Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края
от 16 июля 2008 г. N 01-05/253
"О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Приоритетные
направления развития здравоохранения в Ставропольском крае
на 2007-2009 годы", утвержденную приказом министерства здравоохранения
Ставропольского края от 27 октября 2006 года N 01-05/397"
1 августа, 17 ноября 2008 г.
В Закон Ставропольского края от 20 декабря 2007 года N 79-кз "О бюджете Ставропольского края на 2008 год" внесены изменения Законом Ставропольского края от 28 февраля 2008 года N 9-кз и Законом Ставропольского края от 9 июня 2008 года N 33-кз (далее - Законы). Законами уточнены бюджетные ассигнования для реализации ведомственной целевой программы "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы" (далее - Программа) в 2008 году на сумму остатков неиспользованных бюджетных средств за 2007 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона "от 20 декабря 2007 года" следует читать как "от 26 декабря 2007 года"
По подразделу 4 "Вакцинопрофилактика" бюджетные ассигнования увеличены на приобретение медицинских биологических препаратов на 3 млн. руб. за счет перераспределения средств, предусмотренных по отрасли "Здравоохранение" в бюджете Ставропольского края на 2008 год. Уточненный объем средств бюджета Ставропольского края на реализацию Программы в текущем году составляет 1249836,89 тыс. руб.
Предлагаемые изменения в Программу рассмотрены министерством экономического развития и торговли Ставропольского края (заключения от 29.04.2008 г. N Мэр-09/766, 27.06.2008 г. N 01 эр-09/844), министерством финансов Ставропольского края (заключения от 30.04.2008 г. N 04-15-06/1844, от 26.06.2008 г. N 02-15-01/2599) и Счетной палатой Ставропольского края (заключения от 27.05.2008 г. N 01-12/444, от 07.07.2008 г. N 01-12/546). Получены положительные заключения.
В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 11 февраля 2005 года N 57 "О порядке разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Внести изменения в ведомственную целевую программу "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы", утвержденную приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 октября 2006 года N 01-05/397 (далее - Программа), изложив:
1.1. Паспорт Программы согласно приложению 1 к настоящему приказу.
Приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 1 августа 2008 г. N 01-05/268 в пункт 1.2 настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу с даты подписания названного приказа
1.2. Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования по разделам Программы согласно приложениям 2-6 к настоящему приказу.
Абзац 2 подпункта 1.2 настоящего приказа вступает в силу с даты подписания настоящего приказа
При этом учесть, что увеличение объема финансирования за счет средств бюджета Ставропольского края в 2008 году на 1 миллиард рублей по подразделу 4 "Применение современных диагностических технологий" осуществляется в том числе в разрезе бюджетополучателей:
ГУЗ "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" - 295000 тыс. руб.,
ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" - 277670 тыс. руб.,
ГУЗ "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр" - 75270 тыс. руб.,
ГУЗ "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1" в городе Буденновске - 106437 тыс. руб.,
ГУЗ "Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница N 1" - 4985 тыс. руб.,
ГУЗ "Краевой клинический кардиологический диспансер" - 104000 тыс. руб.,
ГУЗ "Медицинский центр амбулаторного диализа" - 53317 тыс. руб.,
министерство здравоохранения Ставропольского края - 83321 тыс. руб.
2. Признать утратившими силу:
- приказ министерства здравоохранения Ставропольского края от 13.04.2007 г. N 01-05/89 "О внесении изменений на 2007 год в ведомственную целевую программу "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы", утвержденную приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 октября 2006 года N 01-05/397";
- приказ министерства здравоохранения Ставропольского края от 05.10.2007 г. N 01-05/238 "О внесении изменений и дополнений в ведомственную целевую программу "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы", утвержденную приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 октября 2006 года N 01-05/397 (в редакции приказов министерства здравоохранения Ставропольского края от 13 апреля 2007 года N 01-05/89)";
- приказ министерства здравоохранения Ставропольского края от 29.12.2007 г. N 01-05/329 "О внесении изменений и дополнений в ведомственную целевую программу "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы", утвержденную приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 октября 2006 года N 01-05/397 (в редакции приказов министерства здравоохранения Ставропольского края от 13 апреля 2007 года N 01-05/89, от 5 октября 2007 года N 01-05/238)";
- приказ министерства здравоохранения Ставропольского края от 03.04.2008 г. N 01-05/100 "О внесении изменений и дополнений в ведомственную целевую программу "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы", утвержденную приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 октября 2006 года N 01-05/397 (в редакции приказов министерства здравоохранения Ставропольского края от 13 апреля 2007 года N 01-05/89, от 5 октября 2007 года N 01-05/238, от 29 декабря 2007 года N 01-05/329)".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения Ставропольского края Анисимова И.Н.
