Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Автор и составитель: заведующий организационно-правовым |
С.И. Харсекина |
Методические рекомендации
о некоторых особенностях выдвижения и регистрации кандидатов,
списков кандидатов при проведении муниципальных выборов
(Одобрено постановлением избирательной комиссии Ставропольского края
от 15 июля 2010 г. N 56/805)
Часть вторая "Регистрация"
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" (в редакции Законов Ставропольского края от 10.06.2009 N 37-кз, от 12.05.2010 N 28-кз, от 29.06.2010 N 45-кз) (далее - Краевой закон), в рамках реализации Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ставропольском крае на 2010 год, утвержденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 16 февраля 2010 года N 49/730, в редакции постановлений избирательной комиссии Ставропольского края от 25 марта 2010 года N 53/756, от 24 мая 2010 года N 55/776, от 21 июня 2010 года N 56/787, в целях оказания методической помощи организаторам муниципальных выборов и другим участникам избирательного процесса.
См. Закон Ставропольского края от 19 ноября 2003 г. N 42-кз "Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае"
Настоящие Методические рекомендации состоят из двух частей - часть первая "Выдвижение" и часть вторая "Регистрация", касаются они некоторых особенностей, связанных с процессом выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов при проведении муниципальных выборов.
1. Основания для регистрации
(ст. 38 Федерального закона, ст. 14, 15, 15.1 Краевого закона)
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией*(8) при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии одного из двух оснований:
1) необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования со средней нормой представительства не более 500 избирателей устанавливается заявительный порядок регистрации. В данном случае сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется.
Сведения о муниципальных образованиях Ставропольского края со средней нормой представительства избирателей размещены на сайте избирательной комиссии Ставропольского края в сети Интернет (адрес сайта:www.stavropol.izbirkom.ru).
2) решения о выдвижении кандидата, списка кандидата, принятого политической партией (региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии), список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края допущен к распределению депутатских мандатов.
Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется без сбора подписей избирателей.
Список политических партий, списки кандидатов которых, на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (адрес сайта:www.cikrf.ru).
Список политических партий, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края, составленный избирательной комиссией Ставропольского края, размещен на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (адрес сайта:www.stavropol.izbirkom.ru).
2. Документы, представляемые для регистрации кандидата, списка кандидатов. Действия избирательной комиссии при приеме документов для регистрации
(ст. 35, 38, 58 Федерального закона, ст. 14, 15, 15.1, 20 Краевого закона)
Документы, представляемые для регистрации кандидата, списка кандидатов:
2.1. Подписные листы с подписями избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (представляются в случае, если в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов осуществлялся сбор подписей).
Подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, с указанием количества подписей, собранных на территории избирательного округа.
Одновременно с подписными листами в соответствующую избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Обязанность избирательной комиссии:
При приеме подписных листов кандидату или лицу, уполномоченному представлять кандидата, избирательное объединение, избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение о приеме подписных листов с их описью, а также указанием даты и времени их приема.
При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования со средней нормой представительства не более 500 избирателей устанавливается заявительный порядок регистрации. В данном случае сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется.
Для кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, региональными отделениями или иных структурными подразделениями политических партий, указанными в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, регистрация осуществляется без сбора подписей.
2.2. Сообщение об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (избирательного объединения)
2.3. В случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 58 Федерального закона - уведомление соответствующей избирательной комиссии о несоздании кандидатом избирательного фонда.
См. также постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 27 августа 2003 г. N 22/157-4 "Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда и открытие специального избирательного счета необязательно при выполнении одновременно двух условий:
первое - число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч (число избирателей в избирательном округе указывается в схеме избирательных округов, утвержденной представительным органом муниципального образования, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона).
и второе - финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.
Кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
После получения соответствующей избирательной комиссией указанного уведомления кандидат не вправе создавать избирательный фонд и финансировать свою избирательную кампанию.
Сроки и форма представления кандидатом (уполномоченным представителем избирательного объединения) в соответствующую избирательную комиссию данных о реквизитах открытого специального избирательного счета и иные требования регламентируются постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 15 июля 2010 года N 56/800 "О Порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае".
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией (за исключением случая, указанного в пункте 2.3. настоящих Методических рекомендаций).
Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды.
На выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.
В данном случае кандидаты обязаны открывать специальный избирательный счет избирательного фонда и предоставлять в избирательную комиссию справку об его открытии. Указанная норма позволяет кандидату не перечислять средства избирательного фонда на специальный избирательный счет.
Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
См. также постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 17 мая 2007 г. N 11/79-5 "О Разъяснениях порядка регистрации уполномоченных представителей политических партий по финансовым вопросам, уполномоченных представителей региональных отделений политических партий по финансовым вопросам, их полномочий и об удостоверениях уполномоченного представителя политической партии по финансовым вопросам, уполномоченного представителя регионального отделения политической партии по финансовым вопросам при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва"
2.4. Документы о внесении об изменений, уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о выдвинутом кандидате (кандидате (кандидатах) в составе списка кандидатов), а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (списка кандидатов) и их регистрации (см. пункт 5 настоящих Методических рекомендаций).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена запятая. Имеется в виду "о внесении,"
Избирательная комиссия определяет порядок работы с документами, представляемыми кандидатами, избирательными объединениями для регистрации кандидатов, списков кандидатов и формирует соответствующие рабочие группы (рабочую группу по приему документов, рабочую группу для проверки соответствия выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и для проверки достоверности представленных документов, в том числе соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей).
Обязанность избирательной комиссии:
При принятии документов от кандидата или лиц, уполномоченных представлять кандидата, избирательное объединение, избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение принятия документов с описью, в которой указываются их реквизиты (образец согласно приложению 1).
3. Сроки представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов
(ст. 11.1 Федерального закона, ст. 15.1 Краевого закона)
Для регистрации кандидат лично или лица, уполномоченные представлять кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в эту избирательную комиссию документы, предусмотренные Федеральным законом.
Указанное требование обязательно должно учитываться избирательной комиссией при установлении распорядка ее работы и доведения данного распорядка до сведения всех участников избирательного процесса путем опубликования или иным способом. Документы для регистрации кандидатов, списков кандидатов, в этом случае, представляются в избирательную комиссию в дни и время, определенные распорядком работы избирательной комиссии (с учетом требований к последнему дню приема документов - не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов)
При исчислении окончания срока представления документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов необходимо учитывать, что последним днем, когда данное действие может быть осуществлено, является день, после которого остается указанное количество дней до дня голосования.
Например: Календарная дата дня голосования - 10 октября 2010 года. Последним днем, когда могут быть представлены в избирательную комиссию документы для регистрации, является 25 августа 2010 года, 18.00.
4. Проверка избирательной комиссией соответствия порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона
(ст. 38 Федерального закона, ст. 15, 15.1 Краевого закона)
Соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований избирательного законодательства при выдвижении кандидата, списка кандидатов.
В случае выдвижения кандидатов, списков кандидатов политической партией проверяется соблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями - соблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона.
В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
По решению избирательной комиссии для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов.
См. "Методическое пособие по организации работы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей на региональных и муниципальных выборах (на примере выборов 2007-2008 г.г.)", РЦОИТ при ЦИК России, 2009 г., авторы Конкин Н.Е., Петухов А.Ю., Кисин А.А.
Решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов или об отказе в регистрации, после соответствующей проверки, должно быть принято в течение 10 дней со дня принятия документов для регистрации.
Регистрация кандидата в соответствии с заявительным порядком, установленным частью 4 статьи 14 Краевого закона (При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования со средней нормой представительства не более 500 избирателей устанавливается заявительный порядок регистрации. В данном случае сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется), осуществляется на основании документов, представленных кандидатом в соответствующую избирательную комиссию при его выдвижении.
5. Выявление неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов
(ст. 11.1, п. 1.1 ст. 38 Федерального закона)
5.1. Кандидат, избирательное объединение, в случае самостоятельного выявления неполноты сведений в представленных ими в избирательную комиссию документах, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации (за исключением подписных листов с подписями избирателей) или несоблюдения требований закона к оформлению таких документов, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе:
1) уточнять и дополнять сведения (кандидат - о себе, избирательное объединение - о выдвинутом им кандидате), содержащиеся в представленных в избирательную комиссию документах для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и регистрации (за исключением подписных листов с подписями избирателей);
2) исправлять недостатки в оформлении документов, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации (за исключением подписных листов);
3) заменять представленный документ - только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Кандидат, уполномоченные представители избирательных объединений вправе также осуществлять указанные действия при необходимости уточнения сведений о кандидате, в том числе в случае фактического изменения ранее представленных сведений (например, места работы, адреса места жительства и т.д.).
Если кандидатом, избирательным объединением производится уточнение представленных ранее сведений, требующих документального подтверждения, кандидат, избирательное объединение обязаны представить документы, подтверждающие указанные сведения.
Избирательная комиссия обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления указанных действий.
Сведения об изменениях, уточнениях и дополнениях в документы, содержащие сведения о выдвинутом кандидате (кандидате (кандидатах) в составе списка кандидатов), а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (списка кандидатов) и их регистрации представляются в избирательную комиссию в письменном виде (образец согласно приложению 2).
Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате, кандидатов, исправление недостатков в оформлении документов), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за один день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидата.
5.2. Обязанность избирательной комиссии:
1) Соответствующая избирательная комиссия при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации (за исключением подписных листов с подписями избирателей) не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Пример исчисления срока: Календарная дата дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов - 10 сентября 2010 года. Последним днем, когда избирательная комиссия должна известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов является 6 сентября 2010 года.
2) Избирательная комиссия на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов и утверждает документ, извещающий кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидате, кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки (образец согласно приложению 3).
На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, при возможности, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии об извещении вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения либо направляется в адрес кандидата, избирательного объединения способом, обеспечивающим обязательное подтверждение даты и времени отправки документа.
3) Избирательная комиссия обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществить следующие действия:
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации (за исключением подписных листов с подписями избирателей), в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (см. пункт 5.1. настоящих Методических рекомендаций).
Пример исчисления срока: Календарная дата дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов - 10 сентября 2010 года. Последним днем или днем, когда могут быть представлены в избирательную комиссию сведения об изменениях, уточнениях и дополнениях в документы, содержащие сведения о кандидатах, является 8 сентября 2010 года.
4) Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, не устранят в установленный срок указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов подпункта "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпункта "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона (см. пункт 6 настоящих Методических рекомендаций).
5) Если избирательная комиссия в установленный срок не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона*(9).
6. Основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов
(п.п.24-26 ст. 38 Федерального закона)
Основания для отказа в регистрации кандидата |
Основания для отказа в регистрации списка кандидатов |
Основания для исключения кандидата из списка кандидатов |
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; 2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона; 3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; 4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона; 5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона; 6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен; 7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата; 8) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии в пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона; 9) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата; 10) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; 11) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; 12) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона; 13) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; 14) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов; 15) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. |
1) несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона; 2) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); 3) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); 4) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов); 5) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен; 6) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, в случае, когда для регистрации списка кандидатов требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации списка кандидатов; 7) несоздание избирательным объединением, избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации списка кандидатов; 8) использование избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; 9) превышение избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании, более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; 10) превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 статьи 38 Федерального закона оснований для такого исключения, более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов; 11) установленный решением суда факт несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона; 12) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, членом или уполномоченным преимуществ своего должностного или служебного положения; 13) выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом; 14) установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией. |
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; 2) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона; 3) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона; 4) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; 5) регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах; 6) наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии; 7) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов; 8) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований Федерального закона, иного закона; 9) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иным законом. |
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения.
7. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации, доведение данного решения до сведения избирателей
(ст. 38 Федерального закона, ст. 7.1, 15, 15.1 Краевого закона)
7.1. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока (в течение 10 дней со дня принятия документов для регистрации) обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, указаны в пункте 6 настоящих Методических рекомендация, установлены пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона и являются исчерпывающими.
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации должно быть мотивированным.
При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения.
Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
7.2. Зарегистрированному кандидату, каждому кандидату из зарегистрированного списка кандидатов выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени регистрации соответственно кандидата, списка кандидатов.
7.3 Данные о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов не позднее дня, следующего за днем их регистрации, передаются средствам массовой информации либо обнародуются в установленном порядке.
Сами решения избирательных комиссий о регистрации или отказе в регистрации кандидатов (списков кандидатов) направляются для опубликования в государственные или муниципальные периодические печатные издания, а в случае их отсутствия доводятся до сведения избирателей путем, определенным в уставе муниципального образования для официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных актов, а так же могут передаваться в иные средства массовой информации не позднее дня, следующего за днем принятия указанных решений.
8. Статус кандидата. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов
(ст. 39, 40, 41 Федерального закона, ст. 15.1 Краевого закона)
8.1. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
8.2. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
См.:
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 г. N 4-кз "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края"
Закон Ставропольского края от 24 декабря 2007 г. N 78-кз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае"
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
8.3. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
На выборах в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч избирателей зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
8.4. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов.
8.5. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов:
1) Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
2) Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
3) Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.
4) Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
5) Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 Федерального закона (обязанность представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет), с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
9. Статус доверенных лиц
(ст. 29, 30, 43 Федерального закона, ст. 17 Краевого закона)
9.1. Кандидат вправе назначить до 10 доверенных лиц, а избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, - до 50 доверенных лиц.
9.2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть:
кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий.
Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
На соответствующих выборах доверенные лица не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса и не могут быть членами комиссий с правом совещательного голоса.
Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
9.3. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц (образец согласно приложению 4) вместе с которым в избирательную комиссию представляются:
заявления самих граждан о согласии быть доверенными лицами (образец согласно приложению 5),
список доверенных лиц (образец согласно приложению 6),
приказы (распоряжения) об освобождении от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица в отношении лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, либо их заверенная копия.
9.4. Гарантии деятельности доверенных лиц.
Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения.
Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения.
На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
Доверенные лица вправе присутствовать на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования.
9.5. Прекращение полномочий доверенных лиц.
Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.
Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.
10. Реализация права кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах, права избирательного объединения отозвать кандидата, список кандидатов, исключить кандидата из списка кандидатов
(ст. 38 Федерального закона)
Субъект реализации права |
Основания |
Срок реализации права |
Решение избирательной комиссии |
Снятие кандидатом своей кандидатуры | |||
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения |
письменное заявление кандидата о снятии своей кандидатуры |
не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за 1 день до дня голосования |
если кандидат не был зарегистрирован - принимает решение об утрате им статуса кандидата (образец согласно приложению 7); если кандидат был зарегистрирован - принимает решение об аннулировании его регистрации |
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по единому (на должность главы муниципального образования), одномандатному (многомандатному) избирательному округу |
|
|
|
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением в составе списка кандидатов |
|
|
|
|
|
не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за 1 день до дня голосования |
принимает решение об исключении кандидата из списка кандидатов |
Отзыв кандидата, списка кандидатов, исключение кандидата из списка кандидатов | |||
Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата по единому (на должность главы муниципального образования), одномандатному (многомандатному) избирательному округу |
решение органа избирательного объединения, принявшего решение о выдвижении кандидата, об его отзыве |
не позднее чем за 5 дней до дня голосования |
если кандидат не был зарегистрирован - принимает решение об утрате им статуса кандидата; если кандидат был зарегистрирован - принимает решение об аннулировании его регистрации |
Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в составе списка кандидатов |
решение органа избирательного объединения, принявшего решение о выдвижении списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов |
не позднее чем за 15 дней до дня голосования |
принимает решение об исключении кандидата из списка кандидатов |
Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов |
решение органа избирательного объединения, принявшего решение о выдвижении списка кандидатов, об его отзыве |
не позднее чем за 5 дней до дня голосования |
принимает решение об аннулировании регистрации списка кандидатов |
Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. К указанным обстоятельствам законом может быть отнесено избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность (соответственно уровню выборов), предусмотренную Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение отозвать список кандидатов, понимается выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам (в том числе в связи со смертью) кандидатов, занимавших первые три места в списке кандидатов, или более чем 50 процентов кандидатов из списка кандидатов.
11. Основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов)
(ст. 76 Федерального закона)
11.1. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрации кандидата (списка кандидатов) аннулируется вышестоящей комиссией
1) в случае если кандидат при проведении одних и тех же выборов был зарегистрирован более чем в одном избирательном округе. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого;
Регистрации кандидата (списка кандидатов) аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов)
2) на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 Федерального закона;
3) в связи со смертью кандидата;
4) в случае утраты кандидатом пассивного избирательного права;
5) для кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением - на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения.
Для кандидата, выдвинутого иным общественным объединением - на основании решения соответствующего должностного лица или органа о приостановлении деятельности общественного объединения (если это решение не обжаловано или не признано судом незаконным) либо в случае ликвидации общественного объединения.
6) в случае, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов, превышает 50 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
11.2. Основания для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов)
Регистрации кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, а в отдельных случаях по заявлению прокурора, (избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу) в случаях:
1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 Федерального закона (для отказа в регистрации списка кандидатов - "а", "е", "ж", "и", "к" или "н" пункта 25 статьи 38 Федерального закона).
При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата (списка кандидатов), но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов);
2) использования кандидатом (избирательным объединением) в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
3) неоднократного использования кандидатом (руководителем избирательного объединения) преимуществ своего должностного или служебного положения;
4) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам (избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем), а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
5) злоупотребление кандидатом (избирательным объединением) свободой массовой информации, а также в случае нарушения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
6) неоднократного использования эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное кандидату (избирательному объединению) для размещения агитационных материалов в целях распространения призывов голосовать против кандидата (списка кандидатов), а также распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения к нему избирателей;
7) использования в выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых кандидатом (избирательным объединением) материалах призывов к экстремистской деятельности;
8) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
<< Приложение. Сведения |
Приложение 1. >> Подтверждение |
|
Содержание Постановление Избирательной комиссии Ставропольского края от 15 июля 2010 г. N 56/805 "О Методических рекомендациях о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.