидов должно осуществляться за счет государственных средств, частных инвестиций и спонсорских отчислений, предусмотренных на образование, здравоохранение и социальную защиту граждан.

 

II. Действующая система образования инвалидов
в Ставропольском крае

 

По данным государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю по состоянию на 1 июля 2007 года в Ставропольском крае получают социальное пособие 8739 детей-инвалидов, из них 8179 детей (94 процента) проживают в семьях, 560 детей (6 процентов) - в государственных стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Ставропольского края.

В Ставропольском крае система специального образования, предназначенная для обучения детей-инвалидов, включает 16 государственных детских садов компенсирующего вида, 461 компенсирующую группу, 31 специальное (коррекционное) образовательное учреждение (школы), в том числе 3 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 395 коррекционных классов и индивидуальное (семейное) надомное обучение. Кроме этого, в системах социальной защиты населения и здравоохранения действуют государственное образовательно-оздоровительное реабилитационное учреждение "Ессентукское профессиональное училище - центр реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов" и "Кисловодский медицинский колледж".

Система специального образования Ставропольского края развивается в двух направлениях: детские сады компенсирующего вида и специальные группы в массовых детских садах, система специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов для детей с различными отклонениями в развитии и специальные (коррекционные) классы при общеобразовательных школах для детей с задержкой психического развития и для детей с умственной отсталостью. В специальных (коррекционных) школах-интернатах создана эффективная система реабилитации, воспитания и обучения детей-инвалидов. Наряду с этим активно развивается процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательное пространство. Интеграция детей с отклонениями в развитии в общеобразовательную среду признается наиболее прогрессивной и гуманной, так как предупреждает социальное сиротство, способствует адаптации и социализации их в современном обществе.

В связи с развитием процесса интеграции специальные образовательные учреждения начинают выполнять новые функции - оказание специализированной консультативной помощи семьям и детям, интегрированным в общеобразовательные учреждения Ставропольского края, а также специалистам этих учреждений.

В Ставропольском крае создана и совершенствуется система непрерывного образования детей с отклонениями в развитии. Выпускники школ-интернатов достигают высокого уровня социальной адаптации, овладевают профессиями, востребованными на рынке труда, продолжают обучение в высших учебных заведениях.

Для развития процесса интеграции в Ставропольском крае готовятся специальные педагогические кадры на базе Ставропольского государственного педагогического института, проводится повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с отклонениями в развитии.

 

III. Структура образования людей с ограниченными возможностями

 

(В данном разделе используются следующие сокращения: учреждения здравоохранения - УЗ, дошкольное образование - ДО, учреждения дополнительного образования - УДО, служба медико-социальной экспертизы - МСЭ, Фонд социального страхования - ФСС, учреждения профессионального образования - УПО, высшее учебное заведение - вуз)

 