4. Настоящий приказ, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с даты его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 4 марта 2008 года - со дня официального опубликования Закона Ставропольского края от 28 февраля 2008 года N 9-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2008 год".
Абзац 2 подпункта 1.2 настоящего приказа вступает в силу с даты подписания приказа.
Подпункт 3 пункта 16 подраздела 4 "Вакцинопрофилактика" приложения 1 к Программе "Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования по разделу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" вступает в силу с даты подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2008 года - со дня официального опубликования Закона Ставропольского края от 9 июня 2008 года N 33-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2008 год".
Министр |
Т.В.Коробова |
I. Содержание проблемы, обоснование необходимости
ее решения программным методом
В Ставропольском крае одной из наиболее серьезных проблем отрасли здравоохранения остается высокий уровень общей смертности населения края. За период с 1990 года по 2005 год данный показатель увеличился на 25,2 процента (с 11,5 на 1000 населения до 14,4), а рождаемость снизилась на 31,5 процента (с 14,6 на 1000 населения до 10). Естественная убыль составила в среднем более 10 тысяч человек в год.
В структуре причин смертности населения превалируют болезни системы кровообращения (это проблема возрастов старших групп населения), доля которых в 2005 году составила 61,2 процента и 23,7 процента в структуре потерь трудового потенциала населения.
Последствиями артериальной гипертонии являются такие осложнения, как острые нарушения мозгового кровообращения и инфаркты миокарда. Важное значение имеет своевременная информированность населения об опасности артериальной гипертонии и ее осложнений. Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и в лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения.
Из-за недостаточного финансирования учреждения здравоохранения неудовлетворительно оснащены современным диагностическим оборудованием, ультразвуковой аппаратурой и испытывают острую нужду в современных сердечно-сосудистых препаратах. Материально-техническая база краевого клинического кардиологического диспансера нуждается в модернизации. Срок работы приобретенной аппаратуры подходит к критическому и требует финансовых затрат для ремонта и замены с целью проведения глубокого всестороннего обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и применения новых технологий в данной области.
Решение проблемы борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода посредством выполнения программных мероприятий.
В Ставропольском крае остается напряженной эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические и другие заболевания).
Ежегодно в крае регистрируется около 450 тысяч случаев инфекционных заболеваний. В 2005 году экономические потери только от 28 наиболее значимых инфекций составили 906,1 млн. рублей.
Наиболее массовыми остаются грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции. Сохраняется крайне высокая активность природных очагов туляремии, бешенства, лептоспироза. В крае отмечается высокая миграционная активность населения, в том числе в связи с паломничеством для совершения хаджа, что связано с возможностью заноса на территорию края, в частности, менингококковой и ряда других инфекций. Особенности водоснабжения края создают угрозу вспышек вирусного гепатита А.
Основным направлением в профилактике значительной части инфекционных заболеваний в крае остается специфическая профилактическая иммунизация населения, в первую очередь групп риска.
По-прежнему сохраняется дефицит средств для закупок препаратов для проведения прививок по эпидпоказаниям и современных вакцин для щадящей иммунизации детей, по состоянию здоровья имеющих длительные медицинские отводы от прививок Национального календаря.
Серьезной проблемой здравоохранения в Ставропольском крае продолжает оставаться туберкулез. Общий показатель заболеваемости туберкулезом постоянного населения составил в 2005 году 52,3 случая на 100 тысяч населения, что ниже, чем в 2004 году (56,2). Заболеваемость туберкулезом органов дыхания составила в 2005 году 47,2 на 100 тысяч населения (2004 год - 51,4). Однако остается достаточно высокой смертность от туберкулеза - 15,3 на 100 тысяч населения в 2005 году.
В крае продолжается постоянный рост заболеваемости сахарным диабетом. Ежегодно количество больных увеличивается в среднем на 3 тысячи человек, в том числе детей и подростков в среднем на 45 человек. Обеспеченность в крае эндокринологических больных лекарственными препаратами остается неудовлетворительной. Больные не получают полноценного лечения.
Ситуация с лечением больных сахарным диабетом осложняется тем, что поставки лекарственных средств за счет средств федерального бюджета по состоянию на 1 октября 2007 года отсутствовали, в то время как за 9 месяцев 2006 года было поставлено лекарственных средств на сумму 3,3 млн. руб. Обеспеченность больных сахарным диабетом низкая и составляет по лечению инсулинами 80 процентов от расчетной потребности (исчисленной на основании федеральных стандартов оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом), сахароснижающими препаратами в таблетированной форме - 30 процентов, средствами введения инсулина - 15 процентов и средствами контроля - всего 1 процент.
