В целях оказания методической помощи должностным лицам министерства финансов Ставропольского края в организации деятельности при возбуждении дел об административных правонарушениях приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по организации деятельности должностных лиц министерства финансов Ставропольского края при возбуждении дел об административных правонарушениях (далее - Рекомендации).
2. Должностным лицам министерства финансов Ставропольского края при возбуждении дел об административных правонарушениях руководствоваться настоящими Рекомендациями.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра финансов Ставропольского края Трошина С.П.
Первый заместитель председателя |
В.Г. Шаповалов |
Рекомендации
по организации деятельности должностных лиц министерства
финансов Ставропольского края при возбуждении дел
об административных правонарушениях
(утв. приказом министерства финансов
Ставропольского края от 17 мая 2010 г. N 49)
Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи должностным лицам министерства финансов Ставропольского края при выявлении, квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.9-5.11 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", совершенных в отношении средств бюджета Ставропольского края, а также составлении протоколов об административных правонарушениях (далее соответственно - Закон N 20-кз, бюджетные средства, административные правонарушения, протокол).
1. Общие положения
1.1. Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или Законом N 20-кз предусмотрена административная ответственность.
1.2. К административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст.ст. 5.9-5.11 Закона N 20-кз, привлекаются юридические лица и должностные лица.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное административное правонарушение виновное должностное лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Условия применения уголовной ответственности к должностным лицам установлены в федеральном нормативном акте - Уголовном кодексе Российской Федерации, административной - в Кодексе об административных правонарушениях, дисциплинарной - нормами Трудового кодекса, условия гражданско-правовой ответственности - положениями Гражданского кодекса
1.3. При выявлении повода к возбуждению дела об административном правонарушении должностное лицо министерства финансов Ставропольского края должно правильно определить круг и статус лиц (юридическое лицо, должностное лицо), подлежащих привлечению к административной ответственности.
Для подтверждения правового положения организации как юридического лица необходимо истребовать свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Типичными признаками отсутствия статуса юридического лица является отсутствие у организации своего ИНН и номера в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В этом случае необходимо истребовать положение о филиале, представительстве, структурном подразделении и устав (положение, учредительный договор) юридического лица, в котором предусмотрено наличие в его составе филиала, представительства, структурного подразделения. Филиал, представительство и структурное подразделение юридического лица не могут быть привлечены к административной ответственности. Дело об административном правонарушении возбуждается в отношении соответствующего юридического лица.
Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное таковым в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Полномочия должностного лица должны быть подтверждены соответствующим приказом (распоряжением, решением участников), учредительными документами организации, а в случае делегирования полномочий - соответствующей доверенностью.
Прекращение трудовых отношений с должностным лицом не исключает возможности возбуждения дела об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, если правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей, и не истек срок давности для привлечения к административной ответственности.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
1.4. Для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо установить, является ли юридическое лицо получателем бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Нельзя рассматривать в качестве получателя бюджетных средств юридическое или физическое лицо, получившее бюджетные средства в качестве оплаты по договорам гражданско-правового характера (например, по договору купли-продажи, подряда на выполнение работ, оказания услуг).
1.5. Учитывая, что наиболее значимыми доказательствами по делу об административном правонарушении являются документы и иные письменные доказательства, необходимо еще до начала непосредственных проверочных действий (экспертно-аналитических мероприятий) направить письменные запросы с требованием предоставить всю необходимую информацию и материалы по изучаемому вопросу.
2. Квалификация административных правонарушений
2.1. Для квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.9 Закона N 20-кз "Нецелевое использование средств бюджета Ставропольского края и средств местных бюджетов" необходимо установить следующие обстоятельства:
а) отнесение юридического лица к числу получателей бюджетных средств;
б) целевой характер бюджетных средств (например, Закон Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год, бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, бюджетная смета, государственное задание на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, а также другие документы, подтверждающие выделение средств из бюджета Ставропольского края либо подлежащие учету в бюджете Ставропольского края);
в) выделение бюджетных средств юридическому лицу;
г) расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения (договоры, платежные поручения, иные первичные документы).
