Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу министерства
жилищно-коммунального
хозяйства,
строительства и архитектуры
Ставропольского края
от 11 сентября 2006 г. N 252
Методические рекомендации
органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Введение
Настоящие Методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях), а также за счет субвенций, предоставляемых различным категориям граждан, определенных законами Российской Федерации и Ставропольского края, носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений федерального и регионального законодательства органами местного самоуправления в вопросах ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Общие положения
1. Граждане имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях как по месту жительства в органе местного самоуправления, так и по месту работы в организациях, на предприятиях, в учреждениях, ведущих строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве.
2. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления принимаются граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в отделе внутренних дел в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Российской Федерации и настоящими Методическими рекомендациями) и нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям и на условиях, предусмотренных Жилищным кодексом и настоящими Методическими рекомендациями.
3. Граждане, проживающие в самоуправно построенных домах, пристройках или не сданных в установленном порядке в эксплуатацию, или в бесхозных домах (квартирах), принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, после устранения нарушений и надлежащего правового оформления дома (квартиры).
4. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства осуществляется в органах местного самоуправления, которые возлагают ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на свои структурные подразделения или на специально назначенных ответственных должностных лиц, для которых органом местного самоуправления разрабатываются и утверждаются Положение о структурном подразделении и должностные инструкции.
Контроль за ведением органом местного самоуправления
учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
и предоставлением таким гражданам жилых помещений
по договору социального найма
5. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление таким гражданам жилых помещений по договору социального найма может осуществляется под общественным контролем и при соблюдении принципов коллегиальности и гласности.
В целях широкого привлечения общественных организаций и граждан к работе по контролю ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма органом местного самоуправления могут создаваться общественные комиссии по жилищным вопросам.
В состав общественной комиссии по жилищным вопросам могут входить представители органов социальной защиты населения, общественных организаций, трудовых коллективов и другие, для которых органом местного самоуправления разрабатываются и утверждаются Положение о комиссии и должностные инструкции каждого члена комиссии.
Граждане могут лично присутствовать на заседаниях общественных комиссий по жилищным вопросам при рассмотрении вопроса о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принятии решения о его предоставлении.
6. Лица, виновные в нарушении порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или предоставления жилых помещений (субсидий на строительство либо приобретение жилья), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма
7. Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде имеют малоимущие граждане, признанные по установленным статьей 51 Жилищного кодекса основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном статьями 57-59 Жилищного кодекса.
8. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральными законами или законом Ставропольского края категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральными законами или законом Ставропольского края основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом, если иной порядок не предусмотрен указанными федеральными законами или законом Ставропольского края.
О перечне основных категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, см. справку
См. Перечень документов, подтверждающих право граждан, признанных малоимущими или имеющих право на предоставление им жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края в соответствии с законодательством Ставропольского края, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 5 сентября 2006 г. N 126-п
9. Категориям граждан, указанным в пункте 8 Методических рекомендаций, органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в порядке, установленном Жилищным кодексом, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом Ставропольского края.
10. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма
11. Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном жилищном фонде признаются малоимущие граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
12. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
13. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан
в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма
14. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом случаев.
15. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом Ставропольского края категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
16. Принятие на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении данного гражданина (далее - заявление), поданного им в указанный орган по месту своего жительства (приложение 2).
17. Для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи и желающими совместно с заявителем получить другое жилое помещение по договору социального найма.
Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право граждан, признанных малоимущими или имеющих право на предоставление им жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края в соответствии с законодательством Ставропольского края, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, список которых утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 N 126-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае".
Все документы представляются в копиях с одновременным представления оригинала. Копия документа после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы.
18. Заявление с указанными документами подается в орган, осуществляющий принятие на учет.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которая ведется по форме, установленной органом местного самоуправления (приложение 3).
Заявление о принятии на учет без предусмотренных статьей 17 Методических рекомендаций документов не принимается и не регистрируется.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет (приложение 4).
При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день), их очередность следует определять по времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов.
19. Орган местного самоуправления проводит обследование жилищных условий гражданина, подавшего заявление, по результатам которого составляется акт обследования жилищных условий гражданина (приложение 5).
Заявление граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с актом обследования жилищных условий и другими необходимыми документами рассматриваются на заседании органа, осуществляющего принятие на учет.
20. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных, представленных в соответствии с пунктом 17 Методических рекомендаций документов, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов в данный орган.
21. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (приложение 6).
22. Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:
- не представлены все необходимые для постановки на учет документы;
- представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;
- не истек срок, предусмотренный пунктом 13 настоящих Методических рекомендаций.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
23. Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего постановления (решения) главы органа местного самоуправления.
В постановлении (решении) указывается:
фамилия, имя, отчество заявителя и всех членов семьи, возраст;
место жительства и характеристика жилищных условий;
с какого времени проживает в населенном пункте;
место работы всех совершеннолетних членов семьи;
наличие льгот на внеочередное получение жилья;
основание постановки на учет;
регистрационный номер в Книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма;
очередной номер по общему списку, по внеочередном (при наличии льготы).
24. Сведения о лицах, принятых на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, заносятся в пронумерованную, прошнурованную и скрепленную печатью Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (приложение 7).
В Книге не допускаются подчистки. Поправки и изменения, вносимые на основании представленных документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и скрепляются печатью.
25. На каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемого по договору социального найма, заводится учетное дело, в котором содержатся все предоставленные им необходимые документы.
Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
26. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому общему списку, из которого одновременно в отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений с момента предъявления документов, подтверждающих право на льготное получение жилых помещений.
В случае утраты права на льготное обеспечение жилыми помещениями лица, нуждающиеся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, остаются на учете в едином общем списке.
27. В органах местного самоуправления ведется следующая документация:
- Книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- Книга учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- общий список очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (с учетом, граждан ставших на учет до 01.03.2005);
- список очередности граждан, ставших на жилищный учет до 01.03.2005 и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма;
- список очередности граждан, ставших на жилищный учет до 01.03.2005 и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма;
- список очередности малоимущих граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма в соответствии с законом Ставропольского края;
- список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма в соответствии с федеральным законом;
- списки очередности на получение жилых помещений (в том числе государственных жилищных сертификатов или субсидий на приобретение или строительство жилья) отдельно по каждой категории граждан, установленными в порядке и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края;
- списки очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, которые ведутся отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в части 4 статьи 1 Закона Ставропольского края от 16.03.06 N 13-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае";
- журналы или Книги учета, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обеспечивают надлежащее хранение Книг учета, списков очередности граждан и учетных дел граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Книга учета, списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и их учетные дела хранятся десять лет после предоставления жилого помещения (субсидии на строительство или приобретение жилья).
28. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля в органах, осуществляющих прием на учет, проводится перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перерегистрация граждан, признанных малоимущими, иных граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Ставропольского края, и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 N 126-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае".
29. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса оснований снятия их с учета.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
30. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
31. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные пунктом 31 настоящих Методических рекомендаций.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Снятие с учета осуществляется по решению органа, осуществляющего принятие на учет, после рассмотрения общественной комиссией по жилищным вопросам.
Заинтересованные лица приглашаются на заседание общественной комиссии по жилищным вопросам при рассмотрении вопроса о снятии их с учета или перенесении очередности. Неявка гражданина на заседание не является препятствием для принятия решения.
Если после снятия с учета по основаниям, указанным в пункте 31 настоящих Методических рекомендаций, у гражданина вновь возникло право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то принятие на учет производится по общим основаниям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.