Ежегодно в Ставропольском крае регистрируется около 8 тысяч человек вновь заболевших раком. Заболеваемость растет с 339,7 в 2003 году до 351,5 на 100 тысяч населения в 2005 году. Проблема льготного лекарственного обеспечения онкологических больных с каждым годом становится все более актуальной. Результаты лечения напрямую связаны с оснащением учреждений современным диагностическим и лечебным оборудованием.
В Ставропольском крае зарегистрировано 877 ВИЧ-инфицированных, в том числе 25 детей. Показатель распространенности ВИЧ-инфекции в Ставропольском крае составил 31 случай на 100 тысяч населения, что в 7,7 раза ниже, чем в среднем по России (232) и в 2,4 раза ниже, чем в Южном федеральном округе (74). Тем не менее существует острая необходимость в проведении комплекса мероприятий по предупреждению дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции.
Заболевания, передаваемые половым путем, относятся к опасным в социальном плане и при отсутствии должного контроля могут оказать серьезное влияние на увеличение числа бесплодных пар в крае и соответственно на демографические показатели. Любое заболевание, передаваемое половым путем, является фактором, повышающим риск передачи ВИЧ-инфекции в десятки раз. За последние три года в Ставропольском крае наблюдается стабильное снижение уровня заболеваемости сифилисом (на 100 тысяч населения с 68,2 случая в 2003 году до 34,3 случая в 2005 году). Однако продолжают регистрироваться случаи раннего врожденного сифилиса, заболевания детей и подростков. Ежегодно происходит увеличение доли скрытых и поздних форм сифилиса, которая составляет свыше 80 процентов от общего числа заболеваний. В структуре заболеваемости гонореей преобладает регистрация острых форм (90 процентов). Причина - в слабой материальной базе большинства лабораторий края, где практически утрачен метод бактериальной диагностики.
Рост психических расстройств в крае и их отрицательных последствий для общества (нетрудоспособность, инвалидность, преступность и социально опасные действия, непригодность к военной службе и другие), неудовлетворительное состояние материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь населению Ставропольского края, недостаточное развитие стационарозамещающих и других внебольничных форм организации специализированной медицинской помощи, низкий уровень бесплатного обеспечения современными высокоэффективными лекарственными препаратами лиц, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, - все это обусловило необходимость принятия программных методов для улучшения качества лечебно-диагностического процесса указанной категории граждан (их численность на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения Ставропольского края на 01.01.2007 г. составляет 31741 чел.).
Вирусные гепатиты в структуре инфекционной заболеваемости населения Ставропольского края (без гриппа и острых респираторных вирусных инфекций) составляют в среднем до 5,6 процента. За последние годы на фоне снижения заболеваемости острыми вирусными гепатитами отмечается тенденция роста хронических форм. По итогам работы за 2006 год заболеваемость населения хроническими вирусными гепатитами В и С составляет 47,8 на 100 тыс. населения (по РФ - 51,4), что на 9 процентов ниже в сравнении с 2005 годом. В структуре хронических вирусных гепатитов ведущее место занимает хронический гепатит С (72,7 процента). Хронические гепатиты регистрируются практически во всех муниципальных образованиях Ставропольского края. Наиболее высокие показатели отмечены в городах Кисловодске, Ставрополе, Ессентуки и Георгиевском муниципальном районе с превышением краевого уровня от 33 процентов до 3 раз. Основное количество заболевших хроническим вирусным гепатитом С формируют лица в возрасте 20-29 лет и 30-39 лет. Исходом хронического течения гепатита являются формирование цирроза и первичного рака печени. Около 500 медицинских работников края состоят на учете с положительными антителами на вирусный гепатит С. Особенность вируса гепатита С и отсутствие специфической профилактики определяют неблагоприятный эпидемиологический прогноз на ближайшие годы. Лечение хронического вирусного гепатита является длительным (до 12 месяцев) и проводится преимущественно в амбулаторных условиях. Противовирусная терапия относится к дорогостоящим средствам лечения, которая в большинстве случаев недоступна для граждан, страдающих данным социально значимым заболеванием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 утверждена федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", включающая в себя подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония" и "Вакцинопрофилактика".
В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы, включающая подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".
В условиях крайне неблагоприятной медико-демографической ситуации, сложившейся в последние десятилетия в крае в связи со снижением рождаемости, особую социальную значимость приобретают сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка как фактор национальной безопасности. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности населения способствуют снижению уровня воспроизводства населения, ухудшению качества здоровья детей.
Особую значимость приобретают проблемы младенческой и детской смертности, детской заболеваемости и инвалидности.