Нецелевое расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств в сумме свыше 1 млн. 500 тыс. рублей является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2.2. Для квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.10 Закона N 20-кз "Нарушение срока возврата средств бюджета Ставропольского края и средств местных бюджетов, полученных на возвратной основе" необходимо установить следующие обстоятельства:
а) отнесение юридического лица к числу получателей бюджетных средств;
б) предоставление бюджетных средств на возвратной основе (например, указание в условиях предоставления бюджетных средств конкретной даты (срока, события), до наступления которой денежные средства должны быть перечислены в бюджет Ставропольского края);
в) отсутствие факта перечисления в бюджет Ставропольского края денежных средств по состоянию на первый рабочий (банковский) день после наступления срока исполнения обязательства по возврату бюджетных средств.
Нельзя квалифицировать по данной статье нарушение срока возврата денежных средств по кредитному договору с кредитной организацией, заключенным под государственную гарантию Ставропольского края, либо просрочку платежей по договору гражданско-правового характера, в соответствии с которым полученные денежные средства их получателем впоследствии должны быть направлены в бюджет Ставропольского края (например, платежи лизингополучателя по договору лизинга).
2.3. Для квалификации административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.11 Закона N 20-кз "Нарушение сроков перечисления платы за пользование средствами бюджета Ставропольского края и средствами местных бюджетов" необходимо установить следующие обстоятельства:
а) отнесение юридического лица к числу получателей бюджетных средств;
б) предоставление бюджетных средств на возмездной основе (например, указание в условиях предоставления бюджетных средств размеров платы и сроков платежей за пользование бюджетными средствами);
в) отсутствие факта перечисления в бюджет Ставропольского края денежных средств в виде платы за пользование бюджетными средствами по состоянию на первый рабочий (банковский) день после наступления срока исполнения обязательства по перечислению этих средств.
2.4. Если имеет место пропуск сроков совмещенных платежей (например, за пользование бюджетными средствами с возвратом основной суммы бюджетных средств, предоставленных на возмездной основе), то такое деяние должно квалифицироваться одновременно по ст. 5.10 и ст. 5.11 Закона N 20-кз. В этом случае целесообразно составлять протокол по каждому из выявленных фактов отдельно.
2.5. Только при установлении в совокупности всех обстоятельств по каждому виду административного правонарушения можно считать их достаточными для составления протокола.
3. Бланк протокола
3.1. Протокол оформляется на бланке по форме согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям. Бланки протоколов изготавливаются типографским способом.
3.2. Бланки протоколов подлежат учету, ответственному хранению, списанию по актам.
3.3. Бланки протоколов используются строго по назначению. Передача бланков протоколов сторонним лицам запрещается.
3.4. Верхнее поле протокола устанавливается границами бланка, левое поле - 3 см, правое не менее 1 см и нижнее - не менее 2 см.
3.5. Бланк протокола имеет следующие реквизиты:
Герб Ставропольского края в цветном исполнении;
наименование вида акта: протокол об административном правонарушении;
индекс (номер): после знака N ставится регистрационный номер по журналу учета протоколов об административных правонарушениях;
дата составления: оформляется словесно-цифровым способом и печатается от границы левого поля ниже реквизита "наименование вида акта".
3.6. Текстовые разделы на бланке протокола распечатывают по установленной форме с помощью компьютерной техники. Допускается заполнение текстовых разделов протокола вручную.
4. Порядок составления протокола
4.1. Протокол составляется должностным лицом министерства финансов Ставропольского края, непосредственно выявившим административное правонарушение.
4.2. Перечень должностных лиц министерства финансов Ставропольского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается приказом министерства финансов Ставропольского края (далее - должностные лица министерства финансов).
4.3. Протокол составляется немедленно после обнаружения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о должностном лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
4.4. О составлении протокола должностное лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, извещаются в установленном порядке путем вручения уведомления о составлении протокола об административном правонарушении лично либо направления по почте с уведомлением о вручении. Уведомление составляется по форме согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям.
4.5. В случае неявки должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
4.6. При составлении протокола должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Основными правами и обязанностями являются: право лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, делать замечания на протокол.
4.7. Протокол должен иметь регистрационный номер, который присваивается ему при составлении. Регистрационный номер в виде трехзначной цифры протокола проставляется нумератором.
