Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 июля 2008 г. N 194-рп
"Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики
Ставропольского края на 2009 год"
12 сентября 2008 г.
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2009 год.
2. Министерству финансов Ставропольского края формирование бюджета Ставропольского края и построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2009 год осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2009 год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой бюджетной политики Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2009 год учитывать установленные приоритетные направления использования средств бюджета Ставропольского края.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Шаповалова В.Г.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Гаевский |
Утверждены
Правительства Ставропольского края
от 16 июля 2008 г. N 194-рп
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края
на 2009 год
I. Основные положения
Бюджетная политика Российской Федерации на среднесрочную перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2009 год сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 годах, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", Основных направлений социального и финансово-экономического развития Ставропольского края по 2010 год, одобренных распоряжением Правительства Ставропольского края от 22 июня 2005 г. N 340-рп.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2008 г. N 282-рп в раздел II настоящих направлений внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного распоряжения
II. Основные направления налоговой политики Ставропольского края на 2009 год
Приоритетным направлением при формировании налоговой политики Ставропольского края в 2009 году (далее - налоговая политика) является реализация мер, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики, увеличение налогового потенциала Ставропольского края, повышение собираемости налогов и сборов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов.
Задача создания благоприятного инвестиционного и делового климата Ставропольского края, как и в предыдущие годы, остается одной из важнейших. Поэтому в 2009 году особое внимание будет уделено мерам по обеспечению устойчивых темпов экономического роста производства товаров и услуг субъектами экономики, повышению качества экономического роста, усилению конкурентных позиций края, созданию новых производств.
Основными направлениями, по которым предполагается развивать налоговую политику, являются:
усиление инвестиционной и инновационной направленности экономического развития Ставропольского края;
создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы;
усиление контроля за легализацией "теневой" заработной платы;
отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономику Ставропольского края налоговых льгот;
совершенствование управления государственной собственностью Ставропольского края;
обеспечение заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в максимальной мобилизации доходов;
координация действий органов исполнительной власти Ставропольского края с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов, улучшение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налогов на территории Ставропольского края.
При принятии решений в сфере налоговой политики, в том числе и при реализации мероприятий по повышению собираемости налогов, следует учитывать их долгосрочные последствия для экономики Ставропольского края, учреждений социальной сферы Ставропольского края и доходной базы бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет).
Прогнозный объем доходов консолидированного бюджета Ставропольского края на 2009 год составит 58741,46 млн. рублей. При этом, прирост собственных доходов составит 35,2 процента к уровню 2008 года, а нецелевые источники финансовой помощи из федерального бюджета прогнозируются с сокращением на 2,8 процента к уровню 2008 года или на 288,9 млн. рублей.
III. Основные направления бюджетной политики Ставропольского края на 2009 год
Основными направлениями бюджетной политики Ставропольского края на 2009 год являются:
1. Дальнейшее повышение эффективности расходования бюджетных средств
Повышение эффективности бюджетных услуг в действующих условиях должно быть достигнуто за счет перехода к финансовому обеспечению государственных и муниципальных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования.
Для решения задач по реализации организационных и финансовых основ системы государственного задания на оказание государственных услуг в 2009 году планируется:
разработать порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг;
разработать порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг бюджетными учреждениями и иными некоммерческими организациями;
разработать методику оценки выполнения бюджетными учреждениями и иными некоммерческими организациями государственного задания на оказание государственных услуг;
обеспечить формирование государственного задания на оказание государственных услуг органами исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с целями и задачами краевых и ведомственных целевых программ;
использовать государственное задание на оказание государственных услуг при составлении проекта краевого бюджета на 2010 год.
2. Расширение практики применения методов бюджетирования, ориентированных
на результат
Потребности в среднесрочном финансовом планировании тесно связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налоговой и бюджетной политики на более продолжительный период времени. Удлинение горизонта бюджетного планирования и внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат, позволяют прогнозировать достижение поставленных целей по времени, а также потребность в ресурсах для достижения заданного результата.