Состояние здоровья женщин и детей, формирующееся под воздействием комплекса неблагоприятных факторов, важнейшими из которых являются ухудшение экономической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальным напряжением в обществе, несоответствием программ и условий обучения женщин и детей гигиеническим нормативам, распространение нездоровых привычек: курение, употребление алкогольных напитков, гиподинамия и т.д., характеризуется выраженным ростом общей заболеваемости, и с другой стороны - снижением возможности приспосабливаться к повышенным нагрузкам беременности и родов. Так, частота анемий и болезней системы кровообращения увеличилась более чем в 1,5 раза, болезней мочеполовой системы в 2,3 раза, гестозов - почти на 30 процентов. Отсюда сужение защитно-компенсаторных возможностей организма, ведущее к увеличению осложнений беременности и родов - невынашивание, аномалии родовой деятельности, кровотечение и т.д.
Таким образом, большинство проблем имеют социально-психологические корни, выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики, при этом особое внимание должно быть обращено на создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию, образованию детей, формированию здорового образа жизни.
Используя современные методы лечения онкологических заболеваний у детей, удалось добиться пятилетней безрецедивной ремиссии у 63,8 процента больных с лимфобластным лейкозом. Для больных с другими гемобластозами результаты несколько хуже, что обусловлено развитием тяжелейших, иногда не совместимых с жизнью осложнений на фоне химиотерапии и прогрессирования основного заболевания. Для уменьшения инвалидизации и смертности детей, страдающих онкогематологической патологией, в ближайшее время необходимо решить проблемы минимизации осложнений при проведении химиотерапии, лечения химиорефрактерных опухолей, лечения острого нелимфобластного лейкоза, улучшения качества жизни больных, страдающих онкогематологической патологией.
Внедрение современных методов диагностики и лечения сопровождается ростом числа детей с хронической почечной недостаточностью, доживающих до терминальной стадии заболевания, при которой требуется проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа, развитие которого с внедрением новых, более современных методов его проведения у детей будет также способствовать снижению детской смертности, улучшению качества жизни больных детей, страдающих хронической почечной недостаточностью.
Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста в Ставропольском крае продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.
Большинство родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждений в крае нуждаются в оснащении современной аппаратурой, обеспечивающей выполнение новых технологий.
Нерешенными остаются проблемы модернизации и оснащения современным лечебно-диагностическим оборудованием краевых клинических учреждений здравоохранения. Медицинское оборудование физически и морально устарело. Одним из возможных путей обеспечения стандартов его оснащения является техническая модернизация в рамках реализации данной Программы.
Модернизация лечебно-диагностического процесса даст возможность выявлять заболевания на ранних стадиях, что обеспечит снижение затрат на стационарное лечение.
Краевая консультативно-диагностическая поликлиника ГУЗ "Ставропольский краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" оказывает медицинскую помощь населению края свыше 60 тысяч человек в год. Однако материально-техническая база этого структурного подразделения неудовлетворительная, что увеличивает средние сроки обследования пациентов. Для повышения качества медицинской помощи населению края и увеличения ее доступности учреждение нуждается в приобретении нового современного оборудования. Это позволит увеличить число посещений на 10 процентов в год на догоспитальном этапе, тем самым увеличив доступность в получении специализированной высококвалифицированной консультативно-поликлинической помощи населению края.
Населенные пункты восточных районов Ставропольского края (Апанасенковского, Арзгирского, Буденновского, Курского, Левокумского, Нефтекумского, Степновского, Туркменского муниципальных районов) имеют низкий уровень социально-экономического развития, что приводит к неблагоприятной демографической ситуации в этом регионе края.
Одной из причин организации государственного учреждения здравоохранения "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1" (далее - Краевой центр в городе Буденновске) стала необходимость сохранения и дальнейшего развития и совершенствования специализированной медицинской помощи, повышения доступности в получении высококвалифицированной помощи жителям не только города Буденновска и Буденновского муниципального района, но и восточных районов Ставропольского края. Одним из ведущих структурных подразделений Краевого центра в городе Буденновске является перинатальный центр, в состав которого входят консультативно-диагностическое, акушерское, гинекологическое отделения и отделение новорожденных. В перинатальном центре оказывается специализированная медицинская помощь пациентам с высокой степенью риска акушерской, перинатальной и гинекологической патологии, проживающим на территории восточных районов Ставропольского края. Впервые в крае в этом учреждении здравоохранения было создано операционное отделение на 8 операционных.
Однако за одиннадцать лет эксплуатации медицинское оборудование в Краевом центре в городе Буденновске физически и морально устарело, на многие виды медицинских аппаратов прекращен выпуск запасных частей и расходного материала, что не дает возможности поддерживать их техническое состояние.