N
п/п
Этап Цели Необходимые
условия
Дополнитель-
ные условия
Учреждения-
исполнители
1. Дошкольное
образование
полноценное
развитие ребенка
и подготовка его
к обучению в
школе
своевременная
медико-
психологическая
диагностика;
воспитание в ДОУ
компенсирующего
вида и специальных
(коррекционных)
группах;
интеграция ребенка
в образовательный
процесс ДОУ;
наличие
специалистов,
подготовленных к
работе с
детьми-инвалидами
в условиях
интегрированного
обучения
психолого-пе-
дагогическая
поддержка
воспитания
ребенка в
семье
УЗ, учреждения
ДО
2. Общее
образование
формирование
мотивации на
профессиональное
образование
получение
заключения о
противопоказаниях
в трудовой
деятельности и о
показанных
условиях труда
поддержка
семьи или
ближайшего
окружения
МСЭ, школы,
УДО,
общественные
организации
    формирование
общеобразовате-
льных знаний в
соответствии с
требованиями
УПО;
развитие
профессиональной
подготовки в
соответствии с
личностным
потенциалом
наличие
способности к
обучению (I-II
степени
ограничения);
освоение минимума
знаний по
общеобразователь-
ным программам;
наличие
регионального
банка профессий с
профессиограммами
обеспечение
специальными
средствами
обучения;
профессиона-
льное
консультиро-
вание
школы, УДО,
органы
социальной
защиты
населения,
ФСС, центры,
занимающиеся
профессиональ-
ным
консультирова-
нием
  Начальное и
среднее
профессиона-
льное
образование
получение
профессии как
условия, дающего
гарантию в
независимой
жизни
доступность
образовательных
учреждений
начального и
среднего
профессионального
образования,
максимально
приближенных к
месту проживания
инвалида; наличие
специализированных
образовательных
программ,
специалистов для
осуществления
допрофессиональной
и профессиональной
подготовки, банка
данных о возможных
профессиях и их
востребованности
на рынке труда
обеспечение
учебного
процесса
специальными
техническими
средствами;
наличие
рабочих мест,
которые могут
быть заняты
инвалидами по
окончании УПО
образователь-
ные учреждения
начального
профессиональ-
ного
образования,
центры
профессиональ-
ной
реабилитации
инвалидов
  Высшее
профессиона-
льное
образование
формирование
траектории
профессиональной
карьеры;
получение
первичной
профессии или
повышение
квалификации по
уже освоенной
профессии
наличие у
инвалидов
мотивации на
социальную
мобильность;
безбарьерная среда
и доступность
процесса обучения
в УПО
поддержка
социологов и
консультантов
в построении
жизненных и
карьерных
планов;
наличие
медицинского
и социально-
консультаци-
онного сопро-
вождения;
порядок
компенсации
расходов на
обучение для
вуза
центры
социального
образования,
вузы,
учреждения
социальной
защиты
населения,
службы
занятости
  Последиплом-
ное
образование
повышение
квалификации;
переподготовка
при смене
профессии;
освоение
дополнительной
профессии
наличие банка
данных о вакансиях
и образовательно-
профессиональных
программ повышения
квалификации или
переподготовки,
адаптированных к
инвалидам
наличие
моделей
прогнозов
общественного
развития и
развития
трудовой
сферы
УПО, вузы,
осуществляющие
повышение
квалификации и
профессиональ-
ную перепод-
готовку,
службы
занятости
населения

 

IV. Проблемы и перспективы развития интегрированного образования для
инвалидов в Ставропольском крае

 

1. Дошкольное образование

 

Потребности населения Ставропольского края в учреждениях компенсирующего вида для коррекции физического и умственного развития дошкольников сегодня удовлетворяются на 75 процентов. Постоянно увеличивается число обращений граждан в связи с отказами определить детей, страдающих глубокой умственной отсталостью, в дошкольные образовательные учреждения. Требует глубокой проработки проблема раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей и возможности создания единой межведомственной системы профилактики инвалидности. Острой проблемой системы специального (коррекционного) образования является нехватка тифло- и сурдопедагогов.

Межведомственный подход в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения и образования в ранней комплексной помощи детям с проблемами здоровья позволит не только компенсировать отклонения в физическом и психическом развитии малышей группы риска, но и сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в коррекционном образовании в условиях специализированных учреждений.

 

2. Общее среднее образование

 

По оценкам специалистов, не получают полного общего среднего образования 70 процентов детей-инвалидов, что приводит к ухудшению их положения, формированию зависимости от родителей и опекунов. Но даже те дети-инвалиды, которые смогли завершить общеобразовательный этап в специальной (коррекционной) школе, оказываются неготовыми к дальнейшему профессиональному образованию как в силу недостаточности знаний, так и в силу их слабой социализированности, которую не обеспечивают специальные (коррекционные) школы.

В настоящее время предпринимаются отдельные попытки создать условия для интегрированного обучения детей с инвалидностью в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ставрополя, в первую очередь, безбарьерную среду для обеспечения доступности школ детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с иной патологией основным препятствием в обучении является организация учебного процесса и внутришкольной материальной и психологической среды.

В общеобразовательных школах слабо осуществляется трудовая подготовка и профориентационная работа с детьми-инвалидами.