Для дальнейшего внедрения методов бюджетирования, ориентированных на результат, при формировании краевого бюджета на 2009 год предусматривается проведение следующих мероприятий:
разработка всеми субъектами бюджетного планирования Ставропольского края докладов о результатах и основных направлениях деятельности;
См. Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края, утвержденные приказом министерства финансов Ставропольского края от 27 июля 2006 г. N 282
проведение экспертизы докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края;
См. Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 31 марта 2008 г. N 107 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края"
См. также Положение о проведении экспертизы докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края, утвержденное приказом министерства финансов Ставропольского края от 31 марта 2008 г. N 107
анализ существующих краевых целевых и ведомственных целевых программ с точки зрения достижения в ходе их реализации целей, соответствующих стратегическим направлениям развития Ставропольского края;
проведение оценки и мониторинга достижения результатов деятельности субъектов бюджетного планирования Ставропольского края на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности;
внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат в муниципальных образованиях Ставропольского края;
использование механизма стимулирования субъектов бюджетного планирования Ставропольского края за внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат.
Применение методов бюджетирования, ориентированных на результат, не может обеспечить достижение максимально эффективного использования бюджетных средств без повышения качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. В 2009 году представляется целесообразным создание системы и проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого субъектами бюджетного планирования Ставропольского края.
3. Обеспечение исполнения расходных обязательств
Учитывая необходимость предоставления населению Ставропольского края конституционных социальных гарантий, а также тот факт, что объем расходов краевого бюджета ограничен его доходными возможностями, бюджетная политика Ставропольского края в 2009 году в области расходов будет направлена прежде всего на исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением и предоставление бюджетных услуг.
При формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год сохранится разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся ресурсов для их выполнения. В связи с этим возникает необходимость проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации.
Решения об увеличении объема действующих расходных обязательств или установлении новых расходных обязательств должны приниматься в пределах имеющихся финансовых ресурсов, с обязательной оценкой последствий принятых решений для дальнейшего развития экономики Ставропольского края.
Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств в создавшихся условиях являются сферы социальной защиты населения, образования, здравоохранения.
Расходы на предоставление мер социальной поддержки населения должны быть учтены в расходах краевого бюджета в объеме, обеспечивающем реализацию принятых законов Ставропольского края в этой сфере. Должны быть учтены как новые категории льготников, так и замена предоставления льгот в натуральном выражении ежемесячной денежной выплатой. Кроме того, размер денежных выплат должен быть проиндексирован в соответствии с законодательством Ставропольского края.
Эффективным инструментом обеспечения выполнения государственных обязательств по повышению качества оказываемых социальных услуг является введение отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере. Расходы консолидированного бюджета Ставропольского края на оплату труда работников бюджетной сферы должны учитывать средства на введение новых систем оплаты труда, в том числе и средства для обеспечения соответствующего уровня дифференциации в оплате труда при вступлении в силу решения об увеличении минимального размера оплаты труда до 4300 рублей с 01 января 2009 года.
Более высокий уровень инфляции в 2008 году по сравнению с его плановым значением, учтенным при формировании консолидированного бюджета Ставропольского края, приводит к снижению материальной наполняемости расходов на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг в бюджетной сфере. Для нивелирования последствий высокого инфляционного роста цен при формировании консолидированного бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год необходимо предусмотреть выделение дополнительных ассигнований на указанные цели.
При разработке среднесрочного финансового плана на период до 2010 года Правительство Ставропольского края приняло на себя обязательства по софинансированию расходов муниципальных образований Ставропольского края на проведение капитального ремонта учреждений бюджетной сферы. С целью обеспечения преемственности бюджетной политики в среднесрочном периоде, при формировании краевого бюджета необходимо запланировать расходы в размере 40 процентов от объема заявленной в 2008 году потребности на указанные цели.
Учитывая разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся ресурсов для их выполнения, особенно актуальным становится вопрос о привлечении средств федерального бюджета на реализацию расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В связи с чем, при просчете расходов краевого бюджета на очередной финансовый год необходимо учесть средства для исполнения условий софинансирования с федеральным бюджетом при привлечении средств по отдельным направлениям.
На протяжении ряда лет не находил решения вопрос об увеличении расходов на реализацию государственной программы обязательного медицинского страхования населения. В целях поэтапного решения этой проблемы при планировании расходов краевого бюджета на очередной финансовый год необходимо предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 500 млн. рублей.