Для реализации новых требований по оказанию качественной медицинской помощи и доступности специализированной медицинской помощи жителям восточных районов края, необходимо совершенствование лечебно-диагностического процесса в Краевом центре в городе Буденновске. Решение этой проблемы возможно в рамках программного мероприятия - модернизация и оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием учреждений здравоохранения.
По-прежнему имеют особую значимость мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка как фактор национальной безопасности. Около 80 процентов беременных женщин имеют соматическую или акушерскую патологию или их сочетание. Показатель материнской смертности в крае составляет 36 на 100 тысяч живорожденных и не имеет тенденции к снижению. Все еще на достаточно высоких цифрах держатся показатели младенческой смертности - 10,1 на 1000 родившихся живыми.
Родовспомогательные учреждения нуждаются в модернизации и оснащении современной аппаратурой для лабораторной диагностики, проведения перинатальной диагностики, слежения за функциональным состоянием матери и плода, выхаживания новорожденных детей, имеющих неудовлетворительный прогноз здоровья при рождении, проведения реанимации и интенсивной терапии беременным, роженицам и родильницам, города Ставрополя и Ставропольского края, переведенным из других учреждений здравоохранения с тяжелой акушерской и экстрагенитальной патологией.
В последние годы наметилась стойкая тенденция к улучшению результатов лечения онкологических больных. Современная онкология высокотехнологична. Необходима кардинальная модернизация медицинской техники для постоянного внедрения новых знаний, технологий и методик в практическое здравоохранение. Ранняя диагностика болезней и доступ к самым современным методам лечения значительно увеличивают шансы пациента на выживание.
Материально-техническое состояние базовых отделений государственного учреждения здравоохранения "Краевой клинический кардиологический диспансер" (отделение интенсивной терапии и кардиореанимации, отделение рентгенхирургических методов диагностики и лечения, отделение функциональной и ультразвуковой диагностики) отстает от требуемых стандартов, а все имеющееся оборудование имеет значительную степень износа. Модернизация материально-технической базы диспансера не проводилась. Кардиологическая патология является основной причиной установления первичной инвалидности и смертности среди населения края.
Решение вышеизложенных проблем по укреплению материально-технической базы ГУЗ возможно только программными методами, так как требует значительных финансовых вложений.
В настоящее время с особой остротой встает проблема обеспечения диализной помощью больных с хронической почечной недостаточностью. Диализ является основным методом заместительного лечения этой патологии, обеспечивающим спасение больных и значительное увеличение продолжительности и качества жизни. Мощность материально-технической базы позволяет обеспечить хроническим гемодиализом только 114 пациентов при имеющейся очередности более 400 человек. Необходимо увеличить количество диализных мест до 42 путем открытия филиалов государственного учреждения здравоохранения "Медицинский центр амбулаторного диализа" в городах Буденновске и Пятигорске и расширения базового отделения в городе Ставрополе, что позволит обеспечить большее количество больных необходимой медицинской помощью.
Рентгеновские аппараты, эксплуатируемые более десяти лет в государственных учреждениях здравоохранения края, нуждаются в техническом обслуживании и ремонте.
Все перечисленные проблемы требуют от органа исполнительной власти Ставропольского края принятия соответствующих решений, которые могут быть эффективными только при использовании программных методов.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, в том числе артериальной гипертонией;
снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения края от заболеваний социального характера на основе комплексного решения проблем их профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
стабилизация эпидситуации по ВИЧ/СПИДу, обеспечение противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Ставропольском крае, прежде всего среди молодежи, путем повышения эффективности проводимых мероприятий;
сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских и социальных проблем материнства и детства;
укрепление и модернизация материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения края, являющихся исполнителями Программы;
применение передовых технологий и совершенствование лечебно-диагностического процесса в государственных учреждениях здравоохранения Ставропольского края;
охрана и укрепление здоровья населения края, формирование у него приоритетного отношения к своему здоровью;
формирование единой информационно-аналитической системы в отрасли;
повышение качества лечебно-диагностического процесса;
обеспечение доступности для населения Ставропольского края современных видов лечебно-диагностической помощи.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных с социально значимыми заболевания# , в том числе артериальной гипертонией;
обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидности;
сохранение, восстановление и укрепление здоровья матери и ребенка; укрепление и восстановление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения края, службы крови и медицины катастроф;
предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование деятельности службы медицины катастроф и службы крови;
совершенствование лечебно-диагностического процесса в ГУЗ края с использованием современных технологий диагностики и лечения больных; создание и функционирование информационно-пропагандистской системы по формированию здорового образа жизни населения края и профилактике заболеваний;
создание единого информационного пространства лечебно-профилактических учреждений края;
сохранение, восстановление и укрепление психического здоровья граждан на основе современного адекватного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами;
предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении.
