Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
приказом министерства
образования Ставропольского края
от 12 августа 2008 г. N 826-пр
Положение
о контроле и надзоре за соблюдением законодательства Российской Федерации
в сфере образования в Ставропольском крае
I. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (с изменениями от 4 февраля 2008 г. N 46) и устанавливает порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования в Ставропольском крае.
2. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования проводится с целью:
- обеспечения соблюдения (исполнения) проверяемыми образовательными организациями обязательных для исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования, проверка которых входит в компетенцию министерства образования Ставропольского края (далее - министерства образования).
- изучения и оценки деятельности проверяемых образовательных организаций;
- выявления в деятельности проверяемых образовательных организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).
3. Основные задачи:
- установление соответствия нормативных правовых и локальных актов проверяемых образовательных организаций обязательным для исполнения требованиям законодательства Российской Федерации в области образования;
- определение соответствия деятельности проверяемых образовательных организаций и их обособленных структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;
- выявление нарушений и недостатков в деятельности проверяемых образовательных организаций, в том числе причин нарушения законодательства Российской Федерации в области образования;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и выработка предложений по принятию мер по устранению выявленных нарушений;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений и их руководителей;
- инструктирование руководителей образовательных учреждений по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;
- изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта.
II. Организационные формы проведения контроля и надзора за соблюдением
законодательства Российской Федерации в сфере образования
4. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществляются путем:
а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;
в) воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации в области образования.
5. Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения министерства образования по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации или органа управления образованием.
См. Методические рекомендации по проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования, выездных (инспекционных) проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, утвержденные письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 июня 2008 г. N 01-251/09-01
См. также Методические рекомендации по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования, утвержденные письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 июля 2008 г. N 01-298/09-01
6. Камеральные проверки проводятся министерством образования путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми образовательными организациями, органами управления образованием и другими лицами.
Камеральная проверка назначается министром образования Ставропольского края (далее - Министр).
7. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком проверок, утверждаемым ежегодно Министром. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.
Для формирования графика проверок на очередной год, используются следующие критерии и основания:
- дата проведения последней проверки в отношении организации;
- получение поручений и обращений Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособрнадзора, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;
- получение поручений Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, Государственной Думы Ставропольского края, а также обращений руководителей органов местного самоуправления, иных уполномоченных должностных лиц в соответствии с их компетенцией;
- наличие выявленных нарушений в деятельности организации за предшествующий 5-летний период, полнота и своевременность устранения выявленных нарушений.
8. Решение об отмене или переносе срока проверки, предусмотренной графиком проверок, принимается Министром.
9. Внеплановые проверки проводятся по решению Министра в случае поступления в министерство образования:
- поручений и обращений Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособрнадзора, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;
- поручений Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, Государственной Думы Ставропольского края, а также обращений органов местного самоуправления, иных уполномоченных должностных лиц в соответствии с их компетенцией;
- представлений и иной информации от органов прокуратуры и иных правоохранительных органов;
- обращений граждан и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов;
- иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии нарушений.
10. Внеплановые проверки также могут проводиться для проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
Проверка исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений (внеплановая контрольная проверка) проводится в целях изучения и оценки деятельности проверяемых организаций по исполнению ими предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведенной проверки.
11. Внеплановая контрольная проверка проводится не ранее истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений, направленного министерством образования проверяемой организации.
12. Проверки могут быть комплексными или тематическими.
Комплексная проверка направлена на всестороннее изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям.
Тематическая проверка направлена на изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям по отдельному направлению или отдельному вопросу их деятельности.
13. Проверка проводится в сроки, указанные в приказе о проведении данной проверки. Срок проверки не может превышать один месяц.
С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации продолжительность проведения проверки может быть увеличена приказом министерства образования, но не более чем на один месяц.
III. Основные правила контроля и надзора за соблюдением законодательства
Российской Федерации в сфере образования
14. Контроль и надзор осуществляются специалистами министерства образования в пределах их компетенции.
15. К проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
16. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также граждане обязаны оказывать содействие должностным лицам органов контроля и надзора в сфере образования в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
17. Лица, уполномоченные на проведение проверки приказом министерства образования, имеют право:
посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия) проверяемую образовательную организацию или орган управления образованием;
проверять деятельность образовательной организации или органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
осуществлять экспертизу документов;
осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций.
18. Лица, уполномоченные на проведение проверки приказом министерства образования, в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Оформление результатов проверки
19. Результаты проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой образовательной организации или органа управления образованием. Форма акта устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
20. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель проверяемой организации или уполномоченное им лицо вправе приложить к нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
21. Министр утверждает отчет о проведении проверки, составленный на основании акта проверки.
22. Министерство образования определяет меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, в том числе выдает образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
23. Предписание направляется в образовательную организацию либо орган управления образованием и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, - учредителю образовательной организации.
24. В случае несогласия с решением министерства образования по результатам проверки проверяемая организация вправе обжаловать указанное решение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
25. Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок. Отчет о результатах исполнения предписания представляется в министерство образования. К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
26. По результатам проверки Министром может быть принято решение о направлении материалов проверки в суд, органы прокуратуры или иные правоохранительные органы по принадлежности, если в результате проверки получена информация о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния.
27. В случае если в результате проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, рассмотрение которых входит в компетенцию иного государственного органа исполнительной власти, соответствующая информация направляется уполномоченным органом в данный государственный орган исполнительной власти.
28. Акты и отчеты о результатах проверок хранятся в министерстве образования в соответствии с номенклатурой дел.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.