Сердечно-сосудистые заболевания - одна из причин инвалидности и преждевременной смерти жителей Ставропольского края. В целях решения данной проблемы необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на сокращение основных причин роста данного вида заболеваний, с привлечением средств финансовой помощи из федерального бюджета на указанные цели.
С учетом предложенных подходов общий объем расходов консолидированного бюджета Ставропольского края на 2009 год прогнозно составит 61950,39 млн. рублей или 119,1 процента к объему расходов в 2008 году.
В структуре расходов консолидированного бюджета Ставропольского края на 2009 год преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, защиты населения. Доля указанных расходов составит около 12,3 процента.
Доля расходов краевого бюджета в консолидированном бюджете Ставропольского края на 2009 год составит как и в предыдущие годы около 50 процентов, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников за соответствующими уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Поступление доходов в краевой бюджет в течение года носит неравномерный характер, в результате чего может возникнуть несбалансированность между доходами и расходами краевого бюджета. В связи с этим предлагается определить виды расходов краевого бюджета, исполнение обязательств по которым не может быть отсрочено (по кодам расходов классификации операции сектора государственного управления). Кроме того, с целью сохранения социальной стабильности в Ставропольском крае, в условиях вынужденного сокращения расходов краевого бюджета, должны быть определены виды расходов, не подлежащие сокращению (по кодам расходов классификации операции сектора государственного управления). Такими видами расходов (по кодам расходов классификации операции сектора государственного управления) являются:
оплата труда и начисления на фонд оплаты труда, включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
социальные выплаты населению (предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, определенных законодательством Ставропольского края, выплата стипендий, пособий и другие);
оплата коммунальных услуг, потребляемых учреждениями бюджетной сферы;
исполнение долговых обязательств;
предоставление межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.
IV. Совершенствование межбюджетных отношений
За время переходного периода формирования новой системы местного самоуправления на территории Ставропольского края в полном объеме реализованы положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между краевым бюджетом и местными бюджетами.
Переход к среднесрочному бюджетному планированию на краевом уровне обусловил распределение между муниципальными образованиями Ставропольского края дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на три года, что создает благоприятные условия для повышения качества планирования.
Возможность прогнозирования объема финансовой помощи из краевого бюджета служит дополнительной предпосылкой к введению среднесрочного бюджетного планирования на местном уровне.
Политика в сфере межбюджетных отношений и в дальнейшем должна быть основана на стабильности разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов предоставления межбюджетных трансфертов.
В 2009 финансовом году будет продолжена работа как по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений, так и повышению эффективности управления муниципальными финансами.
Учитывая это, при выборе инструментов межбюджетного регулирования нужно руководствоваться необходимостью сокращения встречных финансовых потоков между различными уровнями бюджетной системы в Ставропольском крае, максимально сократить зависимость местных бюджетов от финансовой помощи краевого бюджета. Для достижения указанных целей предлагается:
обеспечить стабильность закрепления налоговых и неналоговых доходов за местными бюджетами;
инициировать внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации о продлении практики замены дотации на дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налогов, зачисляемых в краевой бюджет.
С целью стимулирования работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по укреплению налогового потенциала территорий и для обеспечения эффективного использования бюджетных средств на муниципальном уровне будет проведена работа по следующим направлениям:
заключение с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края соглашений о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов и увеличению налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и бюджетного законодательства Ставропольского края;
осуществление проверок исполнения заключенных ранее с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края соглашений о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов и увеличению налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты;
стимулирование реформы муниципальных финансов путем проведения конкурсов программ реформирования муниципальных финансов среди муниципальных образований Ставропольского края;
См. Постановление Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 59-п "О проведении конкурса по отбору городских округов и муниципальных районов Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009-2010 годах"
стимулирование муниципальных образований Ставропольского края путем выделения из краевого бюджета грантов городским округам и муниципальным районам Ставропольского края в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ставропольского края;
См. также Правила выделения грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 августа 2008 г. N 608
предоставление финансовой помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края из краевого Фонда софинансирования расходов должно осуществляться на определенных условиях, направленных на выполнение основных целей и задач бюджетной политики Ставропольского края. При этом со стороны главных распорядителей указанных средств краевого бюджета необходимо усилить контроль за соблюдением выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края принятых условий;
О предоставлении и расходовании субсидий, выделяемых из краевого Фонда софинансирования расходов местным бюджетам в 2008 году см. справку
оказание всесторонней методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на всех стадиях бюджетного процесса.
