1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2012 год.
2. Министерству финансов Ставропольского края формирование бюджета Ставропольского края и построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2012 год осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2012 год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой бюджетной политики Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2012 год учитывать установленные приоритетные направления использования средств бюджета Ставропольского края.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Шаповалова В.Г.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
В.В. Гаевский |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2012 год
(утв. распоряжением Правительства Ставропольского края
от 20 июля 2011 г. N 274-рп)
I. Основные положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2012 год сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. N 221-рп, Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 г. N 481-рп, и определяют основные подходы к формированию консолидированного бюджета Ставропольского края на 2012 год (далее соответственно - Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, консолидированный бюджет края).
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ставропольского края см. статью 16 Закона Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. N 59-кз "О бюджетном процессе в Ставропольском крае"
См.:
Приказ Министерства финансов Ставропольского края от 15 сентября 2011 г. N 188 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию доходов и бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края"
II. Основные направления налоговой политики
Ставропольского края на 2012 год
Налоговая политика Ставропольского края в 2012 году (далее - налоговая политика) будет ориентирована на мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала исходя из позитивных структурных изменений в экономике Ставропольского края. В связи с этим основными направлениями налоговой политики являются:
обеспечение сбалансированности бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) и бюджетов муниципальных образований Ставропольского края (далее - местные бюджеты) посредством увеличения доходной части консолидированного бюджета края;
совершенствование налогового администрирования;
оптимизация налоговых льгот и установление экономически обоснованных ставок по региональным налогам, установленным законодательством Ставропольского края (далее - региональные налоги);
О налогах и сборах, зачисляемых в бюджет Ставропольского края и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Ставропольского края, см. справку
усиление инвестиционной и инновационной направленности экономического развития Ставропольского края;
повышение заинтересованности муниципальных образований Ставропольского края в развитии собственной налоговой базы.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края в 2012 году следует продолжить работу по:
проведению заседаний межведомственных комиссий по совершенствованию методов контроля за легализацией "теневой" заработной платы;
выявлению лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по отдельным видам деятельности;
осуществлению контроля за постановкой на налоговый учет всех организаций и предпринимателей, заключивших государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на территории Ставропольского края;
координации действий органов исполнительной власти Ставропольского края с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов.
Дополнительные поступления неналоговых доходов в краевой бюджет за счет средств, полученных от использования государственной собственности Ставропольского края, должны быть обеспечены путем повышения эффективности управления государственными активами.
Одной из основных задач налоговой политики на 2012 год является повышение точности прогнозирования поступления доходов в консолидированный бюджет края. Обеспечение качественного планирования доходной части краевого бюджета и местных бюджетов должно быть достигнуто за счет повышения уровня ответственности главных администраторов налогов, сборов и других обязательных платежей за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет края.
В целях повышения реалистичности расчета доходов бюджета края необходимо повысить надежность основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Ставропольского края.
При определении общих параметров объема доходной части краевого бюджета и местных бюджетов на 2012 год должны быть учтены следующие особенности:
зачисление в полном объеме в краевой бюджет поступлений от акцизов на нефтепродукты, подлежащих распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, и транспортного налога;
индексация всех специфических ставок акцизов по подакцизным товарам;
изменение норматива отчислений акцизов на нефтепродукты, подлежащих распределению в краевой бюджет, с 70 до 77 процентов;
зачисление с 01 января 2012 года доходов от государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приемом квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами, в федеральный бюджет;
поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в Ставропольском крае, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по ставке 15 процентов;
изменение единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет, в связи с образованием дорожного фонда Ставропольского края и дальнейшим разграничением полномочий между различными уровнями публично-правовых образований.
Кроме того, при прогнозировании объема доходов краевого бюджета и местных бюджетов необходимо учесть сокращение объема неналоговых доходов, связанного с прекращением зачислений в краевой бюджет и местные бюджеты доходов от оказания платных услуг бюджетными учреждениями Ставропольского края и автономными учреждениями Ставропольского края.
Особое внимание должно быть направлено на проведение анализа практики применения и администрирования налоговых льгот и ставок по региональным налогам. В 2012 году будет продолжена работа по сокращению налоговых преференций по региональным налогам на основе оценки эффективности их предоставления и установлению ставок по региональным налогам с учетом проведения сравнительного межрегионального анализа.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата на территории Ставропольского края будет проводиться работа по:
осуществлению мониторинга инвестиционной деятельности в Ставропольском крае в целях накопления и систематизации информации об инвестиционных процессах;
совершенствованию нормативной правовой базы Ставропольского края, регулирующей инвестиционную деятельность в Ставропольском крае;
разработке механизмов стимулирования инновационной активности предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, и формированию имиджа Ставропольского края как территории инновационного развития.
См. Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 13-кз "Об инновационной деятельности в Ставропольском крае"
Для стимулирования деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, направленной на экономическое развитие муниципальных образований Ставропольского края, увеличение налогооблагаемой базы и эффективное использование муниципальной собственности, необходимо продолжить разработку новых и совершенствование действующих способов расчета налогового потенциала муниципальных образований Ставропольского края.
III. Основные направления бюджетной политики
Ставропольского края на 2012 год
При разработке основных направлений бюджетной политики Ставропольского края на 2012 год (далее - бюджетная политика) учтены дальнейшее разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями и выделение в структуре расходов краевого бюджета дорожного фонда Ставропольского края, создаваемого во исполнение требований законодательства Российской Федерации.
Основными задачами бюджетной политики на 2012 год являются:
создание условий для роста доходов населения Ставропольского края, в первую очередь на основе повышения заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений Ставропольского края (далее - учреждения бюджетной сферы);
исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением Ставропольского края с учетом необходимости корректировки численности получателей мер социальной поддержки и обеспечения адресности их предоставления;
сохранение преемственности определенных ранее приоритетов расходования бюджетных средств.
Дальнейшее разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями, обусловленное изменениями законодательства Российской Федерации, привело к изменению объема и структуры расходов краевого бюджета.
Во-первых, в рамках поэтапного перевода финансирования здравоохранения Ставропольского края на преимущественно одноканальное финансирование - через систему обязательного медицинского страхования - с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году средства, ранее предусматриваемые в объеме расходов местных бюджетов на оказание медицинской помощи, будут учтены в расходах краевого бюджета, что приведет к увеличению его объема на 2 615,5 млн. рублей.
Во-вторых, в связи с передачей финансового обеспечения полиции на федеральный уровень в 2012 году будут сокращены количество и объем субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на исполнение ряда региональных полномочий, а также осуществлена передача ряда федеральных расходных обязательств на региональный уровень. По прогнозным расчетам объем передаваемых расходных полномочий будет равен объему расходов краевого бюджета на финансирование милиции общественной безопасности в 2011 году. Однако более точный их объем будет определен после принятия окончательного решения по перечню передаваемых расходных обязательств, что может привести к необходимости выделения дополнительных расходов краевого бюджета на указанные цели.
Необходимость обеспечения согласованности направлений бюджетной политики с направлениями бюджетной политики, принятой на федеральном уровне, динамика роста оплаты труда в реальном секторе экономики Ставропольского края обуславливают необходимость существенного увеличения расходов консолидированного бюджета края на оплату труда работников учреждений бюджетной сферы. Сроки и размер увеличения оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2012 году будут определены с учетом решений, принимаемых на федеральном уровне в отношении работников федеральных бюджетных учреждений.
Кроме того, необходимо осуществить досчет базового фонда оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, связанного с его ростом с 01 июня 2011 года и с 01 октября 2011 года на 6,5 процента. Досчет базового фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Ставропольского края и медицинских работников лечебных учреждений Ставропольского края, не участвующих в реализации мероприятий краевой Программы модернизации здравоохранения в Ставропольском крае на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 04 апреля 2011 г. N 113-п, должен учитывать повышение фонда оплаты труда указанных категорий работников с 01 сентября 2011 года на 28,5 процента и с 01 октября 2011 года - на 15 процентов.
При этом при определении размера фонда оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы необходимо учесть снижение с 01 января 2012 года суммарной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34,2 до 30,2 процента в соответствии с предполагаемыми изменениями законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
Прогнозный объем расходов на оплату труда работников учреждений бюджетной сферы в 2012 году, помимо изложенных подходов, должен также учитывать особенности его формирования в отношении отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы.
В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Ставропольском крае планируется довести в IV квартале 2012 года среднемесячную заработную плату учителей общеобразовательных учреждений Ставропольского края до уровня среднемесячной заработной платы работников в реальном секторе экономики Ставропольского края, сложившегося в I квартале 2012 года. При недостаточности планируемых объемов расходов на указанные цели дополнительные средства должны быть выделены в ходе исполнения краевого бюджета в 2012 году.
Кроме того, необходимо предусмотреть повышение заработной платы среднего медицинского персонала учреждений дошкольного и общего образования на 50 процентов.