3. Сроки реализации Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществить в 2007 - 2009 годах.
4. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы предусматривают решение конкретных задач, взаимосвязанных по времени, ресурсам и исполнителям.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
изучение состояния здоровья различных групп населения Ставропольского края;
создание информационно-пропагандистской системы по формированию здорового образа жизни населения края, профилактике заболеваний;
профилактика, диагностика и лечение социально значимых заболеваний; обеспечение функционирования на территории Ставропольского края системы учета больных, страдающих социально значимыми заболеваниями; обеспечение лечебно-профилактических учреждений современными лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами, дезинфицирующими средствами, тест-системами, вакцинами;
дальнейшее укрепление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения и их филиалов, созданных в связи с проведением реформы местного самоуправления; организация надзора и контроля за проведением мероприятий по предупреждению распространенности ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения;
повышение уровня готовности системы здравоохранения к предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
внедрение технологий заболеваемости детей, оздоровление детей из неблагополучных семей;
совершенствование лечебно-диагностической помощи беременным женщинам и новорожденным детям;
создание и внедрение в практическое здравоохранение новых технологий диагностики и лечения больных;
создание единой информационно-аналитической системы в отрасли здравоохранения, необходимой для повышения эффективности организации управления ресурсами здравоохранения и получения информации о качестве медицинской помощи и финансовых потоках в государственных учреждениях здравоохранения;
техническое обслуживание компьютерной техники, серверного оборудования, организационной техники и средств связи; монтаж и техническое обслуживание локально-вычислительных сетей.
Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования по разделам Программы представлены в приложениях 1-5.
5. Ресурсное обеспечение Программы
(объемы и источники финансирования)
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Прогнозируемый объем финансирования за счет всех источников, необходимый для реализации мероприятий Программы, на 2007-2009 годы составляет 2262 670.9 тыс. рублей, в том числе за счет:
федерального бюджета |
544225 тыс. рублей |
бюджета Ставропольского края |
1713735,9 тыс. рублей |
местных бюджетов |
3610 тыс. рублей |
внебюджетных источников |
1100 тыс. рублей |
Финансирование Программы за счет средств внебюджетных источников подтверждается соглашениями между министерством здравоохранения Ставропольского края и государственными учреждениями здравоохранения "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и "Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница N 1", которые направляют на выполнение отдельных мероприятий Программы средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Финансирование Программы за счет средств местных бюджетов подтверждается соглашениями (договорами) о намерениях между министерством здравоохранения Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, которые направляют на выполнение отдельных мероприятий Программы средства местных бюджетов.
Объемы финансирования программных мероприятий уточняются и корректируются в установленном порядке между разделами и подразделами Программы в процессе ее реализации.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяет государственный заказчик - министерство здравоохранения Ставропольского края, который:
определяет исполнителей мероприятий Программы в соответствии с содержанием Программы и профилем учреждений здравоохранения края, на которые возлагается выполнение поставленных задач;
планирует источники финансирования, необходимые для реализации Программы, и добивается их включения в бюджет Ставропольского края на очередной финансовый год;
по согласованию с исполнителями Программы привлекает внебюджетные источники - средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
на основании соглашений (договоров) о намерениях с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края привлекает средства местных бюджетов на выполнение отдельных мероприятий Программы;
устанавливает приказом министра здравоохранения края конкретные объемы финансирования Программы по разделам на очередной финансовый год в разрезе государственных учреждений здравоохранения и на централизованные мероприятия;
организует выполнение мероприятий Программы совместно с исполнителями Программы по казначейской системе исполнения бюджета;
определяет порядок организационного взаимодействия между государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, являющимися исполнителями Программы;
координирует деятельность заинтересованных организаций в области здравоохранения;
несет ответственность за целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств;
запрашивает отчеты органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (уполномоченных органов) о ходе финансирования и выполнения программы по отдельным мероприятиям за счет средств местных бюджетов;
на основании отчетов исполнителей Программы формирует в установленные сроки сводные отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы.
Материально-техническое и финансовое обеспечение выполнения мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком и исполнителями Программы в установленном порядке.