Учитывая, что органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края делегировано значительное число отдельных государственных полномочий Ставропольского края, ужесточены требования бюджетного законодательства Российской Федерации при передаче полномочий органам местного самоуправления, необходимо проанализировать практику исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края делегированных им полномочий и в случае необходимости внести соответствующие изменения в законодательство Ставропольского края.
Для повышения уровня бюджетной дисциплины органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в части соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Ставропольского края предусматривается:
установить нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края;
ужесточить контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Ставропольского края.
В целях проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в соответствии с требованиями проведения мониторинга, сформулированными на федеральном уровне, предусматривается подготовка сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправлении муниципальных образований Ставропольского края.
V. Основные направления долговой политики Ставропольского края
Прогнозное превышение объема расходов консолидированного бюджета Ставропольского края на 2009 год над его доходами составит 3208,93 млн. рублей, что соответствует максимально допустимому в рамках действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации размеру дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, по состоянию на 01 января 2009 года государственный внутренний долг Ставропольского края составит 4820,52 млн. рублей и будет состоять из задолженности:
по банковским кредитам - в сумме 3273,85 млн. рублей (или 67,9 процента к общей сумме долга);
по государственным облигациям Ставропольского края - в сумме 1500 млн. рублей (или 31,1 процента к общей сумме долга);
по налоговому кредиту на развитие Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - в сумме 46,67 млн. рублей (или 1 процент к общей сумме долга).
В сложившихся условиях политику в области управления государственным долгом необходимо строить на обеспечении оптимальной структуры государственного долга и поддержании его объема на управляемом уровне.
Для покрытия дефицита краевого бюджета необходимо привлекать заемные средства. Учитывая, что дефицит краевого бюджета будет сохранен и в среднесрочном периоде, большое значение приобретает выбор источников для погашения планового дефицита краевого бюджета.
За последние три года средства в краевой бюджет привлекались путем открытия кредитной линии в кредитных организациях.
В 2008 году рост дефицита краевого бюджета образовался в основном за счет прироста расходов на финансирование капитальных вложений, требующих привлечения денежных средств на более длительный период (и менее дорогих в обслуживании), чем краткосрочные кредиты банков. В этом случае более эффективным вариантом заимствований является выпуск государственных облигаций Ставропольского края на 3 - 5 лет. На этом основании было принято решение часть заимствований осуществить в форме выпуска государственных облигаций Ставропольского края.
В случае эффективного размещения в 2008 году облигационного займа возможно использование этого инструмента заимствований и в 2009 году.
Привлечение заемных средств в значительных объемах представляется целесообразным только на реализацию инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности, окупаемости, а не на обеспечение финансирования текущих расходов краевого бюджета.
Важнейшей задачей в ближайшей перспективе является дальнейшее снижение государственного долга Ставропольского края и минимизация размера дефицита краевого бюджета.
Для достижения этой цели будет проведен следующий комплекс мероприятий:
осуществление планового бюджетного финансирования за счет временно свободных денежных средств на лицевых счетах получателей средств краевого бюджета, что позволит сократить срок пользования кредитов, полученных в кредитных организациях и, соответственно, снизить расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края;
проведение мониторинга полноты и эффективности использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета, по результатам которого будет приниматься решение о сокращении невостребованных ассигнований по отдельным направлениям расходов краевого бюджета и направлении высвободившихся средств на снижение государственного долга Ставропольского края.
См. Методические рекомендации по планированию бюджетных ассигнований на 2008-2010 годы главных распорядителей средств краевого бюджета, утвержденные Приказом Министерства финансов Ставропольского края от 22 августа 2007 г. N 510-бр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 июля 2008 г. N 194-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2009 год"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения официально опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов СК" от 15 октября 2008 г. N 29 (273)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 12 сентября 2008 г. N 282-рп
Изменения вступают в силу со дня подписания названного распоряжения