Введение новых систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в 2008 году с учетом поэтапного, начиная с 2008 года, увеличения минимального размера оплаты их труда не привело к планируемой дифференциации в оплате труда воспитателей детских дошкольных учреждений и работников учреждений социальной защиты Ставропольского края по сравнению с теми работниками указанных учреждений, чей размер заработной платы составляет законодательно установленный минимум. Поэтому при формировании расходов краевого бюджета и местных бюджетов на 2012 год необходимо предусмотреть средства на увеличение оплаты труда указанных категорий работников.
Реализация указанных подходов обуславливает увеличение объема расходов консолидированного бюджета края по сравнению с 2011 годом на 3 078,9 млн. рублей. При этом доля расходов на оплату труда работников учреждений бюджетной сферы в структуре расходов консолидированного бюджета края составит 29,1 процента.
Однако повышение качества и уровня жизни граждан, работающих в учреждениях бюджетной сферы, невозможно достичь путем увеличения окладов, ставок, фонда оплаты труда в целом. Необходимо проведение структурных преобразований системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы: "точечное" повышение оплаты труда отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы отражает низкое качество существующих отраслевых систем оплаты труда в Ставропольском крае. Совершенствование системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы должно быть увязано с оптимизацией структуры занятости и резким усилением роли выплат стимулирующего характера для конкретных работников.
Традиционным приоритетом проводимой бюджетной политики является исполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением Ставропольского края в соответствии с требованиями законодательства Ставропольского края. В связи с чем в 2012 году необходимо скорректировать объем указанных расходов с учетом численности получателей мер социальной поддержки, обеспечивая адресность их предоставления, а также проиндексировать размеры конкретных социальных выплат с учетом уровня инфляции на 6 процентов, планируемого роста тарифов на коммунальные услуги для населения в размере 12,3 процента. В результате общий объем расходов консолидированного бюджета края на указанные цели увеличится прогнозно на 516,4 млн. рублей и достигнет 8 810,0 млн. рублей, а доля расходов, направляемых на обеспечение социальных выплат населению, составит в 2012 году 12,3 процента.
С целью нивелирования инфляционного роста цен на продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, а также тарифов на коммунальные услуги, потребляемые учреждениями бюджетной сферы, сохранения материальной наполняемости указанных расходов необходимо при прогнозировании объема расходов консолидированного бюджета края осуществить индексацию указанных расходов на 6 и 15 процентов соответственно.
Одной из основных задач Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года является обеспечение взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования. Одним из способов достижения указанной цели является обеспечение преемственности определенных ранее приоритетов расходования бюджетных средств. Одним из таких приоритетов в среднесрочной перспективе остается модернизация системы здравоохранения Ставропольского края.
В целях выполнения условий Соглашения Правительства Ставропольского края с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о финансовом обеспечении региональной Программы модернизации здравоохранения Ставропольского края на 2011-2012 годы предлагается дополнительно выделить из краевого бюджета средства в объеме более 200 млн. рублей. Указанные средства будут направлены на укрепление материально-технической базы лечебных учреждений Ставропольского края, внедрение стандартов оказания медицинской помощи населению Ставропольского края, что позволит повысить качество предоставления медицинских услуг.
Кроме того, для поэтапного перевода финансирования здравоохранения Ставропольского края на преимущественно одноканальное финансирование - через систему обязательного медицинского страхования - необходимо продолжить увеличение размера подушевых нормативов финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи, обеспечивая достижение в среднесрочном периоде значения указанных нормативов, устанавливаемых на федеральном уровне.
Развитие транспортной инфраструктуры Ставропольского края остается одним из приоритетов бюджетной политики, определяемых в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года. Создание дорожного фонда Ставропольского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации позволяет в 2012 году увеличить более чем в два раза объем расходов в Ставропольском крае на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог общего пользования. Учитывая необходимость приведения в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования муниципального значения, а также отсутствие законодательно закрепленного источника формирования доходов муниципальных дорожных фондов, в 2012 году необходимо обеспечить предоставление субсидий местным бюджетам на проведение мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции муниципальных дорог с одновременным установлением целевых показателей использования указанных средств для конкретного муниципального образования Ставропольского края.
Необходимо продолжить поэтапное создание в Ставропольском крае государственной пожарной службы, для чего в объеме расходов краевого бюджета должны быть учтены дополнительные средства на ее развитие и создание соответствующей материально-технической базы.
Повышение эффективности использования бюджетных средств остается одной из основных задач бюджетной политики.