 

3. Профессиональное образование

 

3.1. Начальное профессиональное образование

 

Потребности детей-инвалидов и молодых инвалидов в начальном профессиональном образовании удовлетворяются только частично. Необходимо иметь в виду, что для инвалидов предлагается узкий перечень профессий, далеко не самые перспективные профессии, спрос на которые в пределах Ставропольского края невелик. Но и в профессиях, котирующихся на рынке труда, молодые инвалиды слабо конкурентоспособны. Поэтому для данной группы людей требуется повышенная гарантия трудоустройства, иначе профессиональные навыки быстро теряются.

Расширение сети учреждений начального профессионального образования в Ставропольском крае позволило бы приблизить образовательные услуги к инвалидам по их месту жительства.

 

3.2. Высшее профессиональное образование

 

Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что основными барьерами в получении высшего образования являются:

недостаточная информированность инвалидов по оказанию услуг в сфере получения высшего образования;

неадекватная оценка инвалидов своих возможностей и способностей;

слабая мотивация инвалидов к поступлению в высшие учебные заведения;

замалчивание абитуриентами своей инвалидности;

недостаточная подготовка преподавателей высших учебных заведений для работы со студентами-инвалидами;

неприспособленность зданий высших учебных заведений для обучения инвалидов;

недостаточное финансирование высших учебных заведений для реконструкции зданий согласно принципам универсального дизайна;

недостаточная адаптация учебного процесса к особым нуждам студентов-инвалидов (определенные ограничения в передвижении, восприятии информации и др.);

завышение или занижение оценок знаний студентов-инвалидов;

недостаточное развитие форм дистанционного обучения.

Таким образом, преодоление барьеров в сфере образования инвалидов возможно только при наличии двух основных условий:

изменение отношения и мотивации к образованию со стороны самих инвалидов,

адаптация образовательных учреждений всех видов и типов к особенностям и потребностям инвалидов.

Решение проблемы интегрированного образования инвалидов предполагает социальное партнерство государственных и муниципальных органов власти, образовательных учреждений, общественных организаций, деловых кругов, семей и самих инвалидов.

 

V. Пути и способы реализации Концепции

 

Интеграцию инвалидов в региональное образовательное пространство необходимо осуществлять с учетом как образовательных потребностей, так и путем адаптации образовательных учреждений к их особенностям.

Ежегодный межведомственный мониторинг необходим для постоянного отслеживания потребностей в образовании инвалидов, а также для оценки качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.

В сферах общего и профессионального образования инвалидов необходимы:

программы довузовской подготовки абитуриентов с инвалидностью (в том числе и по адаптации инвалидов к студенческой среде);

система реабилитационных, социально-психологических услуг, сопровождающих студента-инвалида на всем пути обучения;

курсы переподготовки и повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава профессиональных образовательных учреждений по овладению специальными технологиями обучения студентов-инвалидов;

работа с семьями абитуриентов-инвалидов и студентов-инвалидов по организации учебного процесса, позволяющего добиться наибольшей результативности;

привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения инвалида, с целью разработки и реализации образовательных проектов;

программы обеспечения доступности физической среды образовательных учреждений;

подготовка проектов необходимых изменений в законодательной базе сферы образования;

привлечение спонсоров для поддержки образовательных программ и создания условий для обучения инвалидов.

 

VI. Заключение

 

Настоящая Концепция призвана придать системный характер работе органов исполнительной власти Ставропольского края, курирующих вопросы интегрированного образования инвалидов, способствовать планомерному развитию данного вида услуг в соответствии с намеченными приоритетами.

Развитие региональной системы интегрированного образования инвалидов позволит:

обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования инвалидами;

обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования инвалидами;

сформировать в системах здравоохранения, социальной защиты населения и образования нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы процесса интеграции инвалидов;

разработать систему показателей для интеграции инвалидов.

Концепция является открытой и может быть уточнена в случае изменения законодательства в сфере образования инвалидов.

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 54, Министерства образования Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 514-пр, Министерства здравоохранения Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 01-05/76, Управления государственной службы занятости населения Ставропольского края от 24 марта 2008 г. N 37 "О концепции интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае"

 

Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания

 

Текст Приказа опубликован в газете "Ставропольская Правда" от 12 апреля 2008 г. N 77-78 ( 24401-24402 )