Протокол регистрируется в журнале учета протоколов об административных правонарушениях, который ведется отделом делопроизводства министерства финансов по форме согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям. Журнал учета протоколов об административных правонарушениях должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью отдела делопроизводства министерства финансов.
4.8. В протоколе в обязательном порядке указываются:
дата и место его составления;
должность, фамилия и инициалы должностного лица министерства финансов, составившего протокол;
сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели;
место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Закона N 20-кз, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
объяснения должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
иные сведения, необходимые для разрешения дела.
4.9. Формулировка квалификации административного правонарушения должна четко соответствовать номеру и диспозиции соответствующей статьи Закона N 20-кз.
4.10. Для заполнения протокола необходимо иметь официальные данные о лице, в отношении которого составляется протокол, поэтому такие сведения целесообразно получать: в отношении юридического лица - в бухгалтерии самой организации (в случае непредставления такой информации - в налоговой инспекции, ведущей государственный реестр юридических лиц), в отношении должностных лиц - в бухгалтерии или отделе кадров по месту их работы (в случае непредставления такой информации - в справочной адресной службе органов внутренних дел).
4.11. В протоколе необходимо указать кроме объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, показания свидетелей (если таковые имеются). Эти объяснения либо показания могут прилагаться к протоколу, о чем делается отметка в перечне прилагаемых материалов.
4.12. Записи в протоколе должны осуществляться на русском языке разборчиво, без исправлений, орфографических и грамматических ошибок, неупотребляемых сокращений, слов и выражений, не свойственных официальному стилю.
4.13. Должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в протоколе.
4.14. Протокол подписывается должностным лицом министерства финансов, должностным лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола, в протоколе делается соответствующая запись.
4.15. Копия протокола вручается под расписку должностному лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, о чем делается отметка в протоколе.
4.16. В зависимости от квалификации административного правонарушения к протоколу прилагаются копии документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 2.1, 2.2 и 2.3, а также копия акта по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, составленного по форме согласно Административному регламенту проведения проверок, утвержденному приказом министерства финансов Ставропольского края от 21 октября 2009 г. N 93 (далее - копии документов и материалов).
Копии документов и материалов заверяются полистно или после прошивки в месте заклейки сшивной нити. При заверении делается надпись "Копия верна", указывается наименование должности, фамилии и инициалы заверяющего лица, ставится его подпись. На подпись ставится круглая (негербовая) печать "Министерство финансов Ставропольского края. Отдел делопроизводства", предназначенная для заверения копий документов. Оттиск печати должен захватывать часть наименования должности лица, заверившего копии документов и материалов.
Нормативные правовые акты и выдержки из них не заверяются.
К копии протокола, предназначенного для лица, в отношении которого составлен протокол, копии документов и материалов не прилагаются.
5. Порядок направления протокола мировому судье
5.1. Протокол направляется мировому судье в течение трех суток со дня составления протокола. К протоколу прикладываются копии документов и материалов, а также сопроводительное письмо, подписанное заместителем министра финансов Ставропольского края, курирующим соответствующие вопросы.
5.2. Протокол, копии документов и материалов, а также сопроводительное письмо передаются мировому судье непосредственно должностным лицом министерства финансов, составившим протокол, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
См. данную форму в редакторе Microsoft Word
Приложение 1
по организации деятельности
должностных лиц министерства
финансов Ставропольского края
при возбуждении дел
об административных
правонарушениях
Протокол
об административном правонарушении
"___"__________201__ г. |
|
_________________________________ |
|
|
место составления протокола |
Мною, _____________________________________________________________________
должность, фамилия и инициалы должностного лица
____________________________________________________________________ ______
министерства финансов Ставропольского края,
____________________________________________________________________ _____,
составившего протокол об административном правонарушении
в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлен настоящий протокол о том, что при осуществлении __________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ______
указать обстоятельства, позволившие обнаружить
административное правонарушение
____________________________________________________________________ _____
"___"___________200__ г. в _____ час. _____ мин.