Приобретение лечебно-диагностического оборудования и медикаментов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственные учреждения здравоохранения "Краевой клинический противотуберкулезный диспансер" и "Краевой эндокринологический диспансер" передают муниципальным учреждениям здравоохранения лекарственные средства и изделия медицинского назначения, приобретаемые централизованно в рамках реализации Программы за счет бюджета Ставропольского края, в порядке, установленном законодательством Ставропольского края.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляются государственным заказчиком - министерством здравоохранения Ставропольского края, который определяет формы и методы управления и осуществления контроля, включая:
проведение совещаний с главными специалистами и руководителями государственных учреждений здравоохранения,
мониторинг реализации программных мероприятий,
периодическое заслушивание главных специалистов по выполнению Программы на коллегиях министерства здравоохранения края,
непосредственный контроль за освоением выделенных бюджетных средств в разрезе приоритетных направлений развития здравоохранения, включенных в Программу;
подготовку отчетов о реализации Программы;
корректировку Программы в установленном порядке.
Министерство здравоохранения Ставропольского края с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается через социально-экономические показатели. Методики оценки основываются на проведении анализа в динамике показателей здоровья населения согласно ежегодной государственной статистической отчетности и анализа затрат на лечение больных.
Под эффективностью лечения понимается предупреждение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от социально значимых и других заболеваний, а также качественное изменение образа жизни, которое приведет к отсутствию необходимости госпитализации и реабилитации больных.
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения Ставропольского края.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
повысить эффективность профилактики и выявления на ранних стадиях артериальной гипертонии;
обеспечить современный уровень качества кардиологической помощи населению края;
снизить смертность населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин на 0,5-1 процент ежегодно;
снизить уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 2 процента ежегодно;
снизить смертность населения от онкологических заболеваний со 190 на 100 тыс. населения в 2006 году до 185 в 2007 году, до 180 в 2008 году, до 179 в 2009 году;
снизить запущенность онкологической патологии с 23 случаев на 1000 населения в 2006 году до 22 в 2007 году, до 21 в 2008 году, до 20 в 2009 году;
увеличить долю больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете пять и более лет, с 46,5 процента до 47 процентов в 2007 году; до 47,5 процента в 2008 году; до 48 процентов в 2009 году;
повысить уровень гистологического подтверждения диагноза с 84 процентов в 2006 году до 85 процентов в 2007 году, до 86 процентов в 2008 году, до 87 процентов в 2009 году;
повысить показатель выживаемости у детей:
- при остром лимфобластном лейкозе в 2007 году до 40 месяцев,
- при остром нелимфобластном лейкозе в 2007 году до 12 месяцев; снизить заболеваемость населения туберкулезом на 1-1,5 процента в год,
в том числе детей - на 0,3 процента в год;
стабилизировать уровень смертности населения от туберкулеза на уровне показателя 2005 года - 15,3 случая на 100 тысяч населения;
снизить заболеваемость сифилисом - на 8-10 процентов в год, в том числе у детей и подростков - на 2-5 процентов в год, гонореей - на 7-8 процентов в год, поздних и скрытых форм сифилиса - на 5 процентов в год; снизить заболеваемость вирусным гепатитом В - в 1,2 раза, дифтерией, корью, эпидемическим паратитом, коклюшем - до единичных случаев;
предупредить эпидемическое распространение среди населения края: лептоспироза, туляремии, бешенства, вирусного гепатита А, менингококковой инфекции и ряда других инфекционных заболеваний, в том числе природно-очаговых, чрезвычайно актуальных для территории края;
увеличить охват профилактическими прививками детей, имеющих длительные медицинские отводы по состоянию здоровья;
добиться полной ликвидации полиомиелита и врожденной краснухи; обеспечить охват целенаправленным скринингом не менее 220 тысяч человек в год, ежегодное диспансерное наблюдение не менее 300 ВИЧ-инфицированных, лечение специфическими антиретровирусными препаратами больных ВИЧ/СПИДом;
обеспечить снижение количества осложнений при сахарном диабете на 2 процента ежегодно;
добиться ежегодного увеличения продолжительности жизни больных сахарным диабетом на 0,5 года от момента заболевания, начиная с 2008 года - на один год;
обеспечить 100-процентное обеззараживание компонентов крови;
укрепить материально-техническую базу государственных учреждений здравоохранения Ставропольского края;
снизить перинатальную и младенческую смертность за период реализации Программы на 3 процента;
снизить младенческую смертность за период реализации Программы на 7 процентов, в том числе в 2008 году на 5 процентов;
снизить заболеваемость детей первого года жизни в 2007 году на 1 процент;
снизить показатель смертности детей в возрасте от 0 до 18 лет за весь период реализации Программы на 3 процента;
увеличить долю пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в 2008 году до 20 процентов от общего числа наблюдаемых пациентов, в 2009 году - до 30 процентов;
снизить долю пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в 2008 году до 27 процентов от общего числа наблюдаемых пациентов, в 2009 году - до 26 процентов;
снизить повторные в течение года госпитализации в психиатрические стационары в 2008 году до 14,2 процента от числа госпитализуемых пациентов, в 2009 году - до 14,1 процента;
снизить заболеваемость хроническими вирусными гепатитами В и С в 2008 году до 47,4 случая на 100 тыс. населения, в 2009 году - до 47 случаев;
снижение показателя материнской смертности в крае в 2008 году с 36 до 31 на 100 тысяч родившихся живыми;
снижение в 2008 году одногодичной летальности онкологических больных на 85 человек;
снижение затрат на стационарное лечение больных путем сокращения средней длительности пребывания больного на койке в 2008 году на 1-2 дня в ГУЗ;
в Краевом центре в городе Буденновске:
увеличить количество пролеченных больных, жителей восточных районов края в 2008 году с 22 до 25 процентов от общего количества стационарных больных;
обеспечить выполнение широкого диапазона оперативных вмешательств нуждающимся пациентам восточных районов края, увеличив оперативную активность с 63 до 65 процентов;
не иметь случаев материнской смертности от предотвратимых причин.
