Кассационное определение СК по гражданским делам
Ставропольского краевого суда от 1 июля 2008 г. N 33-529/2008
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Н.И. Чернышовой, судей Э.А. Шеховцовой и Е.А. Строчкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании 1 июля 2008 года дело по кассационной жалобе О.Н. Кирьянова, А.А. Кропачевой, Н.Н. Валько на решение Железноводского городского суда от 23 января 2008 года, заслушав доклад судьи Е.А. Строчкиной, установила:
прокурор г. Железноводска обратился в Железноводский городской суд с заявлением о признании несоответствующими действующему законодательству положений п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска и о возложении обязанности внесений изменений в п. 7 ст. 26 и дополнений в п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска, указав, что 3 августа 2007 года прокурором города в Совет города-курорта Железноводска принесен протест на положение п. 10 Регламента Совета города-курорта Железноводска, утвержденного решением Советом города-курорта Железноводска от 28.04.2006 г. N 10. Основанием для принесения протеста явилось противоречие п. 10 Регламента требованиям пункта 1.1. ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации". В частности, п. 10 Регламента содержит положение о том, что заседание Совета города правомочно, если на них присутствует не менее 2/3 от числа действующих депутатов Совета города. Однако, п. 1.1. ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" определено, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. В соответствии с информацией Совета города-курорта Железноводска, протест прокурора не удовлетворен в связи с невнесением изменений в Устав города-курорта. 23.11.2007 г. прокурором города в Совет города-курорта Железноводска внесено представление об устранении нарушений положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". Основанием внесения представления явилось бездействие Совета города-курорта Железноводска, выразившиеся в невнесении в Устав города-курорта изменений и дополнений, внесенных в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" Федеральными законами от 02.03.2007 г. N 24 - ФЗ, от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ, от 15.06.2007 г. N 100-ФЗ, от 18.06.2007 г. N 101-ФЗ, от 21.07.2007 г. N 187-ФЗ, от 18.10.2007 г. N 230-Ф3, от 04.11.2007 г. N 253- ФЗ, от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ. 7.12.2007 г. на очередном, 24-ом заседании Совета города-курорта Железноводска принято решение о проекте решения Совета города-курорта о внесении изменений и дополнений в Устав города-курорта Железноводска. Изучение решения Совета города-курорта от 07.12.2007 г. показало, что депутатами Совета города-курорта в нарушение ст. 15 Конституции РФ, ч. 4 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ст. 7 и п. 1 ч. 1 ст. 28 Устава города-курорта Железноводска принято решение о невнесении изменений и дополнений в Устав города-курорта Железноводска, внесенных в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", федеральными законами от 15.06.2007 г. N 100-ФЗ и от 18.06.2007 г. N 101-ФЗ. Таким образом, положения п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска в действующей редакции (опубликован в официальном издании - в газете "Курортный край" N 26 (290) от 29.06.2005 г., N 22 (389) от 30.05.2007 г.), предусматривающего, что "заседания Совета города правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 от числа избранных депутатов Совета города" не соответствует# положениям п. 1.1 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", в соответствии с которым может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Кроме того, п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска в действующей редакции ("Вопросы местного значения городского округа") не соответствует п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" ("Вопросы местного значения городского округа"), поскольку не содержит положений о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города. В соответствии со ст. 7 Устава города-курорта Железноводска правовую основу местного самоуправления в городе Железноводске составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав (Основной закон) Ставропольского края, Закон Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", иные законы Ставропольского края и нормативные правовые акты Ставропольского края.
Просит признать несоответствующими действующему законодательству положения п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска, предусматривающего что "заседания Совета города-курорта правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 действующих от числа депутатов Совета города" с 29.06.2007 г., то есть с момента вступления в силу Федерального закона N 100-ФЗ от 15.06.2007 г. "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации". Обязать Совет города-курорта Железноводска привести Устав города-курорта в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" и внести в Устав изменения, изложив п. 7 ст. 26 в следующей редакции: "Заседание Совета города не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов Совета города. Заседания Совета города проводятся не реже одного раза в три месяца". Признать несоответствующим действующему законодательству п. 26 ст. 8 в части отсутствия в нем указаний о полномочиях органа местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города с 22.07.2007 г., то есть с момента вступления в силу Федерального закона N 101-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований".
Решением Железноводского городского суда от 23 января 2008 года требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе депутаты Совета Города-курорта Железноводска О.Н. Кирьянов, А.А. Кропачева, Н.Н. Валько просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Совета города-курорта Железноводска М.П. Шаталову (доверенность от 23.06.2008 г. N 309), просившую решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, а также прокурора Е.В. Левушкину, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон.
Федеральным законом от 15 июня 2007 года N 100-Ф3 "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункт 26 части 1 статьи 16 после слов "документации по планировке территории" дополнен словами "выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа".
В соответствии с п. 1.1 ст. 35 Закона (введена Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ) Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Из материалов дела видно, что согласно п. 26 ст. 8 Устава города-курорта Железноводска (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) к вопросам местного значения отнесено утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляемой на территории города, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города. Пункт 7 ст. 26 предусматривает, что "Заседание Совета города правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава Совета города". Согласно решению Совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от 07.12.2007 года N 295, принятому на очередном, 24-ом заседании Совета города-курорта Железноводска, в Устав города-курорта не внесены изменения и дополнения, в связи с изменениями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенными федеральными законами от 15.06.2007 г. N 100-ФЗ и от 18.06.2007 г. N 101-ФЗ.
Статья 7 Федерального закона N 131-Ф3 устанавливает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, установив противоречие Устава города-курорта Железноводска федеральному законодательству, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора. Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Железноводского городского суда от 23 января 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
О.Г. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 июля 2008 г. N 33-529/2008 Решение Железноводского городского суда от 23 января 2008 года о признании несоответствующими действующему законодательству положений п. 7 ст. 26 Устава города-курорта Железноводска оставлено без изменения, кассационная жалоба об отмене решения суда как незаконного и необоснованного - без удовлетворения
Текст определения официально опубликован в газете "Курортный край" от 3 сентября 2008 г. N 36 (455)