____________________________________________________________________ _____
место совершения правонарушения, событие
административного правонарушения,
____________________________________________________________________ _____
нарушенные статьи Закона Ставропольского края
от 10 апреля 2008 г. N 20-кз
____________________________________________________________________ _____
"Об административных правонарушениях в Ставропольском крае"
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
что подтверждается следующими доказательствами: __________________________
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
Таким образом, ___________________________________________________________
для юридического лица, привлекаемого
____________________________________________________________________ _____
к административной ответственности, - полное наименование,
место нахождения, номер, дата выдачи свидетельства о внесении
____________________________________________________________________ ______
в единый государственный реестр ИНН, банковские реквизиты;
____________________________________________________________________ _____
для должностного лица, привлекаемого к административной
ответственности, - фамилия, имя, отчество,
____________________________________________________________________ _____
занимаемая должность, место работы, адрес места регистрации
(места жительства), серия, номер, дата выдачи документа,
____________________________________________________________________ _____
удостоверяющего личность, название органа, выдавшего документ
совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей (статьями) _________ Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
Привлекалось ли ранее данное юридическое лицо (должностное лицо) к административной ответственности _______________________________________________.
Свидетели (если таковые имеются):
____________________________________________________________________ ____
фамилия, имя, отчество, адрес места жительства свидетеля
____________________________________________________________________ _____
Иные сведения, необходимые для разрешения дела ___________________________
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, мне разъяснены: ___
____________________________________________________________________ _____
(подпись лица, в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении
(его законного представителя)
Объяснения и замечания по содержанию протокола законного представителя юридического лица (должностного лица), в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении ________________________________________________
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
Подпись законного представителя юридического лица (должностного лица), привлекаемого к административной ответственности __________________________________
К настоящему протоколу прилагаются: ________________________________________
____________________________________________________________________ _____
____________________________________________________________________ _____
указать документы, прилагаемые к протоколу
Подпись должностного лица министерства финансов, составившего настоящий протокол ________________________________________________________________________
(должность, подпись, инициалы и фамилия)
С протоколом ознакомлен и копию настоящего протокола получил
"___"___________201__ г. ____________________________________________________
подпись законного представителя
юридического лица (должностного лица),
____________________________________________________________________ _____
в отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении
Примечание: при отказе подписать протокол об этом делается соответствующая запись в протоколе.
См. данную форму в редакторе Microsoft Word
Приложение 2
по организации деятельности
должностных лиц министерства
финансов Ставропольского края
при возбуждении дел
об административных
правонарушениях
|
__________________________________ |
|
наименование юридического лица/ФИО должностного лица, занимаемая должность |
|
_______________________________________ |
|
адрес юридического лица/должностного лица |
Уведомление
о составлении протокола об административном правонарушении
Настоящим уведомляю, что в отношении _______________________________________
____________________________________________________________________ ______
наименование юридического лица/замещаемая должность,
ФИО должностного лица
возбуждается производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст._____ Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
В связи с этим, _____________________________________________________________
законному представителю юридического
лица/должностному лицу
необходимо явиться для дачи объяснений по факту правонарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении.
Составление протокола состоится _____________________________________________
дата, время
в помещении министерства финансов Ставропольского края в кабинете N ___________
по адресу: _________________________________________________________________.
При себе необходимо иметь:
- документы, удостоверяющие полномочия законного представителя юридического лица (должностного лица), его служебное положение.
- документ, удостоверяющий личность.
Должность |
подпись |
фамилия, инициалы должностного лица министерства финансов Ставропольского края |
См. данную форму в редакторе Microsoft Word
Приложение 3
по организации деятельности
должностных лиц министерства
финансов Ставропольского края
при возбуждении дел
об административных
правонарушениях
Журнал
учета протоколов об административных правонарушениях
Порядковый регистрационный номер и дата составления протокола об административном правонарушении |
ФИО составившего протокол об административном правонарушении |
Место совершения правонарушения |
ФИО должность, место работы лица, привлекаемого к административной ответственности |
Наименование юридического лица, привлекаемого к административной ответственности |
Статья совершенного правонарушения согласно Закону Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 17 мая 2010 г. N 49 "Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности должностных лиц министерства финансов Ставропольского края при возбуждении дел об административных правонарушениях"
Текст приказа официально опубликован не был