Эффективность Программы по направлениям травматологии, нейрохирургии и нейрореабилитации оценивается различными показателями:
критериями медицинской статистики (число пролеченных больных, длительность пребывания пациента в стационаре, общий срок лечения с учетом реабилитации больного после проведения операции, число осложнений, смертность);
показателями с применением в российской практике медицинской шкалы Карновского. Использование данной шкалы позволяет объективно определить исход проводимого лечения каждого пациента при поступлении и при выписке, приблизить критерии оценки к принятым в доказательной медицине.
В Ставропольском краевом клиническом центре специализированных видов медицинской помощи ожидаемый экономический эффект за счет применения высоких технологий по эндопротезированию тазобедренного сустава составит в 2007 году 10,2 млн. рублей, в 2008 году - 12 млн. рублей, в 2009 году - 14 млн. рублей.
В государственных учреждениях здравоохранения Ставропольского края могут получать нейрохирургическую помощь многочисленные категории больных, ранее направлявшихся для лечения в центральные клиники России. Ежегодный экономический эффект составит два миллиона рублей.
В области сердечно-сосудистой хирургии при оценке эффективности проведения операций коронарного шунтирования осуществляется интегральный анализ и определяется экономическая эффективность по ряду параметров в сравнении с пациентами, получающими изолированную консервативную терапию. Планируемая экономическая эффективность составит в 2007 году 23,5 млн. рублей, в 2008 году - 35,2 млн. рублей, в 2009 году - 47 млн. рублей.
Оценка результативности противотуберкулезных мероприятий проводится на основании показателей ежегодной государственной статистической отчетности и анализа исполнения смет расходов специализированных учреждений здравоохранения. Предполагаемый экономический эффект за счет снижения заболеваемости населения туберкулезом, сокращения сроков лечения на амбулаторном этапе с 10 до 8 месяцев и уменьшения выплат по временной нетрудоспособности составит 4,1 млн. рублей в год.
Прогнозируемая экономическая эффективность мероприятий Программы по подразделу "Меры по развитию онкологической помощи" руб.# за счет снижения заболеваемости и инвалидности с временной или стойкой утратой трудоспособности, а также смертности по предварительной оценке составит в расчете на год 14,7 млн. рублей.
По расчетам специалистов ожидаемая сумма экономической эффективности от проведения мероприятий по раннему выявлению и лечению больных ВИЧ/СПИДом составит 1,3 млн. рублей в год.
Экономическая эффективность планируемых мероприятий по модернизации и обновлению материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения составит в 2008 году 20,2 млн. рублей.
Общая экономическая эффективность от проведения планируемых мероприятий Программы составит в 2007 году 55,8 млн. рублей, в 2008 году - 89,5 млн. рублей, в 2009 году - 83,1 млн. рублей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 16 июля 2008 г. N 01-05/253 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2007-2009 годы", утвержденную приказом министерства здравоохранения Ставропольского края от 27 октября 2006 года N 01-05/397"
Настоящий приказ, за исключением положений, для которых пунктом 4 установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с даты его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 4 марта 2008 г.
Абзац 2 подпункта 1.2 настоящего приказа вступает в силу с даты подписания приказа
Подпункт 3 пункта 16 подраздела 4 "Вакцинопрофилактика" приложения 1 к Программе "Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования по разделу "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" вступает в силу с даты подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2008 г.
Текст приказа официально опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов СК" от 25 сентября 2008 г. N 27 (271)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 17 ноября 2008 г. N 01-05/423
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Приказ Министерства здравоохранения Ставропольского края от 1 августа 2008 г. N 01-05/268
Изменения вступают в силу с даты подписания названного приказа