С 01 января 2012 года завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг. Для обеспечения стабильности функционирования учреждений бюджетной сферы органам исполнительной власти Ставропольского края необходимо своевременно сформировать государственные задания для бюджетных учреждений Ставропольского края и автономных учреждений Ставропольского края, утвердить нормативы их финансового обеспечения. Аналогичная работа должна быть проведена и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.
Органами исполнительной власти Ставропольского края должен быть установлен особый контроль за полнотой и своевременностью исполнения мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года. Не позднее 01 апреля 2012 года должны быть утверждены программы органов исполнительной власти Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности, что позволит внедрить в полном объеме программно-целевой принцип организации их деятельности. Указанные программы станут основой формирования "программного" краевого бюджета на 2013 год.
IV. Построение межбюджетных отношений
С 01 января 2012 года вступают в силу внесенные в законодательство Российской Федерации изменения, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области охраны здоровья граждан, которые предусматривают передачу вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это требует соответствующего перераспределения источников доходов между краевым бюджетом и местными бюджетами.
Значительную долю в межбюджетных трансфертах продолжают занимать субсидии и субвенции, передаваемые местным бюджетам. Огромная работа по сокращению объема субсидий, их укрупнению уже проведена. Однако необходимо и дальше усиливать значимость выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ставропольского края по сравнению с субсидированием, обеспечивая право органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на принятие самостоятельных решений по определению направлений использования бюджетных средств.
Кроме того, для обеспечения более ритмичного освоения бюджетных средств в течение 2012 года необходимо основную долю субсидий распределять между местными бюджетами до его начала, после принятия закона Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2012 год".
В настоящее время около 34 процентов объема расходов местных бюджетов занимают субвенции, передаваемые для исполнения государственных полномочий Ставропольского края, что составляет в абсолютном выражении в 2011 году 13 906,6 млн. рублей. Необходимость управления столь большим объемом бюджетных средств, принятие управленческих решений в ходе исполнения переданных полномочий может привести к снижению эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по решению вопросов местного значения. В связи с чем органам исполнительной власти Ставропольского края необходимо в 2012 году проанализировать перечень передаваемых полномочий, разработать предложения по принятию управленческих решений, изменяющих схему реализации указанных полномочий, а также выработать предложения по корректировке законодательства Российской Федерации, регулирующего данную сферу деятельности. Кроме того, необходимо продолжить работу по укрупнению субвенций, предоставив право органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края самостоятельно определять объемы расходов по разным направлениям в пределах одной субвенции.
V. Основные направления долговой политики Ставропольского края
По состоянию на 01 июля 2011 года краевой бюджет имеет долговые обязательства на сумму 5 350,1 млн. рублей, из них: кредиты, предоставленные из федерального бюджета, - 2 209,2 млн. рублей; банковские кредиты - 2 647,6 млн. рублей; предоставленные государственные гарантии Ставропольского края - 493,3 млн. рублей.
При этом прогнозируемый объем расходов краевого бюджета с учетом изложенных подходов не обеспечен в полном объеме доходными источниками, что приведет к образованию дефицита краевого бюджета в 2012 году. Наличие дефицита краевого бюджета в течение последних трех лет, осуществление заимствований для проведения расходов текущего характера, и, как следствие, ежегодное увеличение их объема в среднесрочной перспективе могут привести к "вымыванию" инвестиционной составляющей в расходах краевого бюджета.
В сложившихся условиях задачами в области долговой политики Ставропольского края в 2012 году являются:
снижение объема государственного внутреннего долга Ставропольского края и расходов на его обслуживание;
минимизация размера дефицита краевого бюджета;
своевременное исполнение долговых обязательств.
Для достижения указанных целей в 2012 году будет проведен следующий комплекс мероприятий:
направление сверхплановых доходов краевого бюджета исключительно на погашение долговых обязательств и (или) сокращение объема планового дефицита краевого бюджета;
осуществление краткосрочных и среднесрочных заимствований в целях финансирования дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств Ставропольского края;
осуществление планового бюджетного финансирования за счет временно свободных денежных средств на едином счете краевого бюджета, что позволит сократить срок пользования кредитными ресурсами и, соответственно, снизить расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Ставропольского края;
проведение мониторинга полноты использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета для своевременного принятия решения о направлении невостребованных бюджетных ассигнований на сокращение объема государственного внутреннего долга Ставропольского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ставропольского края от 20 июля 2011 г. N 274-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2012 год"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края www.